(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
Семинар СибРО в Академгородке 30 января 1996 г.
Сегодня мы отмечаем день памяти С.Н. Рериха. В этот день он ушёл три года назад, в 1993 году. Как идут годы — кажется, что это было только что, когда мы получили это известие. Такой был удар! Я хочу прочитать вам маленькую новеллу, называется она «Нерушимая стена»: «24 декабря в Сибирском Рериховском Обществе проходил очередной "круглый стол". На нём был поминаем святой Николай в связи с тем, что незадолго до того, 19 декабря, был его Памятный день. Была показана посвящённая ему слайд-программа с изображениями его икон и сказаны от всего сердца слова о нём. Реально почувствовалось его незримое присутствие в этом зале по закону магнита сердца. А в это время в районах, прилегающих к Новосибирску, бушевал ураган невиданной силы. Он рвал провода электролиний, срывал крыши с домов, выкорчёвывал деревья с корнем. Со скоростью ветра, достигавшей 40 метров в секунду, он шёл на город. До позднего вечера по местному радио звучали предупреждения о готовившемся шквале и сообщалось, что аварийные бригады приведены в состояние готовности. Ураган, бесчинствуя по пути, двигался на Новосибирск. И вдруг среди ночи наступила тишина. На деревьях под окном не двигалась ни одна ветка. Радио молчало, как будто ничего и не было. Ураган исчез неведомо куда и больше в радиосводках не упоминался. Нерушимая Стена встала на его пути и охранила город, первоначально когда-то названный в честь святого Николая Новониколаевском. Теперь в самом центре его возносится к небу, как моленная свеча, сияющая белизной часовня, воздвигнутая в его честь. Она озаряет город, ставший не только географическим центром России, но и культурным центром Сибири, самого большого региона нашей страны. Воплощённая Помощь, явленная в лице святого Николая Чудотворца, всегда с нами, если мы открываем ей путь к нам своей признательностью и любовью». Всё это было очевидно, документально записано, шли радиосводки. И вдруг всё замолкло. Я всю ночь не выключала радио и очень чутко потом спала, — и была абсолютная тишина. Это Его город, и я к Нему обращалась. Наши знакомые поехали в Барабинск и были вынуждены вернуться, так как переворачивало машины, срывало крыши с домов. Видите, что делалось. И ждали, что это придёт и к нам — та самая картина, которую вы описываете. Ветер был 40 метров в секунду, и задержка поездов была. Но мы в этот день Его поминали у нас в Обществе, и по закону магнита, по закону любви Он приблизился к нам. Потому что только любовь может служить мостом между нами и Высшим Миром, другого моста нет. Вы говорили, что Уран вступил в Водолей, что год особенный. Это объявил астролог, я слышала по телевидению, что 12 января Уран вступил в созвездие Водолея. И, таким образом, наступила Новая Эпоха — книгу «Беспредельность» вы все читали. «Уран действует». И год этот будет определяющий, с массой неожиданностей, но повёрнутых к Свету. Мы уже идём к Свету с 12-го числа. Когда-то очень давно у меня было написано стихотворение «Уран», по поводу того, что сейчас он вступил в действие и правит:
УРАН
Очень важное время! Уран действует.
Восходит луч правленья твоего,
Далёкий зов услышит тот, кто твой,
Твой мрачный враг, угрюмый, злой Сатурн
Твой луч слагает новую ступень,
И внешне, и внутренне мы должны за этот год определиться. Сатурн уже уходит, он уже изгнан, те, кто ему прилежит, те, кто с ним, тоже должны будут уйти, в силу космических законов. Елена Ивановна писала, что ярые космические лучи могут убрать все отбросы с планеты по причине несоответствия Новой Эпохе. И это очень радостно, что наконец она наступила. О картине Н.К. Рериха «Путь духа»: Картина «Путь духа» — он идёт, держась за отвесную скалу, по узкой тропе. С одной стороны горы, а с другой — пропасть. Один неверный шаг — и пропасть, и не за что уцепиться, потому что там голые скалы, но дух его ведёт. Вы говорили, что в этом году будет возрастать духовность. Если люди духовно ещё не дозрели и накоплений мало — это будет выливаться или в медиумизм, или в экстрасенсорику, которая очень вредит и уводит людей с пути, — эта беда тоже может быть. Если люди не изжили медиумизм, то к ним приходят существа низшего плана, потому что медиумы — это контактёры с тонкими существами низших сфер, а медиаторы имеют контакт с силами Высшими, с Учителями. У них контакт направлен вверх, а у медиумов — вниз. Медиаторство приобретается в большой борьбе с самим собой. Когда мы хотим подняться, нам Помогают, никогда не отказывают. Там отказа нет, только обратитесь. В «Надземном» (880) сказано, что самообладание «означает гармоническое сотрудничество психических центров». А равновесие — это гармоничная работа со всеми стихиями? И главное — со всеми стихиями в себе. Из самообладания вытекает равновесие, без самообладания равновесия не может быть, абсолютно никакого. Это то, что особенно требуется в данную Эпоху, когда стихии только ещё входят в свои берега, и для нас много ещё будет испытаний в связи с переходом в Новую Эпоху — надо приспособиться к ней, к новым космическим лучам. Должны быть катаклизмы, об этом и в Апокалипсисе [Откровении Иоанна Богослова] сказано, и какие-то части материков уйдут под воду, а какие-то выйдут из лона морского. Помните картину «Агни Йога»? Из лона морского выходит новая, чистая, синяя земля, и женщина держит в руке огонёк, возносит Агни Йогу над девственно чистой землёй, которая вышла, а старая земля частично уже погрузилась в океан, её уже нет. В газете «Советская Россия» была заметка, где учёный предсказывал катаклизмы особенной мощности в ближайшие годы, планетные катастрофы, даже изменение географии. География должна измениться. Мы на пороге. Необыкновенные снегопады выпали на Америку, всё было покрыто очень глубоким слоем снега, и это было в нескольких штатах. А в Калифорнии, наоборот, невероятная жара, 30 градусов жары зимой — это даже для Калифорнии многовато. Говорят, что Алтай стоит на твёрдой платформе и с ним ничего не случится. Заповедная долина будет охранена. Ведь Рерих писал, что между Уймоном и Катандой будет будущий центр мировой Культуры. Сейчас там пока ещё бурьян, но раз так сказано, так и будет. Тундры скроются, снег растает. Потому что земля будет менять ось, об этом ещё в «Тайной Доктрине» говорилось, что земля поменяет ось. Поэтому она больше повернётся тундрой к Солнцу, и там откроются новые, очень плодоносные земли. И экватор поэтому будет смещён, так что тундра растает. Предсказывают, что будет найден скелет великана. Это вполне возможно: если находят динозавров и ещё каких-то ископаемых, и человека найдут. Помните картину Н.К. Рериха «Исса», где Он стоит около огромнейшей головы великана, — это ведь не зря нарисовано, значит, были такие люди: и великаны, и карлики. А кто мог построить Стоунхендж? Это могли только великаны сделать, потому что никакими приспособлениями этого не поставишь. Так что всё было и будет впредь. Учение Живой Этики помогает нам по-другому смотреть в будущее. Мы счастливые, потому что имеем в руках знание, даваемое нам Учением Живой Этики. Нам даны предупреждения, и глаза наши открыты, и мы знаем, что нас ждёт и как нам быть. Мы очень счастливые люди, несмотря на все наши житейские трудности, невзгоды, но дело не в этом — это всё пройдёт. Наше счастье, что с этим знанием мы можем войти в новую жизнь, с открытыми глазами и с открытым сердцем. И как просто — от нас требуется сердце, никаких приёмов, магии, мантр, заклинаний и прочего, что только уводит и осложняет. Открытое сердце, и любовь, и устремление. Простота — это качество надо понять. Простота как прямая, кратчайшая линия к тому, к чему мы стремимся. Борьба с привычками развивает волю? Конечно, это будет развитием воли. С привычками можно бороться только сознательно, то есть волевым путём. Если каждый день вы преодолеваете привычку хотя бы в чём-то — это будет функцией воли, то есть ваша свободная воля хочет эту привычку побороть. Вы употреб-ляете при этом некоторые усилия, и всё это исходит от воли. Безвольный человек являет весьма жалкое зрелище — это что-то бесформенное, какая-то тряпка, потому что нет воли, и он сникает под влиянием, под давлением всего, что в нём и что вовне. Не нужно ждать, что нам придётся какие-то героические поступки совершить, что-то такое грандиозное. Это редко бывает, но воля накапливается каждодневно. И Учение очень заботится о каждодневности и придаёт ей большое значение, в каждодневности мы растим или крылья, или своё падение в будущем. В «Гранях Агни Йоги» есть совет, как бороться со своим недостатком: надо хотя бы один день его не проявлять. Это очень жизненно, близко к повседневной жизни. Это для нас сейчас самое нужное. Очень важно, особенно сейчас, читать «Грани Агни Йоги» Б.Н. Абрамова, потому что там находятся ответы на многое, что нам очень нужно. Время сжато. Опять-таки надо проявить свободную волю. Люди привыкли действовать в определённом направлении. Если не знаешь, чего хочешь, то и не знаешь, куда волю применять. Конечно, первым делом изживать недостатки надо осознанием, мы же сознательные существа. Это животные живут рефлекторной жизнью, им хочется — они делают, не хочется — не делают, что-то их пугает — они боятся. Но если нас пугают, а мы не боимся — это уже не рефлекторное действие, это уже победа. А у животных нет самосознания, они живут именно рефлексами, выработанными в них природой или дрессировкой. Не уподобимся. Многие Общества стали переходить к форме Совета —коллегиального управления.
«Община мира суждена». Это первый шаг к общине, и тогда ответственность людей очень возрастает. Представители Бердска и Екатеринбурга рассказывали, что Мы отметили у себя в Обществе, что, когда создали Совет, подошли новые сотрудники. Новые подошли, им открылся путь. Совет открыл им путь, и они с радостью взялись вам помогать. Они на правильном пути. Это и есть эволюция. Сейчас наступил опыт общины, то есть Совет. У каждого из нас своя дуга сознания, по отдельности мы не можем достичь синтеза, а все вместе мы быстрее придём к правильному пониманию. Сейчас многие Рериховские общества вместо привычной формы правления (председатель, секретарь и т.д.) приходят к форме Совета, в котором сотрудники принимают решения коллегиально, на равных. У каждого своя дуга сознания. Каждый по отдельности пока не может достичь синтеза, а все вместе могут быстрее прийти к правильному пониманию. Народная мудрость уже давно это поняла: «Один ум хорошо, а два лучше». Это формула как раз того, о чём мы говорим. В народной мудрости это давным-давно выкристаллизовалось. Тот же Совет — у каждого своя дуга, а когда все вместе объединяются, может получиться круг. К чему мы стремимся? К синтезу, а он может быть образован из этих дуг и дать очень большие результаты. Община — это историческая необходимость. Раньше мы об общине не говорили, только в последний год начали так конкретно мыслить. Путь нащупан — значит, надо только идти по нему, уже многое осознано. Большие затруднения бывают у тех, кто когда-то были председателями или руководителями, словом, единоличниками, против которых Совет и восстаёт. Какую борьбу придётся вынести с самим собой — просто не на жизнь, а на смерть, только чтобы примириться с тем, что он больше не председатель, больше не указывает, не диктует, не направляет, а такой же равноправный член. Это уже привычка — быть руководителем, председателем, человек вошёл в эту роль, и вый-ти из неё уже довольно трудно. Ведь ценность человека никуда не делась, погоня за званиями — это стандартное мышление. Как сказано в книге «Зов», «Мои дети, придут к вам, и напишут вам, и явят вам, и унизят вас, и вознесут вас. Но для вас мелькнут эти дорожные знаки, и обувь ваша очистится в снегах гор» (9.11.1921 г.). Соломон — царь, властитель древнего мира — знал, что «и это пройдёт» и что в следующий раз он может вовсе не быть царём. Сказано: в одном воплощении король, а в другом тот же самый дух — сапожник. Он может в разных воплощениях проходить разные испытания, разные опыты, потому что, как сказано, «лишь для совершенствования духа мы здесь» (Сердце, 400), то есть на земле. Значит, в одном случае надо усовершенствоваться в качестве сапожника, а в другом — в качестве короля, это тоже непросто. Мудрые относятся к этому как к естественной смене опыта и труда. Если человек всё время будет рождаться королём, то он будет весьма однобоким и не поймёт других. Чтобы понять других, ему надо всё самому испытать. «Сытый голодного не разумеет», как говорится, значит, надо поголодать, тогда поймём. Соломон говорил: «Всё суета сует и томление духа». Какое высокое сознание! Святые и подвижники говорили с людьми просто и доступно, потому что они сами всё пережили. Сказано: «Не было Ангела, который не был бы когда-то человеком». И они проходили человеческую эволюцию, поэтому они могут нас понять, жалеют нас, помогают. Сказано, что Архат переплыл весь океан рождений и смертей, пока не стал Архатом, то есть он прошёл нашу, человеческую эволюцию, которую мы проходим, это неизбежно, иначе он бы нас не понимал, не любил, не жалел. Только испытав всё самому, можно другого понять. Сказано: от сложного к простому, никогда не наоборот. А у противников Учения очень сложные измышления, и вместо прямой линии получается зигзаг, — если следовать, попадёшь совсем не туда. При любых взаимодействиях большую роль играет интуиция. Как часто мы вспоминаем наше первое впечатление от человека. Часто оказывалось, что оно было верным — первое мгновенное впечатление, реакция, когда видишь кого-то в первый раз. Потом начинаешь с ним входить в контакт, беседовать, и это стирается. Но настаёт момент, когда вспоминаешь, какая всё-таки была первая реакция. Это, я думаю, каждый из вас замечает при встрече с новыми людьми или обстоятельствами — то, что возникает первично, мгновенно. Если у одного сотрудника в Совете больше развито чувствознание, может ли он настаивать на своём решении тех или иных вопросов? Это зависит от членов Совета, примут ли они его чуткость или решат по-другому. Обычно Совет формируется из людей с гармоничным мышлением, гармоничных между собой, а иначе это не Совет. И поэтому, я думаю, все будут чувствовать более-менее одинаково. В Совет не может попасть человек с диаметрально противоположным мышлением, Советы складываются естественно. При общей работе шлифуется характер, приходится свои острые углы отшлифовывать, чтобы они не кололись. Потому что в Совете колоть друг друга никак нельзя, это будет не Совет, а банка скорпионов. Это великая школа общины. Не теряя индивидуальности, мы шлифуем острые углы нашей личности, приучаем её считаться с другими, ведь многие просто этого не умели, потому им приходится учиться. Это только на благо и на пользу, тогда легче жить. Потом, в конце концов, люди осознают преимущество общины. Когда объединяются и делятся друг с другом, происходит обогащение. Учителя хотят быть сотрудниками, а у нас некоторые желают быть учителями или председателями и учат нас. А Они хотят быть не учителями, а сотрудниками. С.Н. Рерих занимался фармакопеей, его рецепты где-нибудь остались? Это всё, вероятно, хранится в фондах МЦР, в институте «Урусвати», у Адити* должно быть. «Нет ничего тайного, что не стало бы явным», — сказано в Писании, и ничего сокровенного, что не раскрылось бы. Нам уже так много раскрылось, что дай Бог вместить. И ещё будет раскрываться, каждый день что-то выясняется.
*Адити Васиштха — директор мемориальной школы им. Шри Ауробиндо в Бангалоре (Индия). Назад в раздел : СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы, прозвучавшие на "Круглых столах". |
|||