(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
Н.К.РЕРИХ О КУЛЬТУРЕ
Из радиопередачи (цикл «Беседы о Живой Этике»)Лозунги не перестраивают жизнь, если они практически не осознаны и не влияют на людей и их судьбы. Рерих не произносил незначащих понятий; за каждым его словом стоит глубокий смысл. Если мы не примем эти положения конкретно, во всей их жизненности, они останутся красивыми лозунгами, и только. «Культура есть почитание Света»1, — говорит Рерих. Что есть Свет? Прежде всего — антипод тьмы. Значит, почитая Свет, мы отходим, отделяемся от всего тёмного, злого, невежественного, разрушительного, что губит нашу жизнь и доводит человечество до края пропасти. Все лучшие качества в человеке светоносны. Когда начнутся съёмки наших излучений (аур), станет наглядно видно, что несёт в себе каждый, к чему прилежит, чему служит. Совершенствуясь, он умножает свет в себе и распространяет его вокруг. Святые подвижники — краса и гордость планеты — были представителями Культуры в высочайшем смысле этого слова. Культура их духа так велика, так светоносна, что оставляет на века свет на тёмном пути человеческом для томимых духовной жаждою. Ты — свет очей. Им без Тебя темно. Не различить, что было и что будет, Происходящее в туман погружено, И ложно люди о явленьях судят. Но Ты явил прозрение очам, Чтобы во тьме не заблудиться нам. Н.Д.Спирина. Капли И совсем не случайно изображают этих Светоносцев в нимбах и сияниях. Культура есть почитание Света и возжжение этого Света. Мало только почитать Свет. Надо и самим стремиться стать, каждому в своей мере, носителями его, пособниками Культуры. К этому призывает Живая Этика и указывает прямые, практические пути этого эволюционного процесса. Следующее положение — «Культура есть любовь к человеку» — даёт понять, что без любви к ближнему, без сочувствия к нему, без понимания его нужд и бед, без стремления помочь ему нет Культуры. Далее: «Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты». Благоухание противостоит зловонию, которое происходит от разложения. Чувства могут быть благоуханны и зловонны. Мы применяем к нашим проявлениям определения цветовые и звуковые, но ароматический аспект Вселенной ещё мало осознан. Мы говорим о розовых мечтах или чёрных умыслах; о диссонансах или созвучиях в отношениях и так далее, но редко представляем себе их запах. Положение о Культуре как о благоухании расширяет наши восприятия и заставляет задуматься. Мы слышим запах цветов, но не обоняем наших мыслей, чувств, поступков и их взаимодействий. Ведь не случайны благовония в храмах, они способствуют возношению духа. Это знали с древнейших времён. Для того, кто сказал: «Добро есть благоухание, зло есть ядовитое зловоние», — это изречение отнюдь не было метафорой. «Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений», — утверждает Рерих. Значит, всё лучшее, что достигнуто человечеством на протяжении его истории, содержится в понятии Культуры. За Свет надо сражаться, Свет в нашей жизни надо отстаивать, и оружием в этой борьбе является Культура, как определяет её Рерих: «Культура есть оружие Света». Культура и этика, Культура и нравственность едины. Экология, движение высоконравственное, возникла как ветвь на великом древе Культуры. Она не только формальный свод законов по охране природы, она включает в себя и любовь ко всем творениям Великой Матери, каждое из которых живёт своей, непредставимой нами жизнью, в каждом из которых пульсирует и бьётся единая жизнь. «Невозможно было оторвать внимание от разложения клетки гранита, когда она достигает явления сравнения с клеткою беспозвоночных, почти тот же пульс»2, — рассказывается в книге «Агни Йога». «Культура есть двигатель», — продолжает Рерих. Двигатель к подвигам, к созидательному, творческому труду, к добрым делам, к борьбе за достойную жизнь. Всё это входит в понятие Культуры. И заканчивает эти утверждения Рерих словами «Культура есть Сердце», и пишет слово «Сердце» с заглавной буквы. Бессердечие — антипод Культуры. В Живой Этике сказано: «...Без сердца мы шелуха погибшая»3. Любовь есть дыхание сердца; Уйдёт она — сердце умрёт... Что мёртвому камню Восход? Ему и в Лучах не согреться... Люби — и вся радость придёт! Любовь есть Бессмертие сердца. Н.Д.Спирина. Капли В нашей стране возродилось светлое слово «милосердие». В сердце лежит основа любви. Какое благое созидание может быть без любви? Что хорошее создаёт бессердечие? Оно может только разрушать. Потому Культура, которая основана на сердце, определяется Рерихом как спасение. В Живой Этике этому великому понятию сердца посвящена целая книга. И заканчивает Рерих эти определения, как бы подводя им итог, словами: «Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты». Рерих подчёркивает особое значение Культуры в эпоху кризисного состояния человечества. В эти эпохи крайнего нравственного разложения, человеческого разъединения, засилья механического, технократического мышления, Культура является единственной опорой, тем противовесом хаосу и разрушению, который позволяет удержать человечество в состоянии равновесия. Именно Культура — то объединяющее понятие, которое стоит поверх национальных, расовых, религиозных различий. Ведь «средоточие Культуры», «Держава Света», по словам Рериха, — сердце. И если интеллект разъединяет, то сердце объединяет человечество. Я мыслю о немыслимом — о том, Что люди прекратят вражду и ссоры И будут над рекою строить дом С окном на безмятежные просторы. (...) Живи, обожествлённый Человек, К величественной участи готовься! О, будет век — я знаю, будет век! — Когда твоих грехов не будет вовсе... И.Северянин. Солнечный дикарь Понятие Культуры включает и вмещение разнообразия её проявлений, как у сотрудников культурных организаций, так и в отдельных людях, народностях и странах. Н.К.Рерих пишет в статье «Разнообразие»: «Широкообъятность понятия Культуры уже предполагает в самом себе необыкновенное разнообразие. (...) Будут единообразные сердечные устремления. Будет единоподобное ощущение достоинства человеческого, но внешние формы, конечно, будут разнообразны. Научиться ценить разнообразие есть уже верный подступ к Культуре»4. Что противостоит этому? Такие акультурные проявления, как ссоры, тирания, деспотизм, стремление заставить других мыслить по-своему, подавление творческий инициативы в угоду своим стандартам, канонам и вкусам; неуважение к верованиям и традициям своих близких. Всё это ведёт к разъединению со всеми вытекающими отсюда жестокими и разрушительными последствиями. Но «стремление к высокому качеству, сердечная преданность ко всему эволюционно-строительному, творческий труд, преклонение перед Красотою и почитание Знания — вот что свяжет всех этих светлых путников духа. (...) ...Сердечная искренность является... одним из первых знамён Культуры»5, — пишет Рерих. «Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязывает нас ответственность перед Культурою»6, — призывает нас Николай Константинович Рерих. И продолжает: «Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она ещё не перестроит жизнь. (...) Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца»7. «Благородное стремление создаёт и неиссякаемость сил и растит тот светлый энтузиазм, о котором горят глаза и звучит сердце человеческое. Во имя бездонной Красоты сердца человеческого и сойдёмся и укрепимся в светлой победе Культуры»8. Свет — один. Внесение Света рассеивает тьму. 2 декабря 1990 г. 1 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 63. Назад в раздел : 1990 |
|||