(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

СЛОВО О КНИГЕ «БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ»

автор: Наталия Спирина
дата: 24 ноября 1991 г.
Аудиозапись: Н.Д.Спирина - 1991.11.24 Слово о книге "Беспредельность" (16:54)
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 1. Отблески: 1944-1993 / Отблески-1991


«Круглый стол» Сибирского Рериховского Общества

Эта книга выводит нас из нашего замкнутого мирка на просторы Космоса, пространства; вовлекает сознание в вечное эволюционное движение. Мы начинаем понимать единство и взаимодействие всего со всем; мы получаем понятие о космических токах и лучах. Словом, о чём-то для нас вначале неочевидном, но играющем ключевую роль в нашей судьбе. Нам предлагается очистить мышление от сора, чтобы иметь возможность приобщаться к мыслям пространственным. Нам предлагается развивать сознание, новый для нас духовный орган познавания, который ведёт нас впереди науки к постижению законов Бытия. Развивать чувствознание, которое «есть знание и опыт, накопленные в нашей "чаше", так называемая интуиция, но особо высокого качества»1. Сначала человек верит, потом знает. Впоследствии это знание подтверждается научным познаванием. Ведь для того чтобы начать передачу звуков и изображений на расстояние (радио и телевидение), надо было сначала это допустить, потом поверить непреложно в эту возможность и после этого начать изыскания и опыты в данных областях. Точно так же и с осознанием Беспредельности, с пониманием, что пустоты нет, что это понятие чуждо Космосу, в жизнь которого мы начинаем входить. Также нет конца, а есть «продолжение во всём и во всех измерениях». «Земное переходит в высшее», и «нет конца устремлению ввысь»2.

Изучая жизнь Светочей Мира, наших великих Учителей и подвижников, мы начинаем это понимать, узнавая, что люди, телесно такие же, как мы, могут, при правильном духовном развитии, приобщиться к Высшему миру.

Книга «Беспредельность» для начала трудна. В ней мы встречаемся с понятиями, не входящими в наш обиход. Но с чего-то начинать надо. Зерно понимания, как и всякое зерно, мало, но если оно посеяно, то непременно возрастёт, при условии ухода за ним. Потому не будем озадачиваться трудностями в понимании, а будем знать, что оно придёт непреложно, если мы будем к нему стремиться. Будем думать над положениями, данными в книге «Беспредельность», и понимание их придёт и будет всё расширяться попутно с ростом нашего сознания. И этот рост мы сможем заметить, зафиксировать, когда будем перечитывать эту книгу и заметим, что те места, которые при первом чтении были непонятны или не замечены, станут нам яснее и привлекут наше внимание. Так происходит и с остальными книгами Учения Живой Этики. Потому будем бороться за всё больший рост понимания, которое откроет нам путь в жизнь вечную и станет нашим руководством к действию.

Книга зовёт к подвижности мышления, к пониманию нескончаемости жизни, говорит о вечном движении, о непрестанном эволюционном процессе всего существующего во Вселенной. «Разве заповедано Владыками, чтобы назначение Космоса уменьшалось вашим человеческим пониманием короткого цикла? Ширина понимания начертит полосу возможностей»3. «Истина борется со смертью, и там, где скептики говорят — конец, Мы говорим — начало! Познание уявленной эволюции даст торжество Истины. Не приобщимся ли к торжеству? Закроем ли наши сосуды пустыми?»4 Нам даётся возможность обогатить своё сознание знанием космических законов. «Наполняйте чашу знания»5, — призывает Учитель. И, приняв Беспредельность в сознание, сравнивая её с нашей короткой земной жизнью, «мы осознаем размер наших огорчений и торжеств»6. И это помогает правильному отношению ко всему, что с нами происходит, к нашей судьбе. Мы говорим: «Мир, хочу взять все твои дары. Хочу чашу достижений наполнить. Хочу, Владыка, Твоих Заветов Мудрости чашу испить!»7«Беспредельность» призывает: не ставьте преград вашему сознанию. «Предел знания — могила! (...) Предел сознания — смерть духа»8. «Нет бесконечного покоя, потому не задерживайтесь на одной точке...»9 Надо привыкать к мысли о вечном движении. «Человек есть процесс», — сказал Будда, и зависит от самого человека, куда направить этот процесс.

Невозможно сразу постичь и применить всё сказанное в книге «Беспредельность». Упомянем более для нас простое, близкое нашему пониманию, с чего мы можем начать прилагать к жизни, а именно постепенное овладение нашими мыслями. Почему надо ими овладевать? Потому что они, их качество, их направление решают нашу судьбу, наше здоровье, наши достижения. Говорится о законе тяготения мысли: «Может радость магнитным током привлечь из пространства радость. Но мысль мрака порождает наслоения тяжёлых туч. Ручательство за правильность тяготения мысли Мы даём»10. Разве это далеко от жизни? Разве это нам недоступно? «Человеческое сознание направить можно к управлению неуправимыми и бессознательными мыслями»11.

Наша мысль уходит в пространство, и «какова посылка, такова получка. Можно создать дождь лучистых посылок, но и можете насытить пространство саранчой — таков закон сотрудничества мыслей и пространства»12.

Кто же помогает нам на нашем бесконечном и трудном пути в Беспредельность? «Во всём беспредельном сознании действует Рука Владык»13 в Их устремлении помощи человечеству. На протяжении всей истории человечества видим мы эту ведущую Руку великих духовных Учителей, дающую нам знание законов жизни и помогающую претворению их в жизнь. «Вечно двигающие, вечно устремлённые, вечно тянущиеся ввысь, вечно являющие дозор, утверждающие Истину... поражающие мрак невежества» Учителя наши просят нас: «Дайте явить мощь Нам, возложить Руку на помощь»14. «Духовное сознание, устремлённое к Нашим высотам, накопляет сокровища и приносит эти дары Пространству. Духовным сознанием обогащается ваша планета»15.

В этом небольшом слове я затрагиваю только часть положений из тех, которые имеются в книге «Беспредельность» и на которые делается там особый упор. Кроме того, могут возникать вопросы в связи с некоторыми наименованиями, которые там встречаются, и поэтому по поводу их я дам краткие разъяснения.

Как мощный торжественный аккорд проходит в книге «Беспредельность» тема Матери Мира, начиная от её космического аспекта и до близкой роду людскому нашей небесной Помощницы и Заступницы. Великая творческая сила Вселенной и Пречистая Дева, всех скорбящих Радость. «Каждое понятие должно быть принято в разных аспектах, — пишет Елена Ивановна Рерих. — Каждый космический принцип или проявление имеет свои отражения или олицетворения на Земле. Так Матерь Мира, рассматриваемая в её космическом аспекте, есть Мулапракрити ["Корень Природы или Материи"], всё в себе вмещающая, всё в себе зарождающая. Но в земном отражении Она есть Великий Дух Женского Начала. За каждым проявлением, за каждым аспектом, за каждым символом стоит великая Индивидуальность. Так каждая высокая Индивидуальность имеет своих Заместителей или Персонификаторов, ближайших ей по лучу»16. «...Матерь Мира стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты»17.

Космический Магнит, о котором неоднократно упоминается, «есть Космическое Сердце или Сознание Венца Космического Разума, Иерархии Света». Е.И.Рерих пишет о «непреложном и точном законе Космического Магнита, ведущего всё сущее к совершенствованию»18. Именно «Космический Магнит есть связь с Высшими Мирами в велении Бытия. Наша сердечная связь с Сердцем и Сознанием Великих Учителей человечества вводит нас в мощный ток Космического Магнита»19.

«Космическим Разумом мы называем Разум проявленный, или коллективный Разум Иерархии Света»20.

«...Венец этой Иерархии состоит из Духов или Разумов, завершивших свою человеческую эволюцию на той или иной планете, в той или иной солнечной системе, так называемых Планетарных Духов, Создателей миров. Именно эти Создатели миров или планет являются Зодчими нашей настоящей и будущей Вселенной»21.

В книге упоминается два вида материи: Материя Матрикс (Первичная Материя), «лежащая в основании Вселенной», «первоначальный проводник, или носитель духа», и Материя Люцида — «одна из следующих, более или менее известных нам стадий материи», она «сияюще прекрасна и обладает в высокой степени свойством пластичности»22. «Материя Люцида, облекающая высших Духов, вполне зрима для человека, обладающего открытыми центрами, и представляет собою тончайшее, но всё же непрозрачное, светящееся вещество — материю, отливающую всеми оттенками тонов, известных и неизвестных нашему физическому плану»23.

Огонь, упоминаемый в книге, есть «жизненная сила Космоса».

Упоминаются ритмы Махаван и Чотаван — «ритмы космического огня. При достижении известной степени огненной йоги организм наш начинает воспринимать эти ритмы, идущие из пространства, и звучать на них. Конечно, простое повторение их, как и всё механическое, ни к чему не приводит. Для того чтобы ритм этот имел значение, необходимо обладать запасом психической энергии. Без воздействия психической энергии ритмы эти остаются мёртвыми»24.

И ещё хочу упомянуть об одном понятии, приводимом в книге, — Тактике Адверза. Привожу объяснение, данное Е.И.Рерих: «Тактика Адверза. Тактика от обратного»25. «Великие Умы, прежде чем начать проводить какой-либо план, предусматривают и учитывают все наихудшие условия и обстоятельства, с которыми придётся встретиться. Конечно, при такой тактике, где учтена активная злая воля и шаткая свободная воля светляков или тёплых, неудачи быть не может. План осуществляется при всех обстоятельствах»26. «...Несокрушимая тактика Адверза требует всё доводить до абсурда, а затем все вражеские нападения сами сокрушатся в силу очевидной всем нелепости»27.

Под конец хочу сказать, что эта книга уводит нас в глубины и просторы Космоса. Её можно читать и умом, и сердцем. Ум поймёт её научность, сердце — её величие. То, что было рассеяно в отдельных молитвах и в философских и научных трактатах, собрано здесь в изложении, доступном нам. Она дана для длительного изучения и для мгновенного восторга, невыразимого словами. Каждый найдёт в ней то, что ему ближе, к чему он готов. И скажет с признательностью: «Слава Тебе, Показавшему нам Свет!»

24 ноября 1991 г.


1 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 8.05.1935.
2 Беспредельность. 3.
3 Там же. 6.
4 Там же. 5.
5 Там же.
6 Там же. Предисловие.
7 Там же. 7.
8 Там же. 9.
9 Там же. 8.
10 Там же. 7.
11 Там же. 4.
12 Там же. 3.
13 Там же. 7.
14 Там же.
15 Там же. 8.
16 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. 3.09.1935.
17 Письма Елены Рерих. Т. 1. 18.06.1935.
18 Там же. 19.10.1929.
19 Там же. 8.05.1935.
20 Там же. 11.01.1935.
21 Там же. 6.12.1934.
22 Письма Елены Рерих. Т. 2. 29.01.1938.
23 Письма Елены Рерих. Т. 1. 11.01.1935.
24 Там же. 24.06.1935.
25 Там же. 8.05.1935.
26 Письма Елены Рерих. Т. 2. 16.04.1936.
27 Письма Елены Рерих. Т. 1. 21.10.1931.



Назад в раздел : ОТБЛЕСКИ
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае