(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

ТРИ ЭТАПА

автор: Наталия Спирина
дата: 25 мая 2003 г.
Связанные статьи: ПУТЬ К ОБЩИНЕ. I / ПУТЬ К ОБЩИНЕ. II
Аудиозапись: Н.Д.Спирина - 2003.05.25 Три этапа (23:28)
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-2003


Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества

В наших предыдущих Словах мы говорили об общине, рассматривая качества, способствующие приближению к ней и препятствующие этому.

Наша задача — настроить сознание в ключе Учения. Вначале идёт чтение Учения, затем — принятие его теоретически, и третье — применение в жизни каждого дня. Если не будет применения, первые два этапа не принесут плодов.

Для применения Учения не нужно особых случаев, оно применяется каждую минуту нашей жизни. Что бы мы ни делали, мы можем делать это или в соответствии с Учением, или без оного. Поливая цветы на окне, мы можем при этом думать, какая у них потребность к влаге и как им хорошо, когда их поливают. Кормя птичек, мы испытываем радость от того, что они насыщаются, наполняются силой, дающей им возможность летать, и при этом радуются и поют. При всяком общении с людьми помощь им может быть чрезвычайно многогранна, начиная с того, как мы встречаем приходящих к нам людей — радуемся ли мы их приходу или втайне досадуем, что они пришли, — всё это незримо и незаметно отражается на них и ощущается ими, и они могут раскрыться для взаимного обогащения или закрыться в себе, и время общения будет потрачено зря.

Начнём наше размышление с первого, обозначенного нами, этапа, то есть с прочитывания Учения.

Нужно внимательно и продуманно, а не механически, только пробегая глазами, читать текст, не пропуская ни одной строчки или детали, понимая, что решительно всё сказанное дано для применения в реальной жизни и имеет в ней место. Понимая это, наше внимание при чтении будет соответственно обостряться, будут вспоминаться различные случаи и явления в нашей и окружающих нас людей текущей жизни.

«Каждый имеет право получить доступ к Учению. Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок плохой советник! Но нельзя обойти все собранные познания.

Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели знание»1.

Учитель Спрашивает: «...Научились ли вы читать книги Учения? Нет ли желания привязать мысль к одному столбу? Очень любим красивые притчи, но забываем, что в каждой из них заложена цена жизни»2. Давший эту притчу заплатил за её постижение приобретённым опытом прожитой им жизни, и от применения её зависит судьба того, кто читает Учение.

«Самое позорное зрелище являет человек, приступающий к книге с твёрдым намерением не принять её во внимание. Отсюда истекает замечание — всё мне известно и старо. Но самые простые советы оставались без применения. Даже можно видеть, как самые нужные наблюдения именно пренебрегались, чтобы этим унизить Учение»3.

«Кто пробовал Учение однажды, от такого прочтения не будет пользы. Только перечитывая его, можно заметить спиральное строение. Учение как бы возвращается к тем же самым предметам и почти касается их. Но спираль тока проходит ввысь и несёт новое зерно сознания»4. Только каждое новое прочтение Учения может помочь заметить построение его и тем лучше его усваивать.

«Следует перечитывать книги Учения, ибо каждый день укажет новое приложение»5. «Могут спросить — сколько раз читать Учение? На это скажите — нельзя ограничивать, что любите. Можно знать наизусть, но всё-таки желать ещё раз прочесть. Когда мы знаем наизусть, мы устанавливаем известный ритм, но новое прочтение может дать новое освещение. Оно не только углубит, но само новое освещение книги может принести новый подход. Потому, когда Говорю — читайте Учение и утром, и вечером, Имею в виду разные обстоятельства времени. Одно будет замечено утром, но совершенно другое будет познано при огнях вечерних. Понимайте это дословно. Мысль вечерняя отличается от мысли утра. Нужно их сопоставлять. Насколько мысль вечера расширяется огнями светильников, настолько же мысль утра сияет от соприкасания с Миром Тонким. Мысль утра мощна не только отдыхом, но прикасанием к тонким энергиям. Но и мысль вечерняя отличается совершенным восхищением, которое ведомо живому огню. Многие полагают, что уже знают Учение, когда прочли его. Но лучшие Заветы остаются неприменёнными, ибо люди не желают понять их многоцветность. Так смотрите кристалл Учения и при солнце, и при свете огней»6.

«Учение следует читать в разных состояниях, но следствие будет неодинаково. При смятенном уме Учение даст успокоение, при горе — утешение, при сомнении — утверждение, но для впитывания действенности Учения нужно покрыть случайные чувствования проникновением в сокровища Иерархии. Не только для утешения дано Учение, но для движения по лестнице восхождения»7.

«Можно удивляться, что люди читают хорошие книги и не могут расстаться с низкими привычками. Учение добра предпосылает, что читатель, хотя бы в малой степени, применит преподанное, но в жизни — наоборот; читатель может пролить слезу восторга и немедленно же совершить нечто позорное»8.

Сейчас мы рассмотрели, при каких условиях люди читают Учение. Вторым этапом будет теоретическое принятие Учения, когда читающий соглашается с тем, что читает, но не всегда обязывает себя применять прочитанное в жизни.

«Все советы, даже самые неотложные, люди будут лениво читать, как любопытную историю. Они не подумают, что писание даётся им для немедленного применения»9.

«Так Живая Этика должна войти в жизнь каждого дня. Если Живая Этика не будет принята, то ряд грозных последствий может явить свою мощь»10.

«Живая Этика заключает в себе законы для явлений Истины. (...) Все устремления во имя Живой Этики будут направлять мысли к строительству высшему. Именно, не словами, но действиями будут слагаться ступени будущего. (...) Потому так важно принять высшее назначение жизни как устремление к истинной Живой Этике»11. «Удумайте, как легче принять Учение в жизни вашей. Самые занятые люди могут каждый день уделить час на приближение к Учению. Не верим, что нет минуты для самого существенного, для чего и живём. Каждый день принимаем пищу и без неё считаем день несчастным. Но дух наш получает также питание мысли, и без неё день будет даже преступным.

Умножим нашу мысль и припомним основы Йоги, как хлеб и молоко. Не нужно насилия, ибо Учение может увлекать укрощением всего мешающего»12.

«Кто любит точные знания, тот должен уметь принять их. Многие могут говорить о своей преданности к точным знаниям, но на деле оденут каждый факт в пёстрые лохмотья предрассудка. Они не ощущают недействительности своих же предпосылок. Они умеют жаловаться на недостаток материала для наблюдения и в то же время пренебрегают самыми неповторяемыми событиями. Они хотят обернуть Мироздание по состоянию сварения желудка. Они отвернутся от самого яркого явления, если оно не соответствует их настроению. Но разве таков путь точного знания? Где же терпение? Где же доброжелательство? Где же неутомимость? Где же наблюдательность? Где же внимательность, которая открывает врата?

Не устанем твердить, насколько все врата открываются, где нет жалоб, недовольства и отрицаний»13.

Многие, читающие Учение, соглашаются с ним, но не применяют его в жизни. По этому поводу Благословенный Будда сказал следующее: «"Нужно различать понимающих и соглашающихся. Понявший Учение не замедлит применить его в жизни. Согласившийся будет кивать головой и превозносить Учение, как замечательную мудрость, но не применит эту мудрость в жизни. Согласившихся много, но они, как сухой лес, бесплодны и без тени, только тление ожидает их. Понявших мало, но они как губка впитывают драгоценное знание и готовы драгоценной влагой омыть скверны мира. Понявший не может не применить Учение, ибо, понимая целесообразность, он получает его как исход жизни. Не теряйте много времени на согласившихся. Пусть сперва покажут применение первого зова". Так приписывают Благословенному целесообразное отношение к приходящим. (...) Согласившийся легко примет выгоды, но первым препятствием устрашится»14.

А теперь — о самом главном, без чего всё прежде сказанное не будет иметь никакого реального смысла, а именно — о ПРИМЕНЕНИИ Учения в жизни каждого дня и часа.

В Учении Живой Этики говорится: «Все слышали о наступлении Нового века, может ли новое наступить бездейственно? (...) Сравните поток дававшихся человечеству Учений жизни. Каждое из них, не трогая предыдущего, приоткрывает новые врата к знанию. Действие жизни запечатлено на каждом данном Учении, потому изучать их следует не для ознакомления, но для приложения к жизни. Только этим путём создадите поток энергии»15. «Стремление к высшим достижениям окрыляет дух и нагнетает запас психической энергии. Ведь огнеподобие психической энергии нуждается в явленном применении, потому огненное устремление является таким мощным нагнетением психической энергии»16.

О том, как применять свои качества в Служении, в Учении говорится: «Мало сказать — я пришёл и хочу служить, — ибо готовность служить обязывает ученика приобрести дисциплину духа. Недостаточно сказать, что приняты все указания Учения, ибо лишь в жизни можно выявить принятие Указаний. Если земной план налагает твёрдые правила, то мир духа накладывает явление устремления в жизни к принятию Завета Иерархии. Твёрдое устремление нагнетает дух и закаляет для истинного Служения. Нужно заслужить утверждение Зова, нужно понять Зов, нужно освободиться от многих тягостей (мешающих осуществлению Служения. — Н.С.), так нужно понять истину приближения к Учению. Нужно понять красоту даяния, ибо часто лишь земные даяния не утверждают "чашу". Так на пути к Миру Огненному пусть общинники поймут Зов к Служению»17.

«Нужно понять, что напрасны старания все и труды, если Учение Живой Этики не воплощено в жизни. Применение — путь достижений кратчайший. Не Знаем другого пути. Это и есть путь жизни, единственно возможный на... Земле. Но люди ищут обходные тропы, лишь бы уклониться от необходимости приложения в жизни Учения Нашего Братства. Требуйте (разумеется, прежде всего от себя. — Н.С.) применения на практике Учения Огненной Йоги. Не заслонитесь словами. Сколько прекрасных начинаний потонуло в словах. Как убедить, что только понятое и применённое остаётся с вами. Понятое и не применённое уходит от вас вместе с оболочками, часто даже на них не оставляя следа. Самые прекрасные, но не применённые в жизни слова делают оболочку пустою»18.

«Самая малая хорошая мысль, но применённая в жизни, лучше самой большой, но не применённой. Только применённые мысли дают силу духу и порождают огни, образуя кристаллические отложения в Чаше. Хорошо мыслить ясносияюще. Сияние мысли даёт её применение в действии»19.

«Пусть самые возвышенные полёты мысли не помешают твёрдо ступать по Земле, зная, что только понятое, применённое и утверждённое на практике и в жизни здесь, на Земле, утверждено будет в Мирах, как неотъемлемое достижение духа, сохранившего и удержавшего таким образом своё достояние»20.

«Ценить каждую мысль Учения — значит прилагать её в жизни. В этом путь победы»21.

Полная чаша готова. Прими! 
Каждый, хотящий войти в Новый Мир, 
Счёта не знает боям и трудам, 
Сам созидает завещанный Храм. 
Только отдавший получит сполна, 
Только принесшему будет дана 
Чаша без края и дна!

			Н.Д.Спирина. Капли

25 мая 2003 г.


1 Аум. 440.
2 Община. 126
3 Сердце. 543.
4 Мир Огненный. II. 360.
5 Агни Йога. 382.
6 Мир Огненный. II. 204.
7 Там же. 285.
8 Надземное. 581.
9 Там же. 538.
10 Мир Огненный. III. 136.
11 Там же. 137.
12 Агни Йога. 357.
13 Аум. 320.
14 Агни Йога. 264.
15 Там же. 142.
16 Мир Огненный. III. 411.
17 Там же. 127.
18 Грани Агни Йоги. III. 21.
19 Грани Агни Йоги. V. 269.
20 Грани Агни Йоги. III. 202.
21 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2007. С. 95.



Назад в раздел : 2003
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае