(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

Беседа с сотрудниками СибРО 12 декабря 1994 г.

дата: 12 декабря 1994 г.


Заканчивается 1994 год. Что было в нашем Обществе за этот год, что мы сделали, чего достигли, что дали людям?

Думается, что очень большое значение сейчас имеют выставки — выставки репродукций и картин. Вот недавно закончилась выставка в Доме учёных. Но это была не только выставка репродукций, которая знакомила людей с великим творчеством художника, о котором многие очень мало знали, но ещё очень важно было то сопровождение, которое шло параллельно с этой выставкой, — то есть целый ряд выступлений, лекций, слайд-программ. Всё это происходило в малом зале Дома учёных.

И кажется, впервые нам всё-таки удалось установить контакт именно с учёными. Потому что до сих пор мы больше с деятелями искусства имели дело. На семинаре, сопровождавшем выставку, к нам пришли учёные и уже говорили о Живой Этике с точки зрения науки. И это правильно — настала пора. Особенно в книге «Надземное» много говорится о значении науки в деле Живой Этики и в деле создания Нового Мира. И это ещё только первый шаг, учёные — это первые ласточки, но они уже начали говорить о роли науки в Новом Мире и о том, как наука смыкается с Живой Этикой. И это было особенно важно на этой выставке.

Кроме того, были ещё и выездные выставки, и они продолжаются. И на каждой такой выставке картин тот, кто её сопровождает, — выступает на ней, показывает слайды, ведёт экскурсии. Таким образом всё больше и больше людей узнают и о творчестве Рериха, и о Живой Этике.

Этот год в этом отношении особенно значителен, так как очень активизировалась наша выездная деятельность. И чем дальше, тем больше мы получаем приглашений на подобные выезды, и это показывает, насколько это всем нужно — «от Москвы до самых до окраин», как говорится.

Мне кажется, доминанта этого года — выставки. Это веление сроков.

По поводу будущего года, его заданий — на первом месте стоит именно наша издательская деятельность. Особенно важен и нужен наш печатный орган, то есть газета «Перед Восходом». Пока ещё для неё нет благоприятных условий, но их надо создать. Это наш священный долг перед людьми, которым мы обязаны нести Живую Этику. И, судя по многочисленным письмам, именно этот печатный орган играет очень большую роль, а вышло за эти годы всего восемь номеров. Поэтому мы должны приложить все наши усилия — и материальные, и энергетические, и духовные, — чтобы эта газета продолжала выходить. И должны всемерно помочь в этом издателю, потому что одному человеку это очень трудно поднять. Мы должны объединиться вокруг издательского дела. Это я считаю на будущий год одним из важнейших действий.

И когда мы все объединимся на газете, то наши усилия породят и условия. Они примагнитят эти условия. Я имею в виду и финансы, конечно. Без финансов газету не выпустишь, бумагу не купишь, в типографию не заплатишь. Но, объединившись, мы можем очень многое, и это уже доказано.

И второе, что мне кажется очень важным и что мы начали, и продолжаем, и будем проводить в новом году, — это объединение всех Рериховских обществ в одну мощную, сначала всероссийскую, а потом и мировую общину. Это наша глобальная задача, и мы её уже начали. И радостно видеть, сколько Обществ приезжает к нам на наш «круглый» и «квадратный стол» и как они все горят не только своими делами, но с большим интересом слушают, как идут дела в других братских Обществах. Все Общества — братские. А в результате мы должны рассматривать их как единое Общество, как единую общину. И в этом такая будет сила!

Ведь мы должны до какой-то степени брать пример и у тёмных, как они объединены. Но их объединение держится на страхе и дисциплине. Но тем не менее, на чём бы оно ни держалось, они очень монолитны и никто из них не соскальзывает на стезю добра, нет. Они привержены злу, они его держатся, и друг друга не выдают, и очень объединены. Помните, как в Учении рассказывается, что Урусвати посетила собрание тёмных, и многие светлые могли бы поучиться их дисциплине и стройности проведения собраний. Там были все как одно. Но на чём они объединяются? На зле, на дисциплине страха. Но они конечны, и их судьба предрешена, и в конце они особенно яростны. Поэтому перед лицом этой дикой ярости и нападок мы должны ещё больше объединиться, невзирая ни на какие личные моменты: кто-то нам нравится, кто-то не нравится, об этом надо забыть. Когда мы думаем о деле, мы совершенно по-другому начинаем относиться и друг к другу, и к другим Обществам. В каждом Обществе тоже могут быть свои недостатки, но они тянутся к объединению. И обратите внимание, что все до единого считают наше Сибирское Рериховское Общество центром и все около нас группируются. А это накладывает на нас невероятную ответственность. И мы ответим за каждую промашку, за каждую трещину в нашем Обществе. Этого быть не должно. Мы должны совершенно забыть о том, какие мы, постараться быть как можно более терпимыми друг к другу, и ещё мы должны работать над предметом, который, к сожалению, в школе не проходился, — это культура поведения. Культура поведения решает очень многое. Из-за этого и трещины. Мы все не злодеи, мы все люди доброй воли, все друг друга ценим и любим, но то, что мы не проходили культуру поведения, это часто вносит разногласия и разъединение. Правильно говорится — тон делает музыку. Начать хотя бы с тона и думать о другом человеке, когда с ним говоришь, и не делать так, чтобы ему было больно или неприятно. Грубость травмирует, резкость режет, язвительность язвит. Все эти свойства должны быть совершенно изъяты из употребления, если мы хотим, чтобы наше Общество было монолитом. И об этом мы должны думать и спрашивать только с себя. Каждый за себя в ответе. Ничьё поведение не снимает с нас ответственности за самих себя.

Первых мучеников и били, и убивали, и пытали — и всё-таки они не сдавались и не валили всё на своих палачей. А нас никто и не пытает, и не жжёт, и диким зверям не кидает на растерзание, но мелочи тоже могут разъединять. Мы должны создать такой же монолит, и он будет гораздо сильнее, потому что силы Света за нами, а не за ними [тёмными]. И сроки тоже за нами. И Новый Мир идёт — наш Новый Мир! Только бы нам удержаться на достойном уровне и делать то, что мы должны сделать, потому что за всё придётся отвечать, и уже отвечаем за многое.

Это то, что мы намечаем на будущий год: издательство, ещё более крепкое объединение всех общин, связь и письменная, и устная, и приглашения, и поездки туда.

Наши поездки очень объединяют, потому что каждый из нас, когда направляется в другое место, несёт с собой частицу нашей атмосферы и каким-то образом тоже воздействует этой атмосферой в себе.

Во многих Обществах ещё идёт процесс становления. Обычно бывает так: создаётся Общество из какой-то группы, выбирают председателя. Потом почему-то он никаким образом не подходит, его свергают. И тогда выбирают уже того, кого надо. Этот этап все Общества проходят, и когда они уже устанавливаются, тут и начинается нормальная работа. Сколько приезжало Обществ, и все рассказывают одно и то же. И можно порадоваться, что многие уже вступили на путь созидательный. Они уже организовались внутри себя и теперь живут и работают.

Очень интересный опыт у Симферопольского Рериховского Общества. Они там образовали свою промышленность, выпускают искусственные цветы. Всё Общество занято этим промыслом, очень хорошо зарабатывают, за границей цветы прекрасно покупают. И они все этим живут. И вместе с этим, работая, они объединяются и на общем труде, и на Живой Этике.

Хотелось задать такой вопрос, он очень важен, потому что должен определять стратегию развития нашего Общества. Должно ли быть наше Общество доходным в материальном смысле или нет?

Судя по тому, что говорил Рерих, оно должно быть доходным, иначе мы просто не сможем продвигать наши мероприятия, которые нужны всем. И Рерих никогда не чуждался такой чисто практической деятельности. Он говорил о том, что дело должно стоять на твёрдой финансовой базе. Поскольку мы ещё живём в такое время, когда деньги определяют возможности внешние, постольку мы должны иметь твёрдую материальную базу. И как раз Симферопольское общество — очень хороший пример. Они подробно обо всём рассказали, было очень интересно.

Весь вопрос в том, во имя чего зарабатываем. Если во имя дела, во имя того, чтобы сотрудники могли работать спокойно, не отвлекаясь на какую-то совершенно чуждую им работу ради куска хлеба, — так это же прекрасно! Мы имеем полное право зарабатывать, искать себе какие-то промыслы, соответствующие нашей работе, и это пойдёт только во благо.

Если же кто-то идёт во имя своё, хочет разбогатеть, так он и не сотрудник тогда, мы таковых так и не рассматриваем. Но если для общего дела, для малых детей... У кого-то — дети, и родители не могут работать в полную силу, дети требуют питания, питание безумно дорого стоит, значит, надо опять-таки собираться всем вместе и помогать, иначе не выжить. А дети — это наше будущее. Или кто-то больной, в больнице, ничего не получает — мы тоже обязаны помогать. Откуда это всё взять? Поэтому крепкая финансовая база — это то, что рекомендовано и одобрено. Весь вопрос в том, во имя чего. Мы не гонимся ни за коммерцией, ни за деньгами, ни за роскошью, но необходимое нам иметь надо. Это не роскошь.

А помогать — сказано: «Мочь помочь — счастье» (Зов, 15.10.1921 г.). «Помогайте друг другу, слышите! (...) Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь». «Помощь есть стук в будущее» (Иерархия, 434). Помогая, мы стучимся в своё будущее, мы его формируем. Это опять-таки всем нам идёт во благо. Я думаю, что помощь — это у нас уже освоено, и мы, как только что-то слышим, сейчас же спешим на помощь друг другу. И этим мы тоже крепки и очень держимся.

А у тёмных так: «Ты пропадаешь? Ну и пропадай, обойдёмся без тебя». Там не помогают, разве только в том случае, если уж очень нужно.

Отсутствие помощи — это черта тёмных?

Конечно. Они поддерживают своих деятелей только ради того, чтобы вредить. А если человек уже упал и никуда не годен — «ну и пропадай».

Ещё хотелось бы добавить о газете «Перед Восходом». Некоторые говорят: «Пусть члены редколлегии и занимаются этим вопросом». Нет! Это не получится. Газетой должно заняться всё Общество, потому что это настолько трудно сейчас, что если всё Общество мысленно и материально не мобилизуется на выпуск газеты «Перед Восходом», она не сможет выходить. А она чрезвычайно нужна. Это я знаю по письмам и понимаю, насколько нужен наш «голос» — единственная газета, в которой в самом чистом виде даётся Живая Этика. Где ещё такая газета издаётся? Её ждут везде, её просят и по библиотекам, и частным образом. Но только тогда она у нас получится, если мы все проникнемся важностью и значением газеты и объединимся на этом. Никто не вправе отмежеваться от вопроса о газете «Перед Восходом». Это лицо нашего Общества, и вы сами понимаете, что значит наша газета, и каждый за её успех в какой-то мере ответствен, ни с кого из наших сотрудников эта ответственность не снимается. Поэтому давайте мобилизуемся, всячески поможем издателям, которым очень трудно. Одному человеку или двум это не поднять. Материал для газеты всегда у нас есть в избытке. И просят нас, и ждут — и публикации по объяснению картин, и репортажи из других городов, наконец, можно давать выборки из очень интересных писем — о чём пишут наши читатели, их отклики. Это опять-таки пойдёт на объединение всех Обществ в целом. Эта газета поможет нам объединиться. Пусть присылают свои корреспонденции — тоже хорошо, мы будем по возможности их печатать. Может быть, мы расширим и объём газеты, если все объединятся. И я чувствую как самую первейшую необходимость на новый год — это заняться газетой.

У газеты есть ещё другая сторона — это её распространение, доведение её до читателя. Эта сторона тоже сейчас страдает, потому что это требует людей, которые должны этим заниматься. Распространение пойдёт, когда мы сами будем гореть...

И найдутся люди, найдутся возможности, как её распространять. Если бы мы её рассылали по Обществам хотя бы наложенным платежом, все были бы рады её получать. Не может быть, чтобы не были рады. Такие вещи нужны, так как это уже готовый материал. Так же как наши кассеты с радиопередачами — это готовый материал для занятий на семинарах по Живой Этике. Они рады — получают готовый материал и пользуются этим. Точно так же и газета. Надо вовлечь в её издание корреспондентов, и все будут желать иметь эту газету в большом количестве. Не надо издавать её очень большим тиражом, чтобы она не залёживалась. Тут надо смотреть, как выгоднее, по-деловому считать. Но распространять её необходимо. Долгое время мы её даже в киоски не давали, но как же можно держать её дома, когда она именно для всех. Это коллективный массовый пропагандист и агитатор. Вспомним, какое значение газете придавал Ленин. Четвёртая власть — пресса. Это правильно.

Все наши дела будут ещё больше процветать, если мы будем приветствовать и усилия сотрудников из других наших братских Обществ, которые тоже что-то делают на наше общее дело. Мы можем с ними входить в контакт, они могут вносить свою лепту в нашу работу. И это только усилит нас и приведёт ближе к общемировой общине, о которой мы мечтаем и о которой уже приходит время думать, потому что «Община Мира суждена» и, как сказано, «без общины Земля жить не может». Нам это уже теперь становится ясно. И становится ясно ещё и потому, что натиск тьмы сейчас чрезвычайно яростный, и мы все должны быть готовы к этому, и готовы внутренне, потому что она действует не только на внешнем плане. Церковники нас всячески хулят и чернят. Это не самое страшное. Самое страшное — когда тёмные действуют на ментальном плане и подкидывают нам мысли, которые мы, не распознав, принимаем за свои. Например, как в Учении говорится: если подкуп не получился, тёмный шепчет: «Отложи». Дело откладывается, и «плод упал». «Отложи», или «да нет, может быть, это и не нужно», «может, это не тот сотрудник», или ещё что-то. Мы должны очень следить и понимать, что многое не наше и что это не мы такие «умные», что «догадались» или отложить, или извратить, или сделать не так, а это нам подкидывается. Тут сразу надо соразмерять и думать, кому это выгодно. Если это выгодно тёмным, то, значит, надо понимать, что это они. А они свергают в бездну даже гигантов, если есть какие-то слабости.

Пример этому мы знаем, когда «сражённый собственной гордыней» пал именно потому, что вообразил, что все мысли против нас — это его умные и личные мысли, а на самом деле они ему насылались. Он их принял в сознание и оторвался, и что хорошего получилось? И нам большой ущерб, и ему огромный урон.

Поэтому мы должны сейчас очень контролировать наши мысли, поскольку борьба переключается больше всего на этот план. И сомнения, и неуверенность, и отложенчество, и лень, и всё, что нужно делать, надо делать именно согласованно и без промедления и всё сверяя с тем, как об этом говорится в Живой Этике. Поэтому ещё одна важнейшая задача и на этот год, и на всё будущее — изучать и изучать книги Живой Этики. Мы их знаем ещё недостаточно. Читаем каждый раз как заново. Книги Учения, Письма Е.И. Рерих и «Грани Агни Йоги». И когда мы будем больше подкованы, у нас будет больше возможности вспомнить — а как говорится об этом в Учении? И тут уж тёмные не смогут так подкопаться.

Это я знаю на личном примере. Приходят и задают массу вопросов. Я всегда делаю паузу и думаю: «А как об этом в Учении говорится?» Не я говорю — а что говорится, на что ориентироваться. Ничего своего у нас нет, но мы, внедряя наше сознание, наше разумение, нашу память в тексты Живой Этики, настолько этим проникаемся, что начинаем уже и думать так, как надо думать. Иначе, если мы только самодеятельностью займёмся, это нас может очень далеко увести в сторону. Потому что — кто мы сами? Как говорил Борис Николаевич: «Мы без Иерархии — ноль без палочки». Ведь Учение дано из Высочайшего Источника, и поэтому всё надо соразмерять с Ним.

Иногда даются возможности, и тут нужно очень быстро действовать, чтобы эту возможность не упустить, но понимают это не все. И как быть, если одному кажется, что действовать нужно немедленно, а у другого сомнение, что, может быть, это не тот путь, не та возможность, которая необходима для дела?

Прежде всего, обратиться всем вместе к Учителю. И ответ, я думаю, будет подсказан, потому что когда мы вместе и действуем — «действуйте, а Мы вам поможем». То есть Они могут приложить свою энергию, только когда мы обращаемся к Ним. Как по телефону — не позвонишь, и никто тебе не ответит. Так же и тут. Это первое. И второе — опять приложить Учение. Надо очень быстро всё сообразить, взвесить и, главное, просить о том, чтобы решение было правильное, потому что многого мы снизу не видим, а сверху всё это видно. И поэтому крепить контакт с Иерархией — это главнейшее дело, потому что в эти страшные последние времена только этим и можно удержаться. И тёмные напасти, и карма наша сворачивается очень быстро, нам от этого нелегко, и обстоятельства очень сложные, сгущённые, и потому обращение к Иерархии, постоянное памятование — это совершенно необходимо. Вспомним пример подвижников и святых, они всегда находились в состоянии контакта, в состоянии молитвы. И Серафим Саровский говорил, когда к нему обращались тысячи людей со всякими проблемами: «Это не я говорю. Когда я начинаю думать сам, я могу сказать не то. Первое, что приходит, когда я обращаюсь к Богу, это и будет правильно». Но он всегда был в этом молитвенном состоянии. Нам надо к этому приучаться. И это возможно, потому что это и есть йога, то есть связь, и йог настоящий — не то, что под этим подразумевают люди, а это живая связь земли с Небом. Религия, «religare» — тоже связь с Высшим Миром, и без этого нам сейчас просто невозможно ни поступать правильно, ни выжить.

Это только часть борьбы, и не самая тяжёлая. А самая тяжёлая часть борьбы — это бороться с собой и создавать должную атмосферу в Обществе. Нужно в два раза увеличивать всё хорошее и в десять раз уменьшать явления несовершенства у сотрудников, «иначе останетесь прежними» (Зов, 15.06.1921 г.).

И если думать о каждом хорошо, мы друг друга полюбим, а любовь создаёт такую атмосферу! Помните стихотворение Уолта Уитмена? «Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы напали на него все страны вселенной. Это был город друзей, и крепкая там ценилась любовь, и в ней была главная суть». И никто не мог этот город ни одолеть, ни приступом взять.

Наша община, наше Общество — оно есть и должно быть этим «градом, врагам на озлобление»*. И они злобятся. И пусть злобятся, но взять его они не должны. Если только один отколется — это уже подрыв. У Франциска в обители так было тоже. Он создал обитель монахов, и всё было прекрасно, там духовность процветала, и Дух Святой чувствовался. А потом один заколебался или откололся, и это принесло видимый ущерб, тёмные внедрились. Но потом их изжили.


* У Н.К. Рериха есть картина «Пречистый град — врагам озлобление» (1912).



Назад в раздел : 1994
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае