(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 29 мая 1994 г.

дата: 29 мая 1994 г.


Как вести себя с вампирами? Что об этом говорит Живая Этика?

Вампиры в вульгарном смысле — пьют кровь; так называются ещё и те, кто похищает нашу энергию разными способами. Есть биовампиры сознательные и бессознательные. Прежде всего, для того чтобы от кого-то защищаться, надо знать, в чём дело и что это за люди, которые этим занимаются. Бессознательные вампиры — это люди с очень ослабленной психической энергией, жизненной силой, которые сами её не нарабатывают, а только потребляют. Это потребители чужой энергии. Что накапливает психическую энергию? У вас, наверное, есть сборник, где говорится о накоплении и расточении энергии. Они этим не занимаются, не трудятся, не работают над собой, не стараются сами себя обеспечить энергией и непроизвольно при контакте с людьми, имеющими эту энергию, высасывают её. Это делает их организм ради самосохранения, ради питания. Они сами могут даже не понимать, что делают. Тем не менее они очень вредны, и их надо различать среди своих знакомых и тех, кто к вам подходит.

Второй вид биовампиров — сознательные, они уже много опаснее и страшней. Это люди, которые какими-то приёмами, которые они изучали — все эти приёмы относятся к чёрной магии, — сознательно берут у людей энергию. Люди потом болеют, чувствуют упадок сил. Если они это чувствуют, они должны проанализировать, кто из их окружения это делает. И от таких надо всячески отгораживаться: во-первых, самым естественным способом — не приближать их к себе, не вести с ними знакомства. Или как-то мысленно отгораживаться, поставить огненный заслон между собой и тем человеком и сказать мысленно: «Не дам энергию! Не тронь!» Так же как с одержимыми, рекомендуется холодотерапия, то есть быть с ними как можно холоднее и ничем не делиться, потому что они — пожиратели энергии без всякой пользы, кроме как для себя, и то это временная стимуляция для них. Потом им опять нужна чья-то энергия, и так без конца, они этим живут.

Совместимы ли церковь и Живая Этика?

Вы знаете, как Живая Этика говорит о Христе. Живая Этика занимается теми Основами, которые были даны в Евангелии, — они абсолютно те же самые, что в Живой Этике. Две заповеди Христа: возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего, как самого себя. И на этих двух основных заповедях и базируется всё Учение Живой Этики: сотрудничество, стремление к взаимопомощи, к спасению планеты и людей. Никаких расхождений с Учением Христа, с Евангелием в его чистом виде у нас нет и быть не может, это всё продолжение единого потока Учения Истины, которое в каждом веке и в каждом тысячелетии даётся сообразно сознанию людей своего времени. Две тысячи лет тому назад Христу пришлось говорить народу притчами, а ученикам — открывать всё. И наедине в беседах с учениками Он открывал то, что в Евангелие большей частью не вошло. Туда вошли в основном притчи, а также его основные заповеди и десять заповедей блаженства. Надо читать Евангелие, Новый Завет, и вы увидите, что слова Христа совершенно созвучны Живой Этике. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное» (Матф., 5: 9,10). Всё это говорится в доступной для людей того времени форме.

В чём расхождение церкви с Живой Этикой? Только в канонах, ритуалах и догматах. В том, что церковь строит свой престиж на обрядах: если они не выполняются, то, по мнению церкви, эти люди грешники и попадут в ад, и их души погибают. Церковь не признаёт перевоплощения. Одна жизнь в 70 или 80 лет и потом — или вечное блаженство, или вечные муки. Какой бог мог это придумать?! Если люди некрещёные — они тоже в рай не попадают, даже младенцы, если они не прошли обряд крещения. То же самое и с другими обрядами, например с отпущением грехов. Если мы священнику покаемся в грехах, они нам будут отпущены и мы выйдем с исповеди уже чистые, святые и можем начинать всё сначала.

Вот в этом, конечно, у нас идут расхождения. За что накажет нас Бог? Мы считаем, что если мы согрешили, принесли вред ближнему, нанесли ему рану, то мы должны как-то залечить его рану, как-то исправить себя, больше так не делать, работать, но церковь считает, что всё гораздо проще.

И, естественно, «что посеешь, то и пожнёшь». Если мы сеем грех, так мы его должны сами и пожинать. Это закон кармы, то есть причин и следствий. Всего этого церковь не признаёт. Вот в этом наше расхождение. Она борется за свой престиж, за выполнение ритуалов и обрядов. А мы занимаемся Основами.

В книге «Агни Йога» (357, 387) говорится о ритмах Махаван и Чотаван. Расскажите, пожалуйста, как ими пользоваться.

Надо различать, что в Учении даётся нам и что давалось Рерихам, — это очень важно. И тогда мы не будем беспокоиться о ритмах, которые нам пока ещё недоступны.

«Явление овладения огненным началом в себе окутывает человека как бы защитною сетью, и тогда заградительная сеть охраняет особенно надёжно» (Грани Агни Йоги, III, 246). Как учиться владеть своим огненным началом?

Тёмные могут на нас воздействовать, проникать в наше сознание, приближаться и вредить только в том случае, если у нас с ними есть хоть какая-то точка соприкосновения, какое-то созвучие. Я уже неоднократно приводила пример Христа, к которому приближался сатана, и Христос говорил: «Вот идёт князь мира сего, но не имеет во мне ничего». И сатана ничего с Ним не смог сделать. Если же у нас есть какие-то слабинки, какие-то точки, через которые на нас могут воздействовать тёмные, то нам надо прежде всего заняться изживанием этого. Например, при вспышке раздражения тёмным очень легко овладеть нашим сознанием, разжечь ещё большую злобу, раздражение, и начинаются раздоры, и даже драки могут быть. Но если мы уже установили в себе какое-то равновесие, спокойствие и не поддаёмся ни злобе, ни зависти, ни раздражению, то что могут тёмные с нами сделать? Они не смогут уже в нас проникнуть. Так же и с другими нашими недостатками — искоренение нетерпимости, зависти, неуравновесия и т.д. будет лучшей защитой от тьмы, и тогда тёмные никак на нас повлиять не смогут.

В Учении говорится, что во время сна тонкое тело защищается огненной мыслью. Как это происходит?

Перед сном можно подумать, что мы защищены от тьмы, устремиться к Свету, к Иерархии Света, помолиться и с этой мыслью уснуть, и тогда тёмным не будет к нам доступа. Это и есть огненная мысль — молитва и устремление к Высшему. Когда мы просим: «Защити!» — и представляем себя в окружении огня, то к нам не проникнет никакое вредное влияние. Мысль должна быть ритмичной, и ритм устанавливается по приказу сознания. «И тогда можно аккумулировать силу мысли, то есть волю. Воля, поддержанная ритмом, начинает расти» (Грани Агни Йоги, III, 402).

Будет ли нарушаться ритм чтения Учения, если зимой я читаю в семь утра, а летом раньше?

Конечно, зимой мы дольше спим, а летом раньше пробуждаемся, но дело не в часовом поясе, а в том, чтобы, проснувшись, сначала почитать Учение, а потом заниматься своими делами. И вечером перед сном, когда бы мы ни ложились, хоть в десять, хоть в одиннадцать вечера, тоже почитать. Вот в этом и будет состоять ритм.

«...Мудрому служат и друзья и враги, и благоприятные и противные ветры и вихри, и все обстоятельства жизни. (...) ...Утверждаю, нет обстоятельств противных, то есть мешающих восхождению» (Грани Агни Йоги, II, 137). Как понимать эти слова?

Есть такое изречение: самый мудрый тот, кто учится у всех. У положительных людей, у мудрых мы учимся их мудрости и знанию, а у отрицательных людей мы учимся, как не надо поступать. Когда мы видим какие-то безобразные примеры поведения, нас это впечатляет, и мы думаем: «Нет, я так делать не буду, это же безобразно, некрасиво». В этом случае мы учимся на отрицательном примере.

Что происходит с человеком, когда мы его жалеем?

Смотря как жалеть. Жалеть можно по-разному. Есть такое выражение: «Не садиться в одну лужу с жалеемым», — наоборот, надо призывать радость и передавать её другому. Ещё по этому поводу я хотела сказать, что есть психическая энергия и её разновидность — энергия сочувствия. Когда вы сочувствуете человеку, тем самым передаёте ему часть своей психической энергии. И люди ищут в вас этого сочувствия, чтобы подкрепиться вашей сердечной энергией.

В «Гранях Агни Йоги» (III, 236) говорится: «Осуществление мысли в духе преддверием служит её выполнения в жизни. Этим путём и будем подходить к утверждению контроля над мыслью. Задача трудна, но осуществима. Неудача прежних попыток зависела от того, что этап действия в духе не проходился сознательно. Успешности действия мысли следует всегда предпосылать огненное действие в духе. Действует та же мысль, но более высокого порядка и подчиняет себе мысль более плотную или земную, связанную уже с явлениями внешними по отношению к духу. В духе возможно и осуществимо всё». Как это применять?

Конечно, многое там даётся лично для Бориса Николаевича Абрамова. Ему говорится — что-то было сделано не так и поэтому что-то не получилось. Так что как в книгах Учения, так и в «Гранях Агни Йоги» кое-что относится именно к тому, кто принимает сказанное, а не ко всем нам. И это тоже надо различать.

Можно ли сказать, что пребывание в Тонком Мире лёгкое и беззаботное?

Лёгкость и беззаботность присуща только тому уровню сознания, которое безответственно и здесь, и там. Здесь тоже есть люди, которые живут легко и беззаботно, если жизнь у них складывается благополучно, и нисколько не тревожатся о том, что вокруг них происходит. Им хорошо — ну и хорошо. Так же и там они могут спать или отдыхать, в зависимости от того, что они наработали здесь. Но для сознательно перешедших в Тонкий Мир, для тех, кто уже прикоснулся к Живой Этике, там совсем не беззаботное состояние, не лёгкое. Там — труд, и труд очень большой.

Нашими знаниями, так же как и здесь, мы можем делиться, мы приносим их туда. Там очень много душ, которым нужно это знание, которым надо его передавать, работать в этом направлении, предупреждать, помогать людям, которые не понимают условий Тонкого Мира. Сейчас мы занялись подготовкой к изучению условий Тонкого Мира, куда мы все обязательно перейдём. Если мы этих условий не будем знать, то там, как в чужой стране — без языка, без знания её особенностей, — мы растеряемся. И поэтому, зная уже кое-что, мы там можем помогать. Я, наверное, уже рассказывала, как видела однажды в Тонком Мире свою знакомую, очень старую, больную и бедную. Она сидела у своей избёнки (она умерла к тому времени) в том же виде. Я сказала ей: «Ведь вы же не старая и не больная. Вы молодая. Это у вас тело старое, вы его сбросили. А душа-то у вас молодая! Почему вы в таком виде? Давайте летать!» Я подхватила её, и мы с ней полетели и сели на дерево. И она ожила и поняла, что она вовсе не старуха, что её душа вне возраста и зачем ей продолжать это жалкое существование.

А Борис Николаевич рассказывал нам на занятиях, как он, выделившись в Тонкий Мир, увидел там мальчика, который при жизни был слепой. И там он тоже продолжал быть слепым и ходил на ощупь в таком же жалком состоянии. Борис Николаевич к нему подошёл и говорит: «У тебя же глаза здоровые. Это ты там не видел. Ты же видишь!» И открыл ему глаза. И мальчик, поняв это, увидел и стал зрячим. Это только два примера бесчисленной и очень многообразной работы там. Я видела, как там, так же как и здесь, я рассказывала о Живой Этике какой-то аудитории. Меня во сне видели неоднократно, как я делала то же самое. И вы то же самое делаете, все, кто что-то узнал. Если здесь ищут каждого, кто знает крупицу истины, там то же самое происходит. Так что никакой лёгкости и беззаботности там нет. Там и битвы бывают, в Тонком Мире. И об этом тоже говорится. Так что всё это непросто для нас, кто хочет работать для эволюции.

Будет ли даваться Учение, кроме «Граней Агни Йоги», ещё через другой канал? Возможно ли это?

Сейчас, к сожалению, появилось невероятное количество так называемых контактёров, которые утверждают, что они получают сведения, сообщения из самого Высшего Источника, некоторые даже от самого Господа Бога. Но дело в том, что сейчас в силу новых энергий и новой приближающейся эпохи к нам очень приблизился Тонкий Мир. В Тонком Мире масса сущностей, которые любят изображать из себя великих учителей, так называемые персонификаторы, которые со своими целями, часто очень зловредными, овладевают людьми с медиумистическими способностями, которые открыли окно в Тонкий Мир, но в его низшие слои. Там они получают всевозможные сообщения, но при этом они полностью уверены, что это из Высокого Источника. Но каким надо быть, чтобы получать то, что, скажем, получал Борис Николаевич? Во-первых, он был трижды утверждён Еленой Ивановной как приёмник мыслей Учителя. Она имела его фотографию, она имела образцы его Записей и утвердила его. И сам он был на очень высокой духовной ступени. Прежде всего, надо быть на соответственной ступени, чтобы соответствовать. Это так же, как радиоволны. Если приёмник не настроен, например, на УКВ, то он не может воспринимать эти частоты. То же самое и тут: если человек духовно ещё не на том уровне, он не сможет ничего воспринимать из Высшего Источника, но он очень даже может воспринимать что-то из слоёв Тонкого Мира, к которым у него ухо открыто и которым он по своему диапазону соответствует. Таким образом, мне лично неизвестно, кто ещё после Бориса Николаевича был таким приёмником. Ни в Письмах Е.И. Рерих об этом не указано, ни Борис Николаевич об этом ничего не говорил, видимо, и не знал. Поэтому какой ещё будет канал? Только если это будет указано Иерархией, правда, сейчас уже никого из Рерихов нет и они не могут это нам указать, но это как-то прояснится. Другого канала я не знаю. Но нам так много дано, что дай нам Бог это всё освоить.

Что такое внутреннее молчание даже при внешних словах?

Это очень высокая степень духовности, когда вы можете говорить, можете действовать активно, что-то делать, общаться с людьми, но внутри вас, в вашем духовном сознании, будут тишина и спокойствие. Но это возможно тогда, когда ваша духовная сущность, ваш дух уже настолько развит, что его ничто не затрагивает, что бы вы ни делали. Это, к сожалению, ещё не наша ступень, потому что мы целиком включаемся, если что-то делаем или говорим. Высшее начало в нас ещё не так сильно, чтобы хранить спокойствие и внутреннее молчание, но к этому, конечно, надо стремиться. Иначе нас будут выводить из равновесия по всякому поводу, а поводов, как известно, достаточно.

Хотелось бы знать Ваше отношение к трудам Алисы Бейли.

В Америке изданы 24 тома её трудов на английском языке, и там она очень почитается и превозносится. Этих трудов мы не видели, они на русский язык не переведены. Но, насколько я помню, Елена Ивановна относилась не положительно к Алисе Бейли. У нас есть только её высказывания о будущем России — это положительные высказывания, но в остальном она не имеет отношения к Живой Этике. Нам совершенно не нужно заниматься Алисой Бейли, которая вовсе не являлась представительницей Иерархии Света. У нас ещё достаточно много неосвоенных книг Учения и трудов Е.П. Блаватской. Те, кто утверждён Иерархией Света, — их трудами мы и должны заниматься. А Алиса Бейли имеет отношение к Америке, которая не предназначена как Новая Страна. Наша страна предназначена.

В «Гранях Агни Йоги» указывается полезность чтения вслух книг Живой Этики для слушателей из Тонкого Мира. Не повредит ли это детям, предположим, находящимся в другой комнате или случайно зашедшим?

Сказано: пространство наполнено и переполнено. Этого мы не видим, но оно совсем не пустое и наполнено теми, кто с нами созвучен. Значит, нас слушают те, кто интересуется Живой Этикой и подобными вопросами. Те, кто не интересуется, идут в другие места: низшие духи идут в притоны, там они развлекаются около пьяниц и так далее. Но те, кто хочет познания, слушают нас. Я помню, во время наших занятий с Борисом Николаевичем в Харбине он говорил: «Нас ведь очень многие слушают, и это им очень полезно. А когда мы уедем (мы уже собирались ехать на Родину), куда они пойдут?»

Слушать Живую Этику будут духи, созвучные нам, то есть духи положительные. Мы же не злодеи и не говорим ничего вредного или безобразного. Поэтому если дети зайдут в комнату, где мы говорим о Живой Этике, и какие-то тонкие существа, может быть, жадно слушают и созвучат нам (иначе они бы ушли и не были около нас), то детям это не только не повредит, но даже наоборот — побыть там, где читают и говорят о Живой Этике, очень хорошо. С детьми надо по сознанию обращаться, но если они не реагируют отрицательно на то, что говорится, то никакие тонкие сущности им не повредят. А если в этой комнате будут происходить драки, раздражения, ругань, то они привлекут таких же сущностей из Тонкого Мира, и эти сущности детям могут повредить.

Кришнаиты говорят о цепи преемственности Учителей, в которой нет Е.П. Блаватской и Рерихов. Что это за цепь преемственности Учителей?

У них есть свой Учитель, они его очень почитают. Конечно, как кришнаиты, они не признают ни Блаватскую, ни Рерихов, иначе это были бы не кришнаиты. Кришну почитать надо, это Великий Учитель, основоположник философии Индии. Но все эти ритуалы навряд ли он заповедовал. Никакой Учитель никаких ритуалов не заповедовал. Возьмите дивную книгу «Бхагавадгита». Что там указано? Устремляться к Высшему, любить Его, сосредоточиваться на Нём, но не указано петь, плясать и делать то, что делают они. Это всё внешнее, так же как у нас в христианстве, как и в магометанстве, и везде это есть — внешние ритуалы и приёмы. Вот как раз этим они в большом изобилии занимаются, что мы постоянно видим и на экране, и на улице.



Назад в раздел : 1994
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае