(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ
Я поручаю говорить о назначении жизни на земле. Агни Йога. 183 Что такое земная жизнь? В чём её смысл и цель? Люди утеряли понимание назначения земной жизни. Бесчисленные бедствия, страдания и преступления происходят от этого. Люди страдают от болезней, нужды, потерь, не понимая, к чему всё это, и не видя выхода из круга постоянных терзаний. Люди погружаются в излишества и пороки, чтобы как можно приятнее и веселее прожить короткую земную жизнь, которую они считают единственной; люди идут на бесчисленные войны и преступления лишь для того, чтобы как можно больше приобрести для своего земного обогащения. Всё это приводит к новым страданиям, бессмысленным и непонятным. «Так нужно человечеству снова понять смысл своего кратковременного пребывания в земном состоянии. Только основным определением своего существования в плотном виде и пониманием Тонкого и Огненного Мира можно укрепить бытие своё»1. Без понимания смысла и цели своей земной жизни она становится безысходным кругом страданий, болезней и потерь. Выход из этого круга только один — ясное осознание своего назначения на земле. «Можно строить жизнь так, что каждый день будет концом, но можно так просветить жизнь, что каждый час будет началом. Так на глазах можно перестраивать наше земное существование. Только этим путём вопросы будущего и сознание об огненном совершенствовании сделаются ощутительными»2. Наша земная жизнь не есть единственная, как полагают многие, она — мгновение в беспредельной цепи существований, капля в океане вечной жизни. «Путник, пойми, что твоя земная жизнь есть маломалейшая частица твоих существований», — говорит Живая Этика3. «Не легко признать, что земная жизнь есть мгновенное видение. Не легко понять всё это, хотя люди должны предчувствовать уже от рождения»4. «Жизнь земная иногда называлась безвременною. Истинно, жизнь земная между иными состояниями не имеет протяжённости»5. «...Существование земное не будет даже сотою частью жизни в Мире Тонком»6. «Нужно усвоить мысль о переходности часа здешнего и о непреложности Беспредельности»7. «Только понятие пути может соответствовать земному пребыванию»8. «Этот мир не есть наша обитель. Он лишь одна из многих стадий, через которые мы идём... Этот мир есть мир пяти минут, нечто, через что мы должны пройти»9. Осознание этого в корне меняет наше отношение к земной жизни и всю нашу жизнь в целом. Когда мы осознаем, что краткий миг земной жизни дан для подготовки к длительному пребыванию в других мирах, то и действовать мы будем соответственно. Вместо накопления земной собственности, которую всё равно придётся оставить, мы будем устремляться к накоплению и совершенствованию того, что нужно во всех мирах. «Люди не хотят представить себе, что их земная жизнь короче самой мимолётной остановки поезда. Достойный путник на кратком ночлеге заботится не утрудить хозяев, но сознание его устремлено к цели путешествия. Но путники Великого Пути часто мыслят лишь о ночлеге, маломысленно забывая о своём назначении. Несоизмеримо маломыслие с великим Путём! Потому огненный путь будет путём сознания будущего»10. «Земная жизнь есть миг, который не имеет соизмерения с Высшим Миром, потому разумно и в кратком мгновении почерпнуть пользу для длительного»11. «О чём заботиться — о тесном или обширном, о кратком или длительном? Самый простой рассудительный человек скажет — пусть лучшее будет длительным. Сравним земную жизнь с надземным пребыванием. За малыми исключениями, пребывание в Тонком Мире несравненно длительнее. Значит, мы должны готовиться не для кратких остановок и должны особенно ценить то, что понадобится в длительном пребывании. Всеначальная энергия, мысль, сознание, воображение и воодушевление являют невесомую собственность»12. «Люди должны быть в постоянном приготовлении к будущему. Только в таком сознании смогут они гармонизировать земную жизнь»13. Но несмотря на свою краткость, земная жизнь чрезвычайно ценна и необходима для духа. Именно в ней, и только в ней, можем мы приобрести всё нужное для дальнейшего пути, для будущего; только на земле можем мы закладывать зёрна совершенствования, которые дадут свои плоды в других мирах. Только подходя к земной жизни не снизу, от плоти, но сверху, от духа, можем мы правильно понять её. «...Всё земное бытие должно быть осмыслено от границ Высшего Мира»14. «Но разве не зовёт каждый небосклон к мысли о вечном движении? Только в этих эволюционных понятиях можно принять красоту пути земного как обители по восхождению. Сама краткость пути не должна смущать, наоборот, должна радовать, как солнечный оборот»15. «К чему устремимся, к конечному или беспредельному? Краткосрочно земное пребывание; срочны Миры Тонкий и Мысленный, но вне сроков Мир Огненный, значит, к нему и следует стремиться. В Мирах срочных добывается доспех огненный. Мир земной как тупик пути — или восхождение, или разрушение.* Даже Мир Тонкий не удовлетворит устремлённый дух; все прочие жизни лишь приготовления к всеобъемлемости Мира Огненного»16. «Мир Огненный есть суждённое будущее. Кто же задержится в пути, зная великое назначение? Кто же не будет уважать плотное состояние, зная, что оно помогает восхождению? (...) Так, наше краткое здешнее пребывание дано как самое лучшее благо для спешного движения к Огненному Миру»17. Как можем мы приобрести сознание — нашу единственную, неотъемлемую собственность во всех Мирах? Лишь пройдя на земле через всё земное — горе, радость, труды, испытания — и преодолев их в непрестанной сознательной борьбе, можем мы всё понять и вместить. Земная жизнь — единственный путь ко всем достижениям. Сказано, что нет Ангела, который не был бы когда-то человеком. Так все великие Духи прошли через материю, и потому именно они и вмещают весь Мир. «Многие слышали о Кумарах, но немногие правильно поняли их. Явление какое-то надземное — так скажут, но забудут, каким трудом складывается достижение. Учёные уже начинают понимать, как входит человеческая личность в пантеон героев. Таким же путём наслаиваются и качества водителей человечества. Если они не пройдут страдания земные, они не могут отзвучать на страдания людские. Если они не познают пота труда, они не смогут руководить людьми в их работе. Самоотвержение, милосердие, сострадание, мужество куются в жизни. Ничто отвлечённое не может слагать силу духа»18. Тягостно для духа воплощение в материю. «...Нелегко подойти к земным сферам от Тонкого Мира. Это ныряние можно сравнить с водолазом. Как водолаз должен надевать тяжкий доспех, чтобы противостать давлению океана, так идущий на землю должен окружить себя тяжкою плотью»19. Тягостны бесконечные земные заботы, болезни и беды. Чистилище и Ад не есть отвлечённость потустороннего мира, но страдания и испытания нашей земной жизни. «Нет более мощного Чистилища, нежели жизнь земная, если напряжены все потенциальности духа. Также нет мощнее Ада, нежели земные заразы духа. Утверждать Чистилище на Земле, как ведущее начинание к Миру Тонкому и Огненному, есть задача очищения сознания. (...) Ведь лишь понятие единства пути заставит людей жить красотою и умирать как путники, продолжающие своё странствование. (...) Направим мысли людей к Чистилищу на Земле»20. «Когда явлены условия счастливой земной жизни, не войдёт дух в храм предначертанный»21. Так, когда фокус нашего сознания отходит от земных явлений и устанавливается на Высшем Мире, на Беспредельности, тогда и вся жизнь наша преображается. «Заботы земные как камни с горы, чем ниже, тем стремительнее натиск обвала. Не лучше ли взойти на самую вершину, где нет камней обрывающихся? Устремление кверху преображает и заботы о земном. Они хотя и остаются, но смысл их меняется. Так можно познавать, насколько вершина полезнее ущелья»22. «Кто же в сердце своём не поймёт красоту вознесения? Кто же не ощутит в сердце тягость возвращения в дом временный, в дом угрожаемый, в дом тесный? Так нужно сознать Мир Высший, чтобы всем бытием перенестись и вознестись. Не мысля о Высших Мирах, разве возможно выглянуть в окно тесного дома? И сердце поведёт путём Христовым, как к ступени Преображения. Так откроем двери дома тесного. Каждое единение сознания уже есть открытие двери»23. «Кто полагает ценность в плотном мире, тот нищ в Мире Высшем»24. «ЛИШЬ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДУХА МЫ ЗДЕСЬ»25. Мир земной для нас — как тупик пути; Дальше: взлёт наверх или вниз сползти; А недвижным быть — значит в никуда: Мимо жизнь пройдёт, сгинет без следа... Мир земной — тупик, роковой упор: К духу или в прах, к звёздам или в сор. Н.Д.Спирина. Капли |
|||