(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

НАШ ПУТЬ — БУДЬ!

автор: Наталия Спирина
дата: 23 февраля 2003 г.
Аудиозапись: Н.Д.Спирина - 2003.02.23 Наш путь — БУДЬ! (25:21)
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-2003
Публикации в журнале: Журнал "Восход" № 3 (107), Март, 2003


Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

Не проповедуй — но БУДЬ!
В этом твой жизненный путь.
Им ты покажешь пример,
Как избежать полумер
И компромиссов земных,
Отмежевавшись от них.
И утвердившись навек
В Высшем, чем жив человек,
Люди пойдут за тобой,
Как за ведущей Звездой.

			Н.Д.Спирина

Необходимо признать тот факт, что человек создаёт сам себя. Это обязывает начать глубоко и серьёзно осмысливать, каким он стремится себя создать. И ни на кого не накладывать ответственность за наше становление, несмотря на то что родители и воспитатели играют немалую роль в этом процессе. Религии всех времён и народов стремились поднимать человека всё выше и выше к надземному, отрывая от земного. Если человек не отторгнется от земли, то ему не подняться к небу. И эта задача особенно трудна тем, что её надо выполнить, находясь именно на этой самой земле, а не где-то в райских обителях рядом с Ангелами. И вот человек помещается в самую бытовую обстановку и в самые низменные условия и должен будет, живя в них, внутренне их преодолеть. Здесь всё будет противодействовать ему, но, решив подняться вверх, он путём непрестанных усилий сумеет побороть магнетизм плотного мира. Жития Святых дают разнообразные и многочисленные примеры этого преодоления и вдохновляют нас этими примерами, так как мы понимаем, что Святые тоже люди, такие же как мы, но раз Они смогли победить земное бытие, то это сможем сделать и мы, путём непрестанных усилий в борьбе со своим земным началом.

«Вперёд можно идти лишь магнитом будущего. Всё Учение есть великий магнит будущего, а Учитель есть будущее человечества, воплощённое в настоящем. Мысля об Учителе, ученик может сказать себе — вот прообраз меня, каким я должен стать через миллионы лет. Учитель есть магнит Света ведущего, прообраз будущего человека. Знающие Его знают путь свой. Принимающие Его вовлекаются в мощную спираль эволюции. Настоящее надо понимать как поле утверждения будущего. Думайте, какими вы хотите быть, что вы совершите в будущем; о создании ярых причин, следствия привлекающих. Образы, созданные мыслью, будут магнитами, притягивающими к желаемому идеалу. Необычайно важно создание ведущего магнита»1.

«Вот говорим о прямом устремлении к Нам. Говорим о пользе и удаче, истекающих из такого обращения. Казалось бы, заманчиво испытать это средство, но многие ли пытаются идти этим путём? Между тем каждый, испытавший Нашу панацею, скажет, что совет Наш добропорядочен. Подтвердит везде и всегда, когда мысли его пребывали с Нами, он был успешен. Каждая неудача происходила вследствие замарания серебряной нити. Как могло быть прекрасно, если бы, оканчивая день, каждый спросил себя о качестве мышления своего за эти часы. Как мощен стал бы он сознанием, что мысли его укрепили нить связующую. Появление мыслей недостойных могло бы немедленно искорениться. Но дело с людьми стоит так, что слушают не слыша и читают не дальше глаз.

Так Советую ещё раз обратить Учение в потребность каждого дня. Советую наблюдать, насколько успешно будет окружающее. При тесных группировках нужно особенно следить за взаимными помыслами, чтобы не отяжелить и не прерывать ток. Многие Учения советуют эту простую дисциплину, но каждая книга должна напоминать (об этом. — Н.С.), ибо не применяется в жизни самое насущное, самое необходимое. И для Нас большое счастье, когда можем иметь о ком полнейшую уверенность, как за себя. Так крепка твердыня открытого сердца!»2

«Любовь, подвиг, труд, творчество — эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходящее стремление. Какое множество привходящих понятий они заключают в себе! Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремлённые будут холодными гробами! Отягощёнными знанием, но не окрылёнными будут бессердечные! Тяжко не поспевать к Зову! Тяжко не следовать вполне за Иерархией! Часто люди пытаются скрыть от самих себя отказ от Иерархии. Можешь ли, путник, чистосердечно признать готовность свою следовать за Иерархией? Может быть, готовность твоя лишь до первого поворота, до первой ступени, где лишь Иерархия может помочь? Не забудешь ли её именно в час трудный или будешь помнить Иерархию только в избытке?

Даже при начале учительства вы не раз изумлялись поворотам и уклонениям даже близких. Можете понять всё прискорбие видеть, как на пороге часто ученик стремительно убегает в лес. Моя Рука неотступно с идущим в полной готовности»3.

			Готовность

В минуту готовности духа
Духовность незримо приходит;
Влетают в открытое ухо
Созвучия дальних миров;
Сверкают открытому глазу
Огни светозарного мира;
И голос таинственный духа
Безмолвно тогда говорит.

Готовность открыть не замедлит
Нежданному Вестнику двери;
Готовность затеплит лампаду —
Великий Приход не проспит.
Готовность — как страж на дозоре,
Как воин с мечом и стрелою;
И щит свой поднимет готовность
Для встречи пространственных битв.

И будет Рука неотступно
С идущим в готовности полной;
И будут лучи на дозоре,
И будет дорога светла
Тому, кто, облекшись в готовность,
Стремится к намеченной цели;
Она — восхожденья основа,
Открытая дверь
		       для Тебя.


Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

«Нужно отбросить все рассуждения об отвлечённой этике. Хорошо то, что здоро'во во всех измерениях. Мы настаиваем, что каждый вступивший на путь Учения будет, прежде всего, здоров духом. Можно ли во зле следовать к Свету? Истинно, Свет обнаружит каждую крупицу зла!»4

«...Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех! Лишь эти зовы ко всем могут заменить отвлечённую этику Учением Жизни»5.

«Чистую молитву произносите в действии преданности. Умейте понять утверждение Учения в каждом дне. Успейте не потерять ни дня, ни часа. Умейте представить себя создателем целого мира действий. Умейте приложить силы к каждому проявлению. Умейте внести Учение в каждую мысль. Умейте расположить силы как в боевом поле. Умейте почувствовать признательность как связь радости с красотою. Достойно кончайте, ибо конец есть огонь достижения.

Главное предательство — знать Учение и не применять его. Хула на Учение хуже смерти духа, ибо тем самым человек исключает себя из сотрудничества и обрекает себя на Сатурн»6. «Не твёрдо Наше Учение в руках не прилагающих его в жизнь. Скажите сотрудникам всех стран, чтобы немедленно нашли способы утвердить жизнь советами Йоги. Слишком много говорящих и мало делающих»7.

Благословенный Будда сказал: «"Нужно различать понимающих и соглашающихся. Понявший Учение не замедлит применить его в жизни. Согласившийся будет кивать головой и превозносить Учение, как замечательную мудрость, но не применит эту мудрость в жизни. Согласившихся много, но они, как сухой лес, бесплодны и без тени, только тление ожидает их. Понявших мало, но они как губка впитывают драгоценное знание и готовы драгоценной влагой омыть скверны мира. Понявший не может не применить Учение, ибо, понимая целесообразность, он получает его как исход жизни.

Не теряйте много времени на согласившихся. Пусть сперва покажут применение первого зова". Так приписывают Благословенному целесообразное отношение к приходящим.

Недостойно многократно опускать сосуд в пустой колодец. Пахарь не понесёт зёрна на голую скалу. Согласившийся легко примет выгоды, но первым препятствием устрашится. Потому испытывайте препятствиями»8.

«Следующий за Учением лишается так милого людям бездействия. Но неследующий получает полный ливень кармы. Судите, кто избрал верный путь? При исполнении разве могут быть неудачи? Как счастье, приносит Учение утончённость сознания. Где же найти силу, равную следствиям Учения? Так бережно соблюдите Заветы Наши»9.

«Истинно, как жемчужину храните Учение. Как радость дня и как заботу восхождения подымайте книгу Завета. Вознесите Учение как меч на страже. Может ли ползти небрежение вокруг Завета жизни? Чем иначе изменить жизнь нашу? Где найдём применение царству духа, которое живёт в нас?

Сочтём дни, проведённые недостойно, и ужаснёмся. Сочтём часы, не отданные Учению, и восплачем. Можно ли продать час Учения за мешок золота? Можно ли примириться с одеждою невежества, когда хитон красоты убран цветами Матери Мира? Как можем обычно провести день, когда по пути рассыпаны сокровища? Нужно привыкнуть к необычному явлению жизни»10.

«Понять нужно сущность Учения, преображающего сердце. Если это не важно и не наполняет жизнь, то все слова и знаки обращаются в ненужный мусор»11.

«Необходимо, чтобы основы Учения применялись в жизни не как прихоть одного дня, но как длительное упражнение без всякого раздражения и огорчения»12.

«Придёт к вам некто и скажет о желании подойти к Агни Йоге. Спросите его — что подвигло его на это решение? Скажет — ищу доказательств. Подумаете — не наш. Или скажет о бедственной судьбе. Подумаете — не наш. Или скажет о намерении победить врагов своих. Подумаете — не наш. Или скажет о стремлении к богатству. Подумаете — не наш. Или скажет о преимуществах земных. Подумаете — не наш. Или скажет о желании покоя. Подумаете — не наш.

Но вот некто скажет — хочу совершенствования. Спросите — какую мнишь награду? Скажет — приближение к Учению.

Порадуйтесь о пришедшем, ибо дух его постучался правильно. Может он начать следить за собою. Может безболезненно отгонять неполезные придатки. Поймёт он, что нужно не страдание, но освобождение. Поймёт он, что нужно не явление чуда, но чувствознание. Поймёт, что не ценно мозговое заучивание, но осознание и применение.

Просияв в первый день, он не поникнет назавтра. Пойдёт он, как слон счастья, раздвигая кусты. Примет удачу, как улыбку солнца. Изгонит скорпиона страха. Примет дар, как светильник на пути. Поймёт осознание и развитие огней, как магнит привлекающий. И поймёт, что огни растут, подобно растениям, неуловимо. Поймёт, что огонь сжигает прошлое и озаряет будущее. И поймёт, что значит подвиг!»13

«Одно — заслушать, другое — запомнить, третье — применить. Учение поможет дойти до третьей границы. Также Учение поможет выйти из пределов земных призраков, поможет усвоить обычное как необычное. Когда эта простая истина проявится, то уже недалеко от подвига и очередного восхождения в надземные сферы. Можно сказать ищущим подвига — главное, отдайте себя. Урочный час приблизится лишь подвигом. Когда радость подвига наполняет чашу, тогда удача. Конечно, эта радость не имеет ничего общего с радостью телёнка, прыжками сокрушающего цветы. Радость подвига знает все труды и опасности, она переходит мост лишь однажды и сиянием ослепляет врага»14.

«Откликнувшийся на зов Учения и зажжённый всеми огнями преданности ученик, истинно, сотрудник Космических сил. Приумножив своими действиями силы Космоса, украсив своими мыслями пространственную мысль, не есть ли он созидатель? И мудрость веков не будет ли лучшим украшением?»15

«...Только осознание Высшей Воли может привести дух к назначению. Потому каждая сознательная мера даст красоту действия. Творчество, примкнувшее к утверждённому огню, намагничивается сознательно исполнением Высшей Воли»16. «Потому каждая исполненная мысль является вкладом в огненном творчестве. Каждая исполненная мысль соединяется с Нашими действиями. Как бережно должны ученики определять качество своих мыслей — не утаился ли где червь самости или самомнения или явления себялюбия? Честность признания есть явление, которое каждый дух должен в себе развить. Только так можно выполнить задание Плана Владык. Явление Цепи Иерархии строится исполнением Высшей Воли»17.

«Конечно, мощь Иерархии самая жизненная, и строить можно только этим мостом. Так в основании каждого великого начинания заложена энергия, которая насыщена законом Иерархии. Только на законе ближайшей слитости можно созидать. Только на основе утверждения Начала Иерархии можно утвердить высшую возможность. Творческая Воля гласит, что объединённое сознание даёт решение согласованности»18.

«Кто же творит мощью духа? Носитель Огня, чуткий служитель эволюции, творец людей, отдающий все свои огни на рост человечества. Этим Светоносцам должно человечество уподобиться в своих поисках»19.

«Выполнением Воли Моей даёшь Мне возможность исполнить волю твою. Где граница между волями, стремящимися к свету? Можно запомнить, что Мы ведём доверившихся по пути испытанных магнитов. Можно поверить Кормчему, прошедшему океаны.

"Пройди мост и испытай себя! Но звезда Моя познала века".

Пусть страх не коснётся испытанного сердца»20.

Корабль планеты ускоряет ход 
И к берегам грядущего плывёт; 
И Кормчий, переплывший океаны, 
Ведёт его в завещанные страны, 
Незыблемым ручательством ведёт 
Дорогой звёздной к Солнцу — на Восход!

			Н.Д.Спирина. Капли

23 февраля 2003 г.


1 Искры Света. Вып. 4. Новосибирск, 2000. С. 44.
2 Сердце. 16.
3 Там же. 75.
4 Сердце. 89.
5 Там же. 155.
6 Агни Йога. 98.
7 Там же. 199.
8 Там же. 264.
9 Там же. 374.
10 Там же. 377.
11 Сердце. 94.
12 Там же. 108.
13 Агни Йога. 527.
14 Там же. 570.
15 Там же. 649.
16 Там же. 660.
17 Там же. 661.
18 Там же. 662.
19 Там же. 663.
20 Там же. 657.



Назад в раздел : 2003
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае