(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Круглый стол» СибРО 30 марта 1997 г.
Дочь с мужем живут два года. Она хочет ребёнка, но муж противится. Как быть? По-видимому, дочери надо сделать выбор между мужем и ребёнком. И вполне возможно, что если она твёрдо сделает выбор в пользу ребёнка, то муж потом и примирится с этим, совсем не обязательно, что он её бросит. Всё-таки самое главное назначение женщины — быть матерью. Ю.Н. Рерих говорил, что человечество ни на мгновение не оставлено без руководства, как на физическом, так и на духовном планах. Уйдёт один, в тот же час на его место в Иерархии заступает другой. Ушла Елена Ивановна, остался Юрий Николаевич, потом Святослав Николаевич Рерих, а кто сменил на этом посту Свято-слава Николаевича? Книга «Напутствие Вождю» написана потому, что мы ожидаем Вождя. Иначе зачем было бы её писать и издавать? Мы находимся в ожидании Вождя — духовного, конечно. В книге «Аум» (535) советуется: «...осмотрительно и достойно должен человек приготовить себе жилище в Тонком Мире». Каким образом можно готовить себе это жилище? Например, те, кто любят природу, ценят и видят её красоту, в Тонком Мире будут просто утопать в блаженстве, потому что там всё гораздо прекраснее. Они будут там в таких условиях, когда увидят природу во всей её необычайной красоте: и в тонкости красок, и в ароматах, которых мы тут часто не ощущаем. В общем, каждый что любит, то и получит. Если он любит больше всего музыку, он услышит там и музыку сфер, и необыкновенную музыку, которая ещё не переложена на наши инструменты и даже, может быть, и не будет переложена. Одним словом, пребывание в Тонком Мире всецело зависит от наших вкусов и пристрастий и нашей любви к тому или к другому. Если же человек в земной жизни жил низко и развратно, грязно, то там он попадёт в такие же сферы и будет пытаться свои вожделения как-то осуществлять, но там это невозможно. Он будет стараться пить, или курить, или развратничать, но всё это будет иллюзорно, и он будет мучиться. Это называется «муки Тантала», когда он как бы пьёт и напиться никак не может, потому что всё это нереально, нематериально. В книге «Аум» (591) сказано: «Подобно умному деланию, без слов, в ритме сердца укрепляется Свет неугасимый». Как это осуществляется на практике?
«Умное делание» — это чисто христианское понятие, и оно именно в православии очень практиковалось нашими Подвижниками и людьми, вставшими на духовный путь. Это постоянное повторение одной и той же молитвы: Надо постоянно утверждать в себе этот неугасимый Свет: «Люблю Тебя, Господи, и предан Тебе, Владыка, и чту Тебя, Учитель!» (Иерархия, 176) — вот и мост к Высшим Мирам. То есть можно выбрать себе словесную формулу, которая особенно звучит. Тут не может быть никакого навязывания и ничего формального, — что кому звучит. Можно даже без слов или одним словом: «люблю Тебя», или как в церкви поют: «помилуй», «помоги». Каждый выбирает своё и в ритме практикует. Рекомендуется повторять: «Радость, радость, радость». Если даже одно слово только повторять, это уже вызывает улыбку у человека, и ему становится радостно. Тем более этот звук «ра» — он очень благотворно влияет. Бог Солнца в Египте назывался «Ра». Как происходит огненное крещение? Оно нигде не описано. Конечно, это приобщение к высшему Огню, но как это происходит, — я не помню, чтобы это было описано. Как отгонять «ночных шептунов»? Опять-таки прежде всего — дисциплина мысли и повторение молитв и лучших слов, какие только могут быть. Это тоже индивидуально. Как созвучит творчество Марины Цветаевой с Учением Живой Этики? Для этого надо её творчество хорошо знать. Недавно вышла большая книга стихов Марины Цветаевой, и оттуда можно определить, созвучно оно или нет Живой Этике. Я об этом не задумывалась. У неё ведь очень своеобразное творчество, очень субъективное, очень личностное. Это совершенно прекрасный поэт, великий мастер поэзии Серебряного века. Но прямого созвучия, чтобы можно было сказать: «Да, это Живая Этика», — я такого у неё не помню, хотя я много её читала в своё время. «Сивилла — младенцу» — это единственное стихотворение, которое касается духовной сферы, причём оно почему-то не вошло в это её издание. Мы его напечатали в газете.
Рождение — паденье в дни.
то есть она рассуждает о воплощении духа в материю. Это очень интересное стихотворение, и оно достаточно созвучно Живой Этике.
Но узришь! То, что в мире — век
«Днесь» — это преходящие дни. «В навек» — навсегда: после смерти тела, по её мнению, человек навсегда уже уходит в твердь, то есть в мир Высший, не колеблемый уже ни смертью, ни болезнями, ничем другим. Это её мировоззрение. Жжение ступней, ног и ладоней, распухание горла — это не огненное крещение? Навряд ли. Это чисто духовное понятие. Огненное крещение — это когда человек настолько духовно созрел, что примыкает к Иерархии, он Её непосредственно чувствует, получает от Неё сообщения. Он уже начинает понимать, осознавать то, до чего мы ещё не доросли. Но это никакого отношения к таким симптомам не имеет. Могут быть, конечно, и физические явления, но об этом говорить нам ещё никак не приходится. Когда происходит аритмичное замирание сердца, что это — маленькая смерть? И что в этот отрезок времени делать? Как мыслить? Аритмия — это просто болезнь сердца. Надо лечить сердце. Есть очень много сердечных препаратов, которые уменьшают эту аритмию. Это болезнь. Наверное, она вызвана усталостью сердца или переживаниями, но это лечат. Как оценивают Живая Этика и Елена Ивановна Рерих учение Алисы Бейли? Можно ли к этому учению относиться терпимо? Елена Ивановна не подтверждает, что это светлое учение. Алиса Бейли написала 24 тома, но это главным образом от себя. А терпимость — это не значит, что кто бы что ни написал — всё принимать и всё одобрять, совсем нет. Надо разбираться, что к чему, иначе эта терпимость может обернуться большим вредом. Хорошо, когда мы имеем совершенное чувствознание, но если его нет, на что ориентироваться? На Учение Живой Этики, Письма Елены Ивановны и книги Николая Константиновича Рериха. Этого вполне достаточно для того, чтобы ориентироваться. Надо базироваться на них, а вовсе не на себе. Мы всегда прежде всего вспоминаем, что сказано об этом в Учении. У нас есть на что ориентироваться. В первых книгах Учения был дан зов к подвигу красоты, простоты и бесстрашия. Там сказано: «Простота, красота и бесстрашие — Христос и Будда ничто иное не говорили» (Озарение, 2–IV–5). Как понимать подвиг простоты? Как говорится у нас в христианстве, не мудрствуя лукаво, а принимать правильно, идти правильно, понимать, что есть Иерархия Света. Не мудрствовать, брать Учение так, как оно есть, не извращая его. Был такой подвижник, старец Амвросий. У него была поговорка: «Где просто — там Ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». Сердце — чувствует, и оно как раз идёт путём этой простоты. То есть оно чувствует непосредственно, что хорошо и что плохо, что добро и что зло. Оно звучит и отзывается, но мы-то не привыкли к нему прислушиваться и не всегда ему доверяем. Если же мы начнём, как настаивает Учение, прислушиваться к голосу своего сердца, тогда мы и поймём. Это и есть простота. Оно звучит: или ему тяжело, или, наоборот, оно радуется, или подаёт нам какие-то знаки. Это всё прямой путь. А если мы начнём мозгом рассуждать, философствовать от себя, это будет, конечно, извилистый и трудный путь. Почему Иуда, предавая Христа, поцеловал Его? Вспомните, как это описано в Евангелии. Иуда Его предал, получил своё. Ему было поручено указать — который Христос. Христос шёл в группе своих учеников. Те воины, которые пришли Его схватить, в лицо Его не знали. Иуда сказал им: «Тот, к Кому я подойду и поцелую Его, это и есть Христос, Его берите». После этого он подошёл — он Христа очень хорошо знал, поскольку был Его учеником, — поцеловал Его и тем самым выдал Его страже, и та уже знала, что именно это Христос и Его надо брать. Какими чувствами должен обладать и что должен нести человек, передающий другим людям знания о Живой Этике и выступающий с подборками из книг Учения и трудов семьи Рерихов? Верить самому, и эта вера передастся. Только так и можно передавать, или говорить, или проповедовать Учение. А если это делаешь формально или для того, чтобы прославиться или себя показать: вот я какой, мол, начитанный, — это не подействует. Но если человек горит и абсолютно верит в то, что он цитирует, это, конечно, и есть самое главное. Стоит ли жене бороться за мужа-пьяницу, жить рядом с ним вместе с детьми? Как повлияет на детей образ пьяницы и обманщика? Мы не можем решать, оставаться ли ей с мужем или уходить от него, мы не можем взять это на себя. Всё зависит от того, насколько это выносимо для женщины, насколько это на детей влияет, может ли она уйти и содержать детей. Если он пьяница, так, наверное, от него вообще пользы мало. Но женщина должна это решить сама, всё взвесить. Кто может знать, может ли он потом перестать пить или это уже дело безнадёжное, — это очень трудно сказать. Можно ли его как-то перевоспитывать, захочет ли он терять семью или он уже на всё готов, ему наплевать на это? Этого мы тоже не знаем. Надо держаться за Учение. Нужно ли обращаться к экстрасенсу, чтобы лечить ребёнка от испуга? Если нет, то что лучше сделать? Как поступить? Это чисто медицинский, психиатрический вопрос. Думаю, что нужно обратиться к хорошему психиатру. Такие, наверное, есть. А с экстрасенсами — кто знает, будет ли от этого польза или нет. Мы ведь не очень хорошо знаем, что такое экстрасенсорика. Думаю, лучше было бы пойти к хорошему врачу, во всяком случае не повредит. «Иерархия есть планомерное сотрудничество...» (Иерархия, 416). Как это понимать?
Выполнение указов — это и будет планомерное сотрудничество. Нам Иерархия предлагает — что делать, как быть, как поступать. Если мы внимаем этим советам и делаем так, как нам Иерархия указывает, это и будет планомерное с Нею сотрудничество: мы — снизу, Она — сверху. Ведь Они и мы стремимся к эволюции мира, к тому, чтобы на земле было лучше, чтобы состоялась эволюция, которая нам предуказана. И каждый в своей мере что-то для этого делает и тем самым сотрудничает Что можно считать признаками восхождения духа: творчество, испытания или постоянное состояние радости и равновесия? Смотря отчего дух восходит. Если творчество ему помогает — значит, от творчества; если восхищение или любовь... Это всё зависит от того, что помогает духу восходить, что ему ближе. Появились «записи» некой Лавровой. Из Тонкого Мира очень много желающих диктовать таким восприимчивым, как Лаврова. Она, видимо, очень хорошо воспринимает этот контакт с духами Тонкого Мира, а они рады и диктуют. Она записывает и, вероятно, думает, что это Свыше.
Назад в раздел : СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы, прозвучавшие на "Круглых столах". |
|||