(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

ЖИВАЯ ЭТИКА — УЧЕНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ

автор: Наталия Спирина
дата: 10 июня 1990 г.
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 1. Отблески: 1944-1993 / Отблески-1990


Из радиопередачи (цикл «Беседы о Живой Этике»)

Корр.: Наталия Дмитриевна, за последнее время произошёл буквально взрыв интереса к Учению Живой Этики. Чем, по Вашему мнению, это объясняется?

Н.Д.Спирина: Это объясняется тем, что люди, многие люди, не хотят больше жить, не имея мировоззрения, не понимая цели и смысла своей земной жизни. Без этого понимания жизнь становится безысходным кругом страданий, болезней, потерь и смертей. И выход из этого только один — ясное осознание своего назначения на Земле. И это даёт в полной мере Учение Живой Этики. Каждая религия в своё время занималась выработкой правильного мировоззрения людей на свою жизнь, для того чтобы они жили, как нужно жить, не вовлекали себя в ненужные страдания, понимали, куда они идут, зачем и откуда пришли. В основе каждой религии, прежде всего, лежит понимание бессмертия души.

Корр.: Можно ли отсюда заключить, что Живая Этика — это новая религия?

Н.Д.Спирина: Нет, Живая Этика не есть новая религия в научной упаковке, как думают иногда люди, лишь поверхностно прикоснувшиеся к этому Учению. Это материалистическое Учение. Живая Этика — это синтез научного мышления Запада с мудростью восточной философской мысли. Она также объединяет в себе основы всех религий и всех йог, ничего не отрицая, но осмысливая их практически, неотвлечённо.

Корр.: Как решается в Живой Этике вопрос бессмертия души человека?

Н.Д.Спирина: Живая Этика считает человека бессмертным, но объясняет это положение законами эволюции Космоса.

Корр.: Как же тогда совместить бессмертие души с материалистическими представлениями?

Н.Д.Спирина: Понимание материи в Живой Этике существенно расширено. То, что в религии называют духом, это тоже материя, только материя тончайшая. Она пока ещё не изучена наукой, но со временем будет ею познана. Поэтому во всех религиях в той или иной форме говорится о бессмертии души, о перевоплощениях и о переходе её из одной формы в другую. В древнейшей философии Индии Великий Учитель Кришна так говорил своему ученику Арджуне: «Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит... Подобно тому как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые». На этом построено всё мировоззрение Индии. Все религии в основе своей говорят именно об этом. Иначе какой был бы смысл в заповедях, совершенно одинаковых во всех религиях, которые даются человеку. Самые простые заповеди: не убей, не укради, не прелюбодействуй и так далее. Всё это повторяется во всех религиях. Почему это так? Потому что по закону кармы человеку приходится пожинать последствия всех своих мыслей, слов и поступков. Как говорит народная мудрость, «что посеешь, то и пожнёшь» и «человек — сам кузнец своего счастья».

Корр.: Вы упомянули о законе кармы. Поясните, что это такое?

Н.Д.Спирина: Закон кармы — это закон причин и следствий. По закону кармы каждое наше действие является причиной, порождающей соответствующие следствия, и эти следствия называются нашей кармой или нашей судьбой. Когда мы понимаем, что всё, что мы думаем, говорим и делаем, порождает следствия, то тем самым все заповеди уже не являются отвлечённой моралью, а являются практическим руководством к действию. И поэтому жаловаться на удары судьбы, на то, что другие счастливы, а ты несчастлив, что ты болен, а другие здоровы, уже не приходится. Человек навлёк на себя и удары, и болезни, и потери, и неудачи когда-то сам. Закон кармы есть наш учитель и школа жизни. Если мы не накормим голодного, не поймём, что это такое, мы должны будем сами испытать когда-то голод. Как говорит народная мудрость, «сытый голодного не разумеет». Иначе мы не сможем выработать в себе качество сострадания и мы на помощь другому не пойдём. И так во всём. Это школа. Начиная от самых примитивных примеров, как голод, страдания ближнего, которые мы должны пройти, если мы не можем их понять, а также и до самых высоких предметов. И духовный голод мучает теперь очень многих, так как у них пробудилась духовность и они не хотят больше жить как обыватели, они хотят всё это понять; и если мы не дадим им духовного хлеба, то когда-то и нам придётся испытать этот же голод.

В связи с этим хотелось бы упомянуть о буддийской сказке, переведённой Львом Толстым из английского журнала, с его предисловием. Она помещена в десятом томе полного собрания сочинений Л.Н.Толстого (1928 г.).

В предисловии Толстой пишет: «Сказочка эта очень понравилась мне и своей наивностью, и своей глубиной. Особенно хорошо в ней разъяснение той, часто с разных сторон в последнее время затемняемой, истины, что избавление от зла и приобретение блага добывается только своим усилием, что нет и не может быть такого приспособления, посредством которого, помимо своего личного усилия, достигалось бы своё или общее благо. Разъяснение это в особенности хорошо тем, что тут показывается и то, что благо отдельного человека только тогда истинное благо, когда оно благо общее».

И заканчивается эта мудрая сказочка такими словами одного из героев, который, умирая, говорит своим многочисленным детям и внукам: «Милые дети, не осуждайте других в своих неудачах. Ищите причины ваших бед в самих себе. И если вы не ослеплены тщеславием, вы найдёте её, а найдя её, вы сумеете избавиться от зла. Лекарство от ваших бед в вас самих... Помните те слова, которые были талисманом моей жизни:

"Тот, кто делает больно другому, делает зло себе.
Тот, кто помогает другому, помогает себе.
Пусть исчезнет обман личности — и вы вступите на путь праведности"».

Корр.: Учение называется «Живая Этика». Вероятно, тем самым выделено главное в нём?

Н.Д.Спирина: Живая Этика потому названа «живая», что она имеет отношение ко всем проявлениям жизни. Она жизненна и указывает на то, что понятие «этика» жизненно насущно, необходимо, и без этики, без нравственности, не может быть ни личного совершенствования, ни спасения всей планеты.

Корр.: Важное место в Учении Живой Этики отводится вопросам личного самосовершенствования. Но значит ли это, что надо уйти в уединение и там предаваться размышлению, внутреннему самоанализу, тренировке тела и духа, медитации и так далее? Как трактует этот вопрос Учение Живой Этики?

Н.Д.Спирина: Живая Этика говорит, что совершенствоваться можно по-настоящему только не уходя из жизни: в труде, в столкновениях, в борьбе усовершенствуются наши качества, наша воля, наши энергии. Уединяясь, мы не имеем возможности бороться со своими отрицательными свойствами, потому что они не приходят в столкновение с жизнью.

Прежде всего Живая Этика делает упор на мысль. Мысль — это сильнейшая энергия, которая, как уже известно, передаётся на расстоянии и влияет на людей. С мысли начинается зарождение всех наших поступков. Мыслью мы объединяемся с другими людьми или отталкиваемся от других людей. Всё начинается с того, что мы обдумываем, что сказать; следующий этап будет слово, за которое мы ответственны. Слово — носитель мысли. И дальше идёт действие, как следствие мысли.

Корр.: Какие качества нам необходимо развивать, учитывая новые условия, в которые мы сейчас вступаем?

Н.Д.Спирина: Сейчас мы находимся в преддверии Новой Эпохи. Во всех религиях этот исторический период отмечался как решающий переход от чёрного века, Кали Юги, как его называют в Индии, к Светлому Веку, Сатия Юге. Что такое Светлый Век? Это век объединения человечества, справедливости и добра, век Общины Мира. Для того чтобы стать общинником, нам нужно подготовиться к этому, нужно выработать в себе определённые качества, иначе мы не сможем соответствовать новому веку сотрудничества, объединения людей друг с другом, с природой, с Космосом. Ведь по существу всё едино, и мы все взаимосвязаны. И когда мы почувствуем эту взаимозависимость, мы поймём, как нужны для этого определённые качества, которые нам предстоит выработать. Прежде всего, это, как я уже говорила, понимание взаимосвязи между людьми. Оно порождает сочувствие, сострадание, терпимость, терпение, доброжелательство. Живая Этика расширяет и углубляет все понятия. Так, например, если под сочувствием обычно подразумевается сострадание, то Учение даёт понять, что сюда же включается и сорадование.

Сердца людей открыты вниз,
И мы нередко с другом плачем;
Но ты на радость отзовись,
Ты с ближним раздели удачу —
		Ведь в счастье каждый одинок,
		И вянет, завистью охвачен,
		Улыбки розовой цветок.

			Н.Д.Спирина. Капли

Грядущая эпоха Общины подразумевает также и совместный труд на Общее Благо, труд радостный, добровольный, творческий и созидательный.

Переход к Сатия Юге уже начался. Говорится, что Новая Эпоха будет эпохой сердца, в отличие от Кали Юги, эпохи развития, до предела, интеллекта, который уже чуть не привёл к гибели планету. Теперь новые понятия входят в нашу жизнь. Например — милосердие. Корень этого слова — сердце. И Новая Эпоха — это эпоха сердца; именно сердце является обителью духовности. Понимание духа, осознание его живёт в сердце, но не в рассудке, не в интеллекте.

Корр.: Большое внимание в Живой Этике уделяется вопросам самосовершенствования. Но как достичь совершенства личного, как развить сердце, утвердить нужные качества, необходимые нам?

Н.Д.Спирина: Святослав Николаевич Рерих, который часто бывает в Советском Союзе, выступает по радио и телевидению, говорит и пишет о проблемах эволюции человечества, дал нам такой завет: «Устремляйтесь к Прекрасному; к Прекрасному во всех проявлениях жизни — к красоте природы, искусства, к красоте мыслей и поступков». И он советует для самоулучшения очень простой метод: «Улучшайтесь понемногу каждый день; каждый день постарайтесь стать немного лучше, немного добрее и делать свою повседневную работу сегодня лучше, чем вчера».

10 июня 1990 г.

Интервью взяла Н.Е.Гребенникова



Назад в раздел : 1990
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае