(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 30 апреля 1995 г.

дата: 30 апреля 1995 г.


Сегодня на «круглом столе» перед концертом рассказали о композиторе А.Н. Скрябине, и это очень помогло восприятию его музыки. Хочется, чтобы эта традиция была продолжена.

Сегодня с успехом это прошло. Было дано развёрнутое объяснение, и это приблизило людей к Скрябину. Это очень много значит. Главное, что это всё было дано через Живую Этику. Это и отличает нас от обычных музыкальных кружков или секций. Мы работаем только на основе Живой Этики, а иначе мы не будем Рериховским обществом. Начало этому положено, и это можно развивать.

 

Наши «квадратные столы», помимо всех новшеств и всех новых мероприятий, каждый раз очень важны тем, что мы все чувствуем себя, я так надеюсь, не отдельными Обществами, а одной общиной. Пора начинать думать об Общине Мира. Слово «община» звучит в пространстве, особенно с этого года. «Без общины Земля жить не может». Всё начинается с малого. Вот сегодня приехало пятнадцать членов нашей общины. Мы не говорим «разных Обществ», и если мы это почувствуем и будем осуществлять в сердце, то, как говорит Учитель, «Нам легче помогать, когда имеется дружное единение» (Надземное, 385). Значит, чувствуя себя единым организмом, единой общиной, мы можем больше рассчитывать на Помощь Свыше, на Луч, который посылается нам в наш круг, потому что мы так воспринимаем наши встречи с членами единой нашей семьи, единой общины. Помимо родства кровного, сказано, надо уметь заменять его родством духовным. Вы знаете, что кровное — это на одну жизнь, а духовное — это, может быть, на беспредельность, если мы останемся на тех же позициях, не отойдём. А позиция наша, база наша, основа — это Живая Этика. И те, кто считает, что она уже устарела, просто не понимают, что мы только приступаем к её изучению, что она дана на всю Эпоху. Я столько лет читаю книги и каждый раз для своих «Слов» нахожу какие-то новые ракурсы, новые подходы, что-то высвечивается новое в Живой Этике. Нужно идти от сложного к простому и стараться это проводить в нашей повседневной жизни, только тогда мы двинемся. Никакое теоретизирование нам уже не поможет, никакие медитации, концентрации и всякие магические приёмы — это всё в прошлом, это всё мы оставляем тем, кто ничем другим заниматься не может. А для нас — самое простое, то, что говорится о повседневной жизни, как себя вести в ней. И главное — это взаимоотношения, они сейчас играют решающую роль, и мы подвинемся колоссально в наших успехах, когда будем все едины. И вы, наверное, это тоже чувствуете и понимаете. Если у нас что-то в коллективе получается, то потому, что мы единодушны. А мы хотим этот коллектив расширить на все Общества, которые входят в нашу общину.

Если люди изучают Учение пять-семь лет, это всё равно только начало?

Всегда только начало.

Когда обсуждаются какие-то дела или проведение мероприятий, то меньшинство видит более правильное решение, но вынуждено подчиниться большинству. Иногда даже итог проведённого мероприятия не даёт большинству осознать, что можно было бы это мероприятие провести лучше. И эта проблема непонимания, я думаю, в других Обществах тоже есть. Как быть меньшинству в данном случае?

С этой проблемой и ко мне, и к нам приезжают часто. Какая-то часть Общества понимает, как надо, очень крепко держится за Основы, стоит на фундаменте Живой Этики, а другая часть актива делает то, что вы сейчас нам рассказали. И тогда эта небольшая часть объединяется между собой, они начинают привлекать единомышленников, может быть, даже свои мероприятия проводить, и в конце концов бразды правления переходят в их руки. И надо разъяснять остальным ваши соображения, что это может быть неэффективно. Эффектно, но неэффективно. И если это будет обсуждаться, часть людей перейдёт на вашу сторону. Может быть, потом можно будет организовать уже иной Совет, это, конечно, довольно трудно, но всё-таки это в Обществах делается. Надо бороться, надо отстаивать свои убеждения.

Весь вопрос в том, что одни идут и работают во имя дела, а другие — во имя своё. И у тех, кто во имя своё, может быть, получается внешне и эффектно, но внутренне всё равно это не крепко и не даст плодов. А те, кто во имя дела, — там будут результаты, может быть не сразу, но совсем иные. И люди как-то дифференцируются на эти две категории. У тех, о которых вы сейчас рассказывали, видимо, очень много своего: может быть, от тщеславия, от желания показать себя, но они не думают о том, как Живая Этика на это смотрит. Они не изучают, не вникают в неё. Те, кто заинтересован в успехе дела, а не себя лично, должны продолжать интенсивно изучать Живую Этику, что она говорит, и на этой базе строить свои действия, предложения, выступления, и, может быть, не сразу, но в конце концов это даст результаты и будет успех. Потому что помимо всего прочего не надо забывать и исключать Помощь Свыше. А Помощь пойдёт только тем, кто не во имя своё это делает. Высшая Помощь — это фактор, который очень незаметен, но он проявляется поразительным образом, когда делаешь во имя Заветов Учителя, а не во имя своё, без всякой личной выгоды или престижа. И тогда получается многое. Постепенно, не сразу всё будет, но мне кажется, что это единственный путь.

Может ли такое непонимание происходить от неразвитости людей, от недостаточно глубокого осознания?

Конечно. Давно ли мы стали этим заниматься? Ещё не выработали навыков. Вот говорится, что сотрудничество, основанное на личных чувствах, непрочно. Можно лично сотрудника любить, обожать, восхищаться им, но это не будет прочно. Сотрудничество прочно только на деле. И тогда уже неважно, нравится ли тебе лично этот человек или что-то в нём тебе может быть неприятно. На это внимание совершенно не обращается. Только во имя дела и можно объединиться, но не на личных чувствах. Хорошо, когда кто-то вам очень приятен, но это не значит, что ваше единение крепко. Это лично ваше единение, но не для дела, ему оно может и не послужить. Сначала надо понять, в чём будет польза делу. И когда мы очень точно осознаем, что это для дела, о котором мы так много говорим, тогда будет легче и объединяться, и работать.

А если не все это понимают, но работать надо?

Значит, не созрели, это не сразу происходит. Надо им это разъяснять и делать особый упор на ту часть актива, которая это понимает. И постепенно тех, кто понимает и во имя дела объединяется, станет больше. А другим надо объяснять, их нельзя скидывать со счетов только потому, что они «на эмоциях».

В основе Общества лежит полная добровольность и равноправие. Общество — это собрание друзей-сотрудников. А если мы видим, что в Обществе председатель берёт на себя роль иерарха и кто-то признаёт его таковым, то это означает незнание основ Учения?

Получается, что кого-то признают учителем, кто этому не соответствует. «Горе тому, кто дерзнул ложно признать кого Учителем своим», — говорит Учение. Поэтому нужно базироваться именно на Основах, то есть на Учении, и этим определять, кто есть кто. Иначе действительно можно попасться. И это буквально повсеместно. Но когда сотрудник знает Основы и знает признаки подлинного учителя, он разберётся и даст лжеучителю должный отпор.

Помните, в Учении сказано: «Естественная Иерархия выливается из приоритета знания и примата духа» (Братство, 598). Тот, кто больше знает, у кого дух более развит, — это естественная иерархия. Приоритет знания сам собой виден, также и примат духа, то есть преимущество духа, — более сильного, более развитого, может быть уже с большими накоплениями в прошлом, того, кто может больше помочь, посоветовать. Но опять-таки это ни в коем случае не Иерарх.

Привычка рабского подчинения и начальствования — это привычка старого мира, она всё равно должна отпасть. От неё трудно избавиться, она въелась в сознание. В старом мире руководила именно дисциплина страха и подчинения.

Не потому, что они лучше, а потому, что они захватили. А сам начальник, может быть, не стоит и подошвы своего подчинённого.

В «Зове» приводится «Книга о Жертве». Иногда кому-то из Учителей приходится быть и королями, и царями, и вождями, и настоятелями монастырей, но для Них — это жертва. В то время как «всё тщеславное и глупое» хочет обязательно руководить, возглавлять, — это не признак духовности, а даже наоборот. Когда вы понимаете, что власть — жертва, тогда, сказано, «вы уже имеете право творить, и дух ваш уже несокрушим» (Зов, 23.09.1922 г.). Если для вас власть — жертва, а не вожделенное приобретение, завоевание, тогда это приходится делать только потому, что так получается. Кто-то больше знает, больше, может быть, накопил, он и делится. Получается что-то вроде власти, но это не власть — это жертва.

В сотрудничестве всё построено на сердце и любви...

И знании Учения. Если его не знать, объединиться просто невозможно. В Учении настолько чёткие формулы даны по поводу и единения, и сотрудничества, и жертвы, и власти, что тут ошибиться очень трудно, если кто-то действительно искренне хочет следовать Учению, а не вылавливает оттуда какие-то места, выгодные ему. Это можно иногда сделать, сейчас церковники вылавливают какие-то отдельные фразы и на этом основании обвиняют нас во всяких прегрешениях.

Если при обсуждении какого-либо мероприятия у сотрудников разные мнения, как быть?

Если возникают разногласия, надо обратиться к Живой Этике, посмотреть, что она говорит, и на этой основе действовать, потому что не может быть в Живой Этике каких-то двух разных мнений. Есть разные понимания, или неприятия, или мы этого не читали, можем просто и не знать, — мы хотим применять, но многого ещё и не знаем. Для этого очень полезно делать выборки на разные темы. И помимо этого надо очень пристально изучать. Возникает проблема. Что об этом говорит Учение? И когда вспоминаешь, тогда можно поставить точку: вот именно так, а не иначе. Если кто-то не согласен, значит, он с Учением не согласен.

У меня горячее желание собрать всё, что сказано в Учении о том, как строить общину.

Это нужно, тогда многие вопросы просто отпадут. Если вы это сделаете — это и будет устав. Зачем свой устав придумывать, когда он дан в Учении.

Поясните фразу из Учения: «Нельзя принуждать, нельзя даже убеждать, можно лишь вкладывать, закрепляя известью чувства...» (Агни Йога, 394)

Самому так гореть, чтобы зажечь любовью и пониманием.

С другой стороны, чтобы и произвола не было, и анархии не было.

Когда мы говорим абсолютно правильные слова, а сами ведём себя не так, можем не поздороваться с человеком, пройти мимо, о чём это говорит?

Люди прислушиваются к тону голоса, ведь можно то же самое сказать совершенно другим тоном, и эффект будет другой. И об Учении судят, глядя на нас. Это очень большую ответственность накладывает. На нас смотрят и хотят учиться, поэтому ответственность очень велика.

Иногда люди именно на таких вещах спотыкаются, которые совершенно чётко объясняются в Учении.

Просто потому, что они его ещё мало читали и не знают. Мы ещё учимся сотрудничеству, это совсем непросто. Нас этому не учили, а учили совсем другому, поэтому сейчас мы проходим школу сотрудничества, и тогда можно будет очень большие дела совершать при полной гармонии. А диссонанс может только раздроблять и раздражать. И конечно, начинать надо только с себя. Если мы требуем качеств сотрудника от других — ничего из этого не получится. Можно только с себя их требовать, и тогда будет и нам самим великая польза, и делу. И тогда очень многие разногласия будут сняты. Как говорит Елена Ивановна, «распинать надо себя, себя и только себя!». К кому относиться наиболее сурово? Только к самому себе.

А в других видеть хорошее. Нужна установка на то, чтобы в других увидеть лучшее. Мы же все очень пёстрые, мы не ангелы, и в нас есть и то и другое. С одной стороны, можно увеличивать всё хорошее, а с другой — всё плохое. Это тоже главная установка: если, видя недостатки сотрудника, думать о его положительных качествах, его положительной стороне, о том, как он много делает, как он полезен, тогда к нему как-то невольно расположение появляется. Это даже не искусственно вызвано, а просто начинаешь его ценить и любить. Мы всегда видим недостатки, но когда мы на них концентрируемся, тогда и получаются разногласия, критика, нетерпимость — «я с ним не могу, он не такой» и т.д. Точка зрения очень много значит. Об этом так чётко сказано в Учении. И когда возникают проблемы с сотрудником, надо начинать думать: «Он так много хорошего делает, у него такие способности, он на такую перспективу работает» и т.д. И тогда легче с ним и примириться, и простить ему какие-то его особенности, в надежде, что он сам обратит на это внимание. Это не значит, что не надо указывать. «Осмотри кольчугу брата», «укажи на скорпиона», «предупреди о ехидне» — это тоже надо, если брат воспринимает предупреждение не как оскорбление, а как дружескую помощь. Но смотря как он отнесётся. Не всегда можно сказать.

Многие устремляются на поиски Иерархического звена на земле. Надо ли это делать?

Нет у нас учителя на земле. Был Святослав Николаевич — это безусловно Иерархическое звено. Он ушёл. Значит, надо объединяться своим умом. Помните, сказано: «Пусть каждая община ждёт своего Учителя» (Община, 91). Когда-нибудь, может быть, он и придёт. Но если его нет, не нужно себе выискивать кого-то только ради того, чтобы обязательно иметь Учителя. Можно попасть в такую ситуацию, что потом и не развяжешься. Имейте в виду, я хочу предупредить всех: если вы встречаете человека, который хочет быть учителем, — это не учитель. Потому что, если он действительно потенциально может быть учителем, он никогда этого хотеть не будет, потому что это такая ответственность, такая тягота — брать на себя карму своих учеников, их продвижение. Никогда серьёзный человек, подлинно ответственный, не захочет быть учителем и никогда себя навязывать не будет. У некоторых эта мания учительства есть, иметь учеников — это престижно, льстит их тщеславию, им хочется руководить, хочется учить без всяких к тому оснований — это не учителя. И даже про Йогов сказано, что Йог никогда не скажет, что он Йог, и не выдаст своего йогизма, и будет держаться очень просто, тем более Учитель. И если кто-то навязывает себя в качестве такового, будьте уверены, что он в учителя не годится, он человек безответственный, не понимает, что это такое.

Книги Учения — это наши учителя. Там всё есть. Какой-то вопрос возникает — открываешь книгу, и там находишь ответ. У всех это, наверное, было. И мы сейчас считаем книги нашими учителями, а Учитель у всех один — Тот, Кто дал нам Живую Этику. Он находится на нашей планете. Были ближайшие ученики, которые были нашими учителями, — семья Рерихов, но их сейчас нет на нашем плане; ближайшие к ним, такие, как Борис Николаевич Абрамов — признанный ученик Николая Константиновича, его мы признавали действительно духовным руководителем, но он так опасался иметь учеников, что было очень трудно к нему пробиться. Он очень строго подбирал, и всего у него и было-то несколько человек. Учитель говорит, что пальцев на одной руке много для подлинных учеников у каждого Учителя. Так что их единицы только. Быть учеником совсем не просто и даже очень трудно, далеко не каждый способен к ученичеству. Быть учеником — значит отдать всё своё сознание учителю, совершенно не иметь какого-то отдельного собственного мнения. Всё отдаётся полностью учителю. Следование за ним совершенно беспрекословное. И это не будет иерархией насилия, это добровольно. При этом человек полностью забывает о себе, старается перенести своё сознание в сознание Учителя, и тогда он может его продвигать и помогать. «Выполнением Воли Моей даёшь Мне возможность исполнить волю твою. Где граница между волями, стремящимися к Свету?» (Агни Йога, 657) Так что учительство и ученичество — это очень не просто, и не надо кидаться куда-то в поисках учителя на земле.

Сейчас много развелось лжеучителей, например «белое братство».

У этих лжеучителей в их лжеобщинах железная дисциплина, там не подчиниться нельзя, иначе могут уничтожить. Я слушала передачу о секте «Аум Синрикё» — там не церемонятся. Это страшное дело. И этим самым они уже показывают, что они лжеучителя. Учитель никогда не будет мстить. Ушёл ученик, отошёл — тем хуже для него. Он скажет: «Прощай, прохожий».

Учение — это синтез, там много граней, и каждый воспринимает только свою?

Да, это синтез. Кто-то воспринимает энергетическую, научную часть Учения, и это получается у него очень хорошо, но это не обязывает других только на этом зацикливаться и другие ракурсы Учения не принимать.

Важно зажечь сердце. Сказано: «Без сердца мы шелуха погибшая» (Сердце, 389).

В Учении говорится, что «самые лучшие Учения превращались в бездушную шелуху, когда трепет покидал их» (Сердце, 509).

Учение — это огонь, огонь трепещет. Он живой, трепетный. Тогда можно зажечь и других.

Как понять слова: «Будут стираться границы двух миров»?

Стирается грань двух миров, то есть Тонкий Мир всё больше и больше приближается к плотному. Все это мы ощущаем в той или иной форме — или в форме каких-то огненных знаков, или в форме интересных, содержательных снов. Всё это относится к Тонкому Миру. Потом начнётся съёмка аур. Аура — это уже не только плотный мир. В Твердыне работают над уплотнённым астралом, когда существа Тонкого Мира будут настолько уплотняться, что, как говорится, мы будем иметь здесь совершенно неуязвимое и непобедимое воинство. Всё это постепенно входит в жизнь. Об уплотнении астрала мы пока знаем только из книг и как-то мало внимания обращаем на это. А этого тоже надо ждать. Вы заметили, как сейчас быстро осуществляются мысли? В Учении говорится, что раньше мысль была около человека, а теперь она очень широко распространяется, задевает других и получается обратная связь, реакция на наши мысли (см.: Сердце, 54). Всё совершается чрезвычайно быстро — наша взаимная помощь, которую мы оказываем друг другу, если кто-то болен, или у кого-то неприятности, или надо помочь в каком-то деле. Мы объединяемся — и видим результаты. Разве это не связь двух Миров? Разве это только плотный мир? Пространство уже начинает чувствоваться как очень большой фактор. А раньше думали: что такое пространство? — пустое место. Нет, оно не пустое. Пространство, как сказано, наполнено и переполнено, и там реагируют, и мы чувствуем это на себе, эту обратную связь. Если мы что-то неправильно делаем, говорим или думаем, мы чувствуем реакцию пространства, если наблюдаем за этим. Всё это может относиться к связи двух миров.

Сказано, что Новая Эпоха наступит стремительно и все тёмные будут убраны с планеты. Значит, Тонкий Мир приближается и бумеранг на все мысли, отрицательные и положительные, будет действовать?

Так этот бумеранг уже действует, мы на себе это ощущаем. Какое-то настроение, дурная мысль или ещё что-то — и уже на здоровье отражается, мы это чувствуем. И относительно того, что тёмные убраны будут: они сами себя уберут, «тьма тьму пожрёт», «тьма во тьму уйдёт». Есть такие слова: «Замышляя зло, сами погибают».

Когда я писала «Слово» «Слабая струна», я имела в виду, что тёмные, пользуясь какой-то даже одной слабинкой, стараются раздуть её до преступных размеров и отторгнуть человека от пути Света. Они тоже не дремлют. Скоро им конец, они это понимают. Их хозяин уже убран с планеты, но они, конечно, всё ещё очень активны. И тут нужно быть настороже. И, как уже сегодня говорилось, повредить человеку может только он сам, если он это допустит. Они будут наседать, но, если он это не допускает и придерживается своих принципов, они ничего не смогут сделать. Они могут пакостить на земном плане, делать мелкие гадости, препоны, и то чаще всего тогда, когда мы допускаем рассеянность или невнимательность, что-то проморгали — вот они нам и подсунули: что-то забыли, что-то потеряли. Такие мелочи происходят, потому что мы не бдительны. А они сейчас очень торопятся напакостить, мы это очень хорошо знаем. Этот год очень сложный, очень напряжённый, и всем нам нужно особенно держаться. Приближается окончательная чистка планеты.



Назад в раздел : СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы, прозвучавшие на "Круглых столах".
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае