(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
КУЗНИЦА МОЩИ
Доклад на VI Рериховских ЧтенияхОбщина мира суждена, Утверждена дорога к звёздам; Приди, прими — твоя она, Весна неслыханного роста Зерна космической мечты, В которой расцветаешь ты — Община звёзд, дорога к звёздам. Н.Д.Спирина. Капли Сегодня мы хотим поговорить о понятии настолько важном и существенном, что без осознания его мы не сможем продвигаться дальше по пути эволюции; и не только мы, но и вся планета. Сказано: «...Без общины Земля жить не может»1. Поэтому теперь наступило время начать говорить об общине безотлагательно и усиленно насыщать этим понятием пространство. Что противополагается общине? Мы должны непрестанно помнить об этом, чтобы упорно предотвращать противостояние ей. Это — разъединение, разрушение, отчуждение от себе подобных по самым различным признакам: национальности, религии, социальному положению, характеру, полу. И в результате всего этого — губительные войны и раздоры. Без осуществления общины разваливаются как малые ячейки семьи, так и целые государства. Поэтому на таком значительном форуме, как Рериховские Чтения, будет несомненно уместно говорить на эту тему. К созиданию общины нужно подготовить людей. И только люди с подготовленным сознанием могут приступить к осуществлению общины на планете Земля. Елена Ивановна Рерих писала: «Прежде чем строить общины, нужны общинники с подготовленным сознанием, иначе ничего, кроме ужасной тяготы и безобразной карикатуры на общину, не получится. Для этого, прежде всего, нужно озаботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости; при таком понимании его общественная природа и, главное, его личная ответственность получили бы должное значение. Для таких школ нужны и соответствующие учителя. Вот почему так полезны ячейки, собирающиеся вокруг "Учения жизни", из них могут выйти носители нового сознания»2. Обратимся к Учению Живой Этики. Там указаны те качества, которые необходимы для создания общины. Вспомним о них. Начнём с дружелюбия. «Люди не привыкли объединяться на Добре, считают, что Добро лишь предлог для разъединения. Можно понять, что вся болезнь планеты от полного раздора между теми, кто могли бы сплотиться во Благе. Очень печально, что даже в Храме сердца' людей не преображаются для сотрудничества. Так помыслим о каждом дружелюбии, которое есть уже искра сотрудничества»3. Коллектив может состояться лишь при условии бережного и чуткого отношения к неповторимой сущности каждого его члена, ибо, как говорится, каждый цветок в природе оригинален, то есть выявляет свою красоту, свой цвет, свой аромат. Но никакое дружелюбие не возможно без наличия сердечной любви. Исключительно сильно и образно говорится о любви в Первом послании Апостола Павла к Коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит»4. В книге «Сердце» говорится: «Каждое чувство порождает энергию. Взаимное чувство удесятеряет энергию. Коллективное чувство создаёт мощь энергии, но единичное чувство должно быть напряжено и взаимное собирательное чувство должно быть согласовано. В этом вся причина несильного воздействия современных чувств, ни одно условие напряжённого чувства почти не соблюдается теперь. Между тем какая великая реальность отразилась бы в подъёме множества согласованных чувств! Древние называли чувство кузницей мощи. Не правда ли, как величественно чувство взаимной любви? Не ниже стоит мощь взаимной признательности. Несокрушимо чувство героизма самоотверженного; так можно создать прекрасные башни и твердыни. Но откуда придёт согласованность? Не от рассудка, не от извилин мозга, но из сердца, от Света. Лишь чувство злобы предоставим тёмным. Среди дымных искр красных не будет согласия»5. Чувство признательности также способствует возникновению любви. «Неблагодарный, прежде всего, неблагороден. (...) Нужно особенно развивать благодарность, она сестра преданности»6. «Каждое целесообразное действие не уничтожается, но несёт за собою признательность. Сущность признательности будет в приобщении к теснейшему созвучию сознания»7. «Благодарность есть одно из главных качеств справедливости»8. Там, где есть только зародыш несправедливости, общины уже нет. Даже малейший намёк на несправедливость исключает наличие общины. «...Не прочна будет кооперация, если в основание ляжет утаивание и корыстолюбие. Доверие необходимо. Товарищество на доверии было первичной формой кооператива. Конечно, всё должно совершенствоваться. Так с тех пор наука дала столько новых достижений, что общежитие может стать не только деловым, но и сердечным. Живая Этика войдёт как укрепляющее начало»9. Никаких астральных бушующих чувств не должно быть, они разрушают любой кооператив или союз. Если мы хотим организовать общину, то никакие необщинные чувства недопустимы. К таким чувствам относятся: зависть, ревность, злоба, недоброжелательство, страх, лицемерие, чванство, раздражение, своекорыстие, гордость. «...Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать»10, — сказано в послании Апостола Петра. «При устройстве общин наблюдайте, чтоб под личиной исполнения Заветов не обнаружилось своекорыстия. Уничтожение творческих завоеваний следует за тёмным своекорыстием»11. «Истинный жар-цвет — настоящее бескорыстие, но оно должно быть проявлено не только поступками, но именно в сознании»12. Таким образом, забота о своём сознании неотъемлема от достижения Общего Блага и находится с ним в самой тесной зависимости. Община начинается с семьи. Это самая малая её ячейка. «Истинная семья есть прообраз общинножительства. Она может олицетворять сотрудничество и Иерархию и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи, и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства. Могут ответить, что семья не есть ли символ вражды? Настолько люди привыкли не уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства»13. Затем идёт трудовой коллектив, который будет неуспешен в результатах своей работы, если в нём не проявится зачатков основ общины. Елена Ивановна Рерих писала: «Прекрасны Общины, посвящённые научным трудам, облегчающие работы учёным, занятым общею проблемою. Прекрасны санатории и опытные лаборатории, объединяющие различных специалистов для общего блага. Могу представить себе целые учёные посёлки и города знания и кооперативы, обнимающие все области жизни...»14 «Конечно, никогда и нигде не настаивается, чтобы все жили в тесном общежитии. Можно понимать это шире. Ведь не все трудовые общины живут вместе. Они собираются для совместного труда, но личная жизнь и обиход протекают особо. Понятие общего труда не требует непременно и физического объединения. Именно, не следует толкаться физически. Каждый век предъявляет свои требования и условия, и невозможно возвращаться в полной мере к старым формам. Так и Владыка Будда в своих общинах запрещал толкание физическое, следил за тем, чтобы каждый общинник имел свою особую келью. Даже не было в Его общинах общей трапезы. Все бикшу принимали пищу наедине. Собирались они лишь для совместного труда и духовных бесед. Ведь общежитие возможно лишь при полном сгармонизировании аур его членов, но это так редко достигается. Потому если Вам хочется провести опыт общежития, то проводите его как можно проще, не связывая себя обязательствами, и, главное, установите напряжённейший труд и вооружитесь беспредельным терпением и терпимостью. Ведь во многом можно проводить кооперативное начало, не настаивая на общежитии»15. «Многие понимают, что сотрудничество увеличивает производство и повышает качество, но сейчас Хотел указать на одно ценное свойство сотрудничества. Возьмём хор, или войско, или рабочих, наверно, среди такого сообщества найдётся немало людей, омрачённых несчастьем, но общее единение покроет их личные невзгоды. Такое общее стремление помогает уйти от личного страдания. Не нужно понимать, что общий труд приносит отупение личным чувствам, наоборот, он может принести возвышение устремления, но при высоком качестве труда. Так общий труд может помочь людям»16. Родина охватывает все существующие в ней объединения и даёт мощную защиту. «...Родина — великое понятие, к расцвету и преуспеянию её каждый должен приложить все свои силы. Но Родина только часть великой семьи всех народов, каждый из которых имеет такое же право на место под солнцем. Места много и хватит всем, если мыслить об этом с любовью ко всем, но не с ненавистью»17. «Нельзя думать, что особая любовь к родине будет чувством узким и несовершенным. Можно знать несовершенство дел на родине, но тем не менее устремление к ней не уменьшится. Карма приводит человека не только к определённому месту, но и к определённому заданию послужить некоему народу. Люди нередко отвергают родину вследствие разных привходящих обстоятельств. Они не знают сущности вещей и не исполняют своего кармического задания. Нередко они скажут старую циническую пословицу — "где хорошо, там и родина". Большое заблуждение в таком цинизме. Поистине, тот может лучше служить человечеству, кто сделает это от родины»18. Н.К.Рерих писал: «Россия — не единая раса, и в этом её сила. Россия — это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония»19. Завет Рериха: «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит любить всё человечество»20. Теперь вспомним о человечестве в целом. В письмах Е.И.Рерих говорится: «...Следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком. Именно как сотрудничество со всем человечеством, со всеми мирами, со всем сущим. Люди так страдают от недостатка дружелюбного отношения друг к другу, потому замыкание их в закрытые общины только ещё больше укрепит их отчуждение от мировой общины, которая вмещает в себе всё человечество, все планы бытия. Именно создаётся эпоха общего сотрудничества»21. «Человек есть часть целого, часть Космоса, часть мира, в котором живёт, часть коллектива, в котором находится. Сам по себе он ничто. Без коллектива человеческого невозможна эволюция человека»22. Великий Учитель говорит: «Когда настанет Община Мира и человечество вашей планеты явит собою единый братский коллектив всех народов без всех ныне существующих различий, когда стадо станет единым и Пастырь будет Один, длительность существования этого коллектива превзойдёт все цивилизации, когда-либо бывшие на вашей планете за все миллионы лет жизни её человечества»23. Говоря о междупланетности, то есть о связи человечества со всеми мирами, нужно прежде всего допустить её. «Нужно привыкать к этой мысли; пытаться прилагать её к жизни»24. Обрадуйся дальним мирам, И радость стрелой золотой Помчится к далёким друзьям И свяжет их сердце с тобой. Протянутся нити лучей, Как братские руки, и станет светлей На тёмной планете твоей. Н.Д.Спирина. Капли «Как неслыханно красиво мыслить о кооперации с дальними мирами. Эта кооперация, начатая сознательно, вовлечёт в орбиту сношения новые миры, и этот небесный кооператив будет расширять бесконечно свои возможности. (...) Учение может сказать чутким — пробуждаясь, помните о дальних мирах, отходя ко сну, помните о дальних мирах»25. «Пока не будет осознана коллективная ответственность человечества за Землю и состояние пространства, преображение Земли невозможно. Каждый не только ответчик за своего брата-землянина, но и за всю планету. Утеря планетной ответственности привела общее состояние Земли в такое тяжкое положение. Думают преуспеть технически, отбросив в сторону духовное совершенствование человечества. Но результаты не дают основания для радости: звериный оскал старого мира вторгается во все стороны жизни, во все сознания, не утвердившиеся в понимании неизбежности победы Нового Мира над старым»26. Так будет Мы прячемся от ветра и дождя, Но от людей мы ничего не прячем, Не замыкаемся. Как может быть иначе, Когда везде свои, кругом друзья?! И сердце наше больше не в броне — Его не ранят и не потревожат. Как жить легко, как это не похоже На то, что было в мрачной старине. И радость нашу друг не омрачит, И в горе нас утешит и согреет, И ношу непомерную разделит, И завистью удачу не затмит. Так будет в мире в светлый век Общины, Когда не врозь мы будем, но едины! Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом» 7 декабря 2001 г. 1 Община. 29. Назад в раздел : 2001 |
|||