(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы (Журнал ВОСХОД 2013-05)
Ответы Н.Д. Спириной на вопросы сотрудников
Сибирского Рериховского Общества
Что означает знак Знамени Мира? Известно, что это очень высокий символ. Это символ синтеза. Н.К. Рерих давал его расшифровку: религия, наука, искусство в круге вечности; или прошлое, настоящее, будущее, — так Знаменем Мира объединено несколько понятий. Это особенно великое понятие — оно вмещает все достижения прошлого, настоящего и будущего в круге вечности. Ведь мы живём в вечности, и мы частицы этой вечности. Она видоизменяется, но никогда и никуда не исчезает, и нет такого понятия, которое
Бывают пралайи и манвантары, но это не конец вечности — это как сон и бодрствование. Пралайя — это отдых, когда всё скапливается в одном месте и отдыхает какое-то время, в полной сохранности, но не в активном состоянии, а в пассивном. А когда начинается новая манвантара — снова всё пробуждается, все эти дремлющие энергии начинают возрождаться и действовать. И уже на основе всего прошедшего начинается новая эпоха. Бывают и малые пралайи и манвантары, и у каждого человека тоже могут быть периоды очень большой активности и периоды отдыха, или пассивности. Сон и бодрствование — это самые первичные понятия манвантары и пралайи. Но ведь и во сне мы как-то по-своему работаем. В книге «Аум» сказано: «У одного отшельника спросили — как может он пребывать в постоянном молчании? Он очень удивился и сказал: "Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно — так много собеседников посещает меня". Отшельник настолько приблизился к Миру Незримому, что он стал для него вполне ощутимым. Молитва сделалась собеседованием, и Мир утвердился во всём величии. Такому духу переход в Мир Тонкий вообще неосязаем. (...) Сперва молитва внешняя, потом молитва сердечная и затем собеседование о Благе» (41). «Одни всецело посвящают себя молитве, другие умеют совмещать молитву с трудом. Не будем взвешивать, что ценнее, лишь бы молитва и связь с Высшим Миром существовали и преображали жизнь» (43). Как совмещать молитву с трудом? Что значит всегда молиться? Мне кажется, мы немного не так понимаем слово «молитва», всё-таки мы ассоциируем её со словами, с тем, что её надо произносить, мысленно или устно.
Помните притчу у Л.Н. Толстого, как три старца молились: «Трое Вас, трое нас, помилуй нас», — это всё, что они знали. Архиерей плыл на корабле и услышал, что на острове живут три старца, которые даже не умеют молиться, «Отче наш» не знают. Подъехал, высадился, стал учить их. Выучили они «Отче наш», и архиерей уехал. Сидит он вечером на палубе корабля и вдруг видит: приближаются какие-то фигуры, — а это три старца, взявшись за руки, бегут по морю как по суху. Подбегают и говорят: «Вы учили нас, как молиться, да мы забыли слова, подскажите». Архиерей сказал: «Не мне вас учить», — и старцы, взявшись за руки, побежали назад, на свой остров. И чему их после этого было учить? Молитва — это постоянное чувство любви к Высшему, причём его вовсе не надо в словах формулировать. При этом можно говорить, читать, писать, а вот тут, в сердце, что-то будет как уголёк гореть, что-то будет ощущаться помимо слов. И при переходе в Тонкий Мир перейдёт именно эта часть, а оболочка — она вообще не важна, не имеет значения. Молитва — это естественный контакт с Высшим, поскольку мы часть Его. Мир — это Бог, а мы часть этого мира, значит, мы часть Бога, мы Его дети. Почему в Писаниях люди называются детьми, почему говорится «Отец, Отче наш», а не «Господь наш»? Значит, мы Его дети. И это естественно, чьи же мы дети, кем мы созданы? Вот это чувство постоянного отцовства и родства надо в себе вырабатывать, начинать его ощущать. Что бы мы ни делали, всё равно мы неразделимы, если сами не отделимся. Это приближает нас и к другим планетам, потому что они тоже созданы тем же самым духом. В чём была роковая ошибка князя тьмы, почему он хотел единолично владеть планетой Земля? — Он не хотел сотрудничества, он хотел быть полновластным властителем одной планеты. И для этого надо было, чтобы мы ни в какой контакт с другими планетами и кометами не входили, а принадлежали только ему. Елена Ивановна Рерих пишет, что это психология крупного феодала — феодальные князья владели своим регионом и никого туда не допускали. Князь тьмы не смог принять единства, объединения и поэтому стал разъединять. И те, кто принадлежит ему, именно в разделении находятся. Отсюда, я думаю, произошёл эгоизм и самость — сам. Вопрос о князе тьмы очень сложный. Об этом можно прочесть в письмах Елены Ивановны. Значит, эгоизма и самости могло не быть? Конечно, поскольку человек — часть Бога. Не должно было этого быть. Но возобладало чувство собственности, чувство эгоизма, князь тьмы захотел владеть планетой сам. Отсюда всё произошло: и гордыня, и отчуждение от других, от собратьев. Он уже не хотел иметь никаких cобратьев. Как замечательно раскрывается тема единовластия в сказке Пушкина о рыбаке и рыбке! Мы Пушкина не знаем, мы только начинаем его открывать. С самого детства я жила и питалась Пушкиным, потому что моя мать его обожала. И «Сказку о рыбаке и рыбке» я почти всю помню наизусть. Как она красиво написана! Теперь я её открыла совершенно заново. Вы, конечно, помните её содержание. Старик был добрый человек, он отпустил рыбку без всякой мзды: «Плыви себе с богом». Но он был слабый человек, был очень порабощён своей женой, он боялся её и подчинился ей. Старухе была дана возможность получить всё, что только возможно, но она захотела большего — она покусилась на Иерархию, потому что золотая рыбка, конечно, была божественная рыбка, чудо-рыбка, которая всё могла, — «государыня рыбка». Старуха покусилась на то, чтобы быть владычицей морской. Тут самое страшное и произошло, и она осталась ни с чем, «у разбитого корыта». Отсюда это выражение и пошло.
Мы говорили о князе тьмы. Очень интересно постиг этот образ М. Лермонтов в поэме «Демон». Он описывает его, когда тот был как «чистый херувим» и пролетающая комета «улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним». «Печальный демон, дух изгнанья» полюбил земную девушку, княжну Тамару, и подослал разбойников, которые убили её жениха. Тамара горевала, а он пел, утешая её:
Не плачь, дитя! не плачь напрасно!
Тамара не понимает, кто утешает её, она в страшном горе. Всё, к чему прикасался демон, было разрушено. Он был настолько ядовит, что, когда поцеловал княжну, она сразу умерла: Смертельный яд его лобзанья
После смерти он хотел завладеть её душой, но она была чистая девушка. Явился Ангел, отогнал его и взял душу Тамары с собой. Лермонтов придумал романтический сюжет. В действительности это был дух, это был совсем другой уровень, и он не мог соблазниться никакой земной девушкой, какой бы красавицей она ни была. Но он соблазнился единовластием. Ему мало было одной планеты, и вместо того чтобы заботиться о ней, ему захотелось полного владычества. Все его приверженцы страдают именно единовластием, потому они и приверженцы. Мне всегда казалось, что Лермонтов знал больше, чем мы думаем. Паустовский считал, что самая лучшая строчка во всей русской поэзии — у Лермонтова: «И звезда с звездою говорит». Она совершенно изумительна.
Выхожу один я на дорогу;
1 апреля 1999
Назад в раздел : СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы, прозвучавшие на "Круглых столах". |
|||