(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 28 марта 1998 г.

дата: 28 марта 1998 г.


Наталия Дмитриевна, в одном из Ваших выступлений говорилось о важности несения Учения Живой Этики каждым человеком на своём месте. Поясните, как это может быть осуществлено на деле педагогом, инженером, предпринимателем и т.д.

Я думаю, что это, наверное, многим будет понятно, например педагогам, как говорить о Живой Этике по уровню сознания каждого данного класса. Ведь от умения преподавать и говорить с учениками зависит будущее того поколения, которое выращивают учителя. И именно педагогам даются самые широкие возможности применять Живую Этику: в их обращении с учениками, в их отношении к преподаваемому предмету. Такие же большие возможности даются и врачам в их врачебной практике. Ведь можно формально отнестись к больному, а можно принять участие в его бедствии: продумывать, искать какие-то новые способы лечения, уметь успокоить больного, вселить в него надежду на выздоровление. Нам очень хорошо известны врачи и той, и другой категории. Одни относятся формально, а другие ищут очень активно, как помочь. Так же и инженеры — одни работают на пользу делу, то есть для общей пользы, а другие изобретают орудия уничтожения. Это мы хорошо знаем. Сейчас у нас появилась новая категория деятелей: предприниматели. Кто они такие, что и во имя чего предпринимают? Если только что-то для собственной выгоды и с ущербом для других, то понятен их вред. А если то, что они делают, идёт на пользу людям, значит, они полезны и выполняют то, что от них требуется. Мы знаем многих предпринимателей, которые совершают очень полезные дела: например, помогают нам строить музей, поскольку у нас самих нет никаких средств для этого. Некоторые предприниматели вошли в группу попечителей строительства нашего музея, помогая нам материально. Это пример благой помощи, без которой мы не могли бы строить музей.

«...Доброта и ум не приводят к Нам — явление духовности необходимо; но это качество приходит в минуту готовности духа» (Зов, 17.07.1922 г.). Что такое духовность и готовность духа?

Обращение к Иерархии уже есть признак духовности, потому что это обращение к чему-то, казалось бы, невидимому, незнаемому. Но наш дух знает о существовании Иерархии Света и уверен, что она поможет; это знание является признаком духовной развитости. А люди бездуховные, которые отрицают всё это, люди неверующие — это те, у кого духовность ещё не пробудилась. Готовность духа проявляется тогда, когда дух уже созрел для понимания. Если он ещё до этого не дорос и находится на стадии только узкоматериальных понятий, то никакой готовности духа у него быть не может. Он сам себе отсекает возможности духовного продвижения, когда отрицает Высший Мир.

Просим разъяснить строчку из стихотворения Н.Д. Спириной «Эта жизнь» из сборника «Перед Восходом»: «Кто виноват, что свиньи, обратясь, топтали нас за слабость и за сдачу?!»

Эта строчка обусловлена евангельским текстом: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф. 7: 6). Что такое слабость? Тут подразумеваются все наши слабости, всё, что мы себе позволяем делать, уступая нашим низшим склонностям или инстинктам. Всё это потом нам «отливается», мы очень много за это платим. Мы знаем, как платит каждый, кто склонен к пьянству, или к разврату, или к роскоши, или к другим подобным грехам. И «сдача» заключается в том, что мы предаёмся этим нашим слабостям, сдаёмся их натиску, а не боремся с ними; ведь в каждом человеке имеет место и высшее, и низшее начало, и каждое начало хочет проявляться. Во многих это низшее начало не побеждено, и люди сдаются ему, и вследствие этого начинают пить и воровать, распутничать и отвлекаться от своих дел, не выполнять свой долг, недобросовестно работать и т.д. Всё это — «сдача» своим низшим, неизжитым свойствам.

 

ЭТА ЖИЗНЬ

 

Мы эту жизнь проходим как сквозь строй —
Наносит нам удары за ударом
Всё то, чему, отдавши сердце даром,
Служили мы с наивной простотой.

Мы отдавались в рабство второпях,
Мы уступали наше первородство
За мишуру, скрывавшую уродство,
За блеск фальшивый на простых камнях.

Мы наших душ кидали жемчуга
Под ноги суетящимся прохожим
И получали, пораженья множив,
Презренье победителя-врага.

Кто виноват, что свиньи, обратясь,
Топтали нас за слабость и за сдачу?!
За всё сполна заплатим и заплачем,
Чтоб никогда не воротиться вспять.

Как хорошо, что мудрая судьба
За все ошибки щедро отплатила;
И, отплатив, безмерно одарила
Свободой — погибавшего раба.

 

Тёмные «очень любят большие интеллекты, развившиеся за счёт сердца, ибо через них можно особенно тонко действовать» (Письма Елены Рерих. 16.07.1935 г.). Как это понять?

К большим интеллектам, развившимся за счёт сердца, относятся люди очень умные, интеллектуально одарённые, изобретательные. Примерами их деятельности могут служить такие изобретения, как атомная бомба или химическое и бактериологическое оружие. Когда сердце у них молчит, тогда тёмные, пользуясь их интеллектом, толкают их на изобретение атомной бомбы. Разве Хиросима — это не есть ответ на такой вопрос? За счёт чего погибло столько людей сразу? За счёт развития интеллекта в ущерб сердцу. Оно никогда не допустило бы такие изобретения, как атомную бомбу, химическое и бактериологическое оружие, или убийство по расовым, национальным или религиозным признакам.

В Учении Живой Этики говорится об огненной мысли для защиты при бодрствовании и во время сна. Приведите, пожалуйста, пример.

В Учении сказано, что перед сном нужно установить направление мысли и направить её к Иерархии Света, чтобы во время сна пребывать с ней. Поэтому предлагается всегда молиться перед сном. И даже в церковных традициях есть специальные молитвы перед сном.

Является ли человек источником психической энергии или он может только вместить её?

У нас в библиотеке есть сборник «Психическая энергия. Накопление и расточение». Там говорится, что человек может и накапливать психическую энергию, и растрачивать её. И даются указания, какими способами можно её накапливать. Наши самые высокие чувства, устремления, контакт с Иерархией усиливают психическую энергию, а растрачивают её отрицательные свойства, всё самое низшее, что есть в нас. Самость её очень растрачивает, несмотря на то, что люди самостные бывают сильные; но эта сила в конце концов обращается на них самих и губит их. В упомянутом сборнике о психической энергии всё это подробно разобрано.

В книге «Надземное» (734) сказано: «Не может человек сказать, что он безвинно страдает. Он сам когда-то внёс яд в космическую ткань». В чём могла быть причина таких поступков?

Безвинно никто не страдает. Значит, когда-то человек сам навлёк на себя это страдание, вызвал причину, которая породила следствие. Карма — это причинно-следственная связь. Ничто не происходит само по себе, без всякой причины; по какой-то причине он страдает или платит старый долг. Ещё человек страдает, чтобы чему-то научиться — сострадать или выработать терпение; одним словом, причин для страдания очень много. Все люди совершают какие-то поступки, которые отягощают так или иначе карму, но они делают это бессознательно, не понимая, что за этим последует. Есть люди, которые совершенно не верят в то, что существует закон причинности. Например, некоторые, совершающие кражу, считают, что не пойманный — не вор, и радуются, если это сходит им с рук, но неразумно так делать.

«Утвердите сознание — служит ли понятие Братства ограничению или расширению ваших возможностей. Если хотя бы в малейшей степени кто-то почувствует ограничительное воздействие, пусть не приближается к Братству. Но если сердце готово воспринять преимущества Братства, то и весть придёт» (Братство, 606). Поясните, пожалуйста, о каком ограничительном воздействии идёт речь.

Этот параграф подразумевает участие или в Братстве, или в любом сообществе. Те, кто считают, что такое участие их в чём-то ограничивает, ещё не понимают всех преимуществ коллективного труда и творчества. Как может ограничивать Братство, когда оно даёт расширение всех возможностей? Оно ограничивает только тех, кто действует вопреки законам Братства и только во имя своё. Братство действует не во имя своё, а во имя Высшего.

Где в нашем городе можно найти докторов, успешно применяющих Учение Живой Этики?

Пока ещё такие врачи не обнаружены, которые полностью приняли Живую Этику. В Латвии был доктор Феликс Денисович Лукин. К сожалению, его давно уже нет, но его сын, Гаральд Феликсович, так же работает [на основе Учения]. Их мы знаем, но это единичный случай.

Что значит духовная реализация человека в миру?

Когда каждый на своём месте может выполнять то, что указано в Учении.

Как вы относитесь к Ванге, к её предсказаниям и излечению людей?

О Ванге мы читали. Я думаю, что она человек от природы очень одарённый, очень духовный, во всяком случае, она очень добра, и эта её доброта — уже признак того, что она не тёмными средствами лечит. Мы читали её биографию — она очень многим действительно помогала, и помогала бескорыстно. Несмотря на то, что она могла быть богатейшим человеком, она жила очень тихо и скромно в своём деревенском домике. Я думаю, вам нужно прочесть о ней книжку, написанную Валентином Сидоровым — это московский поэт, вы его, наверное, знаете, — «Людмила и Вангелия». Людмила — это Живкова, тоже была замечательная женщина, к сожалению, очень рано ушла, а Вангелия — это Ванга. Постарайтесь эту книжечку достать, там о ней очень много интересного написано. Конечно, это явление очень исключительное и редкое. Сколько могла, она помогала людям, всю свою жизнь.

Что Вы можете сказать о книгах А. Мегрэ «Звенящие кедры России»?

Мы изучаем основные источники, и этого изучения нам хватит на всю жизнь и ещё останется, потому что Учение так велико и так неисчерпаемо. Я, например, читаю Учение ещё с 1940-х годов, каждый раз возвращаюсь к тем же книгам, и у меня всегда такое впечатление, что читаю их впервые, настолько я открываю что-то новое в уже многократно прочитанных книгах. Часть их я даже наизусть помню и всё равно открываю новое. Поэтому беспокоиться нам не нужно относительно каких-то новых открытий, дай Бог нам освоить то, что есть, уже не говоря о Письмах Е.И. Рерих. А теперь у нас есть ещё «Грани Агни Йоги», это тоже такой источник знаний и такая помощь нам в смысле изучения Живой Этики! Это такое счастье. И это бы всё успеть. Поэтому никакими современными никому не известными книгами мы совершенно не интересуемся.

Как Вы относитесь к так называемым посланиям «свыше»?

Появляются контактёры, получающие вести из «высшего источника». Эти источники очень индивидуальны и зависят от степени духовности получающего. Предпочтительней ими не пользоваться, а держаться указанной нам Иерархической цепи: Учитель, Его ближайшие ученики Рерихи, а за ними Б.Н. Абрамов, признанный ученик Рерихов, и через него давалось то, что нужно было на данный момент. Это наша цепочка, которой мы придерживаемся. Записи Б.Н. Абрамова являются сопутствующим пособием для изучающих Учение Живой Этики (Агни Йогу). Самое главное — изучить первоисточники.

«С ним [астралом] надо покончить, расчленив элементы его, чтобы легче их было отбросить» (Грани Агни Йоги, 15 июля 1960 г.). Что это за элементы и как их надо расчленить?

Под астралом подразумевается мир чувств, положительных и отрицательных. Есть высшие чувства — любовь к Иерархии, проявление самого высокого, и есть астральные чувства, которыми мы в основном и живём: мы что-то любим, чего-то не любим, чего-то боимся, чего-то хотим и т.д. Астрал может быть и вредный, и полезный. Если мы любим наших близких — детей, или родителей, или мужа, или жену — это тоже астрал, но это хороший астрал, зачем же его отбрасывать? Или любим свою работу, увлекаемся ею — это тоже к астральным чувствам относится. И в то же время к астралу могут относиться и очень низкие чувства. Отрицательные надо отбрасывать, а положительные утверждать и усилять.

Один человек вдруг стал ходить как статуя неподвижная, не улыбался, словно аршин проглотил, и когда его спросили: «Что с тобой?», он ответил: «Обуздываю астрал».

Он, видимо, очень хотел побороть болтливость, поэтому и ходил как истукан. Можно и пообщаться, и поговорить, но не увлекаться этим, не болтать. Мы любим общаться с людьми, но в меру, не заговаривая их до смерти.

«Надо помнить, что дух, действуя вне времени, постигает тоже без числа. И до четырнадцатого слуха дух постигает, тогда как на земной сфере можно достичь лишь девятого» (Озарение, 2–VI–8). Что такое четырнадцатый слух?

Это не относится к нашей ступени, это относится к Елене Ивановне. Надо помнить, что не всё, что сказано в Учении, относится к нам. Есть такая часть Учения, которая дана непосредственно ей. Все её центры были раскрыты, и она могла достичь и четырнадцатого слуха, и ещё какого-то высокого достижения. К нам это не относится.

Назад в раздел : 1998
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае