(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

О КАРТИНАХ НИКОЛАЯ РЕРИХА

автор: Наталия Спирина
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-2003


Настала пора приближения Новой Эпохи, когда сознание людей необходимо насытить этим понятием, данным нам в великих символах, воплощённых в картинах Н.К.Рериха; через его искусство приобщить людей к великому понятию Шамбалы.

На Восходе, 2001, № 12


«Церковь Сергия». 1935 – 1936

Храм как молитва стоит на высоком холме среди снегов России. Он устремляется ввысь и доходит до дальних миров и общается с ними в победном слиянии Космической Любви, для которой не существует расстояний.

Перед Восходом, 1999, № 12


«Матерь Мира». 1924

Матерь Мира — это символ Мироздания. Мы видим и знаем только малую его часть, поэтому для нас оно в целом останется Тайной, которую мы до конца постигнуть не сможем. Думается, именно поэтому изображена Матерь Мира с полузакрытым Ликом, что придаёт картине особую торжественность и особую значимость. Мы начинаем понимать, как мало мы ещё знаем, как много нам предстоит узнать и как много ещё не раскрытых тайн в Космосе... И, по мере нашего совершенствования, нам постепенно будет открываться познание дальних миров.

Перед Восходом, 1999, № 12


«Часовня Сергия на перепутье». 1937

Солнце не стоит на месте — оно или восходит, или заходит. Но у нас оно восходит, потому что мы идём к новому, небывалому Будущему, к Эпохе Света, которую мы ждали тысячелетия.

На Восходе, 2000, № 7


«Добрые травы» («Василиса»). 1941

На этой картине мы видим образ прекрасной женщины, собирающей добрые травы для близких и далёких; сердце женщины, сердце матери заботится о здоровье всех; и выражена эта забота в трудах Василисы Прекрасной и Премудрой, знающей, какие именно целебные травы людям потребны.

На Восходе, 2000, № 10


«Sancta Protectrix»
(«Святая Покровительница»). 1933

Sancta Protectrix — Святая Покровительница и Охранительница мировых сокровищ Искусства, Красоты и Знания — символизирует космический материнский подвиг Женского Начала.

На Восходе, 2001, № 4


«Христос в пустыне». 1933

У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне». В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных, холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. А впереди на чёрном каменном выступе гнездится череп с оскаленными в страшной злобе клыками и выпученными пустыми глазницами, чуя своё неминуемое поражение. Светоносная фигура тихо, но неуклонно движется на него, и в этом неотвратимом движении залог того, что смерть и зло будут побеждены. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. И где-то вдали небо начинает светлеть. День новый непреложно настаёт.

На Восходе, 2001, № 4


«София-Премудрость». 1932

На картине Н.К.Рериха «София-Премудрость» в огне явлена стремительно летящая над землёю на белом коне Всевышняя Премудрость, объединяющая и охраняющая всех людей доброй воли и их творческие достижения под Знаменем Мира, Знаменем грядущего синтеза.

На Восходе, 2001, № 4


«Чинтамани». 1935 – 1936

Великая эпоха приближается! Белый конь несёт полыхающий огнями Камень Счастья, суждённый всем народам Земли. Ожидания сбываются; легенды претворяются в жизнь. Наполнимся радостью ожидания Грядущего!

На Восходе, 2001, № 12


«Оттуда». 1936

Оттуда, из-за дальних великих священных гор, через гремящий поток идёт прекрасная женщина и благоговейно несёт в молитвенно сложенных руках весть о Священной стране, откуда она была послана благовестить о грядущей Эпохе спасения и возрождения нашей планеты.

На Восходе, 2002, № 1


«Знамя Грядущего». Сюита «Майтрейя» («Красный всадник»). 1925

Устремление в будущее — основная нота творчества Н.К.Рериха. «Нет прошлого, есть свет будущего — им идите» (Листы Сада М., Озарение, 1–IX–13). И об этом Свете благоговейно слушающим местным жителям вдохновенно повествует лама, устремляя их в грядущую Эпоху добра и света, к которой нужно подготовить людей, чтобы её достойно принять и претворить в жизнь.

На Восходе, 2002, № 2


«Ведущая». 1924

Та, которая ведёт,
Знает: Небо нас зовёт.
Путь один – вперёд и вверх.
Назначает человек
Сам себе свою судьбу;
И вступает он в борьбу
С ветхой личностью в себе,
Побеждая в той борьбе
Иллюзорный мир земной,
Мир никчёмный и пустой. 

			Н.Д.Спирина. Капли

Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему. Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги». Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.

На Восходе, 2002, № 3


«Сострадание». 1935 – 1936

Идея сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя. «Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание» (Грани Агни Йоги, VIII, 530).

На Восходе, 2002, № 6


«Зороастр». 1931

У Николая Константиновича Рериха есть величественная и торжественная картина: на вершине высокой скалы Старец держит в руках пламенную чашу и изливает из неё огонь на землю. Лаконично и проникновенно передаёт на этом полотне художник значение великой миссии иранского Учителя и пророка древности Зороастра. И его ли одного? Не все ли великие духовные Учителя приносили во мрак человеческого существования свет огня Знания, Мудрости и Любви?! «Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Евангелие от Луки, 12: 49,51). Огонь возгорался в сердцах и сознаниях людей, в свете его они начинали видеть путь свой и постигать своё назначение на земле.

Рукою щедрой Проливаешь Свет 
Высоких несказуемых планет 
На мрак земной — и будет побеждён, 
И навсегда с Земли исчезнет он.

На Восходе, 2003, № 3



Назад в раздел : 2003
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае