(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

ИМЯ СВЯТОЕ — СЕРГИЙ

автор: Наталия Спирина
дата: 16 сентября 1990 г.
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 1. Отблески: 1944-1993 / Отблески-1990


Вступительное слово на торжественном собрании, посвящённом Преподобному Сергию Радонежскому и 610-летию Куликовской битвы

Сегодня мы отмечаем дату великой победы на поле Куликовом. Об этом будет рассказано и показано на слайдах с картин наших художников. А я в своём кратком слове хочу сказать о Том, без Кого не было бы ни этой битвы, ни этой победы.

Вспоминая о Преподобном Сергии, мы обращаемся не только к прошлому. Такие, как Он, — вне времени. Они пребывают и в настоящем, и в будущем. Они всегда с нами, когда мы с Ними. Будучи с Ними, мы даём возможность помогать нам, открываем Им вход в нашу жизнь.

Сергий, «данный России Воевода», всегда был с ней в критические времена её становления. О Его помощи в Куликовской битве знают многие. Эта помощь, как и другие Его проявления, вошла в историю.

Сейчас, в период восстановления России после небывалой материальной и нравственной разрухи, особенно значимо то, что мы стали всенародно вспоминать о Сергии. На картине Н.К.Рериха «Святой Сергий» Он держит в руке храм, прообраз будущей России, какой должна стать наша страна, какой ей суждено стать.

В начале века поэт Андрей Белый восклицал:

Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня.

Храм уже создан в надземном мире, теперь он должен воплотиться на земле руками человеческими с помощью Сил Надземных.

Грядущий век — век наступающей Мировой Общины. Сергий был великим общинником, явившим нам пример, каким таковой должен быть. Он строил общину не только духовно, но и материально, буквально своими руками. Уйдя в глухие леса, где обитали одни звери, Он создал общинную обитель, просиявшую светом на всю Россию. Он делал это просто, как просто всё подлинно великое; начав с того, что срубил своими руками церквушку и келью для жилья. Именно тогда заложил Он то зерно, из которого впоследствии, всем на диво, выросла во всём своём великолепии и грандиозности Троице-Сергиева Лавра. Подумаем, какой же потенциал был у этого зерна!

Первым, кто пришёл к отшельнику, был медведь. Его привёл к Сергию не только голод, но и сердце. Сердце зверя не замутнено рассудком, и оно знает. Потом стали приходить и люди и селиться около подвижника, привлечённые Его мощным духовным магнитом. Они учились у Него общинножитию. Это было трудно и непривычно. Сергий непрестанно подавал им наглядный пример, который необходим для обучения подражанием. Сергий трудился наравне со всею братией, ничем внешне не отличаясь от остальных монахов. Он вразумлял и наставлял их, не задевая достоинства, не вызывая обиды, но пробуждая совесть и сознание. Он вселял веру в помощь Высшую в самые критические моменты жизни обители, и помощь неизменно приходила.

Для того чтобы состоялась Мировая Община, надо перестроить сознание. Всем своим обликом Сергий учит, каким в идеале должен быть общинник.

Мы не можем измерить силу и распространение духовного влияния; это превышает наше малое знание. Но внимательный историк, социальный исследователь могут проследить, как творилась история и характер народа при участии мощных высоких токов великих подвижников.

Кстати, о слове «подвижник». Живая Этика говорит об этом так: «Только отказавшиеся сознательно от личного и перенёсшие сознание в понятие эволюции мира могут в Нашем понимании называться подвижниками»1.

Сергий не думал о себе. Понятие личного для Него не существовало. Ни слава, ни богатство, ни власть не были Ему нужны ни в малейшей степени. Всё, что Он совершал, было во имя только одной цели. Он взял на своё попечение землю Русскую, помогал и продолжает помогать ей. И призывает нас к тому же.

В книге «Криптограммы Востока» в апокрифе о Сергии говорится: «К Сергию пришёл Святитель Алексей с вопросом — что делать?

Сергий ответил: "Помоги земле Русской".

Когда Сергия спросили крестьяне — что делать? — Он ответил: "Помогите земле Русской".

Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришёл ответ: "Помоги земле Русской!"»2

Этот призыв продолжается и поныне.В своём слове о Сергии Николай Рерих говорит: «Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость. Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах, и зримых и незримых, и сказанных и несказанных! Несказанных во всей своей невыразимости условным языком человеческим, но, по счастью, кроме языка словесного, человечеству дан и язык сердца.

В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдёмся мы и, забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к Свету.

Свет один, так же как и тьма одна, и при внесении Света тьма рассеивается.

Да поможет нам Преподобный приобщиться к великому единому Свету»3.

16 сентября 1990 г.


1 Листы Сада М. Озарение. 3-V-2.
2 Сент-ИлерЖ. Криптограммы Востока. Новосибирск, 1996. С. 74
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского: Сборник. Новосибирск, 2005. С. 27.



Назад в раздел : 1990
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае