(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
Взаимосвязь
Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского ОбществаПеред Словом «Взаимосвязь», с которым мы хотим сегодня выступить, напомним о другом Слове, имеющем ближайшее отношение к этому понятию. Оно было произнесено в 1996 году и называлось «Примеси». В нём говорилось: Слово «примеси» было взято из пронзительного и необыкновенно актуального сейчас, хотя оно написано в 1950-х годах, стихотворения немецкого прогрессивного писателя XX века Бертольдта Брехта, обращённого к тем, кто может уйти. Тем, кто может уйти Те, кто может уйти, должны уйти, Не нужно просить их остаться. Остаться должны только те, кто не может уйти. Разве удержишь того, У кого есть возможность уйти? Ослабевшие не в силах Удержать кого бы то ни было. Но и в хорошее время Не удерживайте тех, кто может уйти, Потому что может наступить плохое время. С нами пойдут в бой лишь те, Кому грозит то же, что и нам. Что нам за толк, если кто-то Любит нас за красивые глаза? Скажем же им: сегодня От нас ещё есть дорога, Кольцо вокруг нас ещё не сомкнулось. Может уйти каждый, у кого есть убежище там, снаружи, У кого есть друг среди врагов, Тот, кто ещё может уйти. Чтоб мы наконец остались одни, Свободные от примесей, — Люди, которые не могут уйти. Сейчас мы вступаем в роковой, решающий период духовной истории человечества — примем ли мы законы Бытия, изложенные в Учении Живой Этики, или безнадёжно отстанем от эволюции духа, уйдём в прошлое навсегда. Что может удержать нас не свернуть с пути Служения, с пути продвижения? Свобода от примесей, о которых Брехт упоминает. В чём заключаются они? Их немало. Каждый действует или во имя своё, или во имя Общего Блага. Действие «во имя своё» и содержит все те примеси, те свойства, которые тормозят продвижение и дают возможность уйти. Власть, слава, богатство — три основные искушения, которыми сатана пытался соблазнить Христа. Если у ученика имеется тяготение к ним — он может сойти с пути Служения. Одна из примесей — губительная половинчатость. У таких людей есть «друг среди врагов», есть «убежище там, снаружи» — так определяет эту половинчатость Брехт. Каждый должен сам определить свои примеси. Никто другой точнее его самого этого не сделает. И сделать это надо, пока не поздно определиться. Учение Живой Этики содержит перечень этих примесей и подробно говорит о них, раскрывая их суть и указывая на методы их изживания. В Учении Живой Этики нет ничего отвлечённого — всё жизненно и всё применимо. А теперь продолжим эту тему Словом, которое мы назвали «Взаимосвязь». Если к Учению Живой Этики мы будем относиться только теоретически, то это не принесёт нужных плодов. Нам дана Живая Этика для практического применения, а не только для философских рассуждений. Она помогает нам понять, как в Космосе всё взаимозависимо и что ни одна наша мысль, слово или действие не останутся без следствий для кого-то или для чего-то. Очень образно об этом говорится в книге «Община»: «Истинно, перо, выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах»1. Всё касается всех, в той или иной мере и степени, начиная от погоды и кончая космическими явлениями. Отсюда происходит чувство ответственности за всё, что мы производим и творим. Это чувство ответственности отличает нас от всех остальных царств природы, ибо ни животные, ни растительный мир этим чувством не обладают. Нужно крепко утвердиться на понимании того, что невозможно делать или творить что-либо хорошее или плохое только для себя одного. Заповеди всех Великих Учителей человечества сводились именно к тому, чтобы научить людей ответственности за всё совершаемое ими и дать им понять, какие последствия могут произойти от их безответственности за всё, что они совершают. Закону о причинно-следственной связи необходимо начинать учить детей с самого раннего возраста, конечно, сообразуясь с уровнем их сознания. Это убережёт их в дальнейшей жизни от дурных деяний, так как эта связь будет прочно заложена в их понимание, и ничто не сможет её аннулировать. «Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. Не следует утешаться тем, что даже простой земледелец может учитывать урожай. Явление космических токов и мысленных битв гораздо сложнее. Пусть от детского возраста молодёжь привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления»2. Если мы возгордимся оттого, что теоретически обладаем знанием Учения, но не применим его в нашей повседневной жизни и тем самым не улучшим наше будущее, то мы можем остаться, как в сказке Пушкина, старухой у разбитого корыта, и золотая рыбка счастья уплывёт от нас навсегда. Сейчас, ввиду явления конечного отбора, нам дана последняя возможность приближения к Высшему Миру, и если мы не воспользуемся этим великим даром, то эта возможность уйдёт от нас навсегда, как уплыла золотая рыбка счастья от корыстолюбивой старухи. По этому поводу Е.И.Рерих писала: «...Время космического смещения наступило, и все уходящие силы, напрягаясь в борьбе, ускоряют своё непреложное падение»3. «Не успевшие приблизиться к Иерархии Света за эту жизнь навсегда утеряют связь. Поймите всю грозность переживаемого момента! Вы знаете, как не люблю устрашать, как вся сущность моя жаждет давать лишь радость, но мы дошли до предела, ибо время коротко... Не разорвите же чудесную связующую цепь, не догнать будет. Падение при отрыве отнесёт далеко назад. Воспряньте мужественным духом и найдите радость спасительным указаниям Иерархии Света, именно спасительным, ибо карма планеты ужасна!»4 «Время сейчас настолько важное и грозное, истинно, не было большего в истории эпохи нашей!»5 «Мы находимся у самого преддверия Нового Века, новой расы, и потому наше время может быть приравнено к последним временам Атлантиды, в существовании которой наука начинает всё более и более убеждаться»6. «На смене Рас всегда даётся Великое Откровение, и, как всегда, лишь люди грядущей Расы могут вполне воспринять его. Остальные воспользуются, насколько могут; также не нужно думать, что все остальные Расы будут уничтожены, лучшие будут спасены, даже некоторые процветут, лишь отбросы и не могущие идти с эволюцией уйдут или окончательно выродятся... (...) Срок конечного великого испытания нашей Планеты близок. Грозен рок! И если человечество, гонимое бичами бедствий, не одумается и не воспримет водительство духа, то гибель планеты неминуема»7. Напомним о том, что в Учении Живой Этики говорится о понятии дружелюбия, которое неразрывно связано с наступлением Новой Эпохи и без утверждения которого Новая Эпоха не состоится. «От всего явленного ужаса обратимся к дружелюбию. Хотя Мы и не устанем твердить о дружелюбии, но пора последняя для многих познать дружелюбие. Обратите внимание на слово ПОСЛЕДНЯЯ»8. Лишь когда люди начнут требовать указанных в Учении качеств в первую очередь от самих себя, только тогда начнётся их подлинное самосовершенствование. «Если спросят — что больше всего мешает всем добрым начинаниям? — скажите — именно отсутствие дружелюбия. Никакое творческое достижение, никакое сотрудничество и, конечно, уже ни община — невозможны без дружелюбия. Можно наблюдать, как при дружелюбии в десять раз облегчается работа, и, казалось бы, чего проще при устремлённом труде только желать добра и успеха ближнему!»9 «...Каждое действие должно сопровождаться доброжелательством. Даже обычная домашняя работа будет иметь благое следствие, если она производится с добрыми мыслями. Много хороших действий сокрушилось от раздражения и недобрых помыслов. Мыслитель особенно уговаривал учеников, чтобы они не окисляли свои добрые намерения»10. «Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена она, как бы сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час»11. «Не может быть оправдания там, где есть ненависть. Зову к доброжелательству, но не к слабости. Можно всё отдать на Служение Свету, но на Огне нужно испытать доброжелательство. Нужно понять это струнами сердца. Но когда встретите тигра, не думайте о помощи; есть мера мерзости»12. Кого можно считать в данном случае тиграми? Людей, сознательно делающих зло и причиняющих страдания или смерть своим ближним. «В последний раз обратимся к дружелюбию, как основе жизни. Не румяна, не белила злобы — дружелюбие. Не завеса — дружелюбие. Не личина предательства — дружелюбие. Не приветливая гримаса — дружелюбие. Нужно понять дружелюбие как нелицемерное сердечное чувство. Много ошибок относительно дружелюбия, ибо люди привыкли обманывать и самих себя. Но если качество дружелюбия необходимо для Мира Огненного, то оно нуждается в истинной честности. Огонь, прежде всего, не терпит колебаний. Так нужно понять качество дружелюбия во всей полноте. Не следует считать, что дружелюбие какое-то достижение. Нельзя хвалить за качество дружелюбия, ибо оно нераздельно от расширения сознания. Как можно вообразить преображение Огненного Тумана в прекрасный целый Мир и чтобы не иметь сил очистить свои мысли от мелких заноз! Сознаем, как мелки эти занозы!! И не трудно избавиться от них, стоит лишь их обнаружить в сознании. Не будем бояться, что люди вообще не могут вернуться к дружелюбию, его достаточно в каждом из нас, потому и о других вообразим то же самое. Но не сделаем это огненное качество как безволие, порабощённость и жалкое лицемерие»13. А теперь поговорим конкретно о нашем Сибирском Рериховском Обществе. В данное время Общество наше ещё невелико, но велико количество приезжающих к нам, знакомящихся с нами и после этого становящихся нашими друзьями и сотрудниками. Само существование Сибирского Рериховского Общества, без всякого намерения что-то проповедовать, уже влияет на многих людей и их мировоззрение. Побывав у нас, они пишут нам о том, какое важное дело делается в городе Святого Николая, и о том, что они от этого для себя получили. К примеру, вот отрывок из письма, присланного мне от одного из наших друзей из города Кемерово: «Новосибирск стал нашим вторым домом, сотрудники СибРО — нашей семьёй. Ваше стихотворение "Как хорошо, что в мире есть друзья" как нельзя лучше подходит именно к сибровцам и к Вам. Когда приезжаешь в Новосибирск и видишь улыбки друзей — всё, что тебя тревожило, уходит бесследно. И какая большая ответственность лежит на тебе, чтобы не подвести, не обидеть, быть достойным тех, кто тебе доверяет и поддерживает. Разве можно в словах выразить всю благодарность сердца?» Вот как пишет один наш друг из города Лесного Свердловской области о своих впечатлениях от посещения СибРО: «Здесь ценится простой труд (как Заповедано: рукою и ногою человеческой слагается Храм). Очень ощущается атмосфера деловитости — все заняты конкретными делами, но если кто-то обращается с вопросами — встречает доброжелательный отклик и необходимую помощь. Здесь всем есть место для труда, если человека привело сердечное устремление потрудиться на Общее Благо. Дорогая Наталия Дмитриевна, хочу передать Вам своё восхищение и сердечную благодарность за Ваш труд, долготерпение к нашим недостаткам и ошибкам и ровный и неугасимый свет, исходящий от СибРО». Закончу это слово моим стихом из сборника «Капли»: Мы делим и удел планеты, И красоту иных миров; И откликаемся на Зов И дальних звёзд и вздох соседа, Предвосхищая по Завету, Нам данному Твердыней Света, Родства вселенского победу. Н.Д.Спирина. Капли 27 июля 2003 г. 1 Община. 43. Назад в раздел : 2003 |
|||