(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 30 марта 1997 г.

дата: 30 марта 1997 г.


Давайте воспользуемся нашим тесным общением, тут мы все самые близкие, представители разных городов. Мы всегда очень радуемся, когда встречаем представителей братских городов, деревень и сёл. Это так прекрасно, что здесь не только Новосибирск, СибРО, но и другие Общества. В других местах тоже наши единомышленники, наши собратья по устремлениям и чувствам. Так что давайте поговорим. Может быть, у вас вопросы есть или высказывания какие-нибудь? Может, кто-то выскажет мнение о нашем сегодняшнем «круглом столе»? Мы рады были бы теперь вас послушать.

Допустимо ли такое построение Общества, где один человек берёт на себя ответственность за всё Общество, ведёт его, читает лекции по Учению, по «Граням Агни Йоги» или «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской?

Вот у нас нет такого председателя, который бы один брал всё на себя. У нас Совет. Мы в дружном общении согласовываем все наши мероприятия, и никто один на себя не берёт ответственность. И это очень хорошо: сколько голов — столько умов. У нас такое построение. Я думаю, что то, что вы рассказываете, такая система — это скорее пережиток прошлого.

Сейчас уже во многих городах Рериховские общества переходят на форму Совета.

Да, и это правильно. Нам ведь заповедана община, а не гегемония и не руководство кого-то одного. И в этой общине, в этих Советах люди совершенно естественно проявляются и выделяются те, кто больше знает. Что такое Иерархия? Это «приоритет знания и примат духа», так сказано в Учении. Кто больше знает, тот больше и делится и может помочь в организации. И примат духа: кто более духовен, ведь это чувствуется, — тоже как-то невольно, но берёт на себя роль помощника всем, советчика. Но это всё, конечно, ни в коем случае не администрация.

Может ли человек читать лекции на темы Учения, если сам ещё имеет недостатки?

Тогда никому из нас нельзя было бы ни одной лекции прочесть. Нельзя сказать про кого-то из нас, что он изжил абсолютно все недостатки, у нас у всех они есть. Недостатки — это вещь относительная, мы относительно хороши и относительно плохи. Мы изживаем одни недостатки, потом начинают выявляться другие, потом ещё какие-то. Но это не значит, что мы не должны говорить об Учении и делиться им. Одно другому не мешает, если при этом человек не будет провозглашать: «Я изжил, а это для вас». Мы так не делаем. Мы понимаем, что недостатки у всех нас есть, и продумываем и ищем способы, чтобы избавиться от них.

Организация выделяет нам материалы для строительства Музея Н.К. Рериха. Можно ли на имя директора написать благодарственное письмо?

Это было бы очень хорошо, и от нашего Общества, и от себя, тогда вы двойную благодарность отнесёте. Надо обязательно благодарить, после первого же раза. И всегда благодарить, за всё. И только так.

Молодой человек из Ленинска-Кузнецкого работает в шахте. На шахтах сейчас тяжелейшее положение, ничего не платят. Но он приехал на «круглый стол» и признался, что его очень воодушевили все выступления.

Это очень ценно, что, независимо от обстоятельств, устремление сильнее всего. Такое устремление особенно ценно, когда человек на грани нищеты, может быть, отдаёт последнее. Это подлинное следование.

Как вести себя, когда через близких идёт много негативного, почти как одержание?

Когда кто-то из близких делается одержанным — это, конечно, очень тяжёлая ситуация. Прежде всего, не сдаваться. Что нужно одержателям? Сбить человека
с ног, чтобы он Учением не занимался, чтобы сотрудника не было у нас, потому что им это непереносимо. Это первое, чего они хотят, — чтобы человек ради спокойствия в семье отказался бы от Учения. Но спокойствия всё равно не будет, я думаю. Надо продолжать, а с семьёй как-то улаживать, но не способом отречения от Учения. На крайний случай можно читать тайком от того, кто нападает, если это возможно. Если нет, всё равно продолжать, но и своими средствами бороться с диверсиями, которые могут в семье происходить.

Если близкие не приемлют, то не надо при них ссылаться на Учение, чтобы их не раздражать. Я помню, одна знакомая первое время говорила мужу, который не принимал Учение: «В Учении так-то сказано, а ты себя ведёшь не так». Ясно, что нападки были ужасные. А Учение — для себя, можно только с себя спрашивать, но не колоть им глаза другим и не обязывать никого. Можно один раз сказать, познакомить с положениями Учения. Если близкий человек не принимает — ничего не поделаешь, значит, он ещё духовно не дорос. И никакое насилие, навязывание совершенно недопустимы. Потому что очень часто именно навязывание вызывает нападки со стороны родственников. И уж тогда надо помалкивать, но, конечно, продолжать читать, не сдаваться. Но только не навязывать.

В Кемерово показывали слайд-программу по Вашей книге «Весть Красоты», отзывы были прекрасные. Спасибо.

Хорошо бы привозить отзывы, мы бы их копили. У вас, наверное, есть «Книга отзывов»? Было бы очень интересно иметь отзывы. Нам это очень важно, нам надо иметь обратную связь, может быть, даже в газете что-то из этого напечатать. А то выпускаешь в свет что-то, а обратной связи нет, и не знаешь, какая реакция, хорошо ты сделал или нет, как это подействовало.

Я очень ценю обратную связь. У меня огромное количество писем о стихах, и я хоть представляю, что они доходят, что они нужны. А если бы не было этих писем, я писала бы в пространство и не знала, насколько это доходчиво, насколько это нужно. Сама я не могу судить. Мне-то понятно то, что я пишу, а понятно ли это другому? Так что всех призываю привозить письменные отзывы. Конечно, «Книгу отзывов» привозить неудобно, но можно хотя бы переписать некоторые отзывы. Мы, может быть, в газете могли бы их помещать. Для редакции это очень важно, так что давайте делиться.

Будем рады получать и критические замечания и пожелания по поводу газеты. Мы это будем просто приветствовать. Мы издаём газету, но не знаем, как на неё прореагировали Рериховские общества. Как она отзвучала? Как она была распространена? Такое информативное сообщение нам только в помощь. Потому что, как я говорила, очень тяжело что-то давать и не иметь обратной связи.

У нас в Кемерово создаётся искусствоведческая секция. И вопрос такой: каков критерий оценки передачи цвета репродукции, на чём основываться?

Это только в сравнении с картинами можно определить. А если вы сами картину не видели, как вы можете определить? Вам никто этого не скажет, как это соотносится с подлинником.

У одной нашей сотрудницы проблемы с 20-летней дочерью, ей приходят негативные мысли, вероятно, там проблемы с психикой. Что можно посоветовать?

Начать надо всё-таки с врача. А уж если врач распишется в своей несостоятельности, скажет, что он тут ничем помочь не может, тогда думать о чём-то другом. А может быть, он и поможет. Возможно, что ей помогут без особых каких-то приёмов. Не надо отрицать врачей. Врачи полечат ей нервную систему, порекомендуют что-нибудь полезное, глядишь, человеку легче стало. Так тоже бывает. С этого надо начинать. А некоторые с другого конца начинают. Они начинают искать в экстрасенсорике или в чём-то «свыше». А это совсем не так просто. Чтобы войти в контакт с Высшими Силами, для этого нужен определённый настрой. А экстрасенсорика — это беда. Поэтому надо начинать с простого.

Что делать с книгами Учения, если они принадлежали человеку психически нездоровому и их принесли в Общество?

Надо или отогнать наслоения, если есть для этого силы, — окурить их и, как в Учении говорится, мысленно отогнать вред наслоений, или сжечь. Но просто их оставить и употреблять, конечно, нельзя. Нужно постараться эти наслоения обезвредить. Есть разные виды окуривания: в кипящую воду накапать эвкалипт и подержать каждую книгу над этими испарениями. Может быть эвкалипт, или мята, или пихта, но эвкалипт сильнее. И при этом мысленно отгонять вред наслоений, мысленно убирать их с этих книг, представлять, что там ничего нет, наслоения ушли. И при этом обращаться к Иерархии. Я думаю, что при таком воздействии — и окуривании, и мыслях, которыми вы отгоняете всё это, — вреда больше не будет.

Можно ли держать над горящей свечой?

Горящая свеча может закоптить книги.

А если применить мысленное воздействие нескольких человек?

Если они созвучны, то, конечно, да. Они все думают об одном: вредные наслоения уходят, книги остаются чистыми. Но над огнём нельзя, потому что они закоптятся и могут и загореться. А над испарениями, когда в это время в воде кипит эвкалипт, это очень хорошо.

Мне приходится тоже иногда какие-то вещи нейтрализовать, обезвреживать, тогда я наливаю в эмалированную чашечку воду с эвкалиптом, она кипит, и отгоняешь таким образом. И при этом мысль соответственная должна быть и обращение к Иерархии.

Можно любую вещь так обезвредить?

Любую. Иногда одежду приходится или некоторые письма.

А если окуривать помещение? Дома же ситуации разные бывают.

Окуривать помещение очень легко. Вы ставите на плиту сосуд с кипящей водой, капаете туда эвкалипт, и запах из кухни пойдёт в комнату. Или возьмите кипящий сосуд и отнесите в комнату, он там постоит, я иногда тоже так делаю, на кухне начинает кипеть, я отношу в комнату, ставлю на столе, и вся комната наполняется ароматом. Это совсем не трудно.

Лист эвкалипта тоже можно бросать?

Лист тоже, но лучше масло, оно более концентрированное. Можно мяту, пихтовое масло, это тоже очень хорошо. У меня есть лист эвкалиптовый, я его измельчаю, бросаю в кипящую воду, и он начинает вариться и давать аромат. Вы поймёте: если он пахнет — значит, действует. Или мяту собирайте, можно сухую мяту тоже бросать в кипящую воду, она прекрасный даёт аромат.

Это то, что тёмным не нравится, — эти ароматы. Им нравятся запахи гниения, разложения. Если пища начинает портиться, немножко плесневеть — всё это надо скорей выбрасывать, чтобы пища не разлагалась в квартире. Это они очень любят. И ещё, когда мы ставим в квартире цветы в вазе и несколько дней не меняем воду, у цветов начинают подгнивать стебельки. Надо каждый день менять воду, иначе она портится под цветами. Вот такие примитивные способы гигиены, чтобы ничего не было от разложения.

Можно использовать ароматические палочки?

Ароматные палочки тоже можно, но я их не очень люблю, может быть, потому, что тяжело дышать из-за дыма. Но всё-таки в Индии они признаются не только для ароматов. В Индии же понимают значение окуривания.

Многие читают «Грани Агни Йоги» и считают, что и пульсацию, и медитацию нужно сразу применять. Но это было дано в первую очередь Б.Н. Абрамову, а не нам, или действительно нужно всё это применять в жизни?

Во-первых, надо посмотреть, как в контексте написано. Кое-что относится только к Абрамову, он был на очень высокой духовной ступени, и ему что-то рекомендовалось. Но это не значит, что это нам всем можно применять. Всё зависит от того, что написано и как написано, даётся ли указание для всех, — это надо посмотреть. Там ведь есть и общие указания, и специально для него, некоторые даже и понять бывает не очень просто, что имелось в виду, потому что это был его личный опыт.

Как научиться брать из книг Учения только самое главное, только то, что нам нужно?

Сказано: «Улучшайтесь, друзья, неустанно» (Зов, 29.05.1921 г.). Неустанно — значит всё, что идёт на улучшение, надо в первую очередь использовать. А ведь Учение давалось через Елену Ивановну, кое-что относилось к ней, кое-что к каким-то ситуациям, которые тогда происходили. Надо всё это учитывать, а не буквально воспринимать: что-то такое вычитали и сразу делать. Надо понимать, что относится к нам, к нашей ступени, а что относится не к нам.



Назад в раздел : 1997
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае