(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
УчительПредисловиеНаталия Дмитриевна Спирина (1911 – 2004) — поэт, прозаик, крупнейший исследователь творчества великой семьи Рерихов, основатель Сибирского Рериховского Общества и двух Музеев Н.К. Рериха в Сибири. Творческое наследие Н.Д. Спириной, помимо стихов, сказов и очерков, докладов и выступлений, включает в себя целый ряд подборок, составленных на основе Учения Живой Этики, Писем Е.И. Рерих и Записей Б.Н. Абрамова. В архиве Наталии Дмитриевны сохранилось несколько папок с большим количеством самодельных книжечек. На папках в алфавитном порядке выписаны названия: «Аура», «Будущее», «Дети», «Дисциплина», «Любовь», «Труд» и другие — всего более пятидесяти тем. Часть этих подборок была привезена из Харбина, где она жила до 1958 г.; Наталия Дмитриевна рассказывала, что в группе Бориса Николаевича Абрамова, где она много лет занималась изучением Живой Этики, очень поощрялась работа по составлению тематических подборок. Причём каждый участник делал как самостоятельную работу, так и коллективную: назначалась тема, и каждый выбирал параграфы из той книги, которую читал, а затем всё объединялось и выстраивалось в нужном порядке. (Именно тогда Наталия Дмитриевна начала делать выборки о психической энергии и о Тонком Мире, которые впоследствии были опубликованы отдельными книгами, выдержавшими уже несколько переизданий.) Другая часть подборок, хранящихся в архиве Н.Д. Спириной, относится к периоду её жизни в Новосибирске. К этой работе она привлекала сотрудников, которые выверяли и перепечатывали тексты, собирали их в книжечки и делали обложки, а также помогали в их составлении. Наталия Дмитриевна всегда щедро делилась с Рериховскими Обществами плодами своей работы над Учением. В первые годы становления и развития рериховского движения её подборки широко расходились по различным Обществам и группам — их очень ждали и встречали с необычайным воодушевлением. Позднее, во время личных встреч и на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества, когда к Наталии Дмитриевне обращались с вопросами по той или иной теме, она всегда советовала вначале сделать выборку из книг Учения и Писем Елены Ивановны Рерих, что помогло бы ответить на нужный вопрос и осветить все его грани. Очень поощрялось и составление тематических каталогов. Н.Д. Спирина отмечала, что подборки на одну и ту же тему будут совершенно различными у разных людей, всё зависит от личного духовного опыта. Потому для нас так ценно знакомство с этими материалами из архива Наталии Дмитриевны — мы не только прикасаемся к её творческой лаборатории, но и постигаем основы того духовного направления, которое закладывалось самими Рерихами и через посредство Бориса Николаевича Абрамова было воспринято Наталией Дмитриевной Спириной — его ближайшей ученицей. …И рано или поздно,
УЧИТЕЛЬОстерегайтесь забывать призывать Учителя1. Нравится Учителю всякое чистое искание, явленное для Высшего Знания2. Не надо, чуть Учитель скажет неприятное, волноваться: ученик радуется каждой вести. Думай о духовном руководительстве одного Учителя3. Любите Учителя духовного4. Учитель счастье доверил вам5. Учитель близок вам в каждую минуту вашего творчества6. Учитель с вами радуется счастью действия в жизни, когда оно направлено ко благу7. Дни ваши Учитель украсит зеленеющим лавром и явит Учителя целебные ароматы8. Учитель страдал за лучшие идеи9. Учитель управит непокорными10. Будете Ауру Учителя помнить, улыбаясь через капли росы грядущего Светлого Дня11. Уста Учителя снимают затвор12. Учитель знает наш путь, и голоса препятствующие предаём Его Воле13. Мысли о благе подымают к вибрации души Учителя. Помни, душа Учителя — ваш дом. Не забудь Его в стремлении ко благу. (...) Учитель всегда у дверей ваших, Но оставьте двери открытыми. Ожидайте Его и Он ответит на зов ваш, Так же как цветок отвечает зову утреннего солнца14. Учитель силу имеет щит поднять до явления счастья. Учитель чует руку о помощи просящую. Учитель помочь готов. Учитель может явить новых. Учитель может послать учение. Учитель считает смелость подвигом. Учитель являет силу верным15. Можете понять — истина проста, Сумейте Учителя слушать16. Учитель на зеркале видит фильму всех ваших движений17. Учитель проверяет творчество любимых учеников18. Явление Учителя надо помнить, щит надо чисто держать19. Даже простая хозяйка скажет — не грязните ступени, иначе придётся прибрать сор свой. Также прободающие ауры Учителя и связанных с Ним людей наносят себе дыры не наказанием, не отмщением, — но обратная искра20. Почему чую дух горный? Учитель Щит Свой шлёт. Учитель хочет видеть вас гору созидающими. Учитель мечтает увидеть, как ничто не смутит вас. Учитель чует, как мужественно надо вам идти. Учитель укажет, когда серьёзная опасность встретится. Учитель мужество советует держать готовым. Учитель усвоить поможет руку худую. Учитель не напрасно повторяет мысли, давно знакомые. Учитель смотрит вперёд. Учитель указывает дух держать непреклонным. Учитель желает жуть прогнать. Учитель хочет суждение ваше сделать спокойным. Учитель удерживает вас от огорчений. Учитель удалые замыслы советует думать по-прежнему. Учитель о здоровье вашем заботится. Учитель ехать посылает. Учитель довольно предупредил21. Сказано, случаи будут применить мужество, будут обрывы острые и пройти их можно лишь Именем Учителя22. У Нас Учителя почитают в действии23. Учитель видит новые возможности, и пожар степи гонит всадников в одном направлении24. Встречая язвенных детей, спросите о качестве учителей25. Не награда, не справедливость, но закон неоспоримости несёт воплощённый дух по восходящей спирали, если он осознал необходимость движения. Учитель ничем не может подвинуть это сознание, ибо каждое внушение нарушало бы личное достижение26. Учитель ценит желание омыть пыль с Великих Ликов. Учитель ценит желание утвердить простое выражение великих слов. Учитель ценит желание сосредоточить многословие27. Учитель может послать луч на помощь, но не будет сражаться, если меч явленный обернётся против друзей общины, — меч свернётся в бич молнии28. Многое можно простить тем, кто и во тьме сохранил понятие Учителя. Учитель поднимает достоинство духа. У нас понятие Учителя подобно лампаде во тьме. Потому Учитель может быть назван маяком ответственности. (...) Учитель является с момента зажжения духа. С тех пор Учитель неразрывен с учеником. Не видим конца цепи Учителей, и сознание, наполненное Учителем, возвышает достижение ученика, как драгоценный, всепроникающий аромат. Связь ученика с Учителем образует звено защиты соединительной цепи. В этой защите процветают пустыни29. Учитель несёт пламя неугасимого подвига. (...) Сердце Учителя живёт подвигом. У Него нет страха, и слова «боюсь» нет в Его словаре30. Пустую молву обрезать и найти десять слов против каждого слова, поносящего Учителя. Именно не промолчать на стрелу против Учителя. Матерь и Учитель — эти оба понятия должны быть ограждены каждою книгою. Свет величия не потушим31. Учитель посылает пожелание, чтоб эволюция нарастала законно. Учитель умеет различить освободивших сознание32. Учитель принял всю меру верности33. Пусть каждая община ждёт своего Учителя, ибо община и Учитель составляют концы одной колонны34. Основание общины в свободе мышления и в уважении Учителя. Признать Учителя — значит стать в ряд работающих на пожаре. (...) Как бы лучше понять бережливость в сознании, это оградит понятие Учителя. Ведь Учитель, ведь знание, ведь эволюция мира будут путями к дальним мирам!35 Учитель может лить знание, но оно более служит пространственному насыщению, потому учащий не одинок, даже без видимых учеников36. Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит способности учащихся. Только распознание способностей позволит справедливо относиться к будущим работникам. Часто сами учащиеся не понимают своего назначения. Учитель, как друг, напутствует их по лучшему направлению37. Учитель будет ведущим наставником — другом, чтобы указать путь краткий и лучший38. Могут спросить — «Какие признаки учителя ценить?» Вы уже знаете о качестве действия и можете уже применить новые подходы к действию. Надо предпочесть того учителя, который идёт новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несёт на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создаёт зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд39. Учитель являет лишь вехи нужные40. Часто вы удивляетесь, что Учитель предусматривает самые малые подробности. Но кто вам сказал, что эти подробности малы? Часто нога ломается от самого ничтожного камня, и стебель травы ввергает в пропасть41. Вы отменяете явление насилия и тем признаёте Учителя42. Можно ли приобретать психотехнику без Учителя? Невозможно. Эта техника сопряжена с опасными процессами. Пошлёте ли ваших детей в физический кабинет без руководителя? Как найти Учителя? Не забудем, что законы воли обладают свойством привлекать внимание, кого зов касается. Нет необходимости нахождения Учителя в соседнем доме, можно руководить на расстоянии. Но бывают моменты, когда опытное предупреждение неизбежно. Ряд психических явлений тесно связан с атмосферическими и астрохимическими событиями. Существуют незримые, но смертельно ощутимые магнитные бури; физический руководитель даст полезные советы, как избежать опасность, заключённую в каждом металле. Существуют психические бури, когда рука Учителя становится необходимой43. Как можно чувствовать себя наиболее защищённым? Только установив ближайшую связь с Учителем. Только в действенном сотрудничестве и в уважении скрыта лучшая возможность прохождения через опасные сферы. Связь с Учителем есть живая проникновенность в будущее. (...) Конечно, каждый Учитель имеет своего Руководителя, и ценность мысли возносится в дальние миры. Почитание Учителя и построение устремления к дальним мирам связаны, как радуга соединена сущностью света. Научитесь понять, как высоко понятие Учителя. Проведите эту черту от края и до края, от прихода и до ухода. Знайте, как явлено вам Учение Света, и помните серебряную нить связи. Связь с Учителем легка, как крыло орла, и орлиный глаз смотрит вперёд. (...) Рука Учителя зовёт к порогу общины44. Учитель хотел бы видеть напряжённое искание вместо маленьких пересудов45. Учитель будет естественным вождём. Учитель в Азии является понятием законным. По завету Будды каждый будущий Учитель почитается особенно. В этом открытии возможности весь залог будущего46. Желание при сознании ответственности приведёт к нахождению Учителя47. Нужно, при убеждении посредством применения психической энергии, употреблять язык убеждаемого. Могли не раз заметить, как язык Учителя соответствовал выражениям учеников. На этом слагались нелепые подозрения о подделках, ибо кому-то казалось странным, что характерные выражения ученика передавались речью Учителя. Но никто не подумал, что таким образом облегчалась усвояемость. Нужно также понять, что при совместной работе обобщаются способы выражений — иероглиф понимания углубляется48. Учитель чует, щит раскаляется. Происходит воплощение заповеданной сказки49. Учитель предлагает радоваться каждому завоеванию духа50. Как хозяин наполняет до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний знак Завета51. Именно сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании52. Бездомие есть необходимое свойство Учителя. Местопребывание имеет Учитель, но не местожительство. Учитель входит в жизнь, но не являет обывательство. Учитель украшает спор, но не удлиняет его. Сожалеет, но не оплакивает. Учитель защищает, но не машет руками. Утверждает, но не являет смущения. Угрожает, но не являет промедления. В случае необходимости разит, но не ранит. Благодарит, но не забывает. Оценивает побуждения, но не являет слабости. Бережно заботится, но не утруждает. Не страшится, но не безумствует53. Конечно, каждый Учитель радуется беспредельной красоте дальних миров и мучается скорченным тупоумием воплощённых двуногих54. Ученик не должен быть одержимым и Учитель поработителем. Между тем требуется осознание Иерархии и согласованность действий, совмещение свободной воли с признанием Учителя. Обычно смущаются слабые умы. Конечно, условия и ограничения противоречат свободе в её вульгарном смысле. Но осознание целесообразности и культура составляют великое значение Учителя. Принять понятие Учителя будет прохождением первых врат эволюции. Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Он будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность55. Следует отличать однобокое сознание от односторонней энергии. Иногда Учитель прилагает одностороннюю энергию, чтобы добиться движения духа в определённом направлении. Из этого не следует выводить представление, что сознание Учителя однобоко56. Поспешим, поспешим к понятию Учителя. Окружим его стеною преданности и тем окружимся крепостью. После скитаний поймёте, где удача — там Учитель, где поражение — там предательство. Там, где поражение, там мы ухитрились изогнуть, и сорвать, и истребить начертание целесообразности.
Явленная череда Учителей сияет жемчугом междупланетным, прибавь свою жемчужину!58 Не будем брать пример с великанов и героев, напомню маленького индуса, познавшего Учителя. Мы спросили его: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?» Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц». Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу реки сидит мальчик, знающий Учителя. Есть проводники электричества, также есть объединители познания. Если варвар посягнёт на Учителя, скажите ему, как человечество назвало разрушителей книгохранилищ59. Простое утверждение знания даст выход противоречиям. Невозможно мыслить без уважения знания. Учитель предлагает положить знание в основу утверждения сознания60. Не слушайте учителя, взимающего за учение деньги61. Мысля о знании, осознайте Учителя. Истинно, почитание Учителя есть панацея даже от физических болезней62. Явление Учителя может озарить людей, если путь будет мощен знанием63. Взаимоотношения Учителя и ученика. Учитель даёт указания в пределах дозволенного. Он возводит ученика, очищая его от ветхих привычек. Он предостерегает его от всяких видов предательства, суеверия и лицемерия. Он накладывает испытания видимые и тайные. Учитель открывает врата следующей ступени словами: «Радуйся, брат». Он же закрывает словами: «Прощай, прохожий». Ученик избирает себе Учителя. Он почитает Его наравне с высшими существами. Он верит Ему и приносит Ему лучшие мысли. Он охраняет Имя Учителя и начертает Его на мече слова своего. Он являет прилежание труда и подвижность подвига. Он встречает испытания как свет утра и устремляет надежду на затвор следующих врат. Друзья, если хотите приблизиться к Нам, изберите Учителя на Земле и передайте ему руководство. Он скажет ко времени, когда ключ готов повернуться во вратах. Все имейте Учителя на Земле64. Учитель радуется решимости65. Учитель — лучший друг, не прибавьте Его тягостей66. Учитель может действовать, только где рука Его не стеснена67. Учитель любил битвы и знает, как они наполняют энергию Космоса. Учитель стоит вместе с вами над пропастью, кто же убоится больших зверей?68 Всякое почитание Учителя показывает понимание Учения. Всякое почитание места работы Учителя докажет проникновение и преданность. Но эти знаки внимания не могут быть подсказаны. Эти знаки должны сами расцвести в сознании. Учитель не скажет — «Окажи внимание Мне»69. Учитель тоже являет силу, чтоб охранить красоту вашего подвига. Несчастье людей в том, что не понимают воплощений и сложности условий подвига. (...) Учитель может направить главный канал действия. Учитель может охранить до известной ступени, но танец теней будет вести свой хоровод70. Каждый учитель жизни мог основывать своё знание лишь на образах Истины и творил будущее мыслью, но не сознанием толпы. (...) Почитание места жизни Учителя не есть поклонение земле, не есть условность храма, но есть возжжение справедливости в пространстве71. Учитель следит за развитием йога. Признаком развития йога будет услышание голоса Учителя, в то же время развивается чуткость справедливости72. Поручаю вам Учителя Имя держать высоко, чтобы ничто умаляющее не коснулось этой цепи единения миров73. Благословенна Индия! Ибо ты одна сохранила понятие Учителя и ученика. Гуру может направить корабль духа ученика. Гуру может рассеять приступ сна. Гуру может возмутить дух поникший. Горе тому, кто дерзнул ложно признать кого Учителем своим и кто легкомысленно произносит слово Учитель, почитая себя! Истинно, процветает дух, который понял путь к восхождению, и болеет поникающий двоемыслием. Можно спросить мальчика-индуса — хочет ли он иметь Гуру? И не нужно будет слов ответа, ибо глаза мальчика выразят желание, стремление и преданность. Огонь Ариаварта зажжётся в глазах. Поток Риг-Вед потечёт по склону гор. Кто же может сказать словами всю цепь Учительства? Или она осознана, подобно змию знания, или без неё мрак, сон, одержание. Устрашать не нужно, но необходимо сказать всем, прикоснувшимся к Йоге: ваша опора — Учитель, ваш щит — преданность Учителю, ваша гибель — безразличие и двоемыслие. Кто одинаково улыбается друзьям и врагам Учителя, тот недостоин. Кто же не предаёт Учителя, хотя бы умалчиванием, тот может войти на ступень порога74. ...Понятие Учителя не осознано и тем закрыт путь к Амрите75. Можем ли чем-либо затруднить работу Учителя? Как сияющая радуга стала радость отказа для Учителя76. Учитель никогда не умаляет. Можно формулировать, когда сам факт произошёл77. Правильно сказано, что невидимые силы сильнее видимых. Так же правильно сознание, что близость Учителя неотъемлема78. Учитель находится в отношении ученика часто в тяжком положении. Ученик даёт обещание следовать всем Указам Учителя, но как только получается Указ, то немедленно найдутся причины видоизменить его. Ту же трудность испытывает Учитель, когда его обвиняют в бездействии. Представьте положение стрелка, когда он напряжён для выстрела, а за спиною ему кричат — почему он не выстрелит? Малые дети если и не видят причины, то всё-таки повинуются водящей руке. Но взрослые пытаются прибавить в готовую реакцию что-нибудь по своему настроению. ...Избранный Руководитель по опыту своему не умалит ученика79. Когда будут поносить Учителя, скажите — ещё сегодня ночью помыслишь о непоправимой ошибке80. Если учитель скажет — у меня десять тысяч учеников, спросите, неужели каждый имеет вход? Численность отвергает успех. Огромность войска не бывала ручательством победы81. Полезно говорить об Учителе...82 Ни один Учитель не считал свою работу конченной и заслуживающей награду83. Главное, должно говорить о понятии Учителя. Нужно дать цепь Учителей, из которых каждый будет учеником Высшего84. Советую наблюдать за собою и помнить, что никто, кроме Учителя, не поможет. Советую считать Учителя как единственную крепость85. Учитель не забудет принять каждый знак преданности86. Худо, когда не осознано понятие Учителя, но ещё хуже, когда при осознании на Учителя возлагается то, что должно быть совершено самими. Так можно сочетать почитание Учителя с приложением всей своей силы87. Точно невозможно указать правила соотношения Учителя и ученика, но жизнь приводит нужные формулы, как идти одной дорогой88. Учитель устремляет вас не громить пороки, но сравнения с примерами низших существ могут помочь простым умам89. Учитель рад, когда может дать новое обстоятельство90. Учителя место в лучшем углу не есть суеверие. Это место за трапезой приглашённого. Он может войти каждую минуту, и покажут, что ждали Его. Этот постоянный знак ожидания и готовности как зов в открытое окно91. Учитель говорит вам иногда о надобности отдыха, но никогда не сказано, что отдых подобен духовной смерти92. Учитель не приходит извне93. Как кормчий не должен повиноваться сотрудникам вёсел, так водители избранные должны идти за позвавшим Учителем94. Учитель знает, какой час лучше95. Можно усилять посылками единоличной воли, но расширенное сознание будет усиливать эти посылки, соединяя их с сознанием Учителя. (…) Также сознание не сожалеет о пройденных местах, ибо каждое новое место, осенённое сознанием, прекраснее прошлых. Так сознание нового прекрасного места в соединении со знанием Учителя есть залог созидания96. Сказано во всех древних Учениях — «не обрати спину твою к Учителю». Этот Указ можно понять раболепно или почитаемо. Разумное почитание есть как цветок света. Нельзя понудить к нему, лишь расширенное сознание даст опыт сохранения духовных ценностей. Как сказать слепому весь каменистый спуск? Как предупредить глухого зовом? Но опыт жизни покажет значение Указа — «не обрати спину свою к Учителю»97. Учителя никогда не имели много учеников98. Учитель радуется каждому движению по правильному направлению99. «И тростью смешал все начертания на песке» — в этом движении вся щедрость Учителя, всё Его богатство, всё забвение прошлого и стремление в будущее. Но люди, как Сказал, из всего делают обычное; не только личное, не только государственное, даже духовное не может быть продолжено со всем энтузиазмом. Но ежедневная работа, освящённая Именем Учителя, не будет обычною или томительною. Если же забудем, для чего трудимся, то скука покроет нас саваном разложения, и все шуты мира не вызовут улыбки. Как напомнить о каждодневной работе Учителя, когда Его творчество разметается в пространство и вихри уносят начертания, но с улыбкою смешивает знаки Учитель, ибо Он не утомится рассыпать искры подвига100. Истинно, ни один Учитель не оставил законченного свода Учения. Подобная законченность противоречила бы Беспредельности и предполагала бы полную ограниченность последователей. (...) Учитель направляет течение сознания. Пусть ученик не замечает касаний101. У Учителя много дозоров102. Всякая самостоятельность поощряется. Но можно ли порицать, если иногда является желание сообщиться с Учителем, когда приходит время спросить совета и напитаться общею аурою? (...) Вы знаете, как передаётся голос Учителя, но можно в сознании объединиться, не прибегая к словам, мгновенно переносить сознание своё в сознание Учителя103. Советую Учителя Имя держать как щит104. Как рука во тьме ведёт по извилинам улиц, так Учитель полагает Руку на плечо ученика. Не пустота, но настороженность соответствует руководительству105. Чужда людям мысль о послушании Учителю. Как можно духу утерять, когда Учитель есть Маяк Ведущий? Как может ученик утерять свой огонь, когда Учитель являет всем огням возгорание? Как может Щит Учителя задержать, когда ученик устремляется огненно Учителем? (...) Но человечество должно научиться самодействию и воплотить все утверждённые мысли Учителя. (...) Истинно, подражание Учителю является вмещением Образа Учителя106. Так Учитель и враг суть камни краеугольные. (...) Не может произойти движение без напряжения, и потому каждое поступательное Учение нуждается во врагах и в Учителе. Нужно помнить о законе физическом, чтобы понять непреложность закона духа. Указую, чтобы понять значение Учителя и нужность врагов. Конечно, только Учитель доведёт врага до безумия107. В тонкости восприятия заключается понимание Учителя. В осознании, что Учитель насыщает дух ученика высшим пониманием, заключено всё продвижение ученика. Творчество духа может только устремиться, когда мысль возносится. И цепь между Учителем и учеником состоит из духовных устремлений. Истинно, кто же подымет дух ученика, если не его Учитель? Только Высшее может продвинуть низшее108. Учитель являет значение понятия вмещения109. Вера указывает на устремление к Учителю110. Учителя Облик может дать озарённый путь к космическому простору111. Притчу можно напомнить о духе девушки, которая знала Учителя как венец сущности. Можно как путь стремительный к солнцу путь этот наименовать112. Учитель есть ядро, вмещающее все ваши устремления. (...) Всё, живущее в зерне духа и простирающееся к Свету, Учитель устремляет к центру, явленному Магнитом. Все исхождения из зерна Учитель направляет к центру113. Ручательство Учителя следует понимать как чрезвычайный научный фактор114. Ручательство Учителя превосходит по красоте все явления соотношения между Учителем и учеником. Явление понимания Учителя на Востоке тем ценно, что ученик чует эту красоту. Когда люди примут понятие Учителя, тогда подготовится новая ступень. Очень, очень много теряет человечество от этого неприятия, да, да, да! Все новые пути закрыты человечеству, и искания должны начаться с этого принятия115. Необходимо утвердить новый подход путём принятия понятия Учителя116. Когда принцип самомнения заглушает самые примитивные понятия, тогда как же дойти до понимания Учителя?117 Чуткость ощущений объединяет всё человечество в высших сферах. Этот принцип объединяет Учителя с учеником118. Некоторые люди проливают ежедневную похлёбку на Изображение Учителя и воображают себя в Великом Служении. Учение и Служение, прежде всего, предполагают расширение сознания на основании следования Учению и почитания Учителя. (...) Надо двигаться по направлению Учителя, лишь тогда приходит облегчение. Но луковая ежедневная похлёбка из Учителя не приведёт к успеху. Священно, беспредельно будем растить любовь и почитание Учителя, как целебное средство к возрождению119. Во всех религиях уходящему от Земли давался напутственный Предстатель, в виде Святого, или Ангела, или усопшего родственника. Так подтверждалось существование загробного мира и надобность Руководителя. Надо привыкать к этой мысли о необходимости Руководителя. Так во всех религиях устанавливалось Наставничество и Учительство. Потому когда говорим об Учителе, Мы напоминаем о том, что неизбежно120. ...И рано или поздно, легко или трудно, придёте к Учителю121. Не отвлекайтесь от понятия Учителя122. Главное не делаться карликами. (...) Мышление карлика поведёт к измельчанию и затем к разложению. (...) Также можно принять Учителя не мозгом подземных карликов123. Потому каждое устремление, ведущее к объединению ученика с Учителем, ведёт к познанию высших законов. Ученик, не желающий Учителя, тем признаёт своё невежество, ибо приостанавливает своё развитие. (...) Явление самомнения так пагубно задерживает продвижение, потому достойно указать всем говорящим о чрезмерной преданности Учителю, что только силою преданности Учителю можно достичь утончения сознания124. Нить, связующая Учителя с учеником, есть самый мощный провод и приносит заграждение явленное. Как же можно проявлять своё устремление без Учителя?125 Так каждая духовная устремлённость должна привести к исканию Руководителя126. Понимаете, что стоит Учителю каждый отступник! (...) Уничтожение нити между Учителем и учеником может быть произведено лишь медленным процессом, но обычное стремительное предательство очень болезненно и Учителю, и предателю127. Без связи с Учителем даже одною щетиною отрицания можно допустить чёрного жильца. (...) Так можно представить следствие разрыва ученика с Учителем. (...) Уявление Учителя есть образование всего кратчайшего пути128. Кто боится явления Учителя, тот останется игнорамусом. Кто отвергает Руку Водящую, тот останется в вечном заблуждении129. Надо осознать, как трудно бывает Учителю сочетать лучшие возможности. Надо знать, как помогать огнём своего сердца130. Так дух, устремляющийся к осознанию Учителя, может утвердиться на пути. Но дух, отвергающий понятие Учителя, может предать Иерархию131. Свидетельствую, насколько неизменяем Учитель, настолько же твёрдо ручательство. Потому не произносите легкомысленно слово Учитель. Но произнеся, не думайте о разрыве этой серебряной нити132. Именно из любви нужно учить, как мудро нужно обращаться со священным понятием Учителя. Нет тех тридцати серебреников, за которые можно бы нанять разных Учителей. Так же мудро нужно выбирать учеников. Та же серебряная нить связывает каждого Учителя с каждым учеником133. Также явление утверждения Учителя подобно поливке цветов. Не оскудеет сад политый!134 Потому Мы требуем, чтобы первая мысль была посвящена Учителю. Разве можно преуспеть, когда ученик ставит своё на первое место? Разве не слагаем всё на великом имени?135 Как тускло горит понимание Учителя Блага в сознании мира!136 Мы предусматриваем множество уже протёкших условий, которые нужно избежать. Кто же может определить так заботливо последствия, как не Мы, как не Учитель?!137 Учитель рад видеть, как вы привыкаете понимать возможности затруднений138. Нагнетение энергии между учеником и Учителем подобно паровой машине — постоянная посылка и отдача139. Можете ли указать какое-либо умаление в Указах Учителя? Не можете, ибо иначе Учитель не был бы достоин этого звания140. Семена можно сеять лишь в урочное время. Нужно вовремя выходить из дома. Но когда Учитель указывает начать посев, нельзя промедлить мгновение. (...) Учитель усматривает посев немедленный, неотложный141. Учитель на страже. Учитель наблюдает за функциями незримыми. Он знает, кто разберётся и сумеет принять дары142. Меньше ошибётся следующий по серебряной нити от сердца своего до сердца Учителя143. Необходимо принять как единое направление к Сердцу Тому, где не будет отказа144. Истинно, серебряная нить соединения Учителя с учеником есть великий магнит сердца. Объединение Учителя с учеником утверждает сущность всех эволюций145. ...Учитель так уносит от всего узкофизического, чтобы на каждом органе напомнить о мире духовном146. Не многие знают огни сердца, но ведь эти светочи должны светить всем. Потому так тяжка хула на духа и отказ от Учителя. Говорю — можно долго думать об Учителе, но, избрав, не отступите! Явим понимание основам строения147. Когда люди начинают взвешивать, сколько кто пожертвовал и сколь мало получил от Учителя, то смысл Учения пропадает148. Отказ от Учителя пресекает все возможности, особенно когда отказ произошёл в сознании задолго до одержания. Так люди часто пробуждают уже спящие отрицания и, конечно, последствием, прежде всего, является отказ от Учителя, ибо каждая хаотичность, прежде всего, возмущается созиданием и сотрудничеством149. Учитель озабочен, прежде всего, направлением мышления150. Учитель свободы есть явление Иерархии, ибо, прежде всего, сказано — идите кратчайшим путём, соберите ваши силы; утвердитесь в понимании индивидуализации, ибо радуга укрепляется всеми лучами151. Учитель следит за огнями, огни не только освещают ауру, но они остаются в пространстве, потому значение огней так велико152. Если мать не будет терпеливо внимать первым желаниям своего ребёнка, она не будет матерью. Если Учитель не проявит терпения к первым шагам ученика, он не будет Учителем. Если Учитель не поймёт путь ученика, он не будет Учителем. Если Учитель не наложит руку на глаза ученика, Он будет ослепителем. Так обережём путь сердца. Чуждо сердцу Учителя каждое притеснение. Он наблюдает опыт ученика и лишь тихонько отведёт руку, если она коснётся огня153. Потому нужно с первых лет приучать к свободному выбору последствий. Конечно, Рука Незримая Учителя всегда предупредит о падении154. Когда набухает энергия сердца в любви и в преданности, тогда полетит в пространство сияющая спираль и, конечно, по закону притяжения встретится с лучом Учителя. Раскалённую среди вихря пространства — так нужно приучаться видеть и ощущать эту светоносную связь155. Пусть сердце приучится беседовать с Учителем. (...) Нужно, как сокровище, беречь сказанную беседу с Учителем. (...) Но сладчайшая беседа сердца с Учителем есть то горнило, где сияет огонь могучий156. Учитель нуждается в особо чётком сознании учеников157. Укажите сердцу вашему стать как можно ближе к Учителю. Если утверждение Учителя нуждается в словах, начните беседовать с Учителем, как бы Он был рядом. Ответ Учителя не нужно ждать в обычных словах только. Ответ может быть во множестве знаков, как очевидных, так и в дальних по расстоянию158. Учитель радуется, когда явление ощущения тонкого тела в оболочке земной становится явным159. Учитель может указать направление, иногда может предостеречь, но множество действий нужно произвести самим. (...) Каждая примесь своекорыстия или страха нарушит спасительную связь160. Учитель утверждает, что можно ожидать полной победы, если только объединиться сознанием. Нельзя ожидать удачи, если на Учителя существует малейшее подозрение. (...) Учитель понимает, что и ваши сердца отягощены. Каждый день положение мира осложняется161. Учитель не носит в себе затаённое знание, при первой возможности вооружает против Хаоса162. Учитель напоминает, что не ужас, но величие должно наполнять сердца воинов Армагеддона163. Учитель направляет токи, но сердце самого Учителя иногда нуждается в соединительном веществе, тогда энергия ученика имеет особое значение. Учитель должен быть очень признателен, когда очищенная энергия ученика восходит мощною спиралью. Это зовётся колесом сотрудничества. Также Учитель готов всегда поделиться запасом энергии, но и ученик должен быть готов иметь очищенное сердце164. Превозмогайте тревогу, ибо мир трепещет, но не думайте, что можно мыслить обычно. Только о будущем, только об Учителе!165 Учитель посылает понимание мировых событий166. Учитель должен развивать наблюдательность на самых прекрасных предметах167. Множество условий должен принять во внимание Учитель, дающий и доверяющий. Он должен сообразоваться не только с личными достоинствами получающего, но и со свойствами его близких, и кармическими, и астрологическими обстоятельствами168. Смотрите внимательно, не вынужден ли Учитель повторять о чём-то?169 Для Учителя велика определённая уверенность, что каждый краткий Указ Его будет понят и исполнен170. Пусть подобно яркому изображению Учителя отзовётся на всём приказ добра. (...) Разве может сказать об огне учитель, который даже не думал о действительности?171 Учитель обязан следить за качеством мысли ученика. (...) Немного внимания, и учитель увидит огни глаз. Очень значительны эти блистания, которые для мудрого врача дадут целую историю внутреннего состояния172. Руководитель может спросить ученика — «что делаешь, что желаешь, чем терзаешься и чем радуешься?» Эти вопросы не будут означать, что Учитель не знает происходящего с учеником, наоборот, в полном знании Учитель хочет видеть, что именно сам ученик считает значительным. Из всех обстоятельств ученик может по неопытности указать самое ничтожное, потому Учитель спрашивает вовсе не из вежливости, но испытывая сознание ученика. Так нужно очень обдумать ответы Учителю. Не так называемая вежливость, но постоянное углубление сознания есть обязанность Руководителя173. Также должен помнить ученик о делимости духа. Нужно устремить сознание, чтобы распознать присутствие Учителя в духе. Не так не правы те, которые представляют себе близость Учителя. Лучше это, нежели забыть легкомысленно вообще Учителя174. Но Учитель может лишь на деле, на испытании утверждать степень огненности. Меньше всего пригодны слова для такого уверения175. Учитель иногда в час опасности защищает, принимая опасность на себя. Он как руками закрывает собравшуюся тьму. Нужно соблюдать особую осторожность в такое время. Сильное напряжение близко. Лучше всего в такое время чувствовать особую признательность к Учителю. Это чувство наряду с торжественностью лучше всего сохранит гармонию и правильную вибрацию с Учителем176. Соберём мысли вокруг Учителя177. Учитель должен помнить, что каждый несёт свою поклажу. Нельзя уравнять всех. Нельзя требовать одной скорости и нужно ободрить каждого умеющего нести. Учителю не легко...178 Некоторые должны заучивать полезные советы, но другие знают в сердце своём основы жизни; и те и другие нуждаются в Учителе179. Почитание Учителя есть лекарство от всех болей. Когда очень больно, обратитесь к Владыке180. Учитель должен приблизить сознание ученика кратчайшим путём к достижению Огненного Мира. Учитель утверждает всё, что может, хотя бы косвенно, приблизить или соединить полезные сознания, чтобы каждое действие содержало в себе нужное число условий приближения181. Учитель должен, прежде всего, настоять на освобождении ученика от призрака опасностей182. Нужно всеми мерами усвоить основной закон, что Учитель даёт направление, но не настаивает на подробностях. Каждый должен искать и найти в труде. (...) Как поучительны испытания, когда по одной начальной букве ученик должен был найти всё требуемое слово, но немногие будут искать такое объединённое сознание. Нужно указать, насколько поиски усиляют и Руководительство. Не на готовое кушанье зовёт Учитель, но Он знает места в лесу, где можно собрать спелые ягоды. К этому месту счастливого сбора призывает Руководитель и жалеет, если ученик предпочитает купить грязные ягоды на базаре. Так сердечно протекает Руководительство, когда заботливая Рука незаметно направляет к лучшему пути183. Учитель всегда должен вращать понятие, чтобы оно коснулось сознания ученика во всей своей сфере184. Задача Учителя, прежде всего, состоит в возведении скорейшем для степени Иеровдохновения185. Каждый знает, что, по мере приобретения познания, приближения Учителя становятся всё реже, ибо человек поднимается на ступень сотрудника186. Каждый Учитель должен обладать качеством выслушивания. (...) Учитель видит, когда потухающий огонь освобождается от покрова серого пепла187. Лишь утверждения духа могут являться звеном. Потому сердце и рука Учителя водящего усматривают все факторы, которые необходимы для восхождения. (...) Из рук Учителя водящего ученик получает напутствие к приобщению к мощи Огня. От сердца Учителя водящего общинник получает огненное сознание. Только дух человека может, истинно, связать миры. Так на пути к Миру Огненному явим огненное почитание земному Учителю, который закладывает зерно всего Высшего188. Но где Огненный Учитель отсутствует, направление не будет в сторону Учения. Невозможно осознать великого Учения без Огненного Учителя, без устремления духа к Миру Учителя. Явление Огненного Учителя есть путь к Миру Огненному. Так рекорды пространства наполняются самовольными учителями, но Ведущее Начало есть Огненный Учитель. Не пройти без Него... Так запомним, творя лучшее будущее189. Именно, мудро ведёт Учитель, указывая на утверждение жизненной трансмутации190. Под руководством Луча Учителя искра, конечно, может разгореться, но и здесь дух должен быть подготовлен самодеятельным исканием191. Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало192. Учитель ведущий не будет осуждать соседа и тем затруднять путь ведомых. Каждый учитель будет радоваться, если его ученики поспешат вперёд и найдут веселье в пути к мысли о Высшем193. Письма Учителя неизбежно разнообразны, ибо направлены к различным сознаниям194. Учитель покажет, как ученики могут избежать опасности, когда крепка связь. Понимать её нужно во всей жизненности, не только по праздникам, но среди всех трудов. Именно такое постоянство многим недоступно. Священный Огонь должен гореть всегда195. Думают, что можно безбоязненно сменять Учителя, но забывают и трёхлетние сроки, и семилетие, которые ткут связь. Уже читали о позорном конце отступников196. Учитель, не оборовший нетерпимости, не может складывать будущее. (...) Не запрещает Учитель читать различные книги. Каждый боящийся будет ограничивать, но водитель зовёт к широкому познанию. Он не удержит от добра во всяческом его виде. Эта щедрость духа необходима. Тот, кто не хочет даже выслушать, уже опасается чего-то197. Который бумеранг сильнее? Когда затронет самого Учителя, тогда оружие возвратится ужасно. Потому понятие Гуру охранено так крепко. Когда явление Гуру затронуто, то оружие злобное возвращается смертельно. Это не есть наказание, но лишь самосуд. Потому будем осторожны с высшими понятиями, в них касаемся Огня198. Также нужно помнить, чтобы не утруждать напрасно Учителя. Пусть любовь и преданность тоже живут в сердце199. Люди должны стремиться к неограниченному знанию. Нельзя приказывать не знать. Нельзя отнимать от человека права совершенствоваться. Пусть знают и помнят, но Учитель жизни проведёт черту между прошлым и будущим200. Гуру не нуждается в почитании, но доверие к Учителю будет единственной жизненной связью с Высшим Миром. (...) Правильно, что понимание Гуру есть крепкий устой всего народа. Разрушение Гуру будет и гибелью достижений. Так запомним о полноте доверия201. Так каждый учитель должен преподать Высший Мир как Высшую радость. (...) Но сколько вдохновения нужно развить в себе, чтобы быть провозвестником радости! Если учитель достиг такой степени, он заслуживает всякого почитания202. Мысль, как великий дар Учителя, пропадает в невежественных действиях203. Во время особо тяжких токов Учитель должен напоминать о всех обстоятельствах, которым нужно противостать204. Каждый великий Учитель являлся повстанцем против золота, и люди спешили убить каждого, кто осмеливался восстать против их любимого кумира205. Не нужно понимать Руководство как нечто заоблачное, в разной степени Руководство происходит и в плотном мире. Потому издревле заповеданное понятие Гуру весьма многозначительно, и уважение, и преданность, и любовь живут около этого понятия. Живой провод психической энергии работает в таких сочетаниях Учителя с учеником206. Учитель и ученик неразрывны. Каждый Учитель остаётся и учеником, ибо среди Иерархии он будет звеном в Цепи Вечности. Так же по нисходящей линии и каждый ученик будет Учителем. Ошибочно думать, что какие-то посвящения возводят на ступени безусловного Учительства, — только постоянная дисциплина познавания будет живым источником совершенствования207. Учитель не может настаивать там, где глаза близоруки208. Спор может выявить истину, но чаще всего он засорит пространство. Учитель должен знать, насколько ученик может участвовать в споре, не внося раздражения209. Каждый Учитель прилагает старания внушить ученику действительную самодеятельность...210 Счастье Учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о Прекрасном. Не помогут этому достижению перечни скучных мертвенных событий. Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже передавалось огненно211. Учитель не однажды говорил — радость! Но ученики недоумённо озирались — «где же она, радость? Небо тучно и повсюду грусть». Но поверх настроения Учитель предвидел радость212. Учитель не однажды предупреждал об опасности, но ученики удивлялись — откуда среди мирной тишины возникнет опасность? Учитель уже чуял, где может быть зарождение опасности213. Трудно удержать своё негодование, когда видишь разрушение бессмысленное. Часто по серебряной нити побежит жалоба о жестокостях людей. Учитель нередко пошлёт луч света, чтобы можно было заглянуть вдаль214. Неужели Учитель может мыслить о продолжении земной жизни? Учитель мыслит о жизни вечной во всех мирах215.
Примечания 1 Листы Сада Мории. Зов. 28.06.1921. 2 Там же. 8.08.1921. 3 Там же. 5.10.1921. 4 Там же. 15.10.1921. 5 Там же. 29.10.1921. 6 Там же. 30.10.1921. 7 Там же. 3.11.1921. 8 Там же. 9.11.1921. 9 Там же. 16.11.1921. 10 Там же. 27.01.1922. 11 Там же. 10.02.1922. 12 Там же. 12.07.1922. 13 Там же. 14.07.1922. 14 Там же. 17.07.1922. 15 Там же.17.09.1922. 16 Там же. 5.02.1923. 17 Там же. 2.04.1923. 18 Там же. 3.04.1923. 19 Листы Сада Мории. Озарение. 1–V–8. 20 Там же. 1–VII–1. 21 Там же. 2–VII–12. 22 Там же. 2–IX–6. 23 Там же. 3–II–10. 24 Там же. 3–II–19. 25 Там же. 3–V–19. 26 Община. 30. 27 Там же. 31. 28 Там же. 33. 29 Там же. 60. 30 Там же. 65. 31 Там же. 78. 32 Там же. 86. 33 Там же. 85. 34 Там же. 91. 35 Там же. 98. 36 Там же. 99. 37 Там же. 105. 38 Там же. 108. 39 Там же. 118. 40 Там же. 123. 41 Там же. 128. 42 Там же. 143. 43 Там же. 177. 44 Там же. 187. 45 Там же. 208. 46 Там же. 215. 47 Там же. 221. 48 Там же. 222. 49 Там же. 260. 50 Агни Йога. 6. 51 Там же. 8. 52 Там же. 13. 53 Там же. 27. 54 Там же. 26. 55 Там же. 43. 56 Там же. 70. 57 Там же. 76. 58 Там же. 83. 59 Там же. 84. 60 Там же. 90. 61 Там же. 93. 62 Там же. 94. 63 Там же. 99. 64 Там же. 103. 65 Там же. 104. 66 Там же. 109. 67 Там же. 110. 68 Там же. 111. 69 Там же. 119. 70 Там же. 121. 71 Там же. 122. 72 Там же. 174. 73 Агни Йога. 183. 74 Там же. 205. 75 Там же. 207. 76 Там же. 261. 77 Там же. 272. 78 Там же. 277. 79 Там же. 278. 80 Там же. 283. 81 Там же. 299. 82 Там же. 328. 83 Там же. 332. 84 Там же. 333. 85 Там же. 340. 86 Там же. 349. 87 Там же. 362. 88 Там же. 386. 89 Там же. 409. 90 Там же. 412. 91 Там же. 413. 92 Там же. 415. 93 Там же. 418. 94 Там же. 431. 95 Там же. 432. 96 Там же. 433. 97 Там же. 434. 98 Там же. 438. 99 Там же. 455. 100 Там же. 467. 101 Там же. 468. 102 Там же. 497. 103 Там же. 563. 104 Там же. 620. 105 Там же. 642. 106 Там же. 653. 107 Там же. 656. 108 Там же. 665. 109 Беспредельность. 18. 110 Там же. 46. 111 Там же. 60. 112 Там же. 169. 113 Там же. 384. 114 Там же. 483. 115 Там же. 494. 116 Там же. 495. 117 Там же. 543. 118 Там же. 765. 119 Иерархия. 59. 120 Там же. 63. 121 Там же. 112. 122 Там же. 90. 123 Там же. 122. 124 Там же. 128. 125 Там же. 139. 126 Там же. 140. 127 Там же. 157. 128 Там же. 158. 129 Там же. 167. 130 Там же. 182. 131 Там же. 199. 132 Там же. 299. 133 Там же. 300. 134 Там же. 312. 135 Там же. 313. 136 Там же. 353. 137 Там же. 388. 138 Там же. 392. 139 Там же. 394. 140 Там же. 403. 141 Там же. 406. 142 Там же. 407. 143 Там же. 445. 144 Там же. 446. 145 Сердце. 1. 146 Там же. 3. 147 Там же. 20. 148 Там же. 72. 149 Там же. 77. 150 Там же. 83. 151 Сердце. 86. 152 Там же. 88. 153 Там же. 239. 154 Там же. 241. 155 Там же. 250. 156 Там же. 254. 157 Там же. 275. 158 Там же. 285. 159 Там же. 297. 160 Там же. 306. 161 Там же. 311. 162 Там же. 337. 163 Там же. 380. 164 Там же. 383. 165 Там же. 395. 166 Там же. 440. 167 Там же. 519. 168 Там же. 573. 169 Там же. 574. 170 Там же. 578. 171 Там же. 211. 172 Мир Огненный. I. 331. 173 Там же. 345. 174 Там же. 346. 175 Там же. 364. 176 Там же. 393 177 Там же. 424. 178 Там же. 445. 179 Там же. 516. 180 Мир Огненный. II. 161. 181 Там же. 176. 182 Там же. 190. 183 Там же. 213. 184 Там же. 248. 185 Там же. 272. 186 Там же. 315. 187 Там же. 441. 188 Мир Огненный. III. 72. 189 Там же. 154. 190 Там же. 227. 191 Там же. 228. 192 Там же. 241. 193 Там же. 496. 194 Там же. 502. 195 Там же. 526. 196 Там же. 538. 197 Там же. 560. 198 Там же. 570. 199 Аум. 52. 200 Там же. 97. 201 Там же. 110. 202 Там же. 127. 203 Там же. 142. 204 Там же. 292. 205 Там же. 324. 206 Там же. 490. 207 Там же. 492. 208 Братство. 25. 209 Там же. 34. 210 Там же. 120. 211 Там же. 471. 212 Там же. 495. 213 Там же. 496. 214 Там же. 565. 215 Там же. 576. Назад в раздел : ПОДБОРКИ Н.Д. Спириной |
|||