(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 26 января 2003 г.

дата: 26 января 2003 г.


«Всем сердцем, всем помышлением, всем существом напрягите устремление» (Грани Агни Йоги, IV, 387). Как напрячь устремление и как удержаться, чтобы устремление не угасало?

Постоянно держа под контролем свою мысль в должном направлении.

Почему сердце может ожесточиться?

Оно ожесточается под ударами судьбы, от разочарования в близких, крушения надежд на получение или осуществление желаемого и т.д.

Если сказано, что жестокосердие есть мертвосердие, то может ли такое сердце возродиться, если человек осознает, что с ним происходит? Или это уже необратимый процесс?

Главное — осознать. Если человек постарается бороться со своим жестокосердием и стремится умягчить его, то такое состояние может замениться мягкосердием.

В чём заключается способность к сотрудничеству? Как развивается такая способность?

В понимании цели и смысла трудов сотрудника и стремлении разделить их.

«Можно стоять пред величайшим произведением искусства, полным глубочайшего смысла, и не понимать, не чувствовать, то есть не осознавать его значения. И многие так и реагируют на великие явления жизни. Всё дело в сознании. Его можно закрыть на тысячи застёжек даже и тогда, когда оно уже достаточно расширено» (Грани Агни Йоги, VII, 1). По каким причинам сознание может закрыться на тысячи застёжек, если оно уже было достаточно расширено?

По причине замкнутости его на самом себе, на обособленности от остального мира.

«Ценим мысль, породившую решение. Решение оценивается качеством применимости. Применимость судима знанием духа, тогда получается действие, которому можно радоваться» (Озарение, 3–V–5). Поясните, пожалуйста, как понять: «Применимость судима знанием духа»?

Только духовное знание может определить качество и степень судимости.

«...Ощущение несовершенства людей было всегда, но теперь и этот плод отпал» (Зов, 2.06.1922 г.). Поясните, пожалуйста, эти строки.

Мы ещё очень ощущаем несовершенства людей и нас самих, конечно. Вероятно, кое-что, вошедшее в книги Учения, было дано не для нас, но для ответов на вопросы самой Елены Ивановны Рерих, и мы ещё долго будем ощущать несовершенства людей.

«Хочешь ли прославлять труд? — покажи свою способность к нему. Не осуждай того, кто может трудиться каждый день. Не обессиливай себя неравномерным трудом. Судорога мускулов не есть сила. Так покажи, насколько труд сделался потребностью жизни» (Братство, 550). Как понять слова: «Не осуждай того, кто может трудиться каждый день»?

Встречаются люди, которые осуждают тех, кто не устраивает себе выходных дней, а трудится постоянно, из любви к тому, что он делает. Осуждают те, для кого труд — вынужденная необходимость, а не любовь к самому труду как таковому.

В книгах Учения Живой Этики очень ярко прослеживается мысль об огромной значимости понятия Общины. Сказано, что человечество в будущем должно прийти к общемировой Общине и что страна наша может стать первой, кто явит миру построение Общины собственным примером. Каким образом это может произойти?

Наша страна первой воспримет идею мировой Общины и не будет допускать того, что ей препятствует.

В Учении говорится, что у человека, который следует путём Учения, отрицательные свойства его характера начинают яро выявлять себя для сознательной их трансмутации в положительные. Возможно ли таким же образом взглянуть на современные проблемы Рериховского движения? Явили они себя для того, чтобы быть сознательно изжитыми и никогда более не возникать?

Да, одну из проблем Рериховского движения можно рассматривать в том числе и так, как вы пишете.

«Помните, как надо хранить устав, особенно в дни потрясения мира» (Зов, 29.01.1923 г.). Поясните, пожалуйста: о каком уставе идёт речь и как его применять?

Учение Живой Этики и есть тот Устав, который нужно хранить и соблюдать, особенно в дни потрясения мира.

«Ищущие Братство принадлежат огненности. Из огня рождается восторг и вдохновение. Можно уявлять светлую стихию в каждом вздохе о Братстве» (Братство, 497). Как это понять и как в жизни уявлять светлую стихию?

Мысль о Братстве рождает духовный восторг и вдохновение, и нужно при всяком труде помнить Заветы Братства, которые вдохновляют нас на всех наших путях к Нему.

В одном из выпусков «Искр Света» есть утверждение о музыкальности рассказов Куприна. Читая рассказ «Суламифь», я убеждаюсь, что рассказ мне непонятен и что он не согласуется с Учением, где есть одно упоминание о Суламифи: «Когда Соломон искал власть красоты, когда символом Суламифи был показан символ нечеловеческой правды, он всё же остался царём и донёс свою жертву» (Зов, 23.09.1922 г.). Как найти правильное отношение к такого рода художественным произведениям?

В Учении Живой Этики Суламифь — это «символ нечеловеческой правды», но Куприн понял это по-земному и трактовал этот образ соответственно. Читая художественное произведение, необходимо понять, что в нём хотел сказать автор, постараться понять его символику, если таковая имеется.

В книге «Надземное» (420) говорится о несвоевольной смене оболочки. Что значит «несвоевольная»?

Несвоевольная смена происходит по причине болезни, старости, или когда оболочка убита на войне, или в других подобных случаях.

Что такое смущение и сомнение, о которых говорится в книге «Надземное» (508)?

Это — затемнение сознания, когда при каких-то обстоятельствах человек теряется и не знает, как ему быть, и начинает метаться, что приводит к нежелательным ситуациям.

Скажите, зависит ли эволюция духа от возраста человека и есть ли для духа самый благоприятный период земной жизни?

Человек может начать совершенствоваться с любого возраста, с момента пробуждения его духа. Любой период может быть благоприятен, если в этот период дух пробуждается.

Есть ли взаимосвязь между физическими силами человека и ростом духа?

При росте духа и физические силы могут укрепляться. Мы знаем о поразительных примерах необычайной выносливости у очень пожилых подвижников, которые долгое время могли обходиться без пищи или стоять на молитве, как Серафим Саровский, или питаться заплесневевшим хлебом, как Сергий Радонежский.

Всегда ли в земной жизни духи с родственной кармой идут рядом? В каждом ли воплощении они встречаются?

Родственная карма не всегда обозначает, что люди в каждом воплощении должны находиться в родственных отношениях. Родственные отношения, или кровные узы, могут быть изжиты в течение одной жизни и больше не повторяться.

Аура и заградительная сеть человека — в чём их различие и каково назначение?

Аура человека — это излучения его сущности, а заградительная сеть образуется путём напряжения психической энергии для защиты.

Скажите, на какое расстояние простирается аура Земли?

В Учении об этом ничего не сказано.

«Если чувствуете особую сонливость и усталость, не пытайтесь побороть её. Лучше быть очень бережными с запасом огненной энергии. Кто знает, как много жертвуется ценной энергии на благо часто совершенно незнающих людей» (Мир Огненный, I, 548). Это состояние относится к изучающим Учение Живой Этики или может быть у любого человека?

В Учении об этом нет сведений.

В Письмах Е.И. Рерих говорится о семи вратах. О чём идёт речь?

В Учении мы не имеем указаний об этих вратах.




Назад в раздел : 2003
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае