(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 24 апреля 1994 г.

дата: 24 апреля 1994 г.


В Бишкеке с большим успехом прошла выставка репродукций картин Н.К. Рериха из Новосибирска, откликнулись многие люди и правительство.

Как радостно, что даже репродукции произвели такой необыкновенный эффект. Что значат картины Рериха! Даже не оригиналы, а репродукции, а какая была тяга и какое влияние было оказано этой выставкой. Это поразительно.

Что в настоящее время самое главное в работе Рериховских обществ?

Самое главное сейчас для всех — и для каждого в отдельности, и для Обществ — очень торопиться с изучением книг Живой Этики и Писем Елены Ивановны Рерих, иначе нам будет очень трудно. Время сейчас такое необыкновенное, очень ускоренное, Новый Мир приходит очень быстро, и, если мы не будем подкованы, если не будем готовы, мы не сможем выполнить те задачи, которые ставит перед нами Учение Живой Этики. Никто из нас не может похвастаться, что он знает Живую Этику. Я столько лет изучаю её, и каждый раз книги по-новому читаются. Хотя бы по одному разу все книги изучить надо, и обязательно Письма Елены Ивановны, которые дают разъяснения, а теперь и «Грани Агни Йоги» — они очень дополняют Учение именно в житейском отношении, близко к нам. Эти три источника нужно изучать в очень спешном порядке. Этого требует время, требуют сроки. Раньше это так не чувствовалось, можно было не очень торопиться, но сейчас — всё внимание на это. Какими бы то ни было способами изучайте, выбирайте темы, которые вас интересуют, обсуждайте.

Если, скажем, раз в неделю у вас проходят встречи и человек за эту неделю что-то обнаружил для себя в Живой Этике — он поделится, и вы обнаружите это тоже. Потому что очень важен взгляд каждого. Кто-то может заметить то, чего вы не заметите, или вы заметите то, чему другой ещё не придал значения. У нас это происходит постоянно. Мы и по телефону созваниваемся — «знаете, я сейчас прочла такой параграф, и там говорится как раз на эту тему, которая нам сейчас особенно нужна». Всё время у нас идёт такой взаимообмен. И мы не переставая и не покладая рук изучаем и читаем, очень торопимся с этим именно сейчас. Вы потом увидите, насколько это важно. Потому что Сказано, что «будет время, когда будут искать каждого, знающего хотя бы крупицу Истины». Это время настало, для вас всех это ясно. Смотрите — только что-то открылось, где-то в посёлке, а уже — «дайте, дайте нам». Значит, к знающим даже крупицу истины — может быть, они занимаются год или меньше, — и уже к ним идут. Какая ответственность лежит на нас, сколько мы должны знать! Ведь мы не можем давать, если у нас самих ничего нет. А это как хлеб голодному, люди не хотят жить без мировоззрения. Раньше как-то жили по-обывательски, а сейчас чувствуют — наступают грозные времена, и, если мы не выработаем в себе мировоззрение, мы их просто не переживём. Посмотрите, сколько лжеучений. Если вы не будете изучать Живую Этику, вы не сможете противостоять тем, кто хочет увести вас с этого пути. Как это всё важно!

Первые книги я читал быстро, хотелось как можно больше прочесть, а теперь читаешь параграф, и, пока его не осмыслишь, дальше уже двигаться не хочется, но это даёт какой-то тормоз, читать интенсивно уже не получается.

С одной стороны, тормоз, а с другой — вы осваиваете то, что вы бегло прочитали. Сказано: «Меньше читай, но размышляй». В первый раз многие читают быстро, чтобы схватить нужную информацию в целом, а потом, при втором чтении, начинают углубляться, продумывать каждую фразу, каждый параграф. Я думаю, что можно сочетать два вида чтения, если у вас есть возможность: читайте быстро, а потом выберите книгу и уже углубляйтесь в размышление. Но быстро по первому разу прочесть тоже надо. Вы ухватите очень много необходимых сведений, той информации, без которой нам сейчас очень трудно будет. Так что может быть объединено два вида чтения, поскольку время не ждёт.

Некоторые замечают, что при чтении книг Учения их тянет в сон.

Не знаю, почему. Мне не жаловались, и сама я не замечала, что на сон тянет. Может быть, для их сознания это большой груз и ему нужно переварить это. И так может быть.

Можно ли произносить на публичных мероприятиях слова «Живая Этика»?

А почему нет? Пусть люди получают первичные понятия — что существует для их собственного блага Живая Этика. И в изложении для детей можно рассказывать какие-то положения.

У нас сейчас есть композиция — «К.С. Станиславский и Живая Этика». Для актёров, для театра это совершенно необходимо. Для них Станиславский — высочайший авторитет. И оказывается, он слово в слово говорит то, что есть в книгах Живой Этики, мы проводим параллели в передаче. Представляете, как они приобщатся благодаря Станиславскому! И так же можно подобрать и по другим темам: педагогика, наука и Живая Этика, чтобы можно было подойти и к врачам, и к учёным, и к учителям, и к семейным людям — в Учении достаточно сказано о значении семьи как первичной ячейки общины. Не говоря уже о том, что о женщине надо говорить, ведь наступает эпоха женщины, и надо, чтобы сами женщины это осознали. И о всевозможных качествах человека, мешающих ему или, наоборот, продвигающих по пути. Тем — бесконечное множество, и надо ориентироваться, где что можно сказать.

Некоторые Рериховские общества вообще перестают употреблять словосочетание «Живая Этика» — как бы чего не произошло. О красоте и культуре и другие философы говорили, в чём же особенность Учения?

Всё-таки в Живой Этике есть особенности, в том числе и как говорится о культуре. Надо очень рекомендовать читать книги самого Николая Рериха. Он написал много книг, и написал их доходчиво, имея в виду очень широкий круг читателей. И если трудно, а, конечно, многим трудно начинать с Живой Этики, давайте им книги Николая Рериха: «Нерушимое», «Твердыня Пламенная», «Держава Света», «Алтай — Гималаи», «Сердце Азии», «Врата в будущее» — очень много книг, и все они совсем нетрудны. Сейчас в МЦР выходят книги-подборки: «Рерих о художниках» и другие*. Их можно тоже рекомендовать читать. Это и педагоги довольно легко стали бы читать, там говорится на разные темы жизни. Вышла книга «Избранное» — подборка статей Рериха из разных книг, очень хорошо читается. С этого тоже начинать можно. И не скрывать, что мы говорим о Живой Этике, — пусть это внедряется в сознание, тогда люди будут знать, где им искать. А так вы говорите общо о культуре, об искусстве, а где это искать? А ведь нигде лучше, чем в Живой Этике, не сказано.

У подростков выражен интерес к противоположному полу. Как правильно построить беседу, на какие аспекты обратить внимание, чтобы направить их в нравственное русло?

Надо понять, чем они горят, чем интересуются. Если музыкой, то какой музыкой. Чем они заняты? Если физкультурой и спортом, то объяснить, что это очень хорошо, но у нас ещё что-то есть, что надо развивать. Я думаю, что детям должно быть очень понятно положение о перевоплощениях. Тогда они поймут, что многое от них самих зависит.

Как говорить о взаимоотношениях между юношей и девушкой в связи с тем натиском, который сейчас на них идёт? Как повернуть их сознание на другую, высокую любовь?

Сказать, что человек живёт не только сексом, у него и сердце есть. С девушкой или с молодым человеком можно дружить и взаимно обогащаться и можно вместе идти по пути, и не обязательно, чтобы только эротика была, которую сейчас пропагандируют во всех средствах массовой информации. Надо показать другие виды любви. И в конце концов это ведёт к семье, к созданию новой жизни. Святое предназначение девушки — быть матерью, а не только развлекать мужчину, — вот об этом говорить, о её достоинстве, что она будущая мать. И сама она родилась тоже благодаря тому, что у неё была мать. В каждом случае в зависимости от их возраста и увлечения можно найти какой-то аспект и поговорить об этом. В Живой Этике такое богатство тем. Не считать, что любовь между мужчиной и женщиной — это единственный вид любви. Утончать.

Как относиться к заявлениям людей, что они слышат голос Великого Учителя и делают записи, принимают какие-то сообщения? И следует ли поднимать в группах вопрос о низшем психизме при обсуждении Живой Этики?

Сейчас к нам очень приблизился Тонкий Мир в связи с приходом Новой Эпохи. Но вся беда в том, что каждый оттуда получает по своему уровню. Это то же самое, что радио: если приёмник не настроен на короткую волну, он её не сможет поймать; если настроен — он её ловит. Многие из вас знают, что такое радиоволны. То же самое и тут. Я получаю множество писем, в которых авторы утверждают, что принимают записи только от Великих Учителей, и это ещё самое малое, а то — от Высшего Ра-зума, от самого Господа Бога и т.д. Сами-то эти люди соответствуют такому приёму из Космоса или нет? Как же можно относиться к этому серьёзно, если человек духовно ещё не так высок! А он уверен, что получает из Высшего Источника.

Елена Ивановна — ближайшая сотрудница Великого Учителя. Сколько жизней она с Ним сотрудничала! Какие она прошла жизни! Чего достигла! И только она могла воспринимать этот Высший Источник. А тут люди живут запросто, так же, как мы все, и вдруг воображают, что они «принимают». Они действительно принимают, но из соответствующих их духовному уровню слоёв Тонкого Мира. А там персонификаторов сколько угодно. И там — любые фальшивые учителя, они выдают себя за кого угодно. Они и вид Учителя могут принимать, их могут не только слышать, но и видеть, и это беда. В Учении поясняется, как разобраться — Учитель это или нет. Там говорится: «Можно обмануть глаза и уши, но ничто не вовлечёт в обман сердце. Вижу сердцем, слышу сердцем, ничто нечистое не коснётся сердца...» (Агни Йога, 520). То есть сердце чует, на самом ли деле явился Учитель или это не то. Надо смотреть в его глаза. И именно важна реакция сердца. Но к этому как раз не прислушиваются, а прислушиваются только к тому, что «я получаю, я!». А подумал ли такой контактёр — достоин ли он этого, то есть соответствует ли он тому, чтобы воспринимать Высший Глас?

Ещё я хочу сказать, что те, у кого приоткрываются такие медиумистические способности общения с Тонким Миром, не только не должны это развивать, но всячески должны это прекращать. А все медитации и концентрации очень развивают низший психизм, о чём, конечно, говорить надо. Потому что когда медитируют — сосредоточиваются, а на чём? — по своему уровню, и этим приоткрывают вход тем сущностям, которые жаждут с нами как-то общаться, себя выявлять. Ведь те, кто на Тонком плане, тоже хотят выявляться. Все эти искусственные приёмы никогда ни к чему высокому не приводили. Никогда Великие Подвижники, Святые, Учителя не занимались никакими искусственными приёмами — медитациями, концентрациями, всякими вызываниями, поощрением своих видений. А люди не прекращают это, они хотят «видеть». А потом не знают, как закрыть этот канал. Я хочу добавить об экстрасенсах, которые «лечат». Если лечащие экстрасенсы сами не очищены, их аура тоже не на высоком уровне, что же они больному могут дать через себя? Они какой-то временный эффект вызывают, а потом людям ещё хуже — через их ауру эти больные получают неизвестно что.

Сможет ли человек избавиться от этого, если поймёт; хватит ли ему воли?

Если он захочет и устремится по другому пути, если он обратится, Учитель ему поможет. Когда осознает, тогда уже сможет. Учитель говорит: «Если своей воли не хватает, Я помогу, Я дам, одолжу Свою волю и Помогу». Но для этого надо, чтобы человек захотел. И тогда Учитель поможет ему своей безграничной волей, поделится, и человек сможет победить. Но эта борьба очень тяжела.

К нам в Рериховское общество ходят два человека, которые занимаются концентрацией, медитацией, экстрасенсорикой. После наших встреч в Обществе они начинают беседовать с людьми, рассказывают о карме, перевоплощении, астрологии и т.д., но при этом сильно искажают Учение. Особенно это привлекает новичков. Мы их предупреждаем, чем это опасно. Как поступать в этом случае? Хочется узнать Ваше мнение.

Я думаю, надо всё открыто разъяснять. Возможно ли не пускать этих экстрасенсов? Нельзя ли им сказать, что они идут по другому пути: «У нас свой путь — Живая Этика, у вас другой путь, зачем вы к нам ходите?» Разве нельзя им сказать, что это совсем не наша линия, что мы занимаемся Живой Этикой, а то, чем они занимаются, не имеет к нам отношения, идёт вразрез с Учением? При этом надо проводить разъяснительную работу: почему вы с ними разошлись и попросили их отдельно работать — потому что это вредно — давать и то, и другое, и третье, и всё это параллельно. Как же можно их внедрять, когда всё, что вы даёте, они сводят на нет. У них другая линия.

Центры раскроются естественно, на пути самосовершенствования и очищения всё это начнёт проявляться, и нам об этом беспокоиться совершенно не нужно.

Меня интересует, почему проявляются способности к медиумизму, экстрасенсорике и т.п. — это кармическое?

Значит, в прошлом они могли чем-то таким заниматься и с этими способностями пришли сюда.

Что приводит к таким способностям?

Что угодно. Занятия колдовством, гаданием, магией, заклинаниями. Ведь раньше были колдуны, колдуньи, теперь они по-другому называются — но это всё то же самое. Это современные колдуны. Чем они раньше занимались, тем и теперь продолжают заниматься, да ещё и наработали какие-то способности.

Святые могли исцелять, может быть, и экстрасенсы могут достигать святости? Одной женщине экстрасенс помог избавиться от астмы.

Может быть, она изжила свою карму астмы и настала пора излечиться, исцелиться. Может быть, она заплатила по карме, потому что болезни тоже бывают кармические. Подошло время ей вылечиться от астмы, и тут какая-то женщина что-то попыталась сделать и получилось. А в другом случае та же целительница не сможет помочь, потому что не пришло время, — так тоже может быть.

Как быть в случае с оздоровительной гимнастикой, например китайской?

Я не специалист по гимнастикам, но вообще гимнастика вещь хорошая. Я сама каждое утро гимнастику делаю, а иначе я уже совсем бы плохо двигалась. Но смотря какая гимнастика. В это я не вникала — ушу или что-то другое — и не могу вам сказать, потому что я не специалист.

Специально углубляться в это не нужно, а поддерживать здоровье — и гулять, и бегать, и спортом заниматься — всё это в меру очень хорошо, гармонические движения, тем более если ещё и под музыку. Пятиминутная лёгкая пранаяма, только чтобы вдыхать. Это всё очень хорошо.

Как Вы относитесь к самовнушению?

Если, например, человек говорит: «Я здоров, я здоров», начинает вызывать у себя чувство здоровья, то что ж тут плохого.

Можно ли детям заниматься самовнушением?

«Я расту, я умный, все задачки решаются, я спокойный, я сильный». Конечно, это очень хорошо.

Наталия Дмитриевна, расскажите о системе самовнушения Эмиля Куэ**.

Вы, наверное, знаете Владимира Леви***. Он часто ссылается на Куэ. Эмиль Куэ первый открыл самовнушение как путь к господству над собой. Он говорил, что у нас есть подсознание, а подсознание заведует работой всех наших органов. Мы же не занимаемся пищеварением — оно само по себе происходит, сердце само бьётся, а подсознание всё это регулирует. Если мы внушим подсознанию, что сердце работает нормально, не болит, что лёгкие у нас чистые и т.д., — оно будет работать, ему вкладывается программа. Если же мы будем говорить: «Я больной» — это тоже программируется, и подсознание тоже воздействует на данный орган. Это и есть саморегуляция, или самовнушение. Достаньте книгу Эмиля Куэ «Сознательное самовнушение как путь к господству над собой». Потом В. Леви это перенял и продолжал об этом говорить, и, по-моему, правильно. Ничего плохого тут нет.

Надо создать свой идеал, и потом этот идеал будет на тебя влиять. Каким ты хочешь быть — здоровым, сильным, спокойным и т.д., — создать свой идеал, мечтать о качествах, которые ты хочешь иметь, и в конце концов этот созданный тобой мыслеобраз будет на тебя благотворно влиять. В «Гранях Агни Йоги» есть об этом — о создании своего идеала, своего мыслеобраза, который потом на тебя же и влияет.

Как понять, готово ли твоё сознание принять Учение Живой Этики или нет? Откуда появляются предатели?

Это только постепенно скажется. Вы, наверное, «Чашу Востока» читали, там говорится: как вода вызывает жар в негашёной извести, так же прикосновение к Учению вызывает в ученике весь его дремлющий потенциал, о котором он сам даже может не знать.

У <...> дремало чувство гордыни, чувство нетерпимости, критиканства. И постепенно, по мере его продвижения, это всё разгоралось, причём тёмные тут играют немаловажную роль. Они подбрасывали ему это, раздували. Как он нас критиковал, как подозревал неизвестно в чём! Он высказывал подозрения, я пыталась его разуверять, уговаривать. Он стал повышать голос, кричать. Я всё это терпела, лишь бы только уговорить его одуматься. Я ему говорила: «Конечно, мы несовершенны, но наши Старшие нас терпят, значит, и мы в свою очередь обязаны терпеть недостатки наших сотрудников». Он на это отвечал: «Вы ничего не видите, не слышите, не понимаете». В общем, давал мне понять, что он уже перерос, а я ничего не вижу, не слышу, сижу в своём углу и не могу ни о ком и ни о чём судить. Как я ни пыталась его уговорить и удержать, он меня абсолютно отверг этими заявлениями.

Он так повышал голос, что стены дрожали! Это было страшно наблюдать. Свидетели видели, как он кричал. Я сидела спокойно, говорила с ним, уговаривала, приводила примеры терпимости наших Старших, говорила: «Вы задумайтесь, может быть, вы хоть в чём-то ошибаетесь, приписывая нам всякие недостатки?» Он мне заявил категорически: «Я никогда ни в чём не ошибаюсь. Все мысли, которые мне приходят в голову, — правильные». Я говорю: «Может быть, вам насылаются мысли для разъединения? Так ведь бывает». — «Нет, это мои собственные мысли. И я вижу, какие вы все». И опять бесконечные поношения — с нами «работать нельзя», и все мы «разлагаемся на корню», и в отношении меня тоже... Насчёт себя я не беспокоюсь и никогда не обижаюсь, но ведь он затрагивал других. Я пыталась защищать их — и получала такие крики и высказывания, что вы даже себе не представляете!

Как выбрать Учителя?

Невозможно читать Живую Этику и не принимать Того, Кто дал её, от Кого она исходит. Это же естественно.

Если вам ближе Христос, почитайте Христа. Живая Этика вмещает всё. Если вам ближе Магомет, почитайте Магомета. Но в Учении есть такая притча: «Однажды женщина остановилась между изображениями Благословенного Будды и Майтрейи, не зная кому принести почитание. И изображение Благословенного Будды произнесло: "По завету Моему почитай будущее. Стоя в защите прошлого, устреми взгляд на восход"» (Община, 95). Он ей указал почитать грядущего Будду Майтрейю, потому что это будущее.

Но опять-таки это очень индивидуально. Ведь Заветы Живой Этики — это Заветы Христа, нет никакой разницы. Мы делаем целый цикл передач о Светочах Мира и показываем, что Основы абсолютно одинаковы и что Магомет так же призывал возлюбить ближнего и Бога, как призывал Христос. А последователи сделали такое, что начались религиозные войны. Из-за чего начались? Из-за внешних форм. А по существу все Учителя говорили одно и то же. Каждый приходил в своё время. Будда говорил, что «каждое мгновение имеет свою необходимость (каждое мгновение истории, конечно), и это называется справедливостью действия». Данное историческое мгновение, данное развитие человечества имеет своей необходимостью Живую Этику. Без неё оно двигаться дальше не может. Церковь уже ничего нам не может дать, она многое не может разумно объяснить. Верующие говорят: «Почему Бог так несправедлив — одни рождаются здоровыми и богатыми, а другие бедными и больными?» И получается просто кощунство, Бога винят. Никакого разъяснения нет, церковь не даёт нам перспективу на загробную жизнь. Какая перспектива? Одна жизнь, а потом вы всё время или в раю проводите, сидя под райскими кущами, и едите райские яблоки, или в аду, и вас там поджаривают на сковородке. И это за одну жизнь? Вас устраивает такая перспектива? Если устраивает, продолжайте находиться в лоне церкви.

Или ещё: вы грешите, а потом исповедовались за деньги и получили отпущение грехов, они вам отпущены, и вы уже безгрешны, можете грешить дальше. Даже была такая поговорка на Руси: «Не согрешишь — не покаешься». Я, мол, согрешил, а потом так приятно покаяться, тебе отпустит священник грехи, и продолжай дальше, ты чист и свят. Если ты перед смертью успел через священника исповедоваться — идёшь прямо в рай. А некрещёные, даже младенцы, попадают в ад.

Это уже всё прошлое. Когда-то и церковь была нужна, и христианство было нужно. Оно очень смягчило нравы. И Владимир Красное Солнышко великое дело сделал, что покрестил Русь. А до того поклонялись деревянным идолам и приносили им человеческие жертвоприношения. Так что это был колоссальный шаг вперёд. Но ведь люди не стоят на месте, они движутся. И в XX – XXI веке нас уже не устраивает церковное православие. 

* Речь идёт о серии «Малая Рериховская библиотека».

** Эмиль Куэ (1857 – 1926) — французский врач-психотерапевт, стал широко известен в начале XX века благодаря разработанному им методу самовнушения.

*** Владимир Львович Леви (р. 1938) — советский врач-психотерапевт, психолог, кандидат медицинских наук, автор книг по различным аспектам популярной психологии.

 



Назад в раздел : 1994
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае