(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

ЕЛЕНА РЕРИХ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ

автор: Наталия Спирина
дата: 13 февраля 1999 г.
Аудиозапись: Н.Д.Спирина - 1999.02.13 Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерихов (12:24)
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-1999


Выступление на «круглом столе», посвящённом дню рождения Е.И.Рерих

Сегодня мы чтим память той, которая, по решению Великого Учителя, «будет именоваться Матерью Агни Йоги»1. Что такое Агни Йога? По определению академика Александра Леонидовича Яншина, Агни Йога, или Учение Живой Этики, есть «мировая этическая система». Это не религия, это именно система, в которой этические законы систематизированы и изложены в чёткой, доступной человеку форме. Именно Елена Ивановна Рерих принесла огонь этого Учения людям.

В прекрасных символах на полотнах Николая Рериха отражены труды Матери Агни Йоги.

На картине «Капли жизни» на выступе скалы, на фоне снежных вершин, сидит женщина в золотом одеянии. Она собирает в кувшин капли жизни — капли мудрости и знания, льющиеся из высокогорного источника. В глубоком раздумье смотрит она вниз, на землю, куда принесёт она эту собранную ею жизненосную влагу.

Две картины Н.К.Рериха под названием «Агни Йога» (диптих). На первой из них изображена прекрасная женщина в предутренних сумерках, сидящая в позе лотоса на выступе скалы. У неё две ауры: одна — вокруг головы — изумрудного цвета, и вторая — вокруг всей фигуры — сложная, многоцветная, окаймлённая розовым светящимся кругом. Внутри её ауры горит язычок пламени, который она готовится принести людям.

На второй картине этого диптиха — на синей, омытой водами Нового Мира скале стоит женская фигура, держащая в протянутой всему миру руке розовый язычок пламени. А кругом высятся такие же синие, острые скалы нарождающейся небывалой Новой Эпохи. Приближается рассвет.

Что было бы, если бы эта женщина так самоотверженно не принесла этот огонёк нам, ведь держать огонь на ладони совсем не легко и стоять на наклонном выступе скалы среди океана совсем не просто?!

Восходит из лона морского
Омытая новая твердь...
Рождение мира иного
Даруется ныне узреть.

И Матерь к урочному сроку
Невиданно дивной Зари
Возносит в руке Агни Йогу
Для девственно чистой Земли.

		Н.Д.Спирина. Агни Йога

Следующая картина имеет два названия: «Держательница Мира» и «Камень несущая». На фоне горных вершин, с Белухой вдалеке, стоит стройная царственная женская фигура, держа в полуприкрытой плащом руке ларец. В этом ларце находится камень, данный Рерихам Великим Учителем. Именно о нём сказано в книге «Зов»: «Камень драгий, единый, благостью в жизни сохраните»2.

Этот камень — талисман Нового Мира, и в нём заключена судьба будущего человечества. Этот же ларец держит в руках Николай Константинович на портрете Святослава Рериха, и его же, окружённого сиянием, осторожной горной поступью несёт вниз, к людям, мудрый конь на картине Николая Рериха «Сокровище Мира — Чинтамани».

По камням неровным, скользким, острым, 
По ущельям узким и глухим, 
Вдоль обрывов в бездну, осторожной 
Горной поступью идёт один

Белый конь. Несёт он бережливо 
Вниз, во тьму, в густой лиловый мрак, 
Светоч мира, данный на Вершинах, 
Камень, заповеданный в веках.

Лики скал дивятся каменело 
В напряжённой гулкой тишине 
Огне-голубому озаренью, 
Проплывающему на коне.

Отблеск зорь грядущего восхода 
В пламени Сокровища горит 
Долгожданного. Во тьму народов 
Послан белый огненный Магнит.

		Н.Д.Спирина. Сокровище Мира

Следующая картина — «Ведущая». На эту тему Николай Константинович написал несколько вариантов картин. Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему. Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ["Ведущая"]. Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги»3.

Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.

«Сам Вышел». К высокому берегу, на котором виднеется храм, приближается ладья. На ней стоит в молитвенном устремлении женщина, к которой спускается по воздуху в окружении огромной светоносной ауры Великий Учитель. В нём угадываются черты Преподобного Сергия Радонежского. По её пламенным сердечным молитвам нисходит Он к ней.

Как пред иконою свеча, 
Стоишь ты перед Ним...
Всю жизнь дышала и жила 
Ты только Им Одним.

Вся жизнь твоя — века, века — 
По сердцу пройдена, 
И лишь Ему, лишь Одному 
Навеки отдана.

Всегда, поверх земной судьбы, 
К Нему стремилась ты;
Им наполнялись и цвели 
Заветные мечты.

Он был как солнце для тебя, 
Как воздух, как вода,
Как тёмной ночью кораблю 
Ведущая звезда.

В Нём крепость мужества была
И силы остриё;
Улыбка, радость и покой,
И знание твоё...

И для тебя являлся Он 
Началом и Концом; 
Единым истинным твоим 
Космическим Отцом.

Ты видела Его во всём; 
И спрятать не могли 
От взора сердца свет Его 
Все миражи земли.

Ты с Ним прошла через костёр, 
В тюрьме Он был с тобой, 
В глухих стенах монастыря 
Он видел подвиг твой.

Ты устремлялась на врагов 
Сверкающим мечом, 
В Его лучи облечена 
И под Его щитом.

Ты ждать умела — и ждала 
В работе и в бою 
За новый мир, за светлый Град, 
За Родину свою.

И вот теперь твой лёгкий чёлн 
Домчал тебя туда, 
Где негасимая горит 
Ведущая Звезда.

Сам Вышел... Всё, что было — сон, 
Мгновенно прожитой... 
А есть лишь ОН, и только ОН 
Стоит перед тобой.

Земля исчезла... Тела нет... 
Лишь сердце, как костёр... 
И над тобой Лучи Его —
Пылающий шатёр.

Сам Вышел... Завершился путь 
Всей жизни — Им Одним.
....................................
Как пред иконою свеча, 
Горишь ты перед Ним!

		Н.Д.Спирина. Сам Вышел

Переходим к полотнам Святослава Николаевича. На картине «И мы приближаемся» воспроизводится та же ладья и та же женская фигура в молитвенной позе. Но здесь она ещё только приближается по нефритовой глади горного озера, мимо гряды громадных грозных скал, к ослепительному сиянию далёких священных гор.

Уйдём туда, где нет конца,
Уйдём туда, где нет начала,
В тот Мир, где нас всегда встречала
Любовь Единого Отца
И где в ответ на Солнца Свет
Восторгом сердце отвечало.

			Н.Д.Спирина. Капли

Святослав Рерих был великий, исключительный портретист. В портретах, созданных им, он умел превосходно передать не только внешнее сходство, но и духовное содержание портретируемого. Он оставил нам несколько бесценных портретов своей матери.

На портрете с тем ларцом, о котором мы уже говорили, изображена женщина удивительной красоты, от которой невозможно оторвать глаз. В ней всё прекрасно, начиная от высокой пышной причёски, где седина воспринимается как языки пламени, и кончая дивной красоты точёными руками. А в бездонной глубине её огромных глаз таится мудрость и скорбь. Так же прекрасен и другой её портрет, в белом.

И совсем недавно мы нашли в книге Зинаиды Григорьевны Фосдик «Мои Учителя» графический портрет Елены Ивановны Рерих. Её состояние на этом портрете погружает в глубины Мудрости.

			Великое сердце

						Матери Агни Йоги

Великое Сердце — вместилище огненных сил;
Носитель его всю планету в себе заключил.
Червонный доспех окружает твердыню огня.
В том сердце
		     все зёрна грядущего Нового Дня. 
Великое Сердце, как знамя, всегда впереди;
Оно открывает врата.
				Услыхавший — приди!

	Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

13 февраля 1999 г.


1 Агни Йога. Заключение.
2 Листы Сада Мории. Зов. 24.03.20.
3 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 17.08.1934.



Назад в раздел : ОТБЛЕСКИ
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае