(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
Вступительное слово на вечере, посвящённом Елене Петровне Блаватской
В прошлом году, впервые в Советском Союзе, в Новосибирске была проведена конференция, посвящённая Елене Петровне Блаватской, в день её рождения, 12 августа. Сегодня мы во второй раз устраиваем встречу, посвящённую ей, в день «Белого Лотоса», день её ухода. Такие, как она, не умирают, они уходят в бессмертие. Их жизнь и деятельность с годами становятся всё реальнее для нас. После периодов забвения и непонимания наступает расцвет открытия и признания. Причём в этом признании нуждается не великий ушедший, а те, кто к нему приближается. Открывая его для себя заново, мы обогащаемся от его трудов и примера. Мы начинаем постигать его наследие и тем расширять своё сознание и свои знания, начинаем постепенно дорастать до принятия оставленного им. «Рост сознания есть праздник Наш», — говорит Живая Этика. Потому каждая такая, как сегодня, встреча во имя продолжения открытия для себя Е.П.Блаватской есть духовный праздник. Порадуемся! Из всего очень многого, что можно было бы рассказать о Елене Петровне, сейчас хотелось бы остановиться лишь на одной, но самой главной, основополагающей черте её характера — её отношении к своему духовному Учителю, от которого она получила и передала нам великое тайное Знание древней мудрости, обогатившее наше сознание. Лейтмотивом жизни Блаватской с самых ранних лет и до конца её земного пути была непоколебимая уверенность в его существовании и пламенная любовь к нему. Огненной нитью проходит через всю её жизнь это высокое стремление к своему духовному Учителю, безусловная преданность ему и абсолютная, самозабвенная готовность послужить его Делу. Никакие физические страдания, никакие трудности и опасности, никакие преграды не могли ни в какой мере поколебать или задержать этот устремлённый полёт её духа к своей Ведущей Звезде. Сестра Е.П.Блаватской Вера Петровна Желиховская в своих воспоминаниях о детских годах сестры говорит: «Часто рассказывала маленькая Елена о различных посещениях, описывая неведомых нам лиц. Чаще всего перед нею появлялся величественный образ Индуса в белой чалме, всегда один и тот же, и она знала его так же хорошо, как и своих близких, и называла своим Покровителем; она утверждала, что именно он спасал её в минуты опасности. Один из таких случаев произошёл, когда ей было около 13 лет: лошадь, на которой она каталась верхом, испугалась и понесла, девочка не смогла удержаться и, запутавшись ногой в стремя (так в тексте. — Ред.), повисла на нём, но вместо того, чтобы разбиться, она ясно почувствовала чьи-то руки вокруг себя, которые поддерживали её до тех пор, пока лошадь не была остановлена». В 17-летнем возрасте Елена Петровна ринулась в многолетние рискованные путешествия по разным странам с конечной целью проникнуть в Тибет, чтобы встретиться там со своим Учителем; трижды предпринимала она такие героические и удивительные по своей смелости попытки, пока наконец не состоялось её первое путешествие в Тибет. Первая же в её жизни встреча с Учителем произошла до этого в 1851 году в Лондоне. По этому поводу биограф Е.Блаватской Елена Писарева пишет: «Всё значение этой встречи выясняется лишь в связи с героическим характером пламенной, никогда не ослабевающей, преодолевавшей все препятствия, верной до последнего вздоха преданности её своему Учителю. Эта преданность, раскрывающая весь размер её души, и была тем ярко зажжённым маяком, который направлял все действия её последующей жизни. При свете этого маяка все её скитания, вся необычайность её переживаний, её снова и снова возобновлявшиеся попытки проникнуть в Тибет, где она надеялась приблизиться к нему, всё это получает совершенно новый, глубокий смысл». Вся дальнейшая жизнь Блаватской — это непрерывное сотрудничество с Учителем с целью сдвига сознания людей посредством передачи им сокровенных знаний Востока, необходимость которых слагалась всеми особенностями данной эпохи. Каких трудов, страданий, борьбы стоило Елене Петровне выполнение этой её миссии, невозможно рассказать в кратком выступлении. Но миссия была выполнена успешно, и новые ступени сознания сложились прочно. Сегодня мы познакомимся, после доклада о наследии, оставленном Е.П.Блаватской, ещё с одной гранью её деятельности — блистательным талантом её как писательницы. Мы услышим в художественном исполнении отрывки из её книги «Из пещер и дебрей Индостана» и сможем оценить её литературный дар. Кроме того, мы через неё прикоснёмся к Индии, приобщимся к величию духа этой страны, воплощённому в образе высокого её представителя, с которым Блаватская имела счастье встречаться и чей облик так ярко отобразила в этой книге. Мы ещё только приступаем к ознакомлению с великим наследием мудрости и знания, оставленным нам Еленой Блаватской. И каждый раз при соприкасании с этим великим и щедрым даром возникает чувство бесконечной признательности нашей великой соотечественнице. 8 мая 1990 г. Назад в раздел : 1990 |
|||