(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

Семинар с сотрудниками СибРО 9 января 1999 г.

дата: 9 января 1999 г.


«Лучше можете рассказать о Моём желании видеть всех на работе. Надо напрягать ауру, она не может расти иначе.

Надо ясно понять, насколько лучи небесные бесполезны, если от нервных центров не встречены эманацией.

Говорил уже об онемении языка и о сломанных руках. Вот последствие небесного воздействия без земного ответа» (Озарение, 3–II–13).  

Значит, новые лучи, энергии, которые идут к людям, могут восприниматься только когда человек трудится и в этом труде у него возникают соответствующие эманации?

Если соответствия нет, то эти лучи могут так воздействовать, что будут просто уничтожать. Но когда человек в труде, он им соответствует, и этим он сам усиляется и усиляет воздействие лучей на других.

Если дело выполняется по-старому, в тех формах, которые уже не соответствуют новым лучам, — может ли оно иметь успех или оно разрушится?  

Надо, чтобы и форма, и содержание работы — всё соответствовало новому, чтобы все мы были уже новыми, потому что ещё очень много старого, что мешает нам. Нужно скорее понять, что мы идём к общине, изучать, что такое община, и какими мы должны быть общинниками, и что требуется для того, чтобы идти к общине. Потому что сказано: «Без общины Земля жить не может». Не может — значит, начнёт разрушаться. Что такое община и как жить, чтобы Земле было хорошо и мы соответствовали новому времени, — вот главное, что сейчас в Учении надо изучать. То есть постигать указания о том, как строить общину и как ей соответствовать.

Можно ли сказать, что формы работы только тогда будут эволюционны, когда сохранены этические законы? Как это сделать? Как строить взаимоотношения?

Взаимоотношения — не только внешние, но и внутренние отношения каждого друг к другу — решают всё. Раньше взаимоотношения часто строились на чисто внешних приёмах. Думали, что только вежливость, приятные манеры или ещё что-то имеет значение. А теперь настраиваемся внутренне, и только так может состояться община — когда мы верим друг другу, помогаем, радуемся и понимаем друг друга. Когда успех или достижение друга — это и наше достижение. А если у него неудача, то, значит, и мы тоже в чём-то виноваты: что-то недосмотрели, недопоняли, недосказали.

Мы сейчас учимся вкладывать в работу такие побуждения, которым учит Живая Этика. Но как быть с формами работы? Ведь одни формы мы можем изменить, а другие не можем, например в бухгалтерии.

В бухгалтерии, как и во всём, есть свои законы, свои правила, зачем же их менять, если это нужно для дела? Самое главное при этом — отношение и к работе, и к сотрудникам. А формы, те, которые требует данная работа, — их надо придерживаться, конечно. Не ломать же всё это и придумывать новую бухгалтерию. Главное — как относиться к этому и во имя чего делать. И с сотрудниками надо взаимоотношения как-то улучшать, крепить, чтобы все друг другу доверяли.

Главное — побуждения. Будда говорил, что карма творится не столько словами и действиями, сколько побуждениями. Именно побуждение больше всего творит нашу карму. Если при неумелости мы что-то не так сделаем, а побуждения у нас хорошие, то это не так страшно. Но если побуждения у нас отрицательные, то, даже если в данный момент мы что-то делаем и удачно, — всё-таки складывается неблагоприятная карма.

Бывает так, что разные сотрудники видят по-разному, как организовать дело, и тут надо найти компромисс. Потому что ради сохранения сотрудничества нужно отступиться от каких-то своих мнений, если это делу сильно не вредит.

Главное, чтобы делу не навредить. Тут нужно в каждом индивидуальном случае разбираться. Но всё — во имя дела.

У нас лавина дел, и мы часто забываем, что главное дело — это Учение в себе претворить.

Всегда надо думать, что первично и что вторично. Первично, конечно, — какие у нас взаимоотношения между сотрудниками. Из этого проистекает и успех дела. Есть ли у нас полное доверие, желание понять другого, выслушать его, может быть даже принять, что другой был более прав, признать это совершенно беспристрастно, без самолюбия или ложного самомнения, — если это первично, тогда будут найдены и способы выполнения данного задания или решения проблемы. Как говорится, «нуклеус из двух, трёх друзей-сотрудников может явить самую мощную опору великим делам». Даже такое маленькое объединение может явить большую помощь в важных делах.

Я думаю, то, что нами уже достигнуто за это время, — это тоже результат нашего сотрудничества, согласия друг с другом во многом. Даже если лично не принимать участия, всё равно можно сердечно помогать, например представлять, что это дело увенчалось успехом. Это может каждый. К примеру, в бухгалтерии я не могу принять личного участия, но стараюсь представлять, что там всё идёт гладко, всё благополучно. Так же и во всём. И в строительстве: сейчас у нас важнейшее дело — это стройка. «Мы строим город небывалый, одежды белые надев...»

У Рериха есть картина «Город строят». А мы строим музей небывалый. Но для этого тоже нужно согласие, объединение. Это стройка века. Когда мы построим — вы увидите уже через год, что  это будет! Со всех концов мира будут приезжать, учиться у нас, приобщаться к нашему музею. Там будет царить дух . Дух, по которому люди голодны, но не могут его нигде найти: ни в политике, ни в современном искусстве, которое никого духовно не кормит. А тут будет что-то такое, что будет питать людей духовно. Они будут уезжать подкреплённые и в своих городах и селениях тоже будут создавать что-то подобное в миниатюре.

Мы получаем немало писем из никому не известных посёлков. А как пишут люди-сельчане, ведь зачитаешься! Какая сознательность, устремлённость, какое понимание Учения Живой Этики, понимание СибРО. И пишут нам с полным доверием, с открытым сердцем. Вот это будущее — «Иван Стотысячный», как сказано в Учении. Так что не только интеллигенция, которой всё это легче воспринять, но и сельчане особенно нас трогают. Вот оно, зарождение Новой Эпохи.

И мы стараемся найти доступный язык, чтобы всем было понятно, что мы пишем, чего мы хотим. Я считаю, что наш журнал доступен многим, благодаря тому, что там пишется всё чётко, ясно, не заумно, не мистически — мол, мы много знаем, а вам где понять, — а так, чтобы хоть что-то люди из этого извлекли, что-то поняли. Ведь люди ещё очень мало знают.

Мы очень часто встречаем в письмах слово «случайно»: «мне случайно принесли», «мне случайно попалось», и после этого у них вся жизнь перерождается. До этого они бывали на грани отчаяния, у кого-то ужасное семейное положение, или потери, или болезни какие-то, нам пишут больные, прикованные к постели. Очень трогательные письма пишут подростки, дети, которые тоже всё по-своему воспринимают, что-то впитывают.

К нашей теме взаимоотношений есть параграф из книги «Мир Огненный» (II, 143): «Что есть добролюбие? Нужно понять, что оно не только заключает в себе совершение добрых дел, но также и умение восхищаться добром».  

«Умение восхищаться добром», а не только самим делать добрые дела.

Далее: «Последнее условие обычно не принимается и остаётся непонятым, его нужно прививать и воспитывать в людях. Только восхищение добром приносит тепло сердца».  

Какая важная тема, которую мы как-то и не затрагивали, — восхищаться добром в других: как человек хорошо поступил, как он помог!

Далее: «Явление добролюбия открывает множество подробностей добра, и трогательных в существе своём».

«Подробности добра» — значит, добро очень многогранно, масса подробностей. Видеть зло легче, его разглядеть легче, чем разглядеть добро. Как сказано, «помогайте каждым взглядом, каждым прикосновением», а ведь это не очень очевидно.

Далее: «Можно миновать много полезных сопоставлений, которые могут утончить сердце. Такое утончение упасёт от нанесения обид».

Тем меньше он сможет ранить другого, нанести обиду, может быть, даже без желания сделать это, а может, и с желанием.

Далее: «Каждый обидчик уже притворил Врата Огненные, он покусился на достоинство человеческое и тем прежде всего умалил самого себя».  

Притворил — значит закрыл. Притворил Врата Огненные в Высший Мир. Когда мы умаляем, унижаем другого или обижаем, тем самым мы унижаем себя. Но это людям-обидчикам в голову не приходит. Они при этом не думают, что себя этим унижают и утяжеляют карму, — это больше, чем те переживания, которые они вызвали в обижаемом. Так всё надо пересматривать.

Далее: «Когда Говорил об Огненном Мире, то, конечно, добролюбие было твёрдым основанием для восхождения, и как прекрасно уметь радоваться добру. Как изыс-канно уметь различать лепестки Лотоса Добра! И Мы радуемся каждому проявлению такой радости. Ведь чиста радость о Добре! Так каждый, мечтающий об Огненном Мире, пусть прежде всего запасётся добролюбием.

Настолько напряжено время, что Скажу Указ — каждый обидчик пусть пеняет на себя, но Мы не будем укрывать его. Довольно усложнений. Мы должны справедливо отмерять энергию. Пусть каждый спросит сердце своё — где граница обиды? Нельзя растрачивать силы на взаимные ущемления».

Нам надо срочно построить музей, вы потом убедитесь в том, насколько это важно. Но для этого, конечно, во взаимоотношениях должно быть полное дружелюбие и полное стремление сделать как можно лучше, вложить всё, что можно, всё своё умение.

Далее: «Пусть каждый спросит сердце своё — где граница обиды?» То есть ты сам должен определить, что обидел другого, ведь можно и незаметно обидеть.

Можно даже и неумышленно. Это часто происходит от бестактности, от непонимания другого, потому что человек чаще занят собой, чем другим. Что-то ему не понравилось, что-то не так, вот он и выплёскивает это, не думая о том, как на это отреагирует другой человек.

Что относится к качеству утончённости человека? Утончённость чего?

Утончённость всех чувствований. Человек утончённый в другом человеке будет чувствовать то, что другие в нём не чувствуют. Например, он будет чувствовать, как с ним обращаться, как к нему относиться, будет понимать значение, реакцию своих действий на другого человека. Это тоже утончённость. Как с ним говорить, на каком языке, в каком тоне — во всём этом утончённость. Это как в музыке. Любое музыкальное произведение можно сыграть по-разному, так, что даже и не узнаешь, что это то же самое, правда ведь? В каком тоне, в каком темпе, в каком звуке его передать. Точно так же и в беседах, и в своих действиях по отношению к другому. Можно другому оказать помощь, но так, что тот потом плакать будет. Так ведь тоже может быть.

А если человек не утончённый, как это изменить?

Обострять все свои чувства, чувствовать и слышать другого. Можно себе эту цель поставить.

То есть о человеке этом думать: а хорошо ли ему?

Да, и так ли мы с ним говорим или не так, в том тоне, в той форме, какой надо, чтобы ему было хорошо и не больно? А часто мы просто выпаливаем то, что думаем. Для этого надо и человека почувствовать, и свой тон. «Бережно, как по струне бездну», надо идти всю жизнь. Каноном «Господом твоим». Что это за канон — надо понять, в чём он заключается. Надо почувствовать, что  человек больше любит, и к тому особенно бережно отнестись. Это, конечно, начинается с религии, потому что каждый имеет право на свою веру, на свою религию. Нужно утончённо почувствовать. Если мы с буддистом о чём-то беседуем, то надо почувствовать, как сказать. Или о Магомете, у нас много магометан. Надо, прежде всего, понять, кто такой Магомет, и сказать о нём самое высокое. Он этого достоин, он великий Пророк, он дал религию огромному количеству людей. Надо уметь сказать о каждой религии.

То есть к нам в музей будут приходить люди разных верований и мы должны быть к этому готовы?

Надо ознакомиться с основами разных религий и с каждым говорить «Господом твоим». У нас будут изоб-ражения всех Великих Учителей — всех, кого мы знаем, начиная с Христа, и Тех, Кто был до Него и после Него. Это нужно сделать в первую очередь, потому что мы будем водить экскурсии, а у нас же страна многоверная, многоязычная, каких только народностей у нас нет. Кто бы ни входил в состав великой России, Россия тем не менее должна быть единая. Единая во множестве. Думаю, что наш музей сыграет в этом очень большую роль, в объединении народов, населяющих то, что мы называем Россией. Россия — это такое огромное понятие!

Нам нужно изучать основы всех религий, и когда мы их изучим, мы поймём, что Источник один, как бы они ни назывались. И, подойдя к Источнику, «обменявшись Господом, пойдёте к Единому» (Озарение, 2–VIII–2). То есть мы примем Господа других народов, а они примут нас, наше мировоззрение. Как хорошо сказал академик А.Л. Яншин: Учение Живой Этики — это не религия, а мировая этическая система. И не путать этику с этикетом (Мир Огненный, II, 87), то есть с чем-то только внешним. Живая этическая  система. И она завоюет весь мир.
А начнётся это с России.

На картине Н.К. Рериха Настасья Микулична — Россия Азиатская — въезжает в лучах восходящего солнца, поднимается на гору Нового Мира. И за ней всполохи солнца будущего. Какая мощь! Лицо у неё азиатское, но всё-таки она Настасья, то есть в ней всё соединено. Все картины Рериха имеют очень большой этический подтекст, который нам нужно усваивать.

«Основа общины утверждается научно, и каждый принцип, явленный общиною, устремлён соотношением с мировой Общиною. Творчество жизни может быть основано на устремлённом притяжении к Магниту. Только цепь, устремлённая к выявлению лучших начинаний, даст человечеству лучшую ступень. Так, начав с зерна, построение общины может дать Общину Мира. Нужно реорганизовать все человеческие начинания, чтоб сознание приблизилось к Общине Мира. Потому не страх перед смещением, но утверждение явного пережитка. Так устремимся к Общине Мира обновлением. Урочный час близится. Истинно, предназначенное идёт!» (Беспредельность, 683). В этом параграфе сказано и об Общине, и об обновлении наших форм работы, и, наверное, обновлении себя.

Главное — обновление внутреннего человека, тогда и внешние формы начнут обновляться. Ведь внешние исходят от внутреннего. Всё начинается с зерна.

Наш музей — как зерно, как посев Нового Мира, который потом может дать обновление миру — Общину Мира. В будущем, подобно нашему музею, будут строиться и другие музеи, большие или малые. Главное в том, чтобы там был дух общины. Но для этого, как всегда, требуется какой-то образец, какой-то пример, потому что без примера люди не знают, чему подражать, как действовать, как быть. Это не мечта, это действительность, причём практическая действительность. Сейчас ведь всё происходит на практике. Можно везде делать свои маленькие музеи, собирать произведения искусства, картины, устраивать семинары, слайд-программы. Всё это можно делать и в миниатюре. Люди увидят, что делаем мы, и тоже в своей малой форме, в зависимости от своих возможностей, будут делать что-то очень нужное. На этом будут расти новые поколения, дети будут это впитывать.

Сейчас будут рождаться особые дети, дети шестой расы, с большими накоплениями. И сама атмосфера Нового Мира будет давать возможность лучше выявиться. Они, может быть, и раньше рождались, но психическая атмосфера была более грубая. Сейчас она утончается, новые лучи утончают атмосферу. И детям с таким багажом легче теперь выявиться. Интересно наблюдать за новым поколением. Приходят уже готовые сотрудники, ростки Новой Эпохи, — это так оптимистично и показательно, потому что сейчас именно Новая Эпоха наступает, это тоже, может быть, ещё не все осознали. А у нас журнал — тоже журнал Новой Эпохи.

Мы стараемся помогать выходу журнала, хотя бы мысленно, представляем, что держим его в руках.

Приходится преодолевать очень большие трудности — и материальные, и нематериальные. Представляйте всегда, когда думаете о нашем «круглом столе», что вышел новый журнал, что вы держите в руках новый номер. Если это делать ритмично, это поможет, потому что чем дальше, тем трудности возрастают. Журнал будет известен на весь мир и будет переводиться на иностранные языки, хотя это довольно трудно, но кроме стихов всё можно перевести.

Надо учить детей языкам, чтобы они могли в подлинниках читать такие шедевры, которые, сколько ни переводи, всё равно это будет не то. Дети очень легко языки воспринимают, они даже не замечают, мне кажется, что они иностранные, воспринимают их как родные. Правильно, что раньше были гувернёры, гувернантки, француженки, немки, которые с детьми говорили на своём языке, и дети совершенно незаметно воспринимали два или три языка.

Наталия Дмитриевна, а как Вы учили языки?

Я учила, когда была в гимназии. У нас преподавали английский и французский. Я и дома занималась, мне мать нанимала учительницу английского языка, потому что в гимназии преподавали языки очень слабо, на них не делали упор. Упор был на литературу, математику, физику, химию, но не на это. Я учила дома с учительницей отдельно. Благодаря этому и благодаря своей страсти к стихам, русским или нерусским, мне нравилось всё, что только есть в поэзии, вот почему я их помню.

В Ваших тетрадях выписаны стихотворения на английском языке и они же — в переводе.

Да, меня всегда интересовали переводы: как это сделано, верно ли это сделано, красиво ли. У меня это есть в моих тетрадках.

А вот как интересно Марина Цветаева в поэме «Крысолов» перечисляет разные качества, разные свойства: «переовечил — хлев», от слова «овца», стал как овца — значит, тебе хлев. Мне очень нравится: «перемонаршил — бунт: zuviel ist ungezund», она смешивает русский и немецкий. «Перемонаршил» — превысил свои монаршьи полномочия, и вызовешь этим бунт. У неё всё коротко, через тире. «Zuviel ist ungezund» — «когда чего-то слишком много, это не здорово, это вредно». Вот такие у неё великолепные краткие формулы в «Крысолове», очень оригинальные, а некоторые непонятны. У Марины Цветаевой ведь язык зашифрованный.

Наталия Дмитриевна, мы всегда восхищаемся Вашей памятью. Как можно столько помнить?

Помнишь то, что любишь. Я люблю стихи, поэтому я их помню, а вот какую-нибудь формулу алгебра-ическую — ни за что. Извлечение корня или возведение в степень — это вы у меня не спрашивайте.

Наталия Дмитриевна, Вы всё Евангелие цитируете.

Так я с самого детства его знала. Мать была очень религиозна, водила меня в церковь. Я со слуха многое запоминала. Потом стала читать, меня очень заинтересовало Евангелие, духовно заинтересовало, — и Послания Апостолов, и Деяния Апостолов. Потом возник интерес к другим религиям, «Основам буддизма» Рокотовой, то есть Елены Ивановны Рерих, это тоже было невероятно интересно. В основах всех религий лежит одна и та же Истина, но выражена она соответственно народу и веку, в котором она была дана. Это очень интересно. А возьмите мою любимую, наверное, самую любимую Бхагавадгиту, я тоже её цитирую для себя, для собственного удовольствия, особенно вторую главу. Когда была дана Бхагавадгита? Ведь задолго до Рождества Христова. Она была дана Богом Кришной Арджуне, своему ученику. Особенно я люблю вторую главу: «Мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых. Ибо поистине не было времени, когда бы я, или ты, или эти владыки земли не были; воистину не перестанем мы быть и в будущем. Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит. Соприкосновения с материей бросают в холод и жар, доставляют наслаждение и страдание; эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают; выноси их мужественно, о Бхарата. Тот, кого они не мучают, кто уравновешен в радости и горе и твёрд, тот способен к бессмертию». Вот это меня потрясает, эти слова — «способен к бессмертию». «У нереального нет бытия; реальное не перестаёт быть; эту конечную истину постигли прозревшие в суть вещей. Знай, что ТО, Которым проникнуто всё сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Нерушимое». Одна из книг Н.К. Рериха тоже называется «Нерушимое». Вот такие изумительные, совершенные стихи, ведь в них тоже заложены Законы бытия. Очень красиво выражено.

Наталия Дмитриевна, когда Вы читали Бхагавадгиту, я посмотрела на изображение Мироку[1] — это состояние выражено в нём.  

Это японский Майтрейя, называется Мироку, VII век нашей эры. Интересно, что буддисты всегда изображали Будду или Будд со сложенными накрест ногами, а это Будда Грядущий, он изображён со спущенной ногой. Он уже встаёт. Уже в VII веке понимали, что идёт новый Будда — Майтрейя, или Мироку. Эта статуя находится в Киото. У меня целый ряд фотографий этого Мироку. Необыкновенной красоты вся его фигура: она так пластична, так неземна, его тело в хитоне, красивые руки, ноги, всё тело — что-то необыкновенное. И он уже встаёт, одну ногу спустил. Уже тогда знали, что Новая Эпоха начинается.

 

В Китае жили и Конфуций, и Лао Цзы. И если эти Великие Мудрецы изображены Рерихом — это не случайно. Надо обязательно обратить внимание на всех, кого изображал Рерих, почитать их произведения — Конфуция, Лао Цзы. Китай — очень древняя страна, мы ещё ходили в звериных шкурах, а там уже была астрономия, были астрономические бронзовые приборы. Я была в Пекине, в музее, видела эти приборы. Какая старая нация. Архитектура там совершенно изумительная.

Вы как-то рассказывали, что посетили Храм Неба.

Храм Неба — я очень бы хотела, чтобы вы все его увидели. Может, побываете когда-нибудь по путёвке в Китае, в Пекине. Там Храм Неба и Летний дворец, в этих двух местах обязательно побывайте. Там есть гиды, которые отлично говорят по-английски. У нас был гид, мы с ним по-английски объяснялись, на очень понятном, простом языке. Эти гиды бывают при гостиницах. Если приезжают иностранцы и хотят посмотреть Пекин, им предлагают гида, и он за определённую плату, обычно незначительную и вполне доступную, водит по всем этим замечательным местам. Когда я увидела Храм Неба, у меня просто дух замер, от восторга я не могла дышать. Это такая гармония! И там же рядом — Алтарь Неба, весь из белого мрамора. Там солнце более южное, чем у нас, и при солнечном свете на него невозможно смотреть. Этот Алтарь Неба из мрамора сверкает, сияет. По традиции каждый китайский император, который именовался «Сын Неба» — китайские императоры были не просто люди, это были «Сыны Неба», — приезжал поклониться своему Небесном Отцу. Он входил на Алтарь и, как это полагалось, кланялся и молился своему Небесному Отцу. Я попыталась в стихотворении это отразить. До этого я стихов не писала и потом долго не писала, но меня настолько эта красота поразила!

Конфуций жил где-то в одном из предместий Пекина.

Вы ещё говорили, что чувствовали Его присутствие там.

Конечно, такой дух, как Конфуций, оставляет свои наслоения на века и тысячелетия. Это же один из Учителей. И Лао Цзы тоже. Помните легенду, как к хижине Лао Цзы пришёл буйвол, Лао Цзы сел на него, и буйвол унёс его в горы, и никто его больше не видел. Как это красиво. Всем вам очень хочу пожелать побывать в Пекине.

Я думаю, что в Новом Веке будут очень доступны путешествия, они будут входить в часть школьной программы. Не только литература или алгебра, но и это будет частью школьной программы, обязательной частью. Железная дорога или самолёт, ведь на самолёте до Пекина совсем не так уж далеко, буквально какие-то часы. Это должно войти в программу — путешествия. Помните, в Учении говорится: «Удумать надо, как человечеству нужны путешествия» (Община, 93). Я эту фразу запомнила. Я мало путешествовала, но понимаю, насколько это много даёт.

К сожалению, в Японии не удалось побывать. Там тоже, конечно, и природа, и всё — необыкновенное. В Англии бы хотелось побывать, тоже необыкновенная страна, совершенно иная по архитектуре, но культура была очень высокая.

В Англии была очень высокая культура, но почему-то предуказано, что она уйдёт.

Может быть, и не такие народы уходили. Мы не знаем, что в Атлантиде было. Может быть, такая была высокая цивилизация, которая нам и не снилась. Помните картину Рериха «Атлант»? Какое лицо! Атланты владели очень большими силами и, к сожалению, как говорится, «перегнули палку»: владея многими знаниями, стали заниматься магией и погубили материк, потому что магией заниматься нельзя. И только малая часть атлантов была выведена на юг Европы, в Грецию. Греческие боги — это же были атланты, видимо, наиболее высокие представители Атлантиды. И как много Греция дала миру культуры.

Грядут события, могут погибнуть многие памятники культуры, картины. Но эта красота нужна людям.

Я думаю, что к этому времени картины будут вывезены к нам, потому что Россия Азиатская не будет затронута, это сказано в Учении. Может быть, были великие произведения, и они погибли, то есть погибли только для внешнего мира, но они сохранены в Братстве, и потом можно будет считывать отпечатки из Тонкого Мира. И сейчас, может быть, самое ценное будет спасено. Это неуничтожаемо.

«Каждая победа над собою ляжет добавлением на чашу весов достижений. Потому хорошо упорно и настойчиво добиваться даже малых побед. Из них складываются возможности добиваться всё больших и больших. Ритм каждодневный тому помогает, ибо соблюдение ритма, несмотря ни на что, есть уже победа. Думайте о победах, ибо Владыка Сказал: "Среди победивших Узнаю поставленных Мною"» (Грани Агни Йоги, XIII, 257).  

Вот программа действий.

Как считать, победа это или нет, если ты всё-таки допустил что-то нежелательное — раздражение или ещё что-нибудь — и понял, и сожалеешь, и хочешь исправить? Всё-таки это победа или нет?

Это победа, если вы не оправдываетесь. Если мы раскаиваемся, то это уже победа. Пётр, когда распинали Христа, отрёкся от Него. Он был перепуган тогда, потому что искали и хватали учеников, и он сказал про Христа: «Я не знаю этого человека». А потом вышел и плакал горько — и был прощён.

Так что раскаяние — это тоже часть победы над собой, когда человек сознаёт, не оправдывает себя никаким образом. Если есть хоть малейшие признаки самооправдания — это уже не раскаяние, и тогда это трудно исправить. Никакого снисхождения к себе и полное снисхождение к брату.

«Главная ошибка людей, что они почитают себя вне Сущего. Из этого истекает отсутствие сотрудничества. Невозможно объяснить стоящему вне, что он ответственен за происходящее внутри без него. Явленный отец эгоизма посеял сомнение и самообольщение, чтоб отрезать провод с хранилищем Света. Никто не хочет представить себе, что Свет есть следствие мысли, но множества населяющих междупланетные пространства подтвердят охотно мощь мысленного сотрудничества. Они знают сотрудничество и понимают ответственность. Можно внедрить себя в мировую мысль и тем явить себе крылья в небе и в основании, на Земле. Много ценных напоминаний о связи с дальними мирами разбросано!» (Иерархия, 99). Как понять: «Главная ошибка людей, что они почитают себя вне Сущего»?  

Вне мира. Сущее — само по себе, а они существуют сами по себе, в то время как они часть этого Сущего и себя невозможно отделить. А они думают, что это касается только их: я нагрешил — это моё дело, вас это не касается. Ничего подобного! То, что человек сделал неправильно, сделал зло, — это касается всех. А он думает: я и отвечу, и, может быть, даже раскаюсь, но это никого не касается. Нет, касается всех и всего, и мы даже не знаем, в какой степени. Помните — павший духом в Европе кого-то погубил в Америке. Всё это взаимосвязано.

«Явленный отец эгоизма посеял сомнение и самообольщение, чтоб отрезать провод с хранилищем Света».

«Явленный отец эгоизма» — то есть только «я», только «моё» и ничьё больше. Ограничивать себя собой. Эгоизм и эгоцентризм.

Можно ли слова «явленный отец эгоизма посеял сомнение и самообольщение» ассоциировать с Люцифером?

Конечно, потому что он и отделил себя от всех своих собратьев по разуму, и на людей так повлиял. Разве у нас была бы Кали Юга, если бы не Люцифер? Это же всё его посевы. Разве такой планировалась наша планета? Он был Хозяином Земли, ему было поручено вести эту планету к Свету, а он не захотел сотрудничать со своими Космическими Братьями, с другими планетами, отрезал себя, отрезал нас от всех ради себя, своего эгоизма и сколько погубил народу из-за этого. «Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землёй»[2]. «Дух изгнанья» — его изгнали из Общины Великих Духов, Учителей. Когда-то «в жилище света блистал он, чистый херувим», и пролетающая комета «улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним». То есть он со звёздами имел взаимоотношения. Какое чудное было для него время, а теперь он так одинок.

Наталия Дмитриевна, Вы подаёте нам пример, как надо относиться к вещам.

Всё-таки вещи имеют душу, они ценят отношение к ним — или лучше работают, или хуже. В Учении сказано, что в одних руках машина быстро изнашивается, а в других долго.

Всё — живое, всё чувствует на своём уровне, на уровне своих вибраций. Если вещь не любишь — то и она тебя не любит и вредничает. А когда любишь — так приятно. У меня часики на столе, маленькие, красненькие такие, — я их даже целую, так я их люблю. Такие хорошенькие, маленькие, и так точно идут, минута в минуту. Они стараются.

Вещи очень стараются. У некоторых людей вещи изнашиваются мгновенно, а у других никак не износятся. Вещи — это наши друзья, мы должны быть окружены друзьями. И атмосфера — наш друг. Мы уж не говорим о растениях, те вообще всё понимают. Изумительно, как откликаются на наше отношение домашние растения, деревья. У меня была гвоздика домашняя, цвела почему-то круглый год. Все говорили, что это противоестественно, а она цвела, потому что я её любила, целовала, говорила с ней, нюхала её, восхищалась. И как они довольны этим, как им приятно. Надо понимать душу вещей. Всё одухотворено, только у каждого по-своему.

А у Ангелов, когда мы думаем о Высшем, — какое у них сознание! И надо понимать и чувствовать, что Ангелы есть и у каждого свой Ангел-хранитель, и обращаться к ним, и любить их. Ведь есть же молитва церковная, обращённая к Ангелу: «Ангеле Божий, хранителю мой святый». Вы знаете эту молитву? И обратимся к нашим Ангелам. «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небеси данный, прилежно молю Тя — Ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, на благое деяние настави, и на путь спасения направи. Аминь». Вот так мы к Ангелу обращаемся.

И сказано очень важное в Учении, что нет такого Ангела, который не был бы когда-то человеком. Вот наша ближайшая перспектива, ближайшая ступень. Поэтому они нас понимают, как никто. Если не было такого Ангела, который не был бы человеком, то они всё понимают, поэтому у них ангельское терпение. Возьмите качества, которые Ангелам приписываются, когда мы говорим: у него ангельское терпение, ангельская любовь, ангельское дружелюбие, ангельское трудолюбие и т.д. Все лучшие качества мы им приписываем, особенно ангельское терпение и любовь. Вот чему мы должны учиться — ангельскому терпению.

Идёт Новая Эпоха, когда Ангелы становятся ближе, то есть когда мы больше входим в контакт с Тонким Миром. И нам нужно сейчас заняться Ангелами, я буду очень благодарна, если мне помогут собрать материалы об Ангелах, чтобы больше о них знать.

Святому Сергию в алтаре сослужил Пламенный — с ним служил Ангел. Святые запросто с ними общались, видели Ангелов, которые им являлись. Архангел Гавриил — Вестник, явившийся Деве Марии сообщить о величайшем событии — о том, что она даст миру Хрис-та. Это Архангел. У них ступени: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы. Самое важное — это принять в сознание, что есть Ангелы. Имеется церковная молитва, обращение к Ангелу. Мать учила меня, я всегда на ночь прочитывала. Она учила становиться на кровати на коленки и к иконе обращаться, которая над кроватью висела, и читать. Такая красивая тема! Если сказано, что не было Ангела, который не был бы человеком, то мы, будучи людьми, можем стать и должны когда-то стать Ангелами, в какие-то там бесконечные периоды, — это наше назначение. А пока должны вырабатывать ангельское терпение, ангельскую любовь и т.д., то есть как-то к этому приближаться. Ведь есть также и ангелы тьмы, приверженцы сатаны. Сатане предназначен Сатурн. Приспешники его, к сожалению, остались, это нам хорошо известно.

Нам нужно быть готовыми к всевозможным потрясениям и событиям?

Обязательно. И тут нужно сохранить равновесие, чтобы не погореть, как говорят. Надо прислушиваться.

Нострадамус — сколько лет я читала Учение, но никогда о нём не знала, то есть слышала фамилию, но в Харбине его книг не было, и у Бориса Николаевича не было, иначе он с нами бы поделился. И только здесь вдруг мы обнаружили Нострадамуса. Ванга — о ней вообще мы понятия не имели. Только в последние годы В. Сидоров писал о Ванге любопытные вещи, но самое главное, что вышла книга о ней. К ней же шли толпами. Так что нас готовят. Мы готовы к Вождю, мы ждём его каждый день. Всегда вспоминаем картину Н.К. Рериха «Вестник». Помните, как женщина открывает Вестнику дверь. Он такой высокий, мощный.

Картина «Вестник» посвящена Е.П. Блаватской?

Всё имеет отношение к разным смыслам. Конечно, она была Вестником в ту эпоху, но у меня всегда впечатление, что это ещё будет, что женщина откроет дверь Вестнику, это и к прошлому, и к будущему. Все картины Рериха многогранны. Вот его картина «Агни Йога» — синие, новые, чистые скалы, женщина стоит на скале, и у неё горит огонёк — Агни Йога. Это же и будущее, и уже настоящее. Я очень уповаю на наш музей, что всё это там будет собрано, расставлено, что можно будет об этом рассказывать. Туда ринутся за знаниями, и каждому по сознанию надо будет что-то дать.

Зинаида Григорьевна Фосдик могла оставить какие-нибудь важные указания?

Могла. Она мечтала очень скоро воплотиться на Алтае. Может, и воплотилась.

«Каждый воспринимает в размере своего сознания и устремлённой его настроенности. Не может сосуд вместить больше своего объёма. Забота о том, чтобы каждый раз приносить кувшины и корзины большей вместимости. Как это делать? По устремлению вашему дано будет вам. Значит, надо растить устремление. Магнитные свойства его позволяют притягивать нужные элементы. Притягиваемые таким образом мысли полезно записывать. Незаписанные, они вновь уходят в пространство» (Грани Агни Йоги, XIII, 222). Наталия Дмитриевна, Вы говорили, что стоит не записать какую-то фразу, она тут же улетает.

Да, так обидно. Начинается какое-то стихотворение, первая фраза, потом вторая. Не записала, была уверена, что обязательно запомню, и через минуту ничего не помню.

Далее: «Непрерываемое устремление обуславливает постоянство получения пространственных мыслей».

Хоть сиди целый день и пиши.

Далее: «Сказано кратко, ясно и точно: "Только устремитесь, и зальёт вас сияние Беспредельности". Но как устремиться, когда столько ненужного и мешающего перед глазами? Следовательно, всё мешающее, препятствующее и отвлекающее надо убрать. Постоянный Образ Учителя перед мысленным взором будет ручательством постоянного притока новых мыслей, указаний и наставлений. Не иссякнет Источник Живой, пока единение неразрывно. "Я с вами всегда", а вы? Всегда ли со Мною?»  

Только чтобы мы к Нему устремлялись, а Он с нами всегда.

 

В музее у нас всегда будет вывешен целый ряд стихов или изречений из книг Рериха и наших или наших детей. Люди будут приходить, читать, учиться. Будет детский уголок — изречения и стихи, начиная от двух лет и до семи. Потому что сказал Христос: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». В каком смысле «как дети»? В смысле непосредственности восприятия, непосредственности простоты, бесхитростности, без всякого умысла, — если не будете искренними. К Нему шли дети, а его ученики мешали им подходить, гнали их, а Он говорил: «Не мешайте детям подходить ко Мне. Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». А что такое Царство Небесное? Состояние духа. Так что у нас будет детский уголок, там будет и звукозапись, как они читают, и что они сами пишут, и что они говорят. У меня уже масса изречений есть.

(О Марине Цветаевой.)

До чего же она мастер! Её стихи трудно понимать, но сто' ит. Они стоят того, чтобы потрудиться. Читая хороших поэтов, надо всё-таки и трудиться, чтобы их понять. Нельзя так запросто, как какую-нибудь детскую песенку воспринимать, а надо употребить усилие, воображение, чтобы приобщиться к миру большого поэта. Многие не хотят, поэтому и не принимают их.

Я очень люблю Цветаеву. У неё очень интересная лаборатория духа. Она огненная была. И какая страшная судьба. Ей очень трудно было на земле. Это совершенно необыкновенный поэт, её ни с кем сравнивать нельзя. Цветаева — для будущего.

Помните:

 

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт... 

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд. 

Они же все шли впереди нас. И Маяковский был впереди.

Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

 

Это я кусочек только цитирую. Это же изумительно! Как он обращается к Богу — «целует ему жилистую руку» и умоляет, просит, чтобы не было этой черноты, чтобы горела хотя бы одна звезда, что иначе — невыносимо. «Эту беззвёздную муку» — прекрати, чтобы горела хоть одна звезда.

Поэты — это всё-таки особая порода. Пушкин это объявил: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли» — так сказал ему шестикрылый Серафим. Он не сказал — «восстань, поэт,  и виждь и внемли». Помните это знаменитое — «Духовной жаждою томим»?

 

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись Волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

 

Настоящие поэты — такие, как Пушкин, Цветаева, — они жгут сердца людей. И конечно, Пушкину могли являться [Ангелы], наверное, он и описал, как ему явился шестикрылый Серафим.

«Учите понять Общину как кипящий источник возможностей!» (Община, 211). Это меня так поразило — «кипящий источник возможностей»!

Не стоячий источник, а кипящий. Он всегда кипит энергией. Это же кипящая энергия — «кипящий источник возможностей». Как важно создавать общину! Сейчас она понемногу уже создаётся, в этой маленькой комнате.

Наталия Дмитриевна, мы так Вам благодарны, что у нас есть возможность здесь с Вами собраться. Какой чудесный семинар. Великое счастье, что мы вместе, такое единение.

В одном аккорде, это очень важно. Это праздник духовный. Рождество Христово так отметили. Не только пирогами и застольями, у нас тоже застолье, тоже пируем, но утоляем мы свою духовную  жажду. И нам является шестикрылый Серафим. Мы его не видим, но он должен быть тоже с нами. Есть картина у Святослава Рериха «И Ангелы нам снова будут петь» — значит, когда-то мы их услышим. Это как предсказание на будущее. Сейчас мы не слышим их пение, ангельское пение. Они пели, а потом люди не смогли их слышать — так загрязнили свои уши. И снова будут петь. Когда Земля очистится и останутся только те, кто может эволюционировать, они смогут услышать ангельское пение. Какую они жертву приносят, находясь с нами! Как это тяжело! Если нам с некоторыми людьми тяжело бывает, то каково же им, уже прошедшим нашу ступень, уже очистившимся полностью? Все верования знают об Ангелах. Как им тяжело и как мы должны быть им благодарны! Благодарить надо всех за всё. Благодарность — сестра преданности.

 

Главное сейчас — построить музей и чтобы наш журнал выходил во что бы то ни стало. Вот две наши задачи.

Для меня «Зов» раскрылся как поэзия. Удивительно, как звучат слова:
«Я — твоё благо.
Я — твоя улыбка.
Я — твоя радость.
Я — твой покой.
Я — твоя крепость.
Я — твоя смелость.
Я — твоё знание» (24.03.1920 г.).

Когда их читаешь, звучит несказанное чувство признательности, любви, благодарности... И во время любых трудностей всплывают эти слова, и сразу — такое необыкновенное состояние души!

Да, это как мантрам. Представьте себе, что если бы Его  не было. Была бы у нас улыбка или радость? Не было бы. И покоя бы не было, и крепости, и знания, ничего бы не было. Когда это понимаешь, то это семисловие особенно проникает в нашу душу.

Говорится: «Часто повторяйте семисловие». Какое семисловие имеется в виду? Семь раз повторять имя Владыки?

«Помоги нам не пройти мимо труда Твоего!» — это семисловие и молитва. И то, что сейчас вы цитировали из книги «Зов», там тоже семь строчек, это тоже семисловие. Думаю, это относится и к тому, и к другому. Семи-словие — это не имя Учителя.

Не пройти мимо Его труда, сделать это своим трудом — в этом всё и заключено, вся наша задача жизни. И другое семисловие — «Я — твоё благо...» — тоже надо повторять, чтобы понимать, что для нас значит Учитель, чтобы не забыть, что именно Он наше благо, а не кто-нибудь другой. И улыбка — Он наша улыбка, иначе чему улыбаться? А труд Его просто безграничен, и каждому найдётся, никто безработным не останется. Кто хочет не пройти мимо труда, обязательно этот труд получит, в полной мере, до пределов своих возможностей. И сейчас мы тоже этот труд стараемся выполнять. Как получается — не знаю, но всё равно трудимся как можем.

Наталия Дмитриевна, Вы говорили, что Борис Николаевич Вам помогал своей психической энергией и Вас учил делиться. Как это в жизни осуществить? Когда кто-то болеет, может ли другой человек подкрепить его силы передачей своей энергии?  

Надо представлять его здоровым, делать это сердцем, посылая ему через сердце свою энергию. Главное — представлять его здоровым, сильным, энергичным и очень этого хотеть. Когда мы чего-то очень хотим, тогда сердечная энергия выдаётся, потому что желание, устремление наше — это огромная сила. Мы очень хотим, чтобы кто-то был здоров, представляем его здоровым и посылаем энергию, очень важно хотеть. «Хотеть — значит иметь» — есть такая формула в Учении. Хотим иметь здорового сотрудника — имеем его. Хотим иметь музей — будем иметь музей. Все мои мысли к нему возвращаются, я просто живу музеем, настолько он нужен. Такие перспективы виднеются! Потом будем у камина собираться, будет тихая музыка звучать.

И Ваш инструмент[3] будет звучать.

Да, если он ещё в таком состоянии, что на нём можно играть. Я верю в то, что «Шрёдер» — очень хорошая марка. Может быть, и будем играть. Он очень приятный звук имел. Что с ним за эти годы сталось? Говорят, он был у хорошей девочки, она всю школу, все семь лет на нём училась.



[1] Изображение Мироку опубликовано в журнале «На Восходе», 2001, № 3.

[2] М.Ю. Лермонтов. Поэма «Демон».

[3] Речь идёт о пианино марки «Шрёдер», принадлежавшем Н.Д. Спириной. С 2001 г. оно находится в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске.



Назад в раздел : 1999
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае