(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Квадратный стол» СибРО 31 мая 1998 г.
Что такое единение? Сегодня я произнесла большое Слово об общине[1], которая и есть, собственно говоря, символ единения. Единение, объединение, содружество, сотрудничество — об этом говорилось, и на этом строится будущая община мира. Объединяемся на общих интересах, прежде всего на общих целях, на общих задачах, на устремлении к одному и тому же. Если мы интересуемся Живой Этикой, мы объединяемся на изучении Живой Этики. И когда хотим кому-то помочь, мы тоже объединяемся и какие-то ресурсы выискиваем. Сейчас мы объединены на строительстве музея, который совершенно необходим, и каждый в своей мере что-то прилагает к этому строительству, чем-то помогает, хотя бы даже мысленно. Как понять задачи данного момента? Мы всегда помним слова Будды: «Каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия». И надо определить в данное мгновение, что для него нужно, в чём необходимость. Если мы определим, мы входим, как говорил Будда, «в русло счастливого потока» и идём не против течения, а по течению, оно несёт нас именно туда, куда нужно, — в эволюцию. Определить это может каждый, кто читает Учение, изучает его, очень серьёзно относится ко всем указаниям. У нас в Обществе, в нашем Совете мы всегда говорим о том, что необходимо делать в первую очередь. Если Рериховским обществам удаётся понять задачи сегодняшнего дня, тогда у них успешно получаются дела, которые они замысливают, к ним люди примыкают и чувствуют, что это то, что нужно. Но это надо определить. Что является необходимостью данного момента для принявших Учение Живой Этики? Как всегда, для изучающих Учение и принимающих его самое главное — осуществлять его на деле, применять его в жизни. Иначе, если мы не будем самосовершенствоваться, можно читать сколько угодно, но мы никуда не продвинемся, если не преодолеем в себе чего-то мешающего. У кого-то это раздражение, у кого-то зависть, у кого-то страх. В Слове об общине перечислялось, какие качества нам нужно утверждать, а какие, наоборот, нам очень вредят. И надо понять, что сейчас эволюция идёт к общине, к объединению. Мы вступаем в Новую Эпоху — эпоху шестой расы, эпоху нового человека, человека-общинника. Если раньше при колоссальном прогрессе наук и искусств всё-таки люди были разъединены, то сейчас наступает эпоха, когда без объединения мы уже не пройдём. И это самое главное. В книге «Озарение» (2–VI–21) есть такие слова: «Запомните, у Нас недовольных нет. Тоже усыплённости, которою кропит вас тёмная сила». В чём проявляется усыплённость? Она проявляется в том, что мы живём спокойно, в общем-то ничего плохого не делаем, и даже наоборот; но мы усыплены, то есть не озабочены тем, что происходит, что нужно делать неотложно, первично. Мы живём по инерции: стараемся зла не делать, но и добра от нас тоже не очень много — это и есть усыплённость. Её можно назвать самодовольством, когда где-то в глубине души мы довольны собой: мы не злодеи, ничего не нарушаем и даже пользу приносим; но при этом мы не болеем за наши дела, за наших ближних, за то, что происходит в мире; мы равнодушны. Но мы не можем быть равнодушными ни к чему, иначе от нас пользы никакой не будет. А когда мы неравнодушны, приходит и энергия, и находятся способы выражения этого неравнодушия, которое помогает другим, и материальные возможности появляются. Если мы остаёмся равнодушными к постройке музея, значит, мы не принимаем участия в этом совершенно необходимом деле — строительстве музея, которому нет аналога в мире. Мы его строим, это очень трудно, и это можно сделать только общими усилиями. Каждый что-то приносит на эту постройку. А когда музей будет построен, это будет что-то настолько важное! Отовсюду, со всего мира будут съезжаться в музей целыми делегациями, целыми группами, чтобы учиться, как жить в Новом Мире, и понять, какие у него задачи. Всё это там будет, и об этом можно будет рассказывать и показывать, но для этого надо построить музей. «Мы строим город небывалый, одежды белые надев...» Почему у Рериха есть картина «Город строят»? Почему все строители в белых одеждах? У Рериха ничего случайного нет. Они все в белом — значит, это люди с чистыми помыслами, не для себя строящие, не для корысти, чтобы потом с этого доходы иметь, а строящие ради Общего Блага. «Не ради власти или славы — во имя блага всех людей». Вот так мы стараемся строить наш музей. И все, кто примыкает и хоть чем-то помогает, тоже участвуют в этом деле. И это является сейчас необходимостью, потому что без музея, без такого центра очень трудно. Где можно выращивать новые кадры, собирать и читать нужные материалы? Многие книги — очень редкие, мы надеемся, что у нас потом всё это будет обязательно. Этот музей будет магнитом, который привлечёт всё необходимое. Сейчас мы его строим с неимоверными трудностями, препятствиями и в страшной бедности. Тем не менее он будет построен. Когда мы приезжаем сюда, в Сибирское Рериховское Общество, — у нас рождается много планов, много мыслей, а потом со временем всё это отходит, забывается. Это тоже усыплённость? Это и есть усыплённость, конечно. Сначала загораемся, приезжаем домой, намереваемся всё это осуществить, но рутина обычная, обиходная жизнь: семья, служба, дети, работа — всё вызывает усыплённость, всё это отдаляет. Это та самая усыплённость, которая мешает продвижению дел, и об этом говорится в Учении, что это большой враг прогресса. «Под натиском смятения могут быть тяжкие минуты, ибо вулкан целой части света могуч» (Озарение, 2–IX–5). Что подразумевается под «вулканом целой части света»? В каких годах это было написано? Это книга «Озарение» — 1925 год. Как раз в России и был вулкан целой части света. Она ещё не определилась политически, положение дел в государстве — это был действительно вулкан. Конечно, многих из вас тогда ещё не было, но по истории можно догадаться, что тогда творилось. Мы знаем, что мерилом расширения сознания является умение вмещать противоречия. Мне не понятны следующие противоречия: с одной стороны, полное отрешение от себя — «отвергнись от себя и следуй за Мной», а с другой — умение всё видеть и всё наблюдать, что делается вокруг. «Отвергнись от себя» не имеет ничего общего с наблюдательностью, это совершенно другое, одно к другому не имеет никакого отношения. Отрешение от себя — это когда мы ставим общие интересы выше своих интересов. Это отрешение от себя и следование за Учителем. А ведь всё, что происходит, мы просто обязаны видеть, наблюдать, иначе как мы будем помогать? И наблюдательность нужна, и внимательность, и понимание людей, и умение к ним прислушиваться — это всё тоже ведь отрешение от себя. Потому что люди, занятые собой, других не понимают. Когда мне приходится общаться с такими людьми, которые собой заняты, у меня впечатление, что мы говорим на разных языках, хотя мы говорим по-русски. Но они не понимают — они заняты собой, своими интересами. Когда им говоришь об общем деле, то для них это звучит как на другом языке. Отрешение от себя — в смысле отрешения от корыстного в себе, но не от своих лучших устремлений, помыслов, дел. Как понять слова: «Не видеть, не слышать, не осязать и не чувствовать... будет достижением йога» (Грани Агни Йоги. 13 января 1960 г.)? Это степень сосредоточения на чём-то одном. Когда человек на чём-то сосредоточен, он действительно может и музыку не слышать, и яркий свет не видеть. Бывают такие состояния, когда это нужно, но всегда пребывать в таком состоянии — это не для нас. Потому что мы помещены в гущу жизни, и Елена Ивановна об этом писала, что йогам во многом было легче, они удалялись в леса, в пустыни, в пещеры и могли сколько угодно сосредоточиваться на чём-то избранном. А нам приходится жить в самой гуще жизни и делать самые обыденные дела, которые требуются. Мы должны построить музей, мы не можем отрешиться. Если мы отрешимся и уйдём в какое-то созерцание и не будем ни слышать, ни видеть — это совсем особое состояние, которое нам сейчас не прописано. Наоборот, надо и слышать, и видеть, и наблюдать. Только тогда мы сможем принять участие в жизни, помочь другим повернуться к эволюции. Вопрос в том — во имя чего и во имя кого? Если всё во имя общего дела, то хорошо, если во имя себя и только для себя — человек не продвигается, не совершенствуется. В наших делах приходится себя забывать и ходить по инстанциям, добывать кирпич или ещё что-нибудь. Уйдя в дело, человек естественно о себе забывает, меньше волнуется по поводу своего престижа, самости или корысти; ему некогда, он ушёл в общее дело. Вот это самое лучшее для совершенствования, а вовсе не отрешение от жизни и уход куда-то в пещеру — это всё в прошлом, это пройденный этап. Мы ничего не построим, если уйдём.[1] Спирина Н.Д. Община — наше будущее // Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 250. Назад в раздел : СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы, прозвучавшие на "Круглых столах". |
|||