(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 26 мая 1996 г

дата: 26 мая 1996 г


У кого есть вопросы, рассказы — поделитесь, мы тут в своей семье. Сегодня об общине говорилось, что она начинается так: сотрудничество, содружество и потом община, которая Земле сейчас просто необходима, — «без общины Земля жить не может». То, что мы так дружно съезжаемся, несмотря на трудности — и финансовые, и другие, — это уже показатель того, что община — это магнит, который объединяет.

Наталия Дмитриевна, сегодня на «круглом столе» Вы прочитали Слово «Зовы сроков». Почему приблизились сроки?

Во-первых, потому что в январе этого года началась Новая Эпоха, Уран вошёл в созвездие Водолея. Все, кто читал Живую Этику, знают, какая это планета. Сатурн уже изгнан, он был правителем в прошлой Юге — в Кали Юге. Теперь наступает новая Юга — Сатия Юга, и её правитель — Уран. С ним сейчас стоит познакомиться, сделать об Уране выборки из Учения. Это очень актуально, поскольку он только что, в январе, вступил в правление. И об эпохе Водолея — это Новая Эпоха, эволюционная, эпоха Общины, эпоха Сатия Юги — Светлого Века. На эти две темы стоило бы сделать выборки. Конечно, всё начинается постепенно. Светлый Век уже начался с того момента, как астрологи и астрономы зафиксировали вхождение Урана в созвездие Водолея. Значит, надо считать, что с тех пор началась у нас Новая Эпоха, почему сегодня и говорилось о зове сроков.

Наступили новые сроки. На сроки тоже надо обратить внимание в Учении. Сроки чего? Сроки возрождения духовной культуры, объединения всех народов и вообще исполнения всего того, о чём в Учении говорится.

Учение тоже дано в определённый срок. Там говорится о том, что планета Свати, Звезда Матери Мира, сейчас к Земле устремилась. Это тоже признак начала Новой Эпохи. И как раз в это время было дано Учение. Оно дано к этому времени. Сейчас мы имеем все 14 книг и, кроме того, добавление к ним — «Грани Агни Йоги». Это не продолжение Учения, это добавление некоторых положений уже на нашем, близком к нам, современном уровне. «Грани Агни Йоги» имеют очень большое значение для понимания основных книг Учения — как их грани, высвечивающие то или иное положение, данное в Учении. Ну и, конечно, Письма Елены Ивановны Рерих — мы их читаем и читаем и всё время что-то открываем для себя, для данного времени. Потому что, если что-то написано не для данного времени, на него как-то не обращаешь внимания. Так как я читаю Учение много лет, я это знаю по себе; лет 20 – 30 тому назад я не обращала внимания на то, на что обращаю сейчас. Почему? Потому что тогда было время другое, время концентрироваться на чём-то другом. А сейчас наше внимание перешло к Новой Эпохе, к общине, к духовной культуре. Это зов сроков, о чём я сегодня и говорила на «круглом столе». И, по-моему, все говорили созвучно, в том же ключе.

И каждый в своём коллективе, в своём Обществе должен это наблюдать и нести Новую Эпоху в жизнь. «И увидел я Новое Небо и Новую Землю, и старых больше нет» — это ещё в Апокалипсисе сказано. А то, что тогда было сказано, относилось к очень отдалённому времени — к нашему времени. В то время это ещё не было так явно, так очевидно, и не было так применимо.

Идёт великий отбор: кто останется в Новой Эпохе и кто не останется. Елена Ивановна пишет, что ярые космические лучи могут убрать с планеты все отбросы — то есть всё, что не соответствует Новой Эпохе, что не может эволюционировать. А мы, конечно, отбираем сами себя: «Пойдёшь ты в рост или на слом». Это нам должно быть очевидно, поэтому особое внимание сейчас надо направить на свою внутреннюю жизнь, на то, какие процессы происходят. Потому что тёмные не дремлют, они знают, что скоро им конец, и стараются напакостить как можно больше, как можно больше отвлечь людей, оттолкнуть их от светлого пути, заманить теми или иными приманками — или обидами, или гордыней. Кто в чём слаб, на том слабом месте они и играют, это тоже надо учитывать. У каждого из нас есть свои слабинки, и тут надо очень смотреть, чтобы тёмные на них не сыграли. Таким образом мы уже потеряли некоторых сотрудников, которых мы очень ценили. Было сыграно на их неизжитых особенностях, их слабостях. А если сейчас отпасть, то куда же мы пойдём?

Сейчас, наверное, актуален вопрос о спешности часа?

Правильно, час очень спешный. Потому что сказано, что в отличие от других эпох эпоха Майтрейи наступит стремительно, и она уже наступает. Именно спешность часа — это стремительность эпохи, о которой было сказано. Другие эпохи шли медленно, постепенно вторгаясь в жизнь. Постепенно люди их осваивали. Эпоха Христа — две тысячи лет, а эта эпоха наступает стремительно, поэтому должна быть спешность часа. Или теперь, или никогда.

Если сроки так коротки и так спешен час, тогда, наверное, ужесточаются требования к нашим качествам и мы должны успевать за наступлением этой эпохи?

Конечно, если мы не успеем, кто за нас будет успевать? Нужно очень строго относиться к себе, контролировать себя и спешить разделаться с недостатками
с помощью Учения, которое всё разъясняет. В Учении говорится: тёмный шепчет на ухо: «Как ты хорош!» — и человек поскользнулся, «плод упал»; потому что самомнение — это ужас, это безумие, как сказано в Учении. Вот на таких свойствах играют. Или на корысти, на чём угодно — кто в чём слаб.

Что значит «утвердиться на основах»?

В Учении даны основы. На них утвердиться — значит стараться по возможности их осуществлять, выполнять в своей жизни. Какие основы можно назвать? Бессмертие, карма, перевоплощение — всё это основы, и есть много других основ. Например, закон о мысли: как влияет мысль на других, на себя, на нашу карму. Будда говорил, что карма ткётся не столько действиями и словами, сколько побуждениями. Что такое побуждения? — Это же мысли. Значит, и тут нужно утвердиться на основах, на значении мысли в нашей жизни, во взаимоотношениях. Основ очень много, и все они в Учении изложены. С ними мы сталкиваемся в своей каждодневной жизни, в работе. Психическая энергия, её значение, накопление и расточение — для здоровья это особенно, наверное, важно. У нас есть книжечка «Психическая энергия. Накопление и расточение», это ведь тоже вроде основ здоровья. Врач может внедрять это своим пациентам, его будут слушать, потому что к врачам особое отношение. Так что на основах мы можем ежедневно, ежечасно, даже ежеминутно утверждаться. Нас что-то волнует постоянно — мы утверждаем спокойствие; у нас в стране происходит невесть что, а мы утверждаем, что будет Новая Эпоха и придёт Вождь. Есть книга «Напутствие Вождю», на ней мы и утверждаемся вопреки очевидности, потому что есть очевидность, а есть действительность, и так всё время с очевидностью и боремся.

Почитание Иерархии, Космическая цепь Иерархии — это не представляет затруднений для понимания; а можно подробнее рассказать о земной иерархической цепи?

У нас были Рерихи. Их Иерархом был Тот, кто дал нам Учение, — Великий Учитель, потом — они, потом — их последователи, в данном случае Борис Николаевич Абрамов, чьи книги вы, наверное, имеете и знаете — «Грани Агни Йоги». А дальше, по цепочке, идут его ученики.

Что значит выбрать Владыку, Учителя, Гуру?

«Все имейте Учителя на земле», — сказано в Учении (Агни Йога, 103), то есть каждый изберите своего Иерарха. Это, конечно, дело каждого. Если мы принимаем Учение, живём им, руководствуемся им, то естественно, что мы принимаем Того, Кто его дал. Но кому-то ближе Христос — и это прекрасно, это не значит, что он впадает в церковность; он может Христа почитать и выбрать Его своим ведущим Владыкою. У кого-то Магомет, у кого-то Кришна. Это Великие Учителя, пришельцы из Высших Миров, чтобы дать заблудшему человечеству возможность опять стать на путь, понять смысл жизни, помочь ему.

Что есть Владыка?

На нашей планете это Высший Иерарх. И на всех планетах есть Планетные Духи, которые являются для своей планеты Владыкою, то есть Тем, Кто владеет планетою, управляет ею, ведёт её по пути эволюции, помогает.

У нас часто возникают разногласия по вопросу земной иерархии: как отличить земного сотрудника от учителя?

В Учении сказано, что земной учитель — это «тот, кто подаст лучший совет жизни» (Агни Йога, 43). Чем отличается земной учитель? У него больше опыта, больше лет читал Учение, немножко больше знает, больше встречался с вышестоящими.

В книге «Озарение» (2–VIII–16) говорится: «...идущий к отцам с ними пребудет. Идущий к Ангелам с Ними пребудет; идущий к Богу с Ним пребудет». Какое различие между идущими к Ангелам и к Богу?

Ангелы — это высокие Духи, которые сослужат Богу: Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы — это всё разновидности ангельских чинов. Но это ещё не Бог, они хотя и много выше, чем люди, но они подслужебны Богу и поклоняются Ему, восхваляют и стараются выполнять Его волю. По христианской мифологии, Ангелы поют Ему хвалебные гимны на Небесах, воспевая: «Свят, Свят, Свят Господь». Они и с людьми имеют дело, ведь есть такое поверье, что у каждого есть свой Ангел-хранитель. Они стараются людям помогать, насколько это возможно, и входить с ними в контакт, если люди это в какой-то степени допускают.

В «Гранях Агни Йоги» (28 августа 1960 г.) сказано: «К чему устремится сознание — с тем и пребудет. Если к временному — с временным, если к вечному — с вечным. И если со Мною, то со Мною». Не проводится ли здесь параллель?

К земному — это понятно. «К вечному» — имеются в виду общие положения: мы стремимся к вечной жизни, к беспредельному совершенствованию. А кто «со Мною» — это не противоречит второму положению, — «то со Мною» и пребудет, и это тоже будет помощь человеку в его движении к вечному. Здесь концентрация или на общефилософской концепции вечного, или на Учителе, на Владыке. Если к Нему устремляться, о Нём думать — то с Ним человек и пребудет.

У людей сознание сейчас таково, что им проще говорить и думать о беспредельности, поскольку это менее ответственно, чем обращаться к Иерархии, зная, что там — великая ответственность и закон Иерархический.

Да, общефилософская беспредельность и бесконечность как бы ни к чему особо и не обязывает, хотя беспредельность тоже надо понимать: куда идёшь? — ведь есть и обратный путь. А Иерархия — это уже обязывает, это концентрация на Силах добра, на сотрудничестве с Ними. «И не Богами, но сотрудниками Нам позволено будет быть. Это завет простоты», — говорит Учитель (Озарение, 3–I–10). Они хотят быть не Богами, чтоб мы на Них молились только и просили, как в церкви: «Господи, подай, Господи, помилуй». Они хотят быть сотрудниками нашими, и в этом великое наше счастье, великая честь для нас. Учение предлагает именно сотрудничество, в то время как ортодоксальная религия — только поклонение.

Средневековый подвижник Фома Кемпийский написал книгу «Подражание Христу». Не поклонение, а подражание. Эта книга очень оценена в Учении. Сказано, что нет такого Ангела, который не был бы когда-то человеком, — то есть все ангельские чины прошли человеческую эволюцию в своё время. И только поэтому Владыки и Ангелы могут нас понять, потому что они сами, как говорится в Учении, переплыли весь океан рождений и смертей, то есть то, через что мы сейчас более-менее успешно или неуспешно переплываем. Они уже переплыли, достигнув берега. Помните картину «Сантана»? Он уже не в потоке, поток его не несёт; он на берегу, он уже переплыл этот океан рождений и смертей и находится на другом уровне. Поэтому Они нас могут понять, а мы должны постараться понять Их назначение, насколько это нам доступно и возможно.

Как научиться чувствовать ответ сердца, когда к нему обращаются с вопросом о чём-то?

Говорится: сердце — вещун; значит, есть реакция сердца. Сердце реагирует, безусловно. Это орган, реагирующий на всё: и на добро, и на зло. Как уловить его реакцию? Это всё-таки дело практики. К нему надо прислушиваться. Скажем, вы встречаетесь с каким-то обстоятельством или человеком. Какая у вас реакция? Внутри вас при этом хорошо или нет? Как у вас сердце реагирует? Бывает, что оно или сжимается, или стесняется, или ему больно, или, наоборот, оно радуется, — надо прислушиваться. Только так мы и выработаем возможность кооперировать с нашим сердцем, потому что именно оно реагирует больше, чем рассудок. Можно рассуждать, конечно, и можно также правильные выводы делать, но бывают случаи, когда нужно сердечное определение. Например, вы встречаетесь с человеком первый раз; он ещё никак себя не проявил, вашему разуму и рассудку пока ещё нечего делать. Человек этот ещё ничего не сказал, и вы не можете рассуждать о нём, но первое, мгновенное впечатление от человека — приятно вам или неприятно, хорошо или плохо, хотите вы с ним быть или нет — вот это надо уловить. Это нужно практиковать и помнить. Все наши достижения — это дело практики.

Как различить, что это: просто хорошее отношение к человеку или это кармическое, то есть с ним были встречи раньше?

Какие бы раньше взаимоотношения ни были, всё-таки самое важное то, что он сейчас собой представляет и какая у вас реакция на человека данного момента. Мало ли кем он был в прошлом, это мало что значит. Но бывает, конечно, что чувствуешь кармическую связь. У меня были такие случаи, когда человек приходил ко мне в первый раз и мы говорили с ним так, как будто мы продолжаем разговор, но не начинаем, — это старая кармическая связь.

Первая реакция всегда правильная?

Это то, что называется чувствознанием. А потом всякие другие соображения начинают появляться.

А если, например, на одно и то же событие у двух сотрудников разная реакция, и один говорит от сердца, и другой, а оценка ситуации разная. Как тут быть?

Нельзя всегда быть уверенным, что кто-то говорит от сердца. Может, он думает, что от сердца говорит, а на самом деле он от головы размышляет о происшедшем, о каком-то событии. Ведь нельзя поручиться, что всё это действительно от сердца.

В гармоничных группах чаще всего бывает так, что реакция одна. Мы потом часто проверяем, какое было впечатление от кого-то или от чего-то. И обычно совпадает. Чтобы категорически противоположное — такого не было.

Как уберечься от некоторых явлений? Идёшь на мероприятие с прекрасным настроем, и вдруг возникает чувство тревоги, в голове идёт сбой, появляется нервозность. После мероприятия ещё длительное время остаётся состояние угнетения, подавленности, что мне совсем несвойственно.

Это похоже на биовампиризм. Кто-то близко сидевший взял у вас энергию, от этого — все остальные ваши симптомы, последствия. Это очень типично, так бывает при высасывании энергии: человек чувствует упадок, плохо себя чувствует, потом переживает, то есть выходит из строя. Это результат выкачивания энергии. Это страшная вещь. Есть сознательные биовампиры, есть несознательные. Сознательные знают приёмы, как брать энергию у других, и другие потом себя очень плохо чувствуют. А есть бессознательные, когда человек сам энергию не генерирует, не вырабатывает, а старается её взять у кого-нибудь другого и питается от кого-то вблизи находящегося. Это духовное воровство. Кто-то растратил деньги и пытается у кого-нибудь кошелёк стащить, а тут стаскивают энергию. Кто-то около вас сидел, сознательный это был или нет — я этого сказать не могу, но этот кто-то у вас основательно позаимствовал энергию, и вам поэтому было плохо. Я встречалась с такими случаями.

Как в этот момент можно уберечься?

Надо поставить заслон, нам рекомендуется формула: «Не тронь!» Если около вас сидит такой человек, вы ставьте огненную стену и говорите: «Не тронь!» Посылайте ему волевой приказ. И тогда он уже не сможет так пробиться. А если вы ничего не подозреваете и представляете собой зрелище совершенно беззащитной овечки, он вас будет «стричь». Как только вы почувствовали, что что-то подобное происходит, — поставьте огненную стену: «Не смей трогать!»

Наверное, наше сознание должно быть готово к тому, что всё возможно?

Безусловно, когда мы готовы к чему-то хорошему или плохому, мы это или воспринимаем, или отторгаем.

Как ещё можно защититься от биовампиризма?

Представьте себе кинжал, шпагу, шашку или сопло горелки. Для тёмных это страшная вещь. Представьте, что у вас в руках эта самая горелка, из её сопла выбивается пламя, которое режет металл, или остриё, тёмные или биовампиры вообще боятся всякого острия. Это меч духа — то, что я пытаюсь образно передать.

А устремлением можно защититься?

Обратиться к Учителю — это самая главная защита. Но бывает, что можно и самому отбиться, если чувствуешь, что ты можешь. Но к Учителю во всех случаях жизни обращаться надо.

Какую ответственность несёт сознательный и бессознательный вампир?

Всё сознательное несёт, конечно, бо'льшую карму, бо'льшую ответственность, потому что он уже это продумал. Ведь с чего всё начинается — с мысли. Он продумывает, потом начинает приводить в исполнение, потом приводит в исполнение. Это огромная ответственность.

Бессознательные тоже несут ответственность, потому что они сами довели себя до такого состояния. Почему у них упадок энергии? Почему они вампиры? Потому что они её растратили. Чем? Каким-нибудь разнузданным образом жизни, скажем, или ничегонеделанием, или развратом, или пьянством. Они тоже отвечают. Но сознательные отвечают тем более, так как они знают, что они делают и какой вред наносят.

А как защищаться в Тонком Мире, когда тонкое тело не готово отбить нападение?

Те же приёмы. Прежде всего — обращение к Учителю, к Иерархии. Если человек готов в земном бытии, то он готов и там. Мы переходим туда со всеми нашими качествами и способностями. Если мы тут научились каким-то приёмам, мы и там также можем их применить. Это то же самое, только на ином плане. Тут мысль работает, и там мысль. Можно сказать: «Не тронь!» — и мысленно показать ему остриё. И никогда не бояться, потому что, как сказано, «чего ужасаться, когда за нами Братство». Если мы к Братству прилежим, помним его, любим его, считаем себя младшими членами его — чего опасаться? Только надо вовремя всё это вспомнить, сделать, не растеряться. Потому что нас на этом ловят, на очевидности. Да, враг опасен, угрожает на тонком плане, — ничего, и там те же приёмы можно употребить.

А если на работе ежедневно напротив тебя сидит человек и сознательно занимается вампиризмом? Я, допустим, себя могу как-то защитить, я что-то знаю, а рядом сидят те, кто не знает. Что делать?

Трудное положение, а таких случаев очень много. Начитались какой-нибудь магии, белой или чёрной, и практикуют. В данном случае можно ли с ним поговорить и сказать о последствиях? Потому что нет ни одного действия, которое не влечёт за собой следствия для этого человека. И если для обыкновенного вора-карманника, который вас обокрал, последствием будет тюрьма, то какие будут последствия от такой кражи, когда человек может заболеть и умереть, если его очень сильно вампиризировать и взять больше энергии, чем он может выдержать. Не знаю, можно ли в таких случаях поговорить, если это сознательное. Можно сказать: вы берёте у меня энергию, вы знаете, что это такое? Это кража моей жизненной силы. И что в результате? Конечно, он может не верить в карму, но всё-таки с ним поговорить надо.

У нас был подобный случай, в таких действиях подозревали одну женщину. Дали ей почитать соответствующую книгу, так она, прочтя её, стала утверждать, что все вокруг вампиры, кроме неё самой.

Ну это кто как поймёт. Тут уж ничего не поделаешь, это так называемое самооправдание.

Можно ли относить все наши мелкие несчастья и беды к кармическим следствиям? Например, вытащили кошелёк из сумки или что-то другое, и человек утверждает, что это карма, твоя плата по старой задолженности. Верно ли это?

Нельзя же всё скидывать на карму и на то, что в прошлом воплощении вы ему что-то сделали. Конечно, нет. Это может быть одноразовое действие. Или вы платите, или это только сейчас допущено. Не всё же у нас кармическое.

Будет ли правильно, если человек не сделал всё возможное, чтобы защитить себя или своё имущество, а потом говорит, что это карма?

Надо сделать всё возможное, чтобы охраниться, чтобы быть внимательным. Всё на карму сваливать тоже нельзя. Могут быть одноразовые действия: не потому он у вас крадёт, что вы его в прошлой жизни обокрали, могут быть какие-то другие причины, побуждения. Всё очень сложно. Разгул тьмы невероятный идёт. У каждого есть какая-то слабинка, и тёмные стараются сыграть на ней, например на чувстве собственности. Ведь кража — это высшая степень чувства собственности, когда себе присваивают чужое. Не только своё не дать, но ещё и присвоить — это уже высшая степень чувства собственности.

Сегодня говорилось о «Зове сроков». Может быть, стоит поговорить о том, как нам готовиться к каким-то сильным потрясениям на планете, которые могут произойти, и какие качества нам особенно нужны?

Поскольку звучат «Зовы сроков», мы ожидаем обещанных катаклизмов, не так ли? Но где-то они будут сильнее, где-то слабее. И во многом люди являются разрядителями. Сказано, что в те места, где ожидалось землетрясение, посылался подвижник, и от его огня утихал подземный огонь. Сказано, что Север в этом отношении будет безопаснее. Указаны страны, которые могут подвергаться глобальным разрушениям... Какие качества нужны? Прежде всего, конечно, — контакт с Иерархией. От этого всё и проистекает. Тогда нам и Помогут. Сказано, что уведут в безопасные места, что семена шестой расы будут охранены в случае каких-то очень опасных катаклизмов. Мне кажется, что Север и освоение Алтая — это тоже всё не случайно, тут наименьший шанс ждать всех этих катастроф, чем на Юге. И может быть, мы не случайно в северном городе находимся. А теперь Алтай открывается — очень чистое место, северное место. Это всё — к одному, что богиня культуры переходит именно в Азию. Почему Настасья Микулична нарисована? Она же азиатка типичная. Русская богатырша, а лицо у неё совершенно азиатское. Значит, это Азиатская Россия.

Будут ли люди шестой расы превосходить пятую способностями, умом и талантами?

Какими-то коммерческими способностями, может быть, они и не будут превосходить, но, безусловно, превзойдут её по разуму, по сердцу, по своим качествам. Конечно, они будут все очень разумны, но они не будут коммерсантами, они миллионы не сделают, как какой-нибудь Брынцалов, и не будут ими хвастаться.

Семена шестой расы — люди, у которых уже проклюнулась духовность, и они будут охранены. Учение, все его положения даны не для пятой расы, а для новой расы. Значит, мы можем надеяться, что каким-то образом мы будем охранены. Кто такие семена? Это только начало, только зачатки, а мы и начинаем. Сколько лет нашему Обществу? Совсем немного, правда? И ваши Общества точно так же. Мы говорим на равных. Вы все представители Обществ, у всех у вас такое же положение. Вы начинаете сеять, постепенно всё начинает проклёвываться, вы находите условия для того, чтобы это прорастало путём и «круглых столов», и занятий, и слайд-программ; и всё, что делаем мы, — делаете и вы. Постепенно это прорастает. Лекции читаете в школах, преподаёте Живую Этику в той или иной форме. Медики тоже в свои рекомендации уже внедряют наши законы, которые влияют на здоровье. Таким образом, каждый из нас что-то такое сеет. И сам прорастает постепенно. И мы надеемся, что наш Север будет в большей безопасности и что мы будем охранены.

Будет ли при СибРО создаваться секция «Медицина и Живая Этика»?

Мы не планировали медицинской. Для такой секции нужны врачи, специалисты, которые знают и Живую Этику, и медицину, они могут их соединить. Мы более-менее знаем Живую Этику, в медицине мы несведущи. Поэтому вам, как врачу, задача — в Учении столько дано медицинских указаний и советов, если их выбрать — это будет энциклопедия, которой вы можете пользоваться. Мы на вас надеемся, если вы с нами поделитесь.



Назад в раздел : СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы, прозвучавшие на "Круглых столах".
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае