(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

ОСМЫСЛЕНИЕ

автор: Наталия Спирина
дата: 26 января 2003 г.
Аудиозапись: Н.Д.Спирина - 2003.01.26 Осмысление (26:53)
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-2003
Публикации в журнале: Журнал "Восход" № 2 (106), Февраль, 2003


Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Будем думать самыми широкими, самыми светлыми мыслями.
Через развитие способности мышления прекрасно вырастут наши возможности.

Е.И.Рерих

Во всём, что мы делаем, требуется осмысление делаемого, и во всём, что с нами происходит, нужно осмысление происходящего.

«Время полезно идёт, если осознаются урок за уроком, даваемые жизнью. Именно осваивание опыта плодоносно и понимание того, что жизнь — это школа. Сами по себе явления жизни бессмысленны, если с них, подобно пчеле, собирающей с цветов мёд, не собирать жатвы опыта. Каждое явление требует анализа, для того чтобы определить, для какой цели даётся. Бесцельно ничто не бывает. Карма — учительница духа. Она повторяет уроки свои, пока их значение не дойдёт до сознания. Лишь выученный урок не повторяется. Вот почему жизнь не желающих мыслить людей часто идёт монотонно и без изменений. Уроки нудны и длительны, ибо сознание не усваивает даваемого материала. Но достаточно усвоить смысл происходящего явления и извлечь из него намеченный Кармою опыт, как явление уходит из жизни. Так же уходят из жизни и люди и обстоятельства, научив чему-то и что-то добавив к познанию. Можно почаще задавать себе вопрос, чему же учит данное явление жизни, для чего допускается оно Учителем, какова его цель»1.

Полностью сознательная жизнь у человека начинается тогда, когда он не упускает из виду ничего происходящего вовне или внутри него и осмысливает значение того, что видит и слышит. Можно смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. И это зависит от осмысления того, на что мы смотрим или что слушаем. Например, немало времени мы уделяем телевидению. Можно смотреть на происходящее на экране или с равнодушным любопытством, или принимая в этом участие — сопереживая, сострадая или сорадуясь увиденному. Мы можем соглашаться с услышанными речами или мысленно возражать им; мы можем одобрять какие-то мероприятия, увиденные на экране, или протестовать против них в глубине сердца.

Радио играет ту же роль в нашей жизни, что и телевидение; далеко не всегда мы слушаем его равнодушно, не испытывая никаких эмоций. И мы знаем, что многие не проявляют равнодушия ко всему узнанному, но пишут письма, звонят по телефону в редакции этих передач, выражая таким образом свой протест или одобрение. Бывает, что люди не осмысливают того, что они слышат или видят. Это происходит или потому, что они слишком погружены в свои личные проблемы, или по тупости, по крайней ограниченности своего сознания.

Одна из задач родителей — воспитывать в детях развитие осмысления всего увиденного и услышанного ими, причём осмысления правильного, потому что можно и неправильно понимать происходящее, и это может очень повредить сознанию детей при формировании их отношения к жизни. Для этого надо при каждой возможности высказывать своё понимание и отношение ко всему, что мы совместно с детьми видим и слышим. Это не будет назиданием или поучением, а как бы желанием самому высказаться и поделиться своим личным опытом. И дети, слушая родителей, начинают соответственно реагировать и сами высказывать своё мнение, соглашаясь или не соглашаясь с услышанным. Самые простые восклицания — «как красиво!» или «как безобразно!» — уже настроят их на определённый лад.

При общении с детьми очень полезно предлагать им высказываться о том, что они думают по поводу увиденного или услышанного. Детям нравится, когда их выслушивают, а не отмахиваются от них, как от назойливых мух, что тоже бывает в быту. Тогда вместо осмысления происходит отупение, и вследствие этого, как говорится в Учении Живой Этики, «ещё одно поколение недоумков будет позорить планету»2.

Посмотрим, какие области осмысления имеют место в нашем сознании. Одной из главных является осмысление цели жизни, своего назначения на земле и тех законов, подчиняясь которым живёт или должен жить человек. Изучение Учения Живой Этики поможет нам в этом.

«Нельзя мыслить об эволюции, если неизвестны отправные причины и достижимая цель. Не имеет смысла земное существование без понимания причины и следствия. Но если люди хотя бы отчасти осознали необычность окружающего, они могли бы легче напрячь мысль к Высшему Миру. Нельзя уговорить людей без переходной ступени обратиться к столь отличной сфере, как Мир Высший. Но если глаз будет постепенно различать окружающее многообразие, он легче приучится к распознаванию тонких проявлений. Поистине, всё должно быть воспитываемо»3.

«Духовное начало предшествует каждому действию. Не может быть действия телесного без предшествующего духовного соединения. Так каждый, отрицающий духовное начало, уже лишает смысла все свои действия. Не может продолжаться эволюция, если главный двигатель будет отринут. Чёрный Век имеет среди своих свойств отрицание начал и основ. Но именно такая тьма преходяща. Человек должен готовиться к принятию Света, но чтобы не уподобиться кроту, он должен осознать в себе сущность Света»4.

Чем больше человек будет обращать внимание на свою духовную жизнь, тем активнее она будет проявляться. Должное отношение ко всему происходящему как в самом человеке, так и вне его решает успех дела.

«Цель и смысл существования — стремиться за пределы известного наверх и помочь (в этом. — Н.С.) друг другу»5.

Что особенно важно осмыслить в течение обычной жизни? «Считайте день потерянным, когда не осмыслите Нового Мира»6, иначе мы не сможем его внутри себя осуществить. «Понять и приложить Учение Агни Йоги может тот, кто соприкасался с Учениями жизни и ощущает необходимость украсить и заново осмыслить своё существование»7.

Следующими областями осмысления являются мысль, слово и телодвижения. Мысль — это действие, порождающее большие следствия и результаты.

«Во имя благого сотрудничества для новой ступени совершенно неотложно усвоить значение мысли. Необходимо создать лучшую атмосферу во всём нашем обиходе путём очищения мыслей. Тем привлечём лучшие возможности. В каждой книге Учения столько бесед уделено этому вопросу, а мы всё ещё не можем осознать основу не только нашего благополучия, но и самого существования. Ведь весь Космос строится на мысли. Всё благо и все разрушения зиждутся на мысли. Мысль несёт жизнь, мысль же приносит смерть. Когда же это будет понято людьми! Нет в Космосе рычага сильнее мысли, насыщенной психической энергией»8.

«Не просто Предлагаем человечеству мыслить, но осознать астрохимический момент планеты, когда мысль напряжёт атмосферу, как химический ингредиент. Впрочем, пока не осмыслено значение мысленной эманации, до тех пор мысль будет скользить по лбам скептиков, а момент не ждёт»9.

«Вреднее всего так называемые невольные мысли. Каждая сознательная мысль уже содержит некоторую организованность, но хуже всего малые бродяги, которые без смысла засоряют пути»10.

«Именно сейчас столько хаотического мышления, и нужно всеми способами научиться собирать свои мысли, не допускать непроизвольных скачков их. Чёткость и последовательность в мыслях так необходима в процессе расширения сознания...»11

«Будем широко думать о возможностях. "Широтою мысли или сознания отмерите свой кусок". Обращали ли вы внимание, что все пессимисты обычно отличаются малым сознанием и скудным воображением?»12 Бытует поговорка: оптимист говорит — «бывает хуже», пессимист говорит — «хуже не бывает». Казалось бы, это только перестановка слов, но в этом проявлено целое мировоззрение.

«Оптимист и пессимист, смотря на одно и то же, извлекают из него выводы совершенно противоположного порядка. Так, всё зависит от угла зрения. Но этот угол можно установить волей, поворачивая луч сознания в желаемом направлении. От человека зависит этот угол его зрения на окружающий мир, и выбирать и утверждать его может он сам, но сознательно, но волей призвав. Зачем же отдавать во власть произвола то, чем распорядиться может сам человек. Не он ли решатель? Шаг следующий — это анализ явлений другого порядка, не радующих, но огорчающих и омрачающих сознание. В каждом из них можно найти нечто положительное. Не бывает явлений абсолютно плохих. Найдя в них положительные стороны, можно двинуться дальше и усмотреть, чему учат нас те вещи, которые нам неприятны. Ведь каждая из них обязательно учит чему-то. Поняв смысл даваемого жизнью урока и значение заключённого в нём опыта, можно и порадоваться тому, что полезным для продвижения может быть всё: и хорошее, и плохое, и приносящее радость, и приносящее скорбь»13.

Кроме основной области мысли, у нас ещё не рассмотрены области речи и телодвижений. «В школах должно быть преподаваемо уважение к произносимому понятию. Ведь попугаи могут бессмысленно устремлять в пространство понятия часто великого значения. Но люди должны понять, что каждое слово как стрела громоносная и слово как педаль мысли»14.

Значению воздействия слова нас учит поэзия, так как в ней, как ни в чём другом, выявляется значение слова. В поэзии предусмотрены и ритм отдельных фраз, и сочетания отдельных слов в предложениях, и размеры строчек и строф, и наличие рифмы, в отличие от прозы.

Великое искусство поэзии состоит из слов и управления ими. И мы особенно любим тех поэтов, которые, благодаря своему мастерству, наиболее сильно на нас воздействуют. Овладение поэтическим мастерством — это победа над отдельными разрозненными словами, организация их в единое гармоническое целое, так же как из отдельных разбросанных камней созидается храм.

«Усовершенствование плодов любимых дум» посредством овладения поэтическим мастерством поэт именует подвигом благородным и не требует за него похвал.

А теперь поговорим о телодвижениях человека. «Телодвижения человека должны быть осмыслены»15, иначе это может постепенно перерасти в болезнь, когда человек уже не сможет контролировать себя. «Особенно непростительны так называемые нервные движения. Именно они показывают всю недисциплинированность воли»16. «Следует предупредить приближающихся к Агни Йоге о возможных последствиях неосмысленных движений. Сколько неприятностей может быть избегнуто простейшим самоуправлением, к которому нужно привыкать. Сколько достижений, накопленных веками, смываются необузданным рычанием. Можно думать о совершенствовании. Нужно вызывать в себе превосходство духа, которое всегда будет поддержано Иерархией»17. И тогда прекратятся многие бессмысленные движения человека и тем сэкономится драгоценная энергия.

Расширение сознания произойдёт тогда, когда человек научится осмысливать происходящее внутри него и в окружающем нас мире. «...Расширяйте Ваше сознание не только на земном плане, но пытайтесь уже в земном теле мыслями проникать за пределы нашей планеты. Новое понимание Единой Жизни, нас окружающей, откроет перед нами совершенно новый мир возможностей и постижений. Каждое наше действие, поступок, каждое слово и мысль приобретают совершенно иное значение при таком расширении сознания. Всё становится осмысленным и полным великого, ещё скрытого для большинства значения»18.

«Зная, что ограничение ведёт к разрушению, но каждое расширение даёт созидание, всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению мысли и чувств, чтобы этим творческим огнём зажечь наши очаги.

Положим в основу Единения стремление к истинному знанию, не знающему человеческих разграничений и ограничений. Но как достичь истинного знания — спросят нас? Скажем, это знание лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбудить его!»19

Мы пробуждаемся и снова засыпаем.
Едва успев осмыслить явь,
	мы опять погружаемся в сон;
И нам кажется, что мы живём и действуем,
	и радуемся, и страдаем,
Но на самом деле всё это — только сны.

И от каждого из них — по очереди —
	мы приходим в себя,
И в недолгие моменты бодрствования
	удивляемся тому,
	что принимали сон за жизнь;
Обещаем себе больше не поддаваться
	лживым видениям
И... засыпаем снова.

Но в конце концов дух устаёт от лжи,
Он не хочет больше спать,
	блуждая в тумане,
	как потерянная тень;

И тогда он произносит молитву,
Устремляя её к ТОМУ,
	КТО никогда не спит.

В ней он делает свой выбор
Между Реальностью и сном,
	между Жизнью и смертью;
И звучит она коротко и просто:
«П о м о г и  п р о с н у т ь с я  н а в с е г д а!»

Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

26 января 2003 г.


1 Грани Агни Йоги. II. 23.
2 Община. 157.
3 Аум. 239.
4 Там же. 68.
5 Листы Сада М. Озарение. 2–V–12.
6 Агни Йога. 77.
7 Там же. 295.
8 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 17.08.1930.
9 Агни Йога. 45.
10 Там же. 534.
11 Письма Елены Рерих. Т. 1. 8.11.1934.
12 Там же. 13.10.1930.
13 Грани Агни Йоги. I. 11.12.1960.
14 Община. 47.
15 Мир Огненный. II. 196.
16 Там же.
17 Иерархия. 400.
18 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. 21.04.1950.
19 Письма Елены Рерих. Т. 1. 7.10.1930.



Назад в раздел : 2003
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае