(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

СТЕБЕЛЬ ТРАВЫ

автор: Наталия Спирина
дата: 26 февраля 1995 г.
Аудиозапись: Н.Д.Спирина - 1995.02.26 Стебель травы (11:57)
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-1995


Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Живая Этика говорит: «Лишь для совершенствования духа мы здесь»1.

«Улучшайтесь, друзья, неустанно»2.

«Самоусовершенствование есть Свет. Самоуслаждение есть тьма. Можно строить жизнь так, что каждый день будет концом, но можно так просветить жизнь, что каждый час будет началом. Так на глазах можно перестраивать наше земное существование. Только этим путём вопросы будущего и сознание об огненном совершенствовании сделаются ощутительными. Нужно найти отвагу переделывать жизнь по мере новых накоплений»3.

Есть несколько причин для самоусовершенствования, к которому нас так призывает Учение Живой Этики. Первая — это улучшение своей дальнейшей судьбы, своей кармы. Каким бы выгодным ни казался человеку какой-то неблаговидный или злой поступок, какие бы достижения в земной жизни он ему ни сулил — все эти преимущества мнимые, потому что они временны и неизбежно влекут за собой обратный удар. Бумеранг неотвратим. Карму называют учителем. Она даёт возможность человеку испытать то, что он навлёк на другого, и этот урок может пойти на пользу, если будет воспринят сознательно. Если же человек воспримет этот ответный удар как незаслуженный удар судьбы, начнёт сомневаться в справедливости Божественного Промысла, он должен будет пройти через это испытание вновь и вновь, пока не изживёт ту причину в себе, которая породила такое следствие. Если же он этого не сделает, то порок, возрастая, убьёт в конце концов своего породителя. Потому разумным будет искоренять в себе свои недостатки и дурные свойства, пока они ещё малы и не пустили глубоких корней. Только беспощадные к самим себе могут победить и выжить. Беспощадность к недостаткам других ничего не даёт, кроме отягощения кармы. Но тот, кто изгнал самооправдание из своего духовного обихода, может быть оправдан в глазах Учителей. Никакие отрицательные действия со стороны другого не могут оправдать таких же ответных поступков. Каждый отвечает за себя. «Что посеешь, то и пожнёшь».

Вторая причина необходимости совершенствования — благотворное воздействие этого процесса на окружающее. Живая Этика говорит: «Искреннее самоусовершенствование не есть самость, но имеет мировое значение. Мысль об улучшении не будет касаться лишь самого себя. Такая мысль несёт в себе пламень, нужный для многих зажиганий сердец»4.

Человек не может подниматься или падать один. Он неизбежно влечёт за собой ещё кого-то, и чем сильнее его личность и влияние на окружающее, тем большее число невольных соучастников будет вовлечено в этот процесс. Таким образом, человек во всех случаях своего духовного роста или деградации отвечает ещё и за кого-то. И благо, если он прогрессирует в добре и просветлении. На многочисленных примерах жития подвижников мы убеждаемся, как их духовное восхождение и преображение влияло на тех, кто с ними так или иначе соприкасался; как пробуждало всё лучшее в них, как помогало преодолевать грехи сознательным покаянием и изживать недостатки в яром устремлении. И не только на людские души влияли такие святые Восходители, но и на всю природу. Звери становились добрее и доверчивее, природа расцветала, угрожающий землетрясением подземный огонь утихал, как и другие грозные явления. Недаром в Древней Индии посылались духовные Светочи в места, угрожаемые землетрясением. Когда-нибудь наука на точных приборах покажет эту, для нас ещё во многом удивительную, связь, вернее, взаимосвязь всего со всем в едином мироздании.

И третья причина необходимости улучшения себя — это закрытие таким образом доступа тёмным к себе и в себя, недопущениe их губительной победы над светом и в самом человеке, и в его окружении. В Учении приводится такое сравнение духовного восхождения с восхождением на горную вершину: уже достигнув большой высоты, на крутом подъёме нога может поскользнуться о стебель травы, и восходитель падает в пропасть. Многое уже было пройдено, немалые трудности преодолены, но одна непредусмотренная травинка, на которой скользит нога, может стать причиной гибели. То же самое наблюдается и при духовном восхождении. Многое уже изжито, явлено овладение собой, открывается доступ к высоким энергиям, но осталось одно непреодолённое свойство, какая-то слабинка; силы тьмы, пользуясь этим недосмотром, проникают в сознание, как микробы в открытую рану, и вызывают гниение и разложение. Если вовремя не пресечь этот губительный процесс, он разрастается до таких размеров, которые приводят к непоправимой катастрофе. Классическим примером является Иуда. Он был учеником Христа, а для этого надо было иметь немалые духовные достижения и накопления. Но одно свойство не было изжито и таилось в глубине души — корысть, и как сказано в Евангелии, «бес вошёл в него». В результате Иуда пошёл и продал своего Учителя за горсть монет. Библейский пример братоубийства на почве зависти: Каин убивает своего брата Авеля за то, что Богу была угодна жертва Авеля, а Каинова неугодна. В классической литературе тоже немало таких примеров. У Пушкина — ехидна честолюбия толкает Сальери на убийство Моцарта, несмотря на то, что он отлично сознаёт, что уничтожает гения музыки, которой сам же восхищается. Шекспир ярко раскрыл тактику тёмных, показав в лице Яго, как они действуют, исподволь разжигая губительное чувство ревности, и доводят ревнивца до убийства горячо любимой жены. При этом во всех других отношениях Отелло был прекрасным человеком, добрым и благородным. Подобных примеров и в литературе и в жизни великое множество.

Сейчас тема совершенствования для борьбы с силами зла актуальна как никогда. Наступают «последние времена», о которых пророчествуют все древние и современные пророки. За эти роковые последние годы уходящего века должна окончательно решиться судьба планеты и человечества. Быть Земле или не быть; наступит ли долгожданная, ожидаемая всеми религиями эпоха Царствия Божьего на земле; будет ли построен град «Иерусалим новый», о котором упоминается в Апокалипсисе, где Господь будет править своим народом; или же всё, «вся земля и все дела на ней сгорят»? Будет ли построен город будущего Звенигород, прообраз которого на картине Н.К.Рериха святые выносят из храма Матери Мира? Наберётся ли достаточное количество людей доброй воли, чтобы перевесить зло, творимое поклонниками культа себеслужения?

К этому моменту даётся Откровение, предельно ясно, точно, доступным нам языком поясняющее положение в мире, уже не в притчах и иносказаниях, а языком науки и этики. Те, кто приняли этот Завет, ответственны за его неискажённое распространение и осуществление. Для этого надо как можно лучше знать его и по мере сил и размеров вмещения осуществлять. Для несения учения Христа в мир понадобилось двенадцать человек. Теперь таких носителей нового Учения гораздо больше. Конечно, они не могут сравниться с теми двенадцатью великими апостолами древности, но ведь и малые зёрна света могут дать большие всходы, когда приблизятся сроки их произрастания. Сроки решают всё. В них включены все условия земли и неба, лучи, токи и энергии, исходящие ко времени из глубин Вселенной. «Неужели Создание Господне замедлит, когда все Силы Небесные поднялись»5. Мы берём в союзники светила и их лучи, и они непобедимы. В огне Ангела Последнего сгорает всё отжившее и возрождается всё, могущее жить. «Не было такой волшебной сказки, как сложенная ступень!»6

26 февраля 1995 г.


1 Сердце. 400.
2 Листы Сада Мории. Зов. 29.05.1921.
3 Мир Огненный. I. 308.
4 Там же. 81.
5 Листы Сада Мории. Зов. 11.04.1923.
6 Беспредельность. 311.



Назад в раздел : 1995
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае