(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ
Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»)Путь Франциска был путь к свободе. Если он окончил свою жизнь земную словами «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты дал мне умереть свободным от всего!», то начал он с поисков этого высокого состояния. Он прежде всего освободился от всякого земного окружения даже в самом буквальном смысле, скинув с себя одежду и уйдя на служение Богу и людям в одной подпоясанной обрывком верёвки власянице. Он стал воспевать прекрасную Даму-Бедность опять-таки потому, что она освобождала его от земной собственности. Сидя в темнице, он пел и радовался тому, что тело его в цепях, а душа на свободе. Свободна от закованного тела, Душа Франциска в упоеньи пела! А.Юшков. Святой Франциск И только освободившись от всего, он пришёл к Христу, Который воплощал собою абсолютную свободу от всякого земного прельщения и притяжения. И, возведши Христа «на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их; ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её. Итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: "Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"»1. Так повествует Евангелие. Теперь, в Учении Живой Этики, в новом витке эволюционной спирали, отречение от собственности происходит на плане сознания: «владей, но не считай своим». Но раньше это отречение проводилось на материальном плане; и Христос явил своей жизнью это отречение в полной мере, на пределе возможностей человеческого тела. За Ним следовал Франциск, и его пример был необходим в эпоху извращённого стремления к роскоши и изобилию земных благ, так как эти завалы закрывали путь к духу, ко Христу. По Его словам, богатый не войдёт в Царство Небесное по причине его привязанности к богатству. «...Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»2, — сказал Христос. «Вот оно, нищеты всеблаженное сокровище... Вот сила, которой побеждается всё, что мешает людям идти к Богу свободно!» — утверждал Франциск. И начал он с себя, сначала пройдя через опыт нищеты сам, «прежде чем возвестить всему миру, что бедность — это великая освободительница от всех забот для того, кто её полюбит». Франциск сказал: «Если мы будем обладать хоть чем-нибудь, нам будет необходимо иметь для защиты оружие. Именно от этого и рождаются тяжбы и распри, именно от этого встречает тысячи препятствий любовь Господня, и поэтому мы не хотим обладать временными благами мира сего». «Между всеми дарами Духа Святого нет большего, чем победа человека над самим собою». Кто победил себя, тот и от других уже ничего не боится, тот радостен, потому что свободен. Эта свобода открывает путь к любви. Может ли человек, привязанный к чему бы то ни было, возлюбить всё человечество, а тем более Бога? Из любви к Богу проистекает любовь и к Его творениям. «...Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»3, — гласит первая заповедь Христа. Полюбить Бога не абстрактного, а вездесущего. И тогда возможно исполнить и вторую заповедь — и «ближнего твоего, как самого себя»4. Франциск видел Бога во всём и потому любил всё и всех. «Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я»5, — говорит Учитель в книге «Зов». «Поглощённый весь любовью к Богу, блаженный Франциск... в каждом творении познавал в совершенстве благость Божию». Об этом вездесущии Божием говорит Наивысший устами Кришны, великого Учителя Древней Индии: «Я есмь источник возникновения вселенной, и во Мне исчезает она. (...) Я — и вкус воды... Я — и блеск луны и солнца, и Священное Слово в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях. Я — чистый запах земли и свет огня; Я — жизнь всего сущего и подвиг подвижников. Познай Меня как вечное семя всего сущего... Я — мудрость одарённых Разумом и блеск всех великолепных вещей». Из любви проистекала радость. «Кто и когда может выразить всю силу любви Франциска ко всем созданиям Божиим? Кто сумеет передать сладость, наполнявшую его сердце, когда он созерцал в творениях мудрость, величие и благость Творца? Поистине он исполнялся великим и несказанным ликованием, когда видел солнце, когда смотрел на луну, когда созерцал звёзды и небо». «Как радовался он красоте цветов, видя их прелестные очертания или вдыхая их сладостный аромат». «Все создания он называл братьями; по чудесному и непонятному для других дару для него были открыты тайны сердца всех тварей». Эта высокая радость творению Божию выражена в поэме А.К.Толстого «Иоанн Дамаскин»: Благословляю вас, леса, Долины, нивы, горы, воды! Благословляю я свободу И голубые небеса! И посох мой благословляю, И эту бедную суму, И степь от краю и до краю, И солнца свет, и ночи тьму, И одинокую тропинку, По коей, нищий, я иду, И в поле каждую былинку, И в небе каждую звезду! О, если б мог всю жизнь смешать я, Всю душу вместе с вами слить! О, если б мог в свои объятья Я вас, враги, друзья и братья, И всю природу заключить! «Чудно было видеть, что и вся неразумная тварь понимала, как он любит её и жалеет». Пойманный зайчик прячется на груди его, как в самом верном убежище, и Франциск «ласкает его с материнской нежностью», потом отпускает на волю, но, вместо того чтоб убежать, зайчик опять вскакивает к нему на руки и прячется у него на груди, и так несколько раз, пока наконец Франциск не велит отнести его в лес, чтобы там отпустить. Также подаренная ему рыбаками водяная птичка не улетает от него, угревшись в сложенных ладонях, как в родном гнезде. «И, подняв к небу глаза, долго молился Блаженный в восхищении... Когда же, наконец, придя в себя, велел птичке вернуться на волю и осенил её крестным знамением — та, встрепенувшись, улетела радостно». Сидя на фиговом дереве, около самой хижины-кельи Святого, кузнечик сладко пел. «Брат мой Кузнечик, поди сюда!» — сказал однажды Блаженный, протянув к нему руку, и тот, спрыгнув тотчас же с дерева, сел к нему на ладонь. «Пой, брат мой Кузнечик, хвали Творца!» — велит ему Франциск, и он запел, и Блаженный вместе с ним. Почему люди, подобные Франциску, назывались блаженными? Не потому ли, что души их испытывали постоянное блаженство, ничем несокрушимое, как несокрушим Мир Высший, с которым они были в постоянном единстве. Эти меньшие братья понимали Франциска, как понимал медведь Преподобного Сергия. Ему с Тобою было хорошо! Тянулся он звериною душою К тому, что именуют добротою, К тому, что светом духа мы зовём. Он слов не знал. Но сердце зверя знало — Кто друг ему и кто его поймёт, Краюшку хлеба с лаской принесёт И в облике мохнатом у'зрит брата. Н.Д.Спирина. Медведь С тем же доверием приходил медведь и к святому Серафиму Саровскому. Так же слетались птицы к Жанне д'Арк и клевали из её рук. Прямая линия любви есть кратчайшее расстояние между сердцами, как вверх, так и вниз, как к Творцу, так и к тварям. «Возлюби» — в этом слове завет Христа и всех великих посланников Высших Миров. В этом слове — основа жизни, и только на ней и может устоять и человек, и планета. Есть рассказ о том, как Франциск проповедовал птицам, которых он очень любил. «Сестрички мои птички, вы многим обязаны Богу, вашему Творцу, и всегда и везде должны хвалить Его, ибо Он позволил вам свободно летать, куда вы хотите, и семя ваше сохранил в Ноевом ковчеге, чтобы порода ваша не пропала в мире. И ещё вы обязаны Ему за воздух, который Он дал вам в удел; кроме того, вы не сеете и не собираете в житницы, и Бог питает вас и дарует вам реки и ручьи для вашего питья, горы и долины для вашего убежища и высокие деревья для ваших гнёзд; и хотя вы не умеете ни прясть, ни шить, Бог одевает вас и детей ваших; Создатель очень любит вас, что так щедро благотворит вам. Потому берегитесь, сёстры мои, греха неблагодарности, но всегда старайтесь славословить Бога». Птицы внимательно слушали его и почтительно склоняли головки, и святой Франциск радовался. После окончания проповеди птицы поднялись на воздух и полетели с чудесным пением. И тут же вспоминается, как перед кончиной Франциска, на исходе дня, когда он в окружении братьев лежал в полной тишине, вдруг над хижиной его послышалось пение множества жаворонков, которых Франциск особенно любил. И странно, и чудно было братьям слышать, как эти дневные птицы поют в ночных сумерках. Никто не слышал его последнего вздоха, и только когда птицы вдруг замолкли, окружающие поняли, что он отошёл. Франциск заповедал людям радость. «Радоваться должны братья всегда», — сказано в Уставе его монастыря. У Франциска была мысль, что дьявол теряет власть над весёлыми людьми, тогда как человек «жалующийся, огорчённый и печальный» сильно рискует стать добычей зла. Постоянная печаль нужна дьяволу: «Ему самому и порождениям его надлежит печалиться, а нам всегда ликовать и радоваться о Господе», — призывал Франциск. «Мы знаем, как ценна каждая крупица радости, в ней ступень победы...»6 «Радость есть здоровье духа»7 — так говорит Живая Этика. В основу жизни своей общины Франциск положил труд. Своё пропитание братья добывали работой. Франциск говорил: «Я хочу, чтобы все братья мои честно трудились, чтобы не быть в тягость людям и чтобы их сердце и язык не обретались в праздности; кто не знает ремесла, пусть выучится». Никто не смел пребывать в праздности в его присутствии, и сам он всё время работал и не позволял тратить драгоценного дара времени. Заработок за труд отдавался в общину. Принимать оплату в виде денег было категорически запрещено. «...Нужно понять труд как естественное наполнение жизни»8, — сказано в книге «Сердце». 19 апреля 1992 г. * Святой Франциск Ассизкий (1182 - 1226) - великий итальянский подвижник, основатель ордена францисканцев. Родился в г. Ассизи в семье богатого купца. Оставив богатство и роскошь, стал странствующим монахом, в своих проповедях призывал людей к исполнению забытых евангельских проповедей, пробуждая любовь и сострадание ко всему сущему. (Прим. ред.) Назад в раздел : 1992 |
|||