(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
ЧЕЛОВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского ОбществаМы уже упоминали о том, что сейчас повелительно прозвучало в пространстве слово «община» как ключ к пониманию наступившей Новой Эпохи. Для того чтобы осуществить этот призыв, чтобы создать общину, надо понять, из кого она должна состоять, и готовить членов общины, иначе она не состоится. Когда мы осознаем, какие качества требуются для этого и какие препятствуют, — мы сможем сформировать в своём представлении желаемый облик и затем начать осуществлять его в жизни, начав для этого с самого себя, ибо ничто так не убеждает и не воздействует, как личный пример. Слово по этому поводу названо «Человечный человек», так как община может состоять только из людей, обладающих качеством человечности. Что говорится об этом в Учении Живой Этики? «...Если заметите бесчеловечную жестокость, будьте уверены, что это есть признак тёмных. Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве. Человечность есть врата ко всем прочим мирам. Человечность есть основа чувствознания. Человечность есть крылья прекрасные. Субстанция человечности есть вещество "чаши ", потому, прежде всего, на Земле облечёмся в человечность и познаем её как броню от сил тёмных. Явление огненное посетит сердце человечностью. (...) Мы тоже признаём друг друга по человечности. Так будем трудиться для самого нужного в этот час опасности»1. Человечность — качество сложное. Рассмотрим некоторые его элементы. Человечность есть, прежде всего, человеколюбие. Оно выражается как в большом, так и в малом; и в жизни каждого дня, и в историческом масштабе. В книге «Аум» говорится о том, как оно требуется при подходе к другому народу. «...Каждый народ имеет своё выражение. Превзойти ограничение можно лишь расширением сознания. (...) Уже стираются многие границы, но при таких новых путях требуется особое человеколюбие. Нужно воспитывать это качество наряду с чистотою тела и духа»2. Об этом качестве вмещения говорится в стихотворении «Вмещение». Эпиграфом к нему взяты слова из книги «Надземное»: ...Каждая птица имеет свою песнь. Надземное, 466 Каждая птица поёт свою песнь. Слушай её, не нарушив мотива И не спугнув голосистое диво... Каждая птица поёт свою песнь! Каждое сердце имеет струну, Неповторимой звучащую нотой; Слушая чутко, откликнись с охотой... Каждое сердце имеет струну! Каждый посланец несёт свою весть. Слушай его, не чураясь наречий И не взирая на лик человечий... Каждый посланец несёт свою весть!.. Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом» В связи с качеством человечности в Учении даётся понятие снисходительности в новом его понимании. «Урусвати знает, что качество снисходительности толкуется превратно; его понимают или как высокомерие, или как попустительство. Так как оба понятия позорны, то и само понятие снисходительности не употребляется в хорошем значении. Но Мы его употребляем как одно из качеств человечности. (...) В обиходе всегда кто-то знает больше других, но по человечности он не будет чваниться и укорять других в неведении. Наоборот, он приложит всё старание, чтобы внести знание по человечности. Мы уже давно говорили о беседах по сознанию, такие беседы по сознанию можно назвать человечными. Нас спрашивают о Нашей Внутренней Жизни, — человечна она и основана на великом терпении. Не заподозрите Нас в гордыне, когда говорю о великом терпении. Оно должно быть большим, испытанным и основанным на человеколюбии»3. Оно проявляется и в сострадании. «Сострадание имеет корни лишь в сердце»4. «Я говорю вам, пусть пламя сердца вашего пылает огнём сострадания. В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Боддисатвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути»5. Сострадание действенно и устремляет к оказанию помощи везде, где она требуется. Живая Этика призывает: «Устремите себя на руководящую мысль о помощи человечеству. Думайте ясно, что вы делаете не личное, не групповое, но абсолютно полезное дело. Делаемое вами без времени, без ограничения пространства, является трудом на соединение миров. Храните руководящую огненную мысль»6. «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! (...) Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. (...) Сердце, пылающее помощью, — Наше сердце»7. «Нужно помогать везде и во всём. Если препятствия к помощи будут заключаться в разделении политическом, или национальном, или кружковщине, или в веровании, то такие препятствия не достойны человечества. Помощь во всех видах оказывается нуждающимся. Нельзя смотреть на цвет волос, где грозит опасность. Нельзя расспрашивать о веровании, когда нужно спасать от пожара. Все Заветы указывают насущность безусловной помощи. Ту помощь можно считать вдохновением истинным. Уже Говорил об этом, но множество условностей заставляет ещё раз утвердить свободу помощи»8. Ещё одно качество надо упомянуть в связи с человеколюбием. Это качество бережности, которое необходимо применять в общении с людьми. В книге «Надземное» говорится: «Не без причины Мы постоянно говорим о бережности. Люди совершенно не понимают значения этого качества. Сколько пагубных болезней происходит от недостаточной взаимной бережности»9. «...Бережность... лежит в основании каждого сотрудничества»10. Говоря об утончённости нашего внутреннего аппарата, указывается, что «утончённость может направлять мысли к бережности между человеческими существами. Не нужно оскорблять друг друга. Во имя Огня не нужно оскорблять. Не все исправления производятся молотом. Требуются и очень малые приборы и осторожные касания»11. «Действительно, нужна особенная бережность, как в духе, так и в земных обстоятельствах. Нужно как перед пожаром держаться. В руках утверждение будущего»12. «Умение обращаться с людьми по их сознанию является высоким качеством. Не следует забывать, что большинство бедствий происходит от такого несоответствия. Невозможно предлагать поверх сознания даже очень хорошие вещи. Неподготовленному человеку невозможно говорить о гармонии или вибрационных сочетаниях. Кто может предположить, что такой человек представляет себе под гармонией или вибрационным сочетанием? Но если сказать ему о бережности к окружающим, он может понять. Простейшее понятие о бережности уже будет прочною основою каждого сотрудничества Братства. Можно пожелать, чтобы каждое сотрудничество было рассадником бережности. В этом скажется и внимательность, и заботливость, и милосердие, и сама любовь. Сколько сил будет сохранено от одной бережливости! Сколько космических воздействий духа будет урегулировано от самой простой общей заботливости. Нельзя представить, насколько укрепится аура дома, где соблюдается отлично бережность»13. Закончим это слово призывом Мыслителя. Он, «спрошенный об основе земной жизни, отвечал: "Человек, будь человечнее"»14. 25 февраля 1996 г. Назад в раздел : 1996 |
|||