(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 27 июня 1999 г.

дата: 27 июня 1999 г.


«Учитель должен пояснить, что и добро имеет много степеней» (Надземное, 454). Как понять — «много степеней»?

Добро бывает или очень большого масштаба, или очень маленького — добро в какой-то мелочи, в жизни, в добром слове, в каком-то маленьком поступке, а может быть в масштабе целой планеты, или государства, или какого-то большого дела. Добро многогранно и, конечно, разного размера, но всякое добро — это тем не менее добро.

«Учитель является с момента зажжения духа» (Община, 60). Но ведь земной Учитель есть не у многих, значит ли это, что у остальных, занимающихся Учением, дух не зажжён?

Конечно, не у всех есть такое счастье — иметь земного учителя, но тогда надземный Учитель тоже каким-то образом помогает: посылает нужные мысли, или нужных людей, или обстоятельства. Когда дух человека зажжён, Великий Учитель никогда его не оставляет и уже по условиям жизни или даёт ему земного учителя, или каким-то другим образом помогает в его продвижении. Книги Живой Этики, произведения искусства, природа — всё это тоже помогает нам, посылается в виде помощи, если мы это принимаем.

Говорится: как важно уметь видеть красоту. Если умеем — значит, можем принять помощь. Она посылается, но надо уметь её принять, не упустить, понять, что именно нам помогает, то есть всё время быть в состоянии распознавания, в стремлении понять, что с нами происходит в жизни и как это приложить в нашем совершенствовании.

«Самое страшное есть жестокосердие», — сказано в Письмах Е.И. Рерих (7.10.1935 г.). Человек приобретает это качество здесь, на земле, или приходит с ним?

Многие качества мы приносим из прошлого, но бывают такие, которые мы и тут приобрели, в нашей последней, данной жизни. Но откуда бы они ни пришли — если это, например, жестокосердие — с ними надо всячески бороться и пробуждать в себе сердце, сочувствие, терпимость — всё, о чём тут говорилось.

Что надо делать, чтобы это качество не приобрести, а изжить совсем?

Работать над противоположными качествами. Если мы будем утверждать в себе доброту, мы не приобретём при этом жестокости, а приобретём то, что мы хотим. Пробуждать в себе сердце. Мы не станем от этого жестокосердными, а, наоборот, предохраним себя от этого страшного свойства.

Как не допускать такие качества, как предвзятость и предубеждение по отношению к людям и каким-то жизненным явлениям?

Нужно очень внимательно относиться и к людям, и к событиям жизни, стараться по справедливости понять всё это, то есть мы должны очень следить, чтобы у нас не было предвзятости. Так, мы что-то считаем плохим и никак не хотим посмотреть на это явление с другой стороны, или у нас предвзятость по отношению к людям, к какой-то национальности, к каким-то произведениям искусства, мы считаем, что это плохо, и никак не хотим увидеть другую сторону, — это и есть предубеждение. Мы бываем предубеждены очень часто в социальном смысле, по отношению к чьей-то религии или к чьему-то искусству, не хотим и не стараемся вникнуть, понять, есть ли там что-нибудь положительное. Надо внимательно относиться к себе и не утверждаться на этих свойствах, стараться найти противоположное, то, что в этом есть хорошего, допускать, что мы можем быть не правы. Это постоянная борьба, потому что мы или боимся чего-то, или предубеждены, или убеждены во вредности чего-то. Надо разобраться непредвзято, то есть по справедливости, и постараться поступать так.

«...Везде должен соблюдаться закон целесообразности» (Надземное, 129). Как сознательно применять этот закон в бытовых делах?

Прежде всего надо подумать: полезно какое-то действие или неполезно, целесообразно оно или нет. Например, мы часто слышим по радио или по телевизору какие-то рецепты, советы, как лечиться: или обливаться холодной водой, или чем-то питаться и т.д. И мы начинаем думать, целесообразно это делать или нет. Всё надо оценивать с точки зрения полезности, надо рассуждать, так ли это полезно на самом деле.

Как воспитать в себе равновесие духа и какие качества должны проявляться, когда оно достигнуто?

Равновесие духа проявляется тогда, когда мы понимаем смысл нашей жизни, смысл всех испытаний, которые нарушают равновесие духа. Отчего оно разрушается? От каких-то испытаний в жизни, о которых говорилось, что они идут на пользу, что человек от этого растёт. Эти испытания — это же препятствия, и надо посмотреть, как можно их использовать во благо, а не во зло. Если равновесие достигнуто — проявляется качество спокойствия, когда человека уже не могут выбить из равновесия какие-то неприятности или чьи-нибудь слова. То есть это как щит, как защита от всяких обид. Если человек находится в состоянии равновесия, то никакие внешние неприятности, или обиды, или неудачи не могут его выбить из этого состояния, когда оно уже достигнуто.

Чем больше энергии, тем больше опасности при проявлении неуравновесия. Чем больше человек накапливает в себе силы, тем он больше за эти силы ответственен. Философское отношение к жизни очень помогает сохранить равновесие. И терпение — очень важное качество, которое при этом требуется.

Поясните слова: «Близятся сроки, а так как вы суждены им, то сдвиги и в вашей судьбе. Карма человека, связанного со сроками, очень сложна, но зато и действия её могут казаться чудесными. Трудно ждать начала действия сроков, но, дождавшись, можно быть спокойным за то, что исполнение предначертанного пойдёт стремительно и победно» (Грани Агни Йоги, II, 47).

Это прежде всего было сказано Борису Николаевичу Абрамову, который был ближайшим учеником Николая Константиновича Рериха. Учитель очень высоко его ставил, и через него даны были «Грани Агни Йоги» — записи бесед с Учителем. И такие люди суждены особой миссии, выполнению очень важного задания в определённый срок. Некоторые люди рождаются, поскольку им положено родиться, но они к срокам не привязаны. А есть люди, которые приходят в этот мир с совершенно определённым заданием, в определённый срок, они, как тут сказано, суждены этим срокам.

Я думаю, что постройка нашего музея — это тоже веление сроков, он должен быть построен, и он будет построен к определённому сроку; конечно, при участии людей, при сотрудничестве. Но мы должны понять значение музея, потому что именно в нём будут осуществляться все задания, которые нам даются в Учении. Это будет центр, куда будут съезжаться за знанием, за общением, там будут читаться лекции, доклады, выставляться картины, которые будут разъясняться опытными искусствоведами, и очень многое нужное будет делаться. Поскольку мы живём в материальном мире — всё должно быть на материальном плане, в данном случае — строительство нашего музея, которое скоро закончится, и он будет осуществлять веление сроков. Музей в Америке совершенно другие выполняет функции, непохожие на то, что будет у нас. И Америка не суждена как страна будущего, а Россия суждена, и суждена Россия Азиатская, как Указано, потому что неизвестно, как Европа удержится при предстоящих катаклизмах, о которых мы тоже знаем, и что будет с Америкой. Но Россия Азиатская — Север, как сказала Елена Ивановна, будет безопаснее во время катаклизмов, которые ожидаются, это — переполюсовка нашей планеты.

Есть ли разница между жестокостью и жестокосердием или эти слова служат обозначением одного и того же?

Я думаю, что это одно и то же, потому что сердце участвует во всех наших акциях, действиях, чувствах, и жестокости при добром сердце не может быть, она может быть только когда сердце жестоко. Это всё очень взаимо-связано, так же как и доброта тоже связана с сердцем. Когда человек подлинно добрый или справедливый — всегда сердце участвует, а не только голова. А жестокость, конечно, связана с жестокосердием.

Я часто вижу в пространстве много постоянно движущихся светящихся точек, они блестящие и оставляют в пространстве как бы хвостики. Не могли бы Вы объяснить это явление?

Это всё огненные явления, проявления огней, которые глаз уже начинает видеть. Может быть, это зачаток третьего глаза, потому что эти явления уже не физические. И нужно сопоставлять, при каких мыслях, чувствах или действиях появляются огни, очень за этим надо наблюдать. Они могут быть руководящими, разъясняющими, предостерегающими. Но не надо пытаться их вызывать, не сосредоточиваться на этом.

«Урусвати знает, что психическая энергия реагирует даже на малые атмосферические проявления...» (Надземное, 560). Не могли бы вы привести примеры?

Например, мы чувствуем перемену погоды или некоторые иногда чувствуют дальние землетрясения. Елена Ивановна об этом писала. Мало ли какие атмосферические явления бывают. Если мы чувствуем — это реакция психической энергии. Мы их ещё не видим, у нас нет прямых доказательств. Например, будет какая-то буря или шторм или, наоборот, засуха, но мы чувствуем это благодаря психической энергии, которая реагирует на это, а наш человеческий ум ещё не может это охватить. Так что это психическая энергия, её действие.

Надо наблюдать за этими ощущениями, возможно, что мы часто их имеем, но просто не наблюдаем. Будем наблюдать, записывать, если они достаточно яркие, но не впадая в противоположную крайность, то есть в самоуверенность, а просто по-деловому к этому отнесёмся.

Сейчас очень актуальна книга Наталии Дмитриевны «Психическая энергия», собранная из книг Учения.

В этой книге говорится, что накапливает психическую энергию и что её растрачивает. Это чрезвычайно важно, это собрано из Учения, из всех наших книг. И мы должны сейчас особенно бережно относиться к нашей психической энергии, потому что, как уже говорилось, могут быть всякие катаклизмы, переполюсовки. Там всё систематизировано: что её накапливает — определённые качества и чувства, что растрачивает — тоже на конкретных примерах. Поэтому, если этот вопрос вас интересует, рекомендуется с книгой познакомиться, как с первичным пособием по психической энергии и её распознаванию. Это на очень многие вопросы даст вам ответ.

Если человек совершил правильное действие, а потом засомневался, будет ли это относиться к понятию «одной рукой строить, другой — разрушать»?

Конечно, до какой-то степени это будет разрушением. Сделал доброе дело, а потом начинает думать: «А может, это нехорошо, ненужно, а может быть, это отменить?» Тогда результат получается уже какой-то сомнительный. Если решился и уверен, что это хорошо, зачем допускать такие мысли? Они и значат — строительство одной рукой, а разрушение другой.




Назад в раздел : 1999
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае