(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
СРЕБРОТКАННАЯ НИТЬ
От редакции 2 августа — день рождения Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Николая Константиновича Рериха. С 1917 по 1959 год Б.Н.Абрамов жил в Харбине (Китай), городе русских эмигрантов. В 1934 году, во время научной экспедиции по Маньчжурии, Западному Китаю, Внутренней Монголии и Японии, в Харбин приезжает Н.К.Рерих вместе со старшим сыном Юрием. Рерихи останавливаются жить у брата Николая Константиновича — Владимира Константиновича Рериха, жившего на Садовой улице, напротив дома Абрамовых. Встреча Абрамова с Рерихом решает всю его дальнейшую судьбу. В это время Борису Николаевичу было 37 лет. Человек высокой культуры и обширных знаний, он не только любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись, но и сам писал стихи и рассказы, рисовал, сочинял музыку. Глубоко изучал философские учения Востока. После этой встречи Б.Н.Абрамов стал признанным учеником Н.К.Рериха и в дальнейшем переписывался с ним и его женой Еленой Ивановной Рерих. К юбилею Б.Н.Абрамова в издательстве СибРО выходит в свет книга «Устремлённое сердце», в которой представлено творчество Б.Н.Абрамова. Предлагаем вашему вниманию выступление Наталии Дмитриевны Спириной, ученицы Бориса Николаевича Абрамова. Н.Д.Спирина СРЕБРОТКАННАЯ НИТЬ 2 августа мы отмечаем день рождения Бориса Николаевича Абрамова. Своё выступление мы назвали «Сребротканная нить». Это удивительное слово было найдено в оставшейся после ухода Бориса Николаевича Абрамова небольшой подборке его стихов, наряду с его акварелями и Записями бесед с Учителем об Учении Живой Этики, которые получили название «Грани Агни Йоги» и частично были опубликованы. А теперь мы готовим к изданию полный сборник стихов Б.Н.Абрамова, который назвали «Сребротканная нить». О чём же его стихи? Ярко вырисовываются три основные темы: земная жизнь, Надземное существование и путь к Высшему Миру. Земную жизнь Борис Николаевич называет «суетливой и призрачной». Душе человека здесь тесно — «на земле душа в тоске томится». Мрачны и тесны пределы земные. Дух задыхается в них... Погружение в обыденность тушит Свет: Дух угашается Отравой мутною Теней изменчивых земных. Б.Н.Абрамов в своих стихах проповедует мудрое философское отношение к жизни земной и ко всей её «привлекательности», к её скоропреходящим радостям. Так и в Евангелии от Матфея (16: 26) говорится: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Тягостен мир земной. Ничто земное не привлекает поэта. В своих стихах он устремляется к Высшему Миру, к Свету. Грезится даль беспредельная, ясная, Звёздного света страна, Красок сверкающих сфера прекрасная, Родина духа моя. Всё прекрасное в природе и возвышенное состояние человека устремляет к Надземному. И мы понимаем, что наша Родина не здесь, а в красоте Звёздного Мира. Душа осознаёт, Что на земле она в гостях пока И здесь не может долго оставаться, Что далеко вверху, в прозрачных облаках, Там дом её, и с ним нельзя расстаться. Все стихи Бориса Николаевича уводят от земного мира к Надземному. Он утверждает, что цель земного существования — это найти путь к Красоте Высших Миров. Он пишет: Для любви, красоты и мечты В этом мире живём мы теперь, Чтоб найти, распахнуть и войти В Сад Прекрасный ведущую дверь. Поэт считает, что препятствия, правильно понятые, не только не мешают, но именно способствуют восхождению: Ярче свет впереди, Когда сумрачней тень, Каждый камень в пути — Только к Свету ступень. Все наши тягости, беды, испытания пройдут, если мы встретим их достойно и будем держаться за сребротканную нить, ведущую в глубины Мироздания. Через скорби и страдания возгорается Свет и утончается сердце. Б.Н.Абрамов даёт напутствие идущему вверх — символ ёлочки, зелёной зимой и летом, указывает на равновесие как на условие продвижения по этому высокому пути: Ёлочка стройная, вечно зелёная, Скромным нарядом горда, Лето ли, осень, зима ли суровая, — Ты неизменна всегда. Ёлочку дальнюю, ёлочку дикую, Хочется просто спросить: Как равновесие, силу великую, В жизни земной сохранить? Нужно помнить и о сердце, ведь, как утверждает поэт, «с беспредельностью нить может лишь сердце хранить». Для жданных путников уже зажжён в Высших Мирах огонь Отчего Дома, явленный нам в виде книг Учения Живой Этики, чтобы не сбиться с пути. Именно о них пишет автор: Горят огнями утренних зарниц И освещают путь, как луч в ненастье. И вот — долгожданная победа: Преодолев себя в себе, стремится победитель Навстречу огненной судьбе, где ждёт его Учитель. Одна победа за другой, и мысли о победе, Но лишь победа над собой нужней всего на свете. Постоянное устремление к беспредельности, к вечной жизни строит «мост духа». Чудесной аркой соткан мост. Мост между небом и землёю, Нить между миром дальних звёзд И человеческой душою. Стрелу в полёте не согнуть, Не заглушить пространства зовы, Чудесный мост — кратчайший путь Для восхожденья к жизни новой. Если дух восстал, то в борьбе за духовную свободу он победит, оторвётся от земных оков. Об этом говорится в поэме Бориса Николаевича «Белый орёл»: Царствие Божие силою берётся, и прилагающий усилия восхищает его. Матф. 11: 12 У хижины горной, где вереск расцвёл, Меж острых, холодных камней, Привязанный крепко громадный орёл Пленён у недобрых людей. Он смотрит на дымку синеющих гор, Зовущих, далёких, родных, И манит его бесконечный простор На гребнях утёсов седых. Он башни скалистые видит в горах, Где вечные тайны миров, Где белые крылья пылают в лучах Над ризой алмазных снегов. И вдруг, распластавшись могучим крылом, Рванулся орёл над скалой, Забывши на миг в устремленьи своём Об узах, связавших с землёй. Но в лёте мгновенном он силу обрёл: Отважное сердце горит, Всё снова и снова взлетает орёл, Черкая крылами гранит. Но ринувшись кверху, он падает вновь На острые скалы земли, Изранено тело, и капает кровь С его белоснежной груди, И перья размётаны, камни в крови, И тяжко вздымается грудь, Как будто бы тёмные узы земли Ему никогда не стряхнуть. Но царственный узник не в силах стерпеть Позорное рабство цепей, В безмерном порыве к горам улететь Он бьётся сильней и сильней. Из раны струится горячая кровь, Бесстрашен пылающий взор, И в клочья истерзан от вечных снегов Орла белоснежный убор. Нет, смелое сердце земле не сломить, В усилии страшном, немом Он вдруг обрывает заклятую нить, Взмахнувши огромным крылом. И ныне свободный, ликующий царь Пространства и вечных высот Надземной свободы трепещущий дар Далёким горам унесёт. Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества 25 июля 1999 г. Назад в раздел : Статьи о поэзии |
|||