(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СЕРДЦА

автор: Наталия Спирина
дата: 28 мая 2000 г.
Аудиозапись: Н.Д.Спирина - 2000.05.28 Жизнь и смерть сердца (8:43)
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-2000


Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

...Без сердца мы шелуха погибшая.
Сердце. 389

В одной из книг Учения Живой Этики, в книге «Сердце», говорится о том, как «некий отшельник вышел из своего уединения с вестью, говоря каждому встречному: "Имеешь сердце". Когда же его спрашивали, почему он не говорит о милосердии, терпении, преданности, любви и всех благих основах жизни, он отвечал: "Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится"»1.

Повсеместно люди ждут прихода Новой Эпохи, на которую они возлагают все свои чаяния и надежды. Но пока происходят войны, начиная от раздоров в семье и кончая мировыми столкновениями, — эпоха Сердца, эпоха любви к ближнему не наступит.

Жизнь сердца есть любовь, ею оно живёт и дышит. При отсутствии любви умирает сердце.

Любовь есть дыхание сердца;
Уйдёт она — сердце умрёт...
Что мёртвому камню Восход?
Ему и в Лучах не согреться...
Люби — и вся радость придёт!
Любовь есть Бессмертие сердца.

			Н.Д.Спирина. Капли

Психическая энергия возрастает по мере роста любви вселенской. И благодаря этой любви человек обретает способность помогать всему сущему.

Все Великие духовные Учителя человечества призывали к возрождению сердца. «Возлюби ближнего, как самого себя» — так называется картина С.Н.Рериха. На ней изображён Христос, и название её взято из Его проповеди, данной в Евангелии: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»2. Все Великие Учителя человечества приходили на Землю и жертвовали собою во имя утверждения этого основного Завета.

В настоящее время, в конце Кали Юги, эта Заповедь о любви к ближнему наиболее часто нарушается вследствие ожесточения людских сердец. В Учении Живой Этики говорится: «Жестокосердие есть мертвосердие. Умершие сердца наполняют Мир тлением»3. И в «Гранях Агни Йоги» сказано: «О жестокосердии людей следует знать...»4 Мы сталкиваемся с ним на протяжении всей нашей жизни. «Жестокосердие есть не что иное, как господство мозга при сердце молчащем. Каменное сердце не символ, но трагичная действительность современности»5. И если бы Христос снова пришёл на Землю, не поступили бы люди с Ним так же, как две тысячи лет назад?!

«Христос воскрес!» — поют во храме,
Но грустно мне — душа болит...
Мир полон скорбью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.

Когда б Он был близ нас и видел,
Чего достиг наш «славный» век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек...

И если б здесь, в блестящем храме,
«Христос воскрес!» Он услыхал, —
Какими б горькими слезами
Перед толпой Он зарыдал.

Так пронзительно писал Мережковский.

В Живой Этике сказано: «Учение обновлённого мира не может жить среди жестокосердия»6. «Если человек прочтёт все книги добра и не научится терпению, вмещению и соизмеримости, то он не человек»7, ибо без сердца невозможно наличие этих качеств.

Вспомним некоторые эпизоды из жития наших великих Подвижников. Они жили сердцем, и сердце помогало им не ожесточаться на гонения, мучения и непонимание окружающих.

Величайшее милосердие проявил Христос, молясь на кресте за тех, кто предал Его этой страшной казни. Он говорил: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят».

И у всех Святых неизменно проявлялось чувство великого сострадания и любви ко всему живому и к своим меньшим братьям.

Когда к Преподобному Сергию Радонежскому пришёл истощённый от голода медведь, Подвижник поделился с ним последним куском чёрствого хлеба.

И к Серафиму Саровскому приходили звери и уходили обласканные.

На картине Н.К.Рериха «Святой Франциск» мы видим Франциска, беседующего с птицами и нежно держащего в левой руке голубку.

Он утверждал вселенское родство
Создателя и созданного мира;
Ему был братом человек и волк
И сёстрами былинки и светила.

Всех призывал он восхвалять Творца,
Больших и малых: «Пой, кузнечик, пой!»
И с ними в гимне воспевал Отца
И вёл их в рай нехоженой тропой.

И всё внимало пламенным речам
О том, что изначала суждено
Вернуться нам к Началу всех Начал,
В любви вселенской слиться с Ним в одно.

И сердце отдыхало от тревог,
И духа наступало торжество;
И братья-звери ластились у ног,
И сёстры-птицы слушали его.

			Н.Д.Спирина. Франциск

Все Святые являют для нас великий пример проявления сострадания и милосердия ко всему, что их окружало.

Ярым примером противоположности этим качествам является страшное свойство — жестокосердие.

Для борьбы с жестокосердием необходимо понять причины его возникновения. Прежде всего, оно порождается каждодневной грубостью в быту, в семье, где о своём поведении люди совсем не думают. В человеке не воспитываются такие необходимые для духовного роста качества, как сострадание, доброта, бережность по отношению к другим, стремление во всём помогать своим ближним.

Когда мы достигнем этого умения, тогда мы вступим в новую Эру — Эпоху царства Сердца.

28 мая 2000 г.


1 Сердце. 389.
2 Иоан. 13: 34.
3 Мир Огненный. I. 104.
4 Грани Агни Йоги. VII. 146.
5 Грани Агни Йоги. ХI. 343.
6 Надземное. 523.
7 Аум. 327.



Назад в раздел : 2000
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае