(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В АСПЕКТЕ КРАСОТЫ
О сборнике «Искусство творить взаимоотношения» (составитель Р.Я.Рудзитис)Понятию Красоты в Живой Этике отводится очень большое и почётное место. Её ставят во главе достижений, условием для приближения к Высшему. «Запомните... через Красоту подойдёте!» Неизменным призывом С.Н.Рериха было всегда стремиться к Прекрасному. И этот сборник также призывает, и весьма настоятельно, стремиться к тому же. «Всякое слово единения зерну лучшего цветка подобно. Растить сад прекрасный каждому дано»1. Нам заповедано — не ограничивать понятия, но расширять их. И внедряя понятие Прекрасного в сферу человеческих взаимоотношений, мы начинаем постигать, как оно многогранно. Мы знаем, что чем больше граней у алмаза, тем больше он сверкает и тем более ценится. Так и человеческое общение, если оно введено в область Прекрасного, может стать великой духовной ценностью. И если на материальном плане хорошо отшлифованный и огранённый драгоценный камень приобретает большую ценность, то на духовном плане такой кристалл содружества просто неоценим. И то, что мы получим в результате этого труда шлифовки граней взаимоотношений, наше воображение охватить не может. Коротко это можно сформулировать как пользу для дела, для ближних, для нас и нашей судьбы. Ибо каждое наше действие создаёт следствия, которые ткут нашу карму, наше будущее. Нам всем хочется, чтобы нас любили, чтобы нас уважали и нам помогали. Всё это придёт, если мы проявим эти движения сердца по отношению к другим. Ибо непреложный космический Закон устами Христа гласит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»2. Назревает потребность создать и ввести в школах предмет «Культура поведения». С этого начинаются подступы ко взаимоотношениям. Эта культура поведения состоит из тех мелочей, которые на самом деле таковыми не являются, ибо мелочей нет. Как наше тело состоит из взаимосвязанных клеток, так и любой общественный организм, будь то семья, коллектив, содружество, община, имеет ту же конструкцию; и распад или разногласие, несогласованность в общении между людьми имеет не менее тяжкие последствия, чем физическая разбалансированность клеток или частей тела. Всем известны такие расхожие выражения, как «ложка дёгтя в бочке мёда», способная загубить этот ценнейший продукт; или «тон делает музыку» — когда неверный тон может исказить прекрасное произведение искусства. Самые часто употребляемые слова, как «здравствуйте», «извините», «пожалуйста», могут, в зависимости от тона, которым они сказаны, вызвать совершенно противоположный эффект. Всякое слово, произнесённое искренне, доброжелательно, от сердца, — прекрасно. Всякий взгляд, устремлённый на собеседника, может выражать дружелюбие, сочувствие, ободрение. «Качество взгляда совершенно не оценено — оно подобно лучу для фотографической фильмы»3. «Давно замечено о различных свойствах человеческого взора. Можно рядом опытов уследить, насколько далеко действуют излучения глаз, при этом поучительно следить за комбинацией силы мысли с физической эманацией глаз. Только наблюдая, можно оценить невидимый мир человеческих воздействий. (...) Не удивляйтесь, что мысль продолжает жить в пространстве; также не исчезают физические частицы взора»4. «Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра»5. «Химизм взгляда разве не будет благодетельным заданием для истинного учёного?»6 «В молитвах нередко упоминаются обращения: "воззри на Меня" или "обрати взор ко Мне". В таких словах выражалось большое знание значения взора. Именно взор может даже изменять состав ауры. Не только мысль, но сам химизм взгляда имеет огненное последствие. Знающие просят Высшие Силы посмотреть на них, ибо в этом магнетическом химизме будет заключаться полное благо. Не забудем, что каждый взгляд человека имеет соответственно такое же значение, тем более получит силу взгляд, сопровождённый мыслью. (...) Радостно видеть, как утешительные взгляды могут оздоровить ауру. И такое постоянное воздействие может быть утрированным улучшением всего бытия»7. Таким образом, разве добрый, любящий, сочувствующий взгляд не относится к сфере Прекрасного? Разве луч солнца не прекрасен? Луч взгляда может уподобиться лучу солнца, тем более что Живая Этика призывает нас быть как «луч солнца и песнь птицы»8. Мы часто применяем понятия без должного понимания их. Живая Этика помогает осмыслить всю нашу жизнь, от малого быта до великих свершений. Она призывает нас быть «сознательными и вместившими», тогда только мы сможем стать соучастниками в деле построения Нового Мира. Обратите внимание в названии этого сборника на слово «искусство». Мы знаем, какого труда требует от человека овладение любым видом искусства, какого длительного обучения ему. Мы знаем, как трудятся музыканты — композиторы и исполнители; как долго, часто с детских лет, обучаются будущие художники, как работают над словом писатели и поэты. И разве искусство творить взаимоотношения менее сложно и менее важно? И, в отличие от других видов искусств, ему учатся всю жизнь. 1993 г. 1 Листы Сада Мории. Зов. 7.04.1922. Назад в раздел : 1993 |
|||