(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 27 сентября 1998 г.

дата: 27 сентября 1998 г.


Наталия Дмитриевна, скажите, пожалуйста, с чего начинается Ваш день и какими мыслями он заканчивается?  

Как-то неудобно говорить о своей личной жизни и о том, чем начинается и заканчивается день. Если уж кому-то интересно, то я могу сказать, что начинается и кончается он с мысли о самом главном — о самом Высшем, об Учителе. Начинается с продумывания того, что нужно в течение дня сделать, какие задачи решить. Часто бывает, что ночью приходят какие-то мысли, идеи или сны, всё это тоже как-то учитывается. И, отходя ко сну, всегда хочется принимать участие в работе наших Старших. Вот к этому и устремляется мысль — чтобы не просто спать, как сказано в моём стихотворении:

 

Пусть тело спит спокойно по ночам —

В мирах иных оно не нужно нам.

Свободный дух уносится в полёт

И там живёт, творит и познаёт;

И, возвращаясь в тело, знает он,

Что  значит — Жизнь

                            и что  есть только сон.

 

Что такое терпимость? Хочется узнать, каким образом применять это качество.  

Терпимость — это понимание того, что все мы до какой-то степени несовершенны и можем ошибаться и впадать в какие-то крайности. В религиозном отношении терпимость проявляется в уважении к верованиям других людей и в уважении к тому Высшему, во что они верят и чему поклоняются. Очень нежелательно допускать религиозные споры, во время которых можно вольно или невольно оскорбить собеседников, унижая или понося то для них святое, во что они верят. Особенно чудовищно — убивать инаковерующих, терзать их и сажать в темницы. Вспомним, как предавали первых христиан на растерзание диким зверям те, кто исповедовал свою веру, отличную от христианской.

Сказано, что только предательство не может быть терпимо. Поношение Высшего, поношение религии — это то же предательство, это уже не может быть терпимо, и тут мы должны выступить как активные борцы, проявить противодействие.

Мы проявляем терпимость к детям, когда они шалят, или болтают, или делают какие-то глупости, и хотя мы воспитываем их, но всё-таки проявляем к ним терпимость, потому что это дети. Люди в большинстве своём в духовном развитии недалеко уходят от детей, поэтому приходится и тут применять терпимость.

В «Гранях Агни Йоги» встречаем: «Тёмные действуют мыслью». Также говорится, что плохие мысли «подбрасываются» ими, но далее встречалось: «Мысль сокровенна и тёмным недоступна». Как совместить эти два противоположных утверждения?

Смотря какая мысль. О какой мысли говорится, что она сокровенна? Тёмные очень пользуются нашими мыслями, если они на их уровне, но если мысль очень высока, они уже не могут тогда на неё воздействовать. К мыслям наших Великих Светочей, наших Молитвенников, наших Подвижников они уже никакого доступа не имеют. Но если мысль самого человека не слишком высокая, то они ещё подкидывают, усиливают и добавляют подобные же мысли, то есть приближаются соответственно своему уровню. Всё зависит от качества мысли. Они человеку подбрасываются — он их замечает, понимает, что это не его мысли, что это происки, что это ему подброшено, и отталкивает их, не сосредоточивается на них, не начинает размышлять: «Так это или не так?». Он сразу их помещает в определённую категорию и реагирует на них соответственно, заменяет их достойными, и тогда уже тёмные не смогут добиться своего результата.

«Особенно избегайте обещаний, эти посулы, как ракушки, облепляют корабль. Дайте достойному заслуженное, но не отягощайте его обещаниями. Спаянная группа должна быть свободна от взаимных обещаний» (Агни Йога, 137). Поясните, пожалуйста, эти слова.

Нужно, чтобы люди действовали не во имя посулов, то есть расчётов, выгодных для себя, а по своему убеждению, добровольно и по зову сердца. Давая какое-нибудь обещание, человек берёт на себя обязанность его выполнить, и поэтому предварительно должен хорошо продумать, сможет ли он это сделать.

У меня пьёт сын, и я его лечу. Стоит ли это делать? А если я вмешиваюсь в его карму?  

Ну какая же это карма, когда сын пьёт? Не карма, а беда! Пьют не по кармическим причинам, а по тяготению, распущенности и слабоволию, а также под влиянием дурной компании. И если не принимать никаких мер к его спасению, то он сопьётся и погибнет. И вообще, если считать какой-то порок кармой, то выходит, что тогда не надо с ним и бороться, а подчиняться ему, как неизбежности?

Могут ли дети выработать терпимость к родителям, если родители проявляют нетерпимость к ним?  

Конечно, это уже гораздо трудней, потому что дети очень эмоциональны и непосредственны. Если ребёнка побили ни за что, ему очень трудно проявить терпимость к родителям. Он будет, конечно, на них негодовать, обижаться и плакать. От детей по отношению к родителям требовать терпимости очень трудно. Но бывают и такие дети, которые понимают, что, например, мать осталась одна, ей очень трудно, она раздражается иногда на ребёнка, но он ей это прощает. Когда дети понимают побуждения, то проявляют некоторую терпимость, но требовать этого от детей, конечно, не очень правомерно.

«Замечайте, как перед действием психической энергии требуется дать ей свободное мгновение. Нужно как бы отпустить земные повода, чтобы дать ей приобщиться к Первоисточнику. Ошибочно сразу насиловать энергию земными посылками» (Аум, 462). Как это понять?

Надо сначала вспомнить, что такое психическая энергия, как она действует, что её нагнетает и что её растрачивает. Об этом у нас есть сборник «Психическая энергия». Какие факторы приводят в действие всеначальную энергию? Устремление к Высшему, любовь, радость, восхищение искусством, красотой и прочие высокие чувства — это всё поднимает энергию; а подавляет её уныние, страх, раздражение, думание о себе. Психическая энергия связана с сердцем, а сердце знает, что надо сделать. И надо прислушаться к первому побуждению сердца, которое будет естественно устремлено к Высшему. Но всякие земные предпосылки будут только мешать этому движению вверх. Зная, #что  поднимает нашу психическую энергию и #что  подавляет, какие мысли, какие чувства, мы должны направить её в нужное русло.

Хотелось бы многим и многому помочь. Значит, для этого надо правильно мыслить?

Для этого может быть много способов. Если человек болен, надо представлять его здоровым. Если он что-то делает неправильно — надо подумать, как его наставить, как помочь, поговорить с ним мысленно. Ведь мы можем общаться и мысленно друг с другом. Это тоже влияет, хотя не всегда мы это допускаем и осознаём.

«Новые достижения в тонких телах увенчиваются успехом. Такое достижение стало неотложным, ибо нарушена основа связи с Магнитом Иерархии. Как воспоможение нарушенному равновесию даётся новый вид тонкого тела» (Сердце, 10). Что такое «новый вид тонкого тела»?

Об этом действительно никто пока не знает, потому что мы своё тонкое тело не осознаём. Вообще, как я уже говорила, Учение надо делить на две части. Часть давалась им — Елене Ивановне и Николаю Константиновичу, то есть ученикам, на очень высокой ступени находящимся. Они могли выходить из плотного тела, работать в тонком теле, потом возвращаться, какие-то функции выполнять, — это ещё не наша возможность, потому этот вопрос не для нас, не для нашей ступени развития. Сознаём ли мы своё тонкое тело? Большей частью мы не чувствуем, вышли мы из него или нет и что оно делает. Этого у нас ещё пока нет, это ступень уже более высокая. Учение состоит из указаний и для нашей ступени, и для более высокой ступени. Вот тут надо всегда разбираться, иначе мы ответа никакого не получим на данный момент, а только когда дорастём до этого. Но это когда ещё будет!

«От обольщений, и прельщений, и прельщающих мыслей надо освободиться, пока ещё на Земле. Потом будет поздно» (Грани Агни Йоги, XIII, 295). Что является прельщением для рериховцев сейчас, в это трудное переходное время?

Прельщением для рериховцев будет увлечение ими различными рекламами о развитии в себе оккультных сил, устремление к феноменам, не имеющим отношения к подлинному духовному пути и уводящим от него.

Читаю «Грани Агни Йоги», встречается много параграфов о Надземном Мире и великом переходе. Складывается впечатление, что нас готовят на время катаклизмов к переходу в Тонкий Мир. Так ли это? Или эта информация давалась для Б.Н. Абрамова и всем последователям Учения на будущее?

Отчасти, может быть, и готовят, потому что во время катаклизмов очень многие перейдут в Тонкий Мир, и, конечно, надо подготовиться. Могут перейти те, которые об этом совсем и не думали при жизни, очень много молодых может перейти. Потому что целый материк может уйти во время катаклизма, как ушла когда-то Атлантида, и только очень немногие тогда переселились на материк. Всё это возможно.

Известно ли вам, что вышел журнал «Урусвати», в котором столько клеветы, брошена тень на МЦР и СибРО и на другие Общества, подвергнута сомнению чистота действий Наталии Дмитриевны. Планирует ли СибРО дать публичный ответ в этом журнале или другом печатном органе? Можно ли допустить распространение такого грязного журнала?  

Да, этот журнал нам известен. То, что там пишется, это сплошная грязная клевета. Я была просто изумлена тем, что прочитала о себе, о Харбине, о других наших сотрудниках. Мне-то это всё очень хорошо известно.

Совет СибРО написал письмо в редакцию с просьбой опубликовать наш ответ в этом же журнале и принести публичные извинения Наталии Дмитриевне Спириной.  

Мы уже получили известия от многих наших друзей, которые очень возмущены подобным безобразием. Всех, кто не согласен с этой публикацией, просим посылать свои протесты на адрес журнала «Урусвати».

Назад в раздел : СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы, прозвучавшие на "Круглых столах".
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае