(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

Беседа с сотрудниками СибРО 30 января 1995 г.

дата: 30 января 1995 г.


Вышли книги Профетов. В одной из них рассказывается обо всех Учителях подробно, об Иерархии, о том, что Эпоху Водолея возглавляет Сен-Жермен. Как к этому относиться?

Они пишут об Учителях?! Какая наглость! Вот это меня особенно возмущает. Каким образом они могут знать об Учителях? Они что, себя выше Учителей ставят? Или Учителя им подробно всё сообщают?! И как к этому можно относиться? Это же всё самозванство! Вот что пишет Елена Ивановна: «Удивительно сознание людское. Оно готово поверить любому самоутверждённому и ничем не подтверждённому земному авторитету, передавшему весть, полученную якобы из высшего источника». Тут всё сказано по этому поводу.

Как можно им верить и кто подтвердил их источник? Ведь так каждый из нас может начать говорить: «я получаю», и кто-то поверит. Нужно быть бессовестным, чтобы это делать.

Пусть эти самые писатели подтвердят истинность своего источника. А как они могут подтвердить? Только личными заявлениями. Вот целая статья на эту тему — о самозваных учителях. Это основополагающее. Как сознание людское легковерно, готово поверить каждому. Какие-то проявления Тонкого Мира принимаются за проявления свыше — все они только «свыше» получают, а если на самом деле они не соответствуют? Каждый только по соответствию получает, это как радиоаппаратура: если радио не настроено на УКВ, оно УКВ не поймает, а если настроено, то поймает. Точно так же и у нас — мы тоже аппараты, только духовные.

Есть ли сейчас кто-либо из представителей Иерархии на Земле, кто мог бы подтвердить истинность того или иного источника? Ведь Святослав Николаевич уже ушёл из жизни.

Но для нас совершенно ясна единая линия: единый Источник, единый Луч, по которому Иерархия Света дала нам Учение, потом Рерихи и Борис Николаевич. И другой линии, другой цепи Иерархии мы не знаем. Тем более возьмите Записи Бориса Николаевича, — неужели там какие-то откровения по поводу Учителей, какие-то выдумки, необоснованные совершенно утверждения? Откуда они взяли, что в Эпоху Водолея — Сен-Жермен? Где об этом в Учении сказано? Ведь этого же там нет. Сейчас опубликовали 3-й том Писем Елены Ивановны, не предназначавшийся к опубликованию. Там она пишет доверенным лицам. Доверенным. «Вам лично пишу об Учителе, что его воплощение было такое-то». Но даже и это не предназначалось для широкого сведения. И потом, почему нас должно всё это так интересовать? Наше ли это дело? Наше дело — совершенствоваться и приближаться к Ним по мере нашего продвижения по духовному пути, вот что самое главное. А ведь всё остальное отвлекает. Человек перестаёт думать.

В Учении много говорится о разнице между любознательностью и любопытством, и любопытство очень не поощряется, оно ведёт к предательству, потому что любопытствующие нахватаются знаний, загордятся, начнут этими знаниями манипулировать, кощунствовать, профанировать. То, о чём они говорят, — что хорошего из этого получается и почему именно этим надо интересоваться? Я в этом не вижу элементарного уважения к Учителям. Потому что, когда почитаешь Великого духа, то не будешь слушать, кто и что говорит. А контактёры — это медиумы, у них открыто ухо на какие-то слои Тонкого Мира, там с большим удовольствием и радостью пользуются этим и внедряют всё что угодно, лишь бы это отвлекло от Живой Этики. Все эти книги — это отвлекающие книги, даже если в них что-то и правильное: они нарочно помещают там какие-то цитаты, якобы с Живой Этикой, и на этом ловят и тут же подсовывают ложь. Им нужно отвлечь внимание во что бы то ни стало, это их цель. И некоторые легковерные люди, любящие оккультную экзотику, как я называю все эти вопросы, кидаются на это, забывая об Основах. Имеешь ли ты вообще право на такие знания, на такое любопытство по поводу этого? И про Елену Ивановну, про её воплощения тоже всякие выдумки, постоянно я такое слышу.

Нам часто задают такие вопросы: кто Иисус Христос и кто Хрестос? В чём различие?

Нам очень важно, что был Христос, что христианство завоевало полмира, что это целая эпоха. Кто такой Христос? Это Сын Божий, это Величайший Дух, то есть ближайший к Самому Высшему. «Я и Отец мой — мы едины». Всё сказано в Евангелии, кто есть кто.

О понятии «Хрестос» Блаватская писала в «Эзотерическом христианстве». Это для тех, кто углублённо этим занимается, но нам это, мне кажется, не обязательно. Надо быть уверенным, что Христос был, надо оценить Его величайшую Жертву — принятие на себя кармы всех людей, которая бы иначе задавила, — вот это надо понять. Это уже очень многое. Как чувствовала Его Тереза Авильская! Вот так Его понимать и любить. А всё остальное — эзотерические имена и тому подобное — меня это никогда не интересовало. Это, может быть, будет нужно и потом будут изучать, но это не для меня, потому что я не считаю это главным, и не это решает путь.

(О Доме Рериха на Алтае.)

Этот Дом имеет большое значение и будет иметь, потому что там остались следы неуничтожаемые. Это центр Алтая.

Там были Е.И. и Н.К. Рерихи, и их эманации остались на стенах, это имеет большое значение.

Конечно, и это подтвердил Святослав Николаевич.

Имеет ли значение, если мы его разберём, отреставрируем и снова соберём? Есть мнение, что нельзя разбирать — нарушать целостность и наслоения. Мы считаем, что надо приглашать специалиста, который всё чётко скажет. Думаем, что, если есть наслоения, в любом случае они останутся.

Это же огненные наслоения. Важно, чтобы это были те же брёвна, тот же дом, перенесённый на новый фундамент. Конечно, наслоения останутся, потому что там была такая семья. Я думаю, что люди это почувствуют.

Надо сохранить дом в любом виде. И то, что там было, будет перенесено на новый фундамент и останется.

Предсказаны катаклизмы, и некоторые люди собираются уезжать на Север и агитируют других.

Никто не знает сроков. И раз нам пока не указано перебираться на Север, надо сидеть на своих местах. Когда будет нужно, люди будут переведены в безопасные места, если будут катаклизмы. Но тут их не будет, потому что Сибирь. Новосибирск — центр, почему тут должно трясти? Сибирь, Алтай. «Север будет безопаснее в этом отношении», — сказано.

«Скажите вашим друзьям, чтоб научились наблюдать сущее по возникновению событий. Иначе останутся читателями газеты, составленной плутом. Напрягайте сознание уловить возникновение событий, если хотите приобщиться к эволюции мира» (Община, 77). Как это понимать?

Мы ведь не можем не чувствовать, что что-то приближается, правда? К этому все приметы. Мы чувствуем необычность времени, и во многих местах происходят и всевозможные бедствия, и революции, и борьба. Что больше всего ужасает меня — это убийства. Убивают во всех странах массу людей. Израиль, Палестина... Везде, где ни послушаешь, везде войны, преступления, убийства. То есть сейчас огненные энергии выявляют со страшной силой всё, что в человеке. Если в нём есть в потенциале склонность к убийству, он обязательно начнёт этим заниматься. Раньше это у него дремало, а сейчас всё наружу, все эти преступления сразу выявляются, человек уже не может держать их про себя, и обстановка пока что благоприятствует. Чечня — очень характерное для этого явление. Без каких-то внешних поводов чудовищные убийства и военных и штатских, и старух и детей. Просто убивают — и всё, жизнь человеческая уже не имеет цены. И во многих странах так. Я считаю, что сейчас надо слушать радио, по возможности быть в курсе, потому что это даёт картину мира — что в мире происходит. Знать это надо, а иначе мы как узнаем? Поэтому, когда я не читаю и не пишу, у меня всё время что-то включено.

Люди попадают в эти ситуации — трагедии, убийства, это значит, что их судьба предначертана?

Сейчас карма сворачивается очень быстро. Предначертана, но это не значит, что надо поощрять убийства.

Сейчас многие люди испытывают страх: вдруг находит необъяснимая волна страха, даже по детям это чувствуется. Что это?

Или это предчувствие надвигающихся событий, или это насылается. Потому что против страха достаточно в Учении говорится. Зная Учение, зная Иерархию Света, будучи с Ней связанными сердечно, — какой мы можем испытывать страх, когда волос не упадёт с головы без воли Божьей? Почему должен быть страх? Надо, может быть, сделать выборку о страхе и посмотреть, чем он вызывается. Помните: «Мы пустим по ветру все разноцветные перья страха» — это в «Общине» (41). И там перечисляются категории страха: и ужас, и угодливое лепетание, и другие.

Фильмы очень развивают страх. Я иногда нечаянно что-то включаю — там бьют, стреляют или чудовища ходят. Детям никак этого видеть нельзя, они будут бояться. Тёмных это устраивает. Тёмным надо, чтобы люди боялись. А бояться — значит ослаблять себя. А ослаблять — значит попасть или в болезнь, или в лапы тёмных.

Нельзя бояться тем, кто имеет сердечную связь с Иерархией, кто читает Учение и верит в то, что нам помогают. «Только призывайте Меня, обращайтесь ко Мне», — ведь это Учитель говорит. А те, кто обуян страхом, забывают об этом. Вы ведь давно читаете Учение, почему вы боитесь? Даже если это необъяснимый страх, обращайтесь сразу к Учителю. И продолжайте читать, это укрепит вашу связь. Страх гонит вас к Учителю, потому что без него вы, может быть, меньше бы обращались. Это даже ко благу. Нет худа без добра, как говорится.

Все эти запугивания — это так называемые страхования. Ведь как подвижников страховали, то есть страхами пугали! Помните, Сергию всякие ужасные личины являлись и гнали. Одного из подвижников спросили, как они выглядят, он сказал: «Они гнусны». Вот эта гнусность, конечно, приводит в ужас. Так что, начиная подвижниками и кончая нами, пытаются запугивать. Сколько раз я видела разные рожи! Надо на них огонь направлять и огненный крест на них класть, — бегут. Крест горящий, да ещё когда вы представляете, что из ваших пальцев идёт огонь. Сейчас они пока ещё существуют и могут всячески выводить нас из равновесия. Потом их не будет, они будут изгнаны. В очищенной атмосфере, говорит Елена Ивановна, они уже существовать не смогут. Но пока ещё они существуют и, зная свой конец, очень торопятся сделать как можно больше зла. Взорвать планету и уплыть на обломках — это была мечта хозяина Земли. Сейчас его уже нейтрализовали, но осталось много его последователей.

Скажите, Луч Учителя Света помогает только группе, устремлённой и делающей Его дело?

Он и отдельным людям помогает, которые к Нему устремлены. Луч Учителя ищет, куда направиться. И если группа гармоничная, конечно, она притянет Луч. Сейчас нам приходится самим думать и разбираться, но благодаря тому, что у нас сильное гармоничное ядро, мы получаем нужные идеи, указания, мы как-то чувствуем, что надо делать.

Сотрудничество — непростая вещь, для этого нужно духовность иметь, потому что надо о себе забывать, а люди помнят о себе в первую очередь.

Как научиться целесообразности во взаимоотношениях?

Надо всегда вспоминать, что об этом говорит Учение. Говорить с человеком по сознанию. Если с ним говорить не по сознанию, вы можете и врага нажить, или он оттолкнётся, или испугается. Об этом достаточно сказано. Говорится: «Господом твоим», значит, надо узнать, чем он живёт, и этого «господа» возвеличить, до Учения как-то поднять, если это не враг, если не контактёр, который сам всё знает и вас учит. Ну а с такими надо быть суровым и никаких дел не иметь, потому что они же посредники. Мы посредники, и они посредники. Мы стараемся быть посредниками Высших Сил, стараемся насколько можем, насколько соответствуем. Для этого мы стараемся улучшаться, чтобы свой провод улучшить, очистить свой «радиоприёмник», чтобы он какие-то новые волны воспринимал. Для этого надо только выполнять то, что в Учении сказано, — этическое . Вот я вчера перечисляла: доброжелательство в первую очередь, чистота мыслей, чувств и слов — в жизни каждого дня стараться, где можно, сделать что-то хорошее и не мерить малое и большое. Но быть очень осторожным со словами, не верить словам, если их говорят в большом количестве и по поводу себя.

Со всеми дружить, конечно, невозможно, потому что надо знать, кто стоит за человеком и что он за человек, иначе вы можете в хорошее дело впустить очень вредных людей, открыв им себя и вход через себя. Поэтому нужно без подозрительности, но очень пристально разбираться, наблюдать за человеком, смотреть ему в глаза, слушать своё сердце, как оно реагирует. И наблюдать, как действует человек, соответствуют ли его слова поступкам. Очень много способов. Конечно, бывает, что и мы ошибаемся или не знаем, что дальше будет.

Всё в сердце. Нам не указано изучать магию. Кто-то магией занимается, а у нас защита в сердце — то, что они не имеют. У нас связь с Иерархией, у нас любовь, устремление, мы знаем путь, мы знаем будущее. Я помню, как Ольга Берггольц писала во время войны в Ленинграде осаждённом, во время блокады: «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то? А я могу любить, а мне не счесть души моей богатства...» Так она писала во время страшного голода. И этой любовью, этими высокими чувствами мы защищаемся. Особенно любовь к Высшему, любовь ко всему лучшему, что есть, — к природе, к искусству, это тоже всё защита. И конечно, мы любим Светочей Мира. Каждого Светоча мы любим. Изучаем, приближаемся к нему, это нам близкий, родной человек, но высшего порядка. Разве это не счастье, разве это не богатство?

«Что требуется в Нашей Общине? Прежде всего, соизмеримость и справедливость. Конечно, второе всецело вытекает из первого. Конечно, нужно забыть о доброте, ибо доброта не есть благо. Доброта есть суррогат справедливости» (Община, 67).

Такая доброта — это «кот Леопольд». Соизмеримость и справедливость. Справедливость вытекает из соизмеримости, когда мы соизмеряем все явления: можно — нельзя; соответствует — не соответствует; по Учению это или не по Учению, — всё это процесс соизмеримости. И тогда мы поступаем по справедливости. Не от себя лично мы справедливы, а на базе Учения. Укрепляйте базу.

Далее в этом же параграфе: «Человек, не отличающий малое от большого, ничтожное от великого, не может быть духовно развитым. Говорят о Нашей твёрдости, но она лишь следствие Нами развитой соизмеримости».

Надо всегда вспоминать какие-нибудь примеры, всё-таки для начинающих надо с примерами. Какой привести из жизни пример, когда не отличают малое от большого? Что такое ничтожное и что такое великое? Может быть, ничтожное — это наши личные чувства, а великое — это связь с Иерархией. Ведь и так можно понять, правда? Все наши личностные эмоции, обиды, недовольства — это всё малое. Перед великим это всё исчезает, это должно исчезнуть. В малом (внутри группы) могут быть несогласия, но и это надо устранять и не придавать значения каким-то личным особенностям. Это малое. А великое — это наше общее устремление, общая работа.

Во взаимоотношениях: как отличать малое от великого, имеющее значение от ничтожного, чтобы на ничтожном не споткнуться? Сказано, что стебель травы может на подъёме низвергнуть в бездну. Поскользнулся о стебелёк травы, казалось бы, малое — стебель травы, но поскользнулся и загремел... И как бы нам тоже не «греметь» на мелочах. У каждого своя слабинка: гордость, обидчивость, мнительность. Каждый может поскользнуться, и каждый знает, какая у него слабость.

Далее там же: «Явление нужно понимать как очевидное не глазу, но сознанию».

Сознание подсказывает — что-то не то... Первое впечатление. И почувствовать, что внутри, — ваша реакция.

А вдруг она личностная? Вдруг мне неприятен человек, а для дела он нужен?

Личностная — это когда вы имеете повод быть недовольным. Если вы его первый раз видите, у вас поводов никаких нет.




Назад в раздел : СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д. Спириной на вопросы, прозвучавшие на "Круглых столах".
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае