(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

ЖИЗНЬ В ХАРБИНЕ. Детство и юность



Наталия Дмитриевна Спирина родилась в китайском городе Харбине, в семье служащих, о чём свидетельствует «Выпись из метрической книги Свято-Софийской Градо-Харбинской церкви». Из этого документа мы узнаём, что 21 апреля (4 мая по новому стилю) 1911 года у Дмитрия Григорьевича Спирина и его жены Александры Алексеевны родилась дочь Наталия, крещение которой совершилось 30 мая того же года. Это один из немногих документов, где её имя написано через букву «и» — Наталия, именно так, как оно было дано при крещении.

В автобиографии, написанной после приезда в Советский Союз, Наталия Дмитриевна даёт краткие сведения о родителях. Её мать, Александра Алексеевна Соснякова, родилась в Санкт-Петербурге в 1879 году. Получила специальность медсестры и работала в Сиротском воспитательном доме. В 1905 году, в Русско-японскую войну, уехала в Харбин, где работала медсестрой в военном госпитале, а по окончании войны там же занималась частной практикой. Проработав всю жизнь, Александра Алексеевна не получала пенсии: все её документы пропали, и она находилась на полном иждивении дочери. С отцом Наталии Дмитриевны Александра Алексеевна рассталась и воспитывала дочь одна.

О Харбине необходимо сказать особо. Этот город, территориально относящийся к Китаю, почти полвека находился на перекрёстке разных эпох и культур. Он был основан в 1898 году на месте рыбацкого посёлка Алдинь на берегу реки Сунгари, во время строительства Китайско-Восточной железной дороги, и стал административным центром КВЖД. В начале ХХ века строительство дороги было завершено, и в России открылась новая железнодорожная линия «Москва — Тихоокеанское побережье», проходившая через Сибирь и Маньчжурию (Северо-Восточный Китай). Это был кратчайший путь из Европы в Азию. После революции управление КВЖД осуществлялось на паритетных началах представительствами СССР и Китая.

Уже в 1920-е годы Харбин превратился в крупный центр русской эмиграции на Дальнем Востоке. Десятки тысяч людей, оказавшихся здесь, продолжали хранить верность традициям отечественной культуры. Это был осколок старой России, о которой напоминали силуэты православных церквей, добротная каменная кладка домов, русская речь. В то же время здесь чувствовался и Восток со своим особым укладом.

Культурная жизнь Харбина была разнообразной и интересной. В Железнодорожном собрании ставились оперы, оперетты, драматические спектакли, выступали многие знаменитости, в том числе из России: здесь пели Ф.И. Шаляпин, И.С. Козловский, начинал свою карьеру С.Я. Лемешев. Убранству и прекрасной акустике концертного зала Собрания мог позавидовать любой столичный театр. Позже появились театры, кинематографы, балетные, музыкальные и театральные студии.

В Харбине существовала целая сеть общественных и частных библиотек, издавались газеты и журналы на русском языке. В городе были десятки школ, гимназий, реальных училищ, среди преподавателей которых были даже профессора. В 1920-е годы здесь открылся ряд высших учебных заведений: Институт ориентальных и коммерческих наук, педагогический и политехнический институты, Высшая медицинская школа и другие.

В Харбине прошла первая половина жизни Н.Д. Спириной.

От самой Наталии Дмитриевны известно несколько историй из её раннего детства: «В годовалом возрасте у меня был высокий специальный стул, в который меня помещали, когда кормили. Мне очень нравился звук разбиваемой фарфоровой чашки, которую я специально толкала с крышки столика на пол, чтоб услышать это — дзинь!.. Я перебила много чашек на музыкальной основе, — шутила Наталия Дмитриевна. — В конце концов матери это надоело, и она стала ставить передо мной эмалированную чашку, ронять которую мне было уже неинтересно — звук был совсем не тот».

Другая детская история уже не такая весёлая. У маленькой Наты, как называла её мама, была собачка Молька, которую она очень любила. Александра Алексеевна, женщина очень набожная, в том же духе воспитывала и дочь, обучая её молитвам и водя в церковь. Как-то она застала дочь за таким занятием: взяв собачку за лапку, девочка учила её молиться «за маму, за папу, за Нату и за Мольку». Увидев это, мать пришла в такой ужас, что на следующий день собачки в доме уже не было. Девочке сказали, что Молька убежала в лес, и Ната очень горевала.

С самых ранних лет Наталия Дмитриевна полюбила поэзию. Она вспоминала: «Мать постоянно мне читала какие-нибудь прекрасные стихи — Пушкина, Лермонтова, сказки их, басни Крылова, и я упивалась ими, может быть, не понимая ещё точно смысла, но самый звук, ритм, рифма меня восхищали, и я всегда просила: "Читай, почитай мне ещё!"».

Удивительно сильным было тяготение к слову, и особенно слову поэтическому. Многое она легко запоминала наизусть. Впоследствии полюбившиеся стихи переписывались в отдельные тетради. Среди любимых поэтов кроме Лермонтова и Пушкина были Крылов и Тютчев, поэты серебряного века: Гумилёв, Ахматова, Цветаева, Пастернак.

В раннем детстве Ната начала знакомиться с живописью, подолгу рассматривая большие красивые альбомы с репродукциями картин разных художников. Всё это делало душу ребёнка отзывчивой на красоту окружающего мира.

Из воспоминаний Наталии Дмитриевны: «У меня с детства был интерес к духовным вопросам. Всегда было ощущение, что я смотрю не глазами, а через глаза, что нахожусь в теле, но я не тело; и почему-то ещё маленькой я знала, что жила раньше. Это было неслыханно, потому что церковь этого совершенно не признаёт и мои родители никогда бы этого не допустили, но у меня было такое внутреннее убеждение. И хотя меня водили в церковь, но искала я всегда какого-то прямого пути — не через ритуалы, обряды или длинные молитвы, которые мы обязаны были знать наизусть и читать перед сном и перед уроками, — меня интересовал прямой путь, "от сердца к сердцу". Как подойти к Богу ближе, проще? Как подходили к Нему святые? Как жить, чтобы выполнять Его заповеди? Меня интересовало именно это».

«С детства у меня был определённый интерес к литературе и поэзии, интересовали духовные книги. Я читала Евангелие, Библию, Апостольские послания, очень интересовали Жития святых, как конкретный пример применения данных в Евангелии заповедей. Интересовали также такие литературные произведения и образы, как, например, старец Зосима у Достоевского в "Братьях Карамазовых", нравственные рассказы Толстого».

С семилетнего возраста Ната обучалась игре на фортепиано, занимаясь дома с учителем музыки. Родители приобрели для неё пианино фирмы «C.M. Schrцder». Этот инструмент, который она называла своим старинным другом, сопровождал её всю жизнь. Впоследствии он был привезён Наталией Дмитриевной в Советский Союз и теперь находится в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске.

В сентябре 1920 года Н.Д. Спирина поступила в 1-ю Частную женскую гимназию М.С. Генерозовой, которую успешно закончила, получив в июле 1926 года свой первый аттестат. В гимназии очень хорошо преподавались гуманитарные предметы: история, русская и зарубежная литература, — благодаря чему Наталия Дмитриевна хорошо знала мировую поэзию и литературу. Она углублённо изучала языки, читала в подлинниках английскую, французскую и немецкую поэзию — стихи очень помогали в освоении языков.

По окончании «общего курса наук» Наталия Дмитриевна продолжила обучение, поступив в 8-й, дополнительный педагогический класс этой же гимназии «для специального изучения русского языка и математики, и находилась в оном по июнь 1927 года». В результате в 16 лет она получила второй аттестат и свидетельство о присвоении ей «звания домашней учительницы».

В сентябре 1929 года Наталия Дмитриевна поступает в Харбинскую Высшую музыкальную школу имени А.К. Глазунова, программа обучения в которой соответствовала программе Дрезденской консерватории. Имена многих выпускников этой школы стали известны всему миру. Одновременно с Наталией Дмитриевной там учился Анатолий Ведерников, впоследствии выдающийся советский пианист. Спустя годы, во время его гастролей в Новосибирске, Наталия Дмитриевна пришла к нему за кулисы с общей фотографией учеников школы, на которой были запечатлены они оба. А.И. Ведерников узнал её, и они очень тепло побеседовали.

В июне 1933 года Н.Д. Спирина успешно закончила Высшую музыкальную школу по классу рояля, получив, как значится в дипломе, «звание свободного художника». Впоследствии она наравне с преподавателями выступала в концертах, проводимых школой.

«Был у меня личный период, когда я вышла замуж, — вспоминала Наталия Дмитриевна. — Брак был очень неудачный, и к тридцати годам я развелась».

Получив прекрасное музыкальное образование, Наталия Дмитриевна работает в качестве концертмейстера у вокалистов, а также даёт частные уроки игры на фортепиано. Вот как рассказывала она о начале своей преподавательской деятельности: «Я училась на старшем курсе, и у нас уже была педагогическая практика. Нам давали отстающих учеников. Мы репетировали, а затем приводили к ведущему педагогу, и та проверяла, как мы их учим. Это дало мне очень большой навык к преподаванию, а потом я имела и своих личных учеников. Мне хотелось преподавать, хотелось передать детям то, что я поняла, что полюбила; хотелось, чтобы и они полюбили музыку. И это было так радостно, когда ребёнок приходит, сначала пальчиком пошевелить не может, а потом вдруг из-под этих пальчиков начинают звучать какие-то пьески. Родители в восторге, ребёнок ещё пуще, и все радуются. Я всегда считала, что музыку надо преподавать радостно». «Я понимала, как много можно дать детям, приобщив их даже в начальной стадии к музыке, научив их слышать и слушать музыку, — ведь это остаётся на всю жизнь, даже если они не станут профессионалами. И поэтому я всегда работала с большим увлечением».

Назад в раздел : БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае