(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
ОБЩИНА — НАШЕ БУДУЩЕЕ
Для того чтобы войти в будущее, надо осознать, что это такое. И поэтому хочется поговорить о самом основном, без чего наше будущее просто не состоится. Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского ОбществаТрудящийся, горят ли в твоём сознании основы сотрудничества и общины? Община. Вступление Сегодня мы поговорим о понятии настолько важном и существенном, что без осознания его мы не сможем продвигаться дальше. И не только мы, но и вся планета. Сказано: «...Без общины Земля жить не может»1. Что противополагается общине? Разъединение, разрушение, отчуждение от себе подобных по самым различным признакам: национальности, религии, социальному положению, характеру, полу. Без осуществления общины разваливаются как малая ячейка семьи, так и целые государства. «...Против общины будет говорить лишь тот, кто начал двигаться назад, входя в состав космического сора»2. Большинство людей считает, что если они объединяются друг с другом в какой-то группе на основе общих личных интересов и выгод, то тем самым они уже создают как бы общину. Но не о такой общине говорится в Учении Живой Этики. Преследование личных интересов может объединять или разъединять в зависимости от времени или ситуации. Оно условно. Община же, указанная в Учении, безусловна, так как создаётся она не во имя своё, а во имя Общего Блага. Учитель говорит: «Укажу качества взыскующих Общего Блага. — Первое — постоянство устремления. Второе — способность вмещения, ибо плох коммунист отрицающий, но ищущий правды достоин Общего Блага. Третье — уменье трудиться, ибо большинство не знает ценности времени. Четвёртое — желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое — отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других. Шестое — изгнание страха. Седьмое — бодрствование явить среди тьмы»3. В общине требуется, чтобы Общее Благо было для людей первично, а личное — вторично. «Не будет созидания без сотрудничества. Не будет прочности государства и союза, когда будет властвовать ветхая самость»4. Ясно, что община-единение создаётся на общем труде. Без труда никакая подлинная община не состоится. Но труд этот должен быть не только для себя, но и для других. «Община-Сотрудничество может неслыханно ускорить эволюцию планеты...»5 Сотрудничество, или совместный труд, есть путь к общине. Но какими качествами должен обладать общинник? Вот как об этом говорит Учение. «Смысл общины в едином помысле о развитии мира»6. «Община-содружество, прежде всего, ставит условием для вступления два сознательных решения — труд без границ и принятие задач без отказа»7. «...Напомним признаки сотрудников: без предрассудков, подвижные в действии, молодые духом, пучины не боящиеся»8. «Твёрдость, спокойствие, находчивость, быстрота — так спрашивайте каждого, уверяющего в преданности общине»9. «Начинайте строить общину как дом знания и красоты. Никаких условных мерил не будет в этом доме. Все будут стремиться знать и выражать своё знание. Только непрестанное узнавание поможет, только насыщенный труд удержит от оборачивания в тёмный угол»10. Знание — основа общины. «Обязанность общины — утвердить книгу как друга дома»11. «...Невежественная община — темница, ибо община и невежество несовместимы»12. «Не может быть общинник, ограничивающий своё сознание...»13 «Даже намёк на законченность делает невозможным пребывание в общине»14. «...Так у Нас не обращают внимания на словесные уверения...»15 «Менее всего слово, больше всего действие приводит в Общину Знания»16. «Условие Наше для сотрудников — полное желание приложить к жизни Наши основы, не теория, но практика»17. «Зовём сотрудников, знающих трудности. Зовём тех, кто не обернётся назад. Зовём тех, кто знает, что радость есть особая мудрость!»18 Община основана «на труде и знании реальности»19. «...Непременное условие должно быть выполнено. Труд должен быть добровольным. Сотрудничество должно быть добровольным. Община должна быть добровольной. Никакое насилие не должно порабощать труд. Условие добровольного согласия должно лечь в основание преуспеяния»20. «Столько говорят о сотрудничестве, но как мало его понимают! Это одно из самых искажённых понятий, ибо в общине человеческой так искажены понятия совместного труда. Жизнь в сообществе сотрудников не имеет в виду никакого навязывания, ни чувств, ни обязательств, ни принуждений, но утверждение совместной работы во имя явленного блага. (...) Ведь ритм труда общинного может объединять разных специалистов и различных по качеству людей. (...) ...Под лучом труда община может состояться законом сотрудничества. Потому нужно воспитывать общинников трудом и утверждением, что каждый сотрудник есть часть общего, но нужно изъять неправильное мышление о личном явлении...»21 «В общине нужно помнить о сокровенности чувств. Особенно нужно запомнить, что нельзя насильственно вызывать тонкое чувство в сообщнике. Нельзя развивать в сердце тонкие вибрации требованием извне. Только внутреннее, заслуженное действие порождает соответственную вибрацию. (...) Так напутствуем учеников и утверждаем радость труда без всякого посягательства на сердце близкого. Давно сказано: «Насильно мил не будешь!» Это тоже космическая формула. Но много можно очистить путь совместного труда. Так пусть ученики запомнят явление сотрудничества как главную ступень в каждодневной жизни общины»22. «Не утвердится общинник самостью и посягательством на сердце близкого. И не навязывать уважение, но заслужить его должен общинник-удачник»23. «Устройство общины, прежде всего, предусматривает равенство»24. «Самый экономный принцип — равенство, оно уничтожает преимущество и своекорыстие»25. «У Нас осуждено всякое опаздывание. Отсутствие опаздывания достигается двумя внешними особенностями жизни — чёткостью работы и настороженностью. Чёткость работы должна развиться у каждого работника»26. «Когда вы восклицаете — "Всегда готов!", вы как бы следуете Нашему призыву. Тому, кто всегда готов, можно испытать всё горнило напряжённости»27. Также необходимы в общине — ясность мышления; красота, краткость и чёткость речи; творческое терпение и бодрость; самодеятельность, терпимость, дисциплина и дружелюбие. «Признательность и преданность в Общине Нашей цветут радостно»28, — говорит Учение. «Решит кто-то: "Разве трудна настороженность, или соизмеримость, или подвижность, или преданность? Вот чувствую, могу вместить эти условия, не возьмёте ли меня в дальний путь, в Общину?" Но разве этот спешный путник подумал о непременном условии сказанных им качеств? Забыта постоянность. (...) Нельзя доверять моменту вмещения; только постоянность, закалённая трудом и препятствиями, даёт возможность поверить ценности вмещения. (...) Думайте, как постоянность подобна лестнице огненной»29. Среди свойств, недопустимых в общине, указываются: «невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие»30. Также неприемлемы: самость, злоба, грубость, насмешка, чванство, гордость, запреты и отрицания, многословие, сомнение, воровство — как «худший вид собственности»31. Не может быть в общине тот, кто «опасается всех обновлений»32. «...Нужно различать лжеобщинников и изгонять их далеко за ограду. Ни длина бороды, ни счёт цепей, ни увечья, ни уверения, никакие случайные признаки не могут быть свидетельством»33. «Человек, потерявшийся в догадке, где рабство и где свобода, не может мыслить об общине. Человек, подавляющий сознание брата, не может мыслить об общине. Человек, извращающий Учение, не может мыслить об общине. Основание общины в свободе мышления и в уважении Учителя»34. «...Народная община является венцом достижения»35. «Будет процветать мировое обновление, сотрудничество, взаимопомощь, община»36. 31 мая 1998 г. 1 Община. 29. Назад в раздел : 1998 |
|||