(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
Семинар СибРО в Академгородке 18 октября 1994 г.
На прошлом занятии мы упоминали три знаменательные даты, которые отмечались. В этот раз немного поговорим ещё об одной знаменательной дате, которая предстоит на днях и которую хотелось бы отметить. Моё Слово по этому поводу называется «Вестник Прекрасного».
23 октября исполняется 90 лет со дня рождения Святослава Рериха. Его больше нет с нами на земном плане, но ничто не мешает нам быть с ним на плане мысленном. Думая о ком-то, мы объединяемся с ним в сфере мысли, и эта сфера так же реальна, как и наша материальная, хоть и не видна нашему земному зрению. Но кроме физических глаз есть ещё и глаза сердца. «Глазами сердца смотри» — так заповедано. И тогда мы увидим, что Святослав Николаевич с нами рядом и говорит нам о самом существенном, что нам так необходимо на переломе нашей истории. Он говорит: «Понесём весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой... Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир... Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте». 10 октября по центральному телевидению была показана конференция в Москве в Международном Цент-ре Рерихов, посвящённая юбилейным датам Николая и Святослава Рерихов. Очень достойно говорилось о значении Н.К. Рериха, отдавалось должное его творческому и философскому наследию. Удалось записать точно только заключительные слова передачи: то, что оставила нам эта великая семья, есть «выход из духовного тупика ». И изучая книги Учения Живой Этики, Письма Елены Рерих, статьи Николая Рериха, мы понимаем, что ничто другое этого выхода нам дать не может. Вспоминая сегодня Святослава Рериха, мы стараемся оценить по мере размеров нашего сознания не только великую значимость его живописных полотен, но и его слов, адресованных нам. В них программа действий для выхода к свету будущего. Он говорит: «Во все периоды все подлинно великие люди были одержимы одним желанием — построить более совершенное и гуманное общество». Начинается это построение с самого себя, поскольку каждый из нас является частицей этого общества. Святослав Рерих не предлагает никаких сверхъестественных рецептов для этого самосовершенствования. Всё очень просто и доступно каждому, кто этого хочет. Каждый день становиться немного добрее и лучше, чем вчера; делать свою работу сегодня лучше, чем вчера. Учиться видеть красоту и в окружающем нас мире, и в природе, и в искусстве. «Счастье в нас самих», — говорит он. И призывает верить в будущее. «Если мы будем смотреть на человечество как на единую семью, где благополучие, жизнь каждого зависит от благополучия и жизни остальных, тогда многие проблемы отпадут сами собой». «Идёт Новый Мир, красивый, прекрасный, который будет нести в себе самые лучшие наши надежды».
Теперь я хотела бы вам предложить, чтобы вы приняли участие в беседе о Святославе Николаевиче и поделились тем, что он значит для каждого из вас, что он дал вам, что в нём особенно вы любите и цените. Грани отношения к таким великим людям многочисленны, каждый получает что-то своё, каждый любит в таком человеке что-то своё, и, открывая это другим, он их наводит на эту грань. Аспекты, которые вы выскажете, обогатят и других. Святослав Николаевич вам не безразличен, и у каждого есть о нём какие-то мысли. Может быть, вы любите какие-то его картины, расскажите нам, поделитесь. Мне особенно близко, что Святослав Николаевич говорит об улучшении себя, что этим путём мы придём к красоте в окружающем. Именно красота в поступках — это очень важно. Отмечено, что красота не только в искусстве и в природе, но и в каждом нашем слове, мысли, поступке. Мне очень нравятся портреты С.Н. Рериха, видишь красивых людей, чувствуешь их душу. Также я для себя отметил его мысль — каждый день стараться делать обычные дела лучше, а не ждать, что совершишь что-то большое. Из малых дел в конце концов получатся и большие дела. Вообще-то Учение говорит, что мелочей нет, из малого дела, из малого семени может вырасти большое дерево. Вы очень хорошо отметили, что он именно умеет передать самую сущность портретируемого, мы видим не только красоту его объектов, но и их характер, о чём они думают, чем живут, то есть по портретам Святослава Рериха можно определить сущность человека. Он проникал в самую душу и умел её перенести на полотно. Тон и цвет его картин, их гармоничность производят благотворное воздействие на других людей, они у него очень гармоничны. Святослав Николаевич был не только художником, он был мыслителем-гуманистом, глубоко изучал медицину, много занимался лекарственными растениями. Он говорил, что только от психической энергии, сердечной энергии зависит исцеление человека. Многие качества он унаследовал от отца, в книге «О Вечном...» опубликовано его «Слово об отце». Он почитал его не только как родного отца, но и как мудрого Учителя. Вспомнилась выставка картин С.Н. и Н.К. Рерихов, которая проходила в картинной галерее. Там на одной из картин — яркое пятно в квадрате. Однажды я проводила экскурсию для детей, мы рассматривали эту картину, и девочка лет 12-ти с восторгом воскликнула: «Как красиво!» — и сказала, что это зерно земли. Огненное зерно земли. У детей непосредственное восприятие. Они сердцем проникают, и как важно водить детей на выставки, это же остаётся у них на всю жизнь. Святослав Николаевич в общем-то нового ничего не сказал; о том, что в человеке всё должно быть прекрасно, говорили многие тысячелетия назад. Конечно, это было говорено всегда, но сейчас это настолько насущно! Если раньше можно было теоретизировать, что надо становиться лучше, надо совершенствоваться, то сейчас это вопрос духовного выживания. Если сейчас мы не начнём делать по его совету, то неизвестно, что будет дальше. Сейчас время ускоренного совершенствования, и именно в эти годы решается наша дальнейшая судьба, поэтому он и вся семья Рерихов появились на пороге Нового Мира, чтобы нас подготовить к этому Новому Миру. За это всей семье величайшая благодарность, потому что без них мы бы не сориентировались. Идут энергии, а мы не понимаем, как быть, кем быть и так далее. Как можно жить без мировоззрения? Вот я кому ни скажу: «Представьте, что у вас не было бы Живой Этики», — и люди уже не представляют, как бы они жили и чем бы они питали свою душу, свою сущность. Как и все члены семьи, Святослав Николаевич служил человечеству. Он был связан с Россией, продолжил великую Миссию всей семьи. Рерихи всё оставили нам, и теперь от нас зависит, как мы это дальше понесём. Теперь эстафета передана нам, они ушли, а кто дальше понесёт Учение? Несмотря на все наши несовершенства, всё-таки ответственность приходится на себя брать. Как Жанна д’Арк говорила: «Если не я, то кто же?» Ушли они все, значит, те, кто принял Учение, приняли на себя ответственность. Вы знаете и вы ответственны, как сказано в Учении. Мы знаем, изучаем, значит, с нас и спрос. И это великое счастье. Поступил вопрос: «Что такое дух и душа?» Здесь же приведены цитаты из письма Е.И. Рерих, поясняющие эти понятия: «Конечно, дух, или монада, пребывает всегда в своей первичной чистоте, как в животном, так и в человеке, но лишь отложения, накопляющиеся от соприкасания с прочими энергиями, слагают индивидуальность или, если хотите, душу». И ещё: «Каждая божественная искра-монада в огненном естестве своём едина со всеми прочими монадами, но те сочетания энергий, с которыми она приходит в соприкосновение, выявляют её потенциал, окрашивая его соответственно сочетанию, так творятся все разнообразия» (16.01.1935 г.). Божественная искра-монада присуща абсолютно всем людям. Но как с ней поступают люди? У некоторых она задавлена, то есть она не может выявить всю свою божественную сущность, не может давать свет через свои проводники, то есть тела человека. А у святых, подвижников божественная сущность выявляется с большой силой и светит вокруг, почему мы их так и почитаем. Как поётся в песнопениях, «Дивен Бог во святых своих». Мы не можем познать самого Бога, но через святых мы познаём Его качества — Его Свет, Его энергии, потому что святые сделали себя уже настолько прозрачными, очистив себя, что ничто не может затемнить эту искру божественного огня, которая в них и светит всем людям. «Да светит Свет ваш перед людьми, — сказал Христос, — чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Тогда монада начинает работать, она имеет возможность выявиться, она светит и греет, помогает и исцеляет. Почитание святых имеет очень глубокое основание — это почитание Бога в них. И то, что они, в своём совершенствовании, через многие страдания, испытания и искушения пронесли этот священный огонь для нас, — это делает их особо почитаемыми. Поэтому празднование святых всегда имеет основание, и мы очень радуемся, что в Новосибирске построена часовня в честь Николая Чудотворца. Это великий Светоч, и в нём Бог дивно проявил себя: в милосердии, в любви, в сострадании к людям вне всяких различий. И на море, и на суше, и в темнице, и на казни — везде Он помогал, исцелял и спасал. Это всё свойства Божественной Любви. Как понимать расширение сознания? Можно ли это понять как принятие в своё сознание окружающей действительности? Круг сознания будет увеличиваться и будет происходить накопление психической энергии и качеств? Чем шире сознание, тем больше оно соприкасается с окружающим миром. Если сознание маленькое — оно в малом круге соприкасается, если большое — оно охватывает уже больше и больше областей. Указано, что желательно иметь синтез, синтетическое сознание, которое вмещает и земные сферы, и дальние миры, и потусторонние надземные миры, — это называется синтез, или полный круг сознания. А у нас ещё могут быть дуги сознания, дуга — это часть круга: что-то мы вмещаем, а чего-то мы ещё не можем вместить. То сознание, которое всё вмещает, — это наш идеал, и к этому мы в своём росте и стремимся. Учение Живой Этики очень помогает нам расширять сознание, мы уже многое поняли — что смерти нет, что есть надземные миры, есть мысль. Ведь некоторые думают, что их мысли никто не знает и они ни на кого не влияют. А мы уже знаем, как влияют наши мысли и чувства на других и на нас самих; это тоже обогащение сознания. Я воспринимаю расширение сознания как способность вмещать окружающий мир, понимать его. Чтобы возможно было его понять, человек должен видеть не себя, а именно этот мир, то есть он должен освободиться от самости. Если человек от себя не освободится, то он не сможет и других видеть. Мы можем воспринимать других только тогда, когда забываем о себе и входим в сознание другого человека, изучаем его словарный запас, а иначе как с ним говорить по сознанию? Когда мы от себя отрешаемся, только тогда мы и расширяем своё сознание — тем, что входим в сознание других людей. А если мы заняты в основном собой, то, конечно, мы других не постигнем и сознания своего не расширим. Это вы очень хорошо отметили. Только человек может расширять сознание, ни животным, ни растениям этого не дано. У животных нет самосознания, поэтому с них и спросу нет, и кармы такой у них нет. Только человек наделён самосознанием, совестью, ощущением себя, ответственностью за себя. У животных, как сказано, — инстинкт, они живут инстинктом. Они бывают очень одарены, особенно собаки, лошади, у них свои способности, но всё же самосознания, как у людей, у них нет, оно будет, только когда они в каких-то кругах перейдут на стадию человека. Мы тоже прошли стадии растительной и животной жизни, когда-то и скалами были, и всё это было бесчисленное количество миллионов лет назад, пока мы не до-шли до самосознания, и Сыны Разума, наши подлинные Духовные Отцы, наградили нас этим самосознанием. Только тогда мы стали сознавать себя и началась наша ответственность. Можно понимать расширение сознание и как вмещение ответственности. Чем больше круг ответственности, например за планету, тем больше сознание. Сначала за семью, потом за общество, потом за свою родину, за свой народ, потом за планету, а потом космическая ответственность, за другие миры. Потому что мы все взаимосвязаны, и вся вселенная — это, в конце концов, одно тело, что-то где-то происходит — всё и нас касается. Если наше сознание это допускает, это и будет расширением сознания. Ещё было отмечено вмещение противоположностей, это тоже относится к расширению сознания. Многие на этом спотыкаются. Сколько раз в Учении говорится о кажущихся противоположностях и вмещении пар противоположностей! Это тоже симптом расширения сознания. С одной стороны, надо быть самоотверженным, а с другой — беречь здоровье. Это надо вместить: быть мужественным и самоотверженным и в тоже время осторожным. И когда мы это понимаем и для нас это уже не противоположность, тогда мы и вмещаем эти понятия. Назад в раздел : СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы, прозвучавшие на "Круглых столах". |
|||