(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Квадратный стол» СибРО 29 мая 1994 г.
Сегодня мне позвонили с Камчатки, из Петропавловска-Камчатского, и сообщили, что их пригласили в школу с нового учебного года — преподавать Живую Этику в пятом классе. И они задаются вопросом — как это делать? Потому что ни у кого никаких наработок, методичек по этому поводу нет. Я сказала, что у нас сегодня будет встреча. И они спрашивают всех, кто имеет какой-то опыт или наработки по этому поводу, — как и с чего начинать? Естественно, что нельзя прийти в пятый класс и начать излагать им Учение так, как мы с вами это делаем. Тут нужен другой подход. С чего начинать? Со сказок, рассказов, или иллюстраций, или с музыки, или всё это вместе? Если у кого-то есть соображения по этому поводу или есть уже какие-то методические пособия, они просят им написать. По крупице всё-таки можно что-то собрать. Мы — пионеры, мы — первопроходцы, поэтому мы все нуждаемся в каком-то общем опыте. А приехать на школу-семинар они не могут, потому что у них задерживают зарплату, даже на билет не могут собрать денег. Вот такое воззвание с Камчатки. Рериховцев там мало, но интересуются многие, и главное — их пригласили в школу и даже сказали: «Делайте, как найдёте нужным». Это очень важно. Сотрудники из г. Белово (Кемеровская обл.) рассказали о своём опыте: «Мы выступали на городской встрече учителей. Показали газеты СибРО "Перед Восходом", из всего зала откликнулось всего несколько человек». Ждать многого пока что не приходится, но хоть несколько человек — это уже хорошо. Если бы им сверху сказали, они бы стали изучать. Но представляете, что бы они из этого поняли, если бы стали по директиве изучать? Только в общем, поверхностно, интеллектуально. Толку от такого изучения было бы мало. Если только по директиве начинать изучать, в чём бы они разобрались и как бы они стали перетолковывать? Ведь каждый трактует Учение по сознанию. Когда-то провозгласили лозунги коммунизма и социализма. Потом оказалось, что некоторые народы этого не приняли, и, когда это объединение распалось, они оказались в стане врагов, а те, кто действительно принял это объединение сердцем, остались. Количество никогда не решало успех. Когда люди примут Живую Этику сами, тогда что-то получится, и детям они донесут, а если только официально преподавать, дети не воспримут. Сейчас особенно надо думать о воспитании детей, потому что если новое поколение не будет готово как общинники, оно будет обречено. И этот вопрос у нас сейчас на проводе. Каждый должен искать свои методы и подходы к детям, школьникам, ко всем другим, к дворовым ребятам. Можно рассказывать детям о Знамени Мира, и пусть они рисуют. Это тоже помогает детям понимать новые идеалы. Да, пусть рисуют Знамя Мира, как они поняли эту идею. Надо популярно рассказать о Знамени Мира и предложить, а дети рисовать очень любят. Потом можно сделать уникальную выставку: как дети понимают Знамя Мира. А ведь Знамя Мира несёт идеи Живой Этики, и, рассказывая о нём, мы говорим о том, на чём оно основано. Поэтому была бы большая польза. Было бы интересно, как это преломляется в детском сознании. В 1992 году в нашей стране небольшим тиражом вышла книга «Надземное». Сейчас стоит вопрос о её переиздании, но раздаются голоса, что большим тиражом нельзя, что ещё несвоевременно. Святослав Николаевич тогда всего лишь сказал, что надо немного повременить, что ещё, может быть, рано. Но можем ли мы определить, надо делать это большим тиражом или нет? Сейчас каждый год равняется десятилетиям. Сознание людей невероятно растёт. События ускоряются в очень большой степени. В этой книге весьма много нужного для настоящего времени. Мы часто делаем доклады по этой книге. Свой последний доклад о Елене Ивановне в феврале этого года я сделала исключительно по книге «Надземное». Почему раньше требовалось издать небольшим тиражом? Потому что там много говорится о внутренней, сокровенной жизни Братства. Но сейчас, например, вышла книга Р.Я. Рудзитиса «Братство Грааля». Там много об этом говорится, о Беловодье. Сейчас о Братстве очень много и широко говорят. И, может быть, уже нужно издать. Я не могу сказать категорически: издавайте или нет. Но всё-таки времена меняются, всё равно эта книга широко проникает. В книге «Надземное» очень много параграфов, касающихся именно воспитания детей и школы. Там очень много о науке, детях, школе, семье, Тонком Мире — словом, о том, что сейчас очень актуально. Я думаю, что из каждой книги можно сделать что-то такое, что будет вред, — когда мышление извращённое, оно из всего извлекает что-то не то. Но там очень много сведений, как раз очень нужных сейчас. Коль книга была издана — значит, она стала уже общедоступной. И каждый может её взять с полки или купить в магазине и начать читать. И здесь человек уже с полной ответственностью подходит к этому моменту: сначала нужно прочесть все книги Учения, Письма Елены Ивановны... Да, только тогда. А некоторые любят начинать с другого конца, например с «Тайной Доктрины», а ею кончать надо, после того как и Учение освоено, и Письма Е.И. Рерих. Это сложнейший труд, а люди начинают не с того конца, и потом отрицания, и кощунство, и главное — непонимание. Точно так же и с этой книгой. Конечно, желательно бы её прочесть после того, как всё уже прочитано. Как получилось у нас: сначала мы все книги Учения прочли, Письма Елены Ивановны и только потом стали вникать в эту книгу. А некоторые хотят с неё начинать. Это совершенно неправомерно. Но как уберечь людей от этого? По-видимому, надо им просто разъяснять, но это не значит, что издавать не надо. Мне кажется, что подходит такое время. Может быть, поступить так же, как с «Гранями Агни Йоги»: распространять только по Рериховским обществам, а в широкую продажу не давать? Это, конечно, тоже не гарантия, что её все должным образом воспримут, достойно. Но всё-таки это будет не так, как просто выбросить её в продажу. «Грани» тоже надо читать только после того, как прочтены книги Учения, потому что иначе «Грани» не поймёшь. Грани чего? Учения, которое уже известно. Тогда их оценить можно. Но если взять, не читая Учения, одни «Грани», то будет просто непонятно, о чём идёт речь. А когда мы уже достаточно начитались в книгах Учения, например, об астрале, там ведь очень много об астрале говорится и о борьбе с ним, — тогда мы это и поймём, и оценим. Так что я думаю, что такое предложение было бы более рационально. Но совсем не издавать тоже нельзя. Сейчас уже люди и Общества растут, так много уже вновь приобщившихся. В «Надземном» даются очень нужные сведения. Если бы только люди не приписывали себе того, что к ним не относится. Там же многое относится и к Братству, и к Урусвати. Каждый параграф начинается словами «Урусвати знает», «Урусвати видела, слышала» и так далее. Только бы это не приписывать себе и понимать, кто есть кто. А то сегодня опять на «круглом столе» — и так каждый раз — задавались вопросы о центрах, о явлениях, о ритмах Махаван — словом, совершенно не относящиеся к нашему уровню сознания. Как можно говорить с детьми о культуре поведения? В книге «Искусство творить взаимоотношения» достаточно сказано о культуре поведения. Затем можно перейти к вопросу о карме. Почему не надо плохо поступать с ближними — избивать, воровать или ещё что-то? Возьмите сказку Л.Н. Толстого «Карма» (она ему очень понравилась, и он её перевёл) — её можно читать всем, потому что она слушается как приключенческий рассказ. Тогда и культуру поведения можно с этим связать. Словом, от самого обыденного можно подвести к чему-то важному. И всю высоконравственную детскую литературу — у Льва Толстого, у других наших классиков — надо изучить. Например, всем известный «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова: дочь так любила своего отца, что пошла к страшному чудовищу. Отчего она это сделала? Ведь другие сёстры не пошли. Любовь, преданность своему отцу — это тоже ведь впечатляет, правда? Сказки можно сопровождать комментариями и беседами: как вы считаете, почему эта девушка пришла к чудовищу? — Чтобы спасти отца. Как же она относилась к отцу и почему к нему надо так относиться? На каждой хорошей сказке можно целую беседу построить, потому что все они имеют, конечно, этическую подоплёку. Случайно мне попала в руки любопытная книга «Опыт православной педагогики». В ней собран опыт православной педагогики начиная с XVIII века, включены произведения классиков — Пушкина, Толстого и других. Нам бы тоже её надо иметь, потому что этика в Учении и этика в православии — они же не расходятся. Добро есть добро, а зло есть зло, и тут мы никак не расходимся. Из Учения мы знаем, что на Землю из Космоса идут мощные энергии, или огонь, который выявляет в людях всё хорошее и всё дурное. Как это связано с разговорами о «конце света»? То, о чём говорится в Священном Писании и Апокалипсисе, — это всё, конечно, символы. Из Космоса идут новые энергии, и будет не Страшный суд — будет самосуд, то есть каждый человек определит свою позицию: может ли он принять Новый Мир. Новые энергии несут и новые условия жизни, и новый настрой человека, его состояние духовное. Если в человеке нет ничего дурного, то никакая тёмная сила его на это не толкнёт. А если он, скажем, корыстный — его тёмные толкнут украсть или продать кого-то за деньги. Точно так же и эти новые энергии. Я живу очень давно и знаю, как медленно в 1940 – 1950-х годах распространялось Учение Живой Этики. Примет Учение один или двое — и это целое событие! А что происходит сейчас? Тысячи вдруг загораются в самых неожиданных местах: «Подайте нам духовную пищу, мы без неё жить не можем!» Готовы на всё, готовы ехать, приглашают к себе. Почему? Это уже воздействие новых энергий. Они благотворно воздействуют на дух тех, кто имеет какие-то накопления. Три месяца люди читают Учение, а к ним уже тянутся — давай им хлеб насущный! Значит, это люди уже готовые к Новому Миру, готовые его принять, им только нужны фактические знания. В то же время растёт чудовищная преступность. Почему? Опять-таки эти энергии, те самые, о которых мы говорили, пробуждают в людях потенциал зла. Может быть, эта преступность тлела бы в них ещё несколько воплощений, а тут всё разом выявилось. Эти энергии толкают их на совершенно немотивированные убийства, на садизм, на рэкетирство. Люди определяются, отбираются уже по существу. И когда-то энергии достигнут такого уровня, что люди, которые с ними гармоничны, ещё больше возрастут. Как писал апостол Павел, «праведник пусть святится ещё, а грешник пусть сквернится ещё». И грешники действительно на наших глазах всё больше и больше сквернятся, и в конце концов они не выдержат. Огонь будет возрастать, он их и уничтожит. Это будет действительно конец света — конец старого света, но не конец земного бытия, то есть Земли как планеты — от этого нас стараются уберечь, чтобы сохранить планету, иначе нам негде будет эволюционировать в сферах пространства. Идёт отбор, и это будет не конец Земли, а начало Нового Мира и возрождение тех, кто способен его принять. Все люди сейчас поделились на людей доброй воли и людей злой воли, независимо ни от национальности, ни от вероисповедания. Конечно, Живая Этика помогает понять суть происходящего. А некоторые удержатся своими природными качествами. Наталия Дмитриевна, что произойдёт с людьми равнодушными, не доброй и не злой воли, с так называемыми тёплыми? В Апокалипсисе сказано: «Если бы ты был холоден или горяч! Но ты тёпл, и поэтому извергну тебя из уст Моих». Значит, они не годятся для эволюции. В «Гранях Агни Йоги» говорится о том, что энергия, направленная во зло, может быть трансмутирована. Если человек осознает, он повернётся на 180 градусов. А если в нём совсем ничего нет, то есть он обыватель? Тогда ему некуда повернуться. Сказано: «непригоден ни к чему», то есть человек не состоялся, значит, переработка. Ведь очень многие не состоятся. Потенциал у всех одинаковый, но кто как использовал! Как сказано в Евангелии в притче о талантах: всем было дано по таланту (талант — это монета), один нажил на него ещё, другой ничего не нажил, а третий в землю закопал. И того, кто нажил — хозяин оценил и оставил у себя. Часто к духовному учителю приближались разбойники и прочие, потому что они не были безразличными. Да, у них был потенциал, который можно было повернуть. Мы считаем, что подход к Живой Этике нужно начинать с изучения качеств и свойств. Какие качества хороши и помогают эволюции, а какие, наоборот, мешают. И мы делаем выборки по качествам. Я недавно читала о равнодушии. Это очень губительное, страшное свойство, то есть это полное безразличие. Равнодушие — это хуже преступления: «гори всё синим огнём, лишь бы мне было хорошо». И конечно, сердце играет решающую роль в Новом Мире. Сердце может быть и у преступника. В чём-то и его оно может спасти. Мне вспоминается одна старая восточная легенда о том, что жил когда-то разбойник, который и грабил, и, может быть, убивал людей. И решили его поймать. А у него был конь — необыкновенно быстрый, породистый, за которым преследователи не могли угнаться. Организовали они за ним очередную погоню, поймать никак не могут, он быстрей скачет. А они знали, что у него была одна слабость — он любил животных. Они взяли щенка, изранили его и бросили на ту дорогу, по которой разбойник должен был скакать. И вот он скачет и видит раненного щенка, который визжит, просит о помощи. Он на одну секунду останавливается, хватает этого щенка, чтобы как-то ему помочь, и этой секунды было достаточно, чтобы его нагнали. Его судили и, конечно, казнили, потому что за ним было много всяких дел. И вот на Страшном суде судят этого преступника. Его Ангел-хранитель плачет, понимая, что душа его подопечного загублена. Судья, который взвешивает его грехи, кладёт на чашу весов все его прегрешения — чаша опускается вниз со страшной силой. А что положить на другую чашу весов? И вдруг приближается Некто в белом, весь Светлый и Сияющий, и кладёт на эту чашу израненного щенка, и чаша перевешивает. Его оправдали, потому что у него было сердце. Я не могу забыть эту легенду. Конечно, он потом заплатит за долги, но он был спасён. Вот как нас судят. Это я говорю к тому, что и бандиты могут перековаться или иметь что-то такое, за что можно зацепиться и сохраниться. А если бы этот разбойник был равнодушным, тогда, естественно, его осудили бы в ад, как и собирались уже сделать. Почему на картине Н.К. Рериха Великая Матерь Мира закрыла Лик? Помните мантрам из Учения, обращённый к Матери Мира: «Матерь Мира — великая творческая сила в нашей сущности...» (Беспредельность, 38). Значит, Матерь Мира в её высочайшем аспекте — это психическая энергия, великая творческая сила. Но психическая энергия нам ещё не открыта полностью, ещё прикрыт Лик, ещё не всё нам открыто. Это эзотерическое толкование картины, но оно не для всех, это не каждый поймёт. Тайна нераскрытая. Я знаю именно такое объяснение — нераскрытая Тайна, великая творческая сила, которую нельзя ещё раскрыть, рано. Мы только начинаем постигать психическую энергию. Нам очень много уже дано — законы психической энергии, даже книжечка специально подобрана для этого. Но ещё много тайн, и, конечно, Матерь Мира — это Великая Тайна. Духовная Матерь Христа и Будды — представляете, какая это Высота, непостижимая для нас! О Матери Мира говорится, что она имеет свою представительницу на Земле. Матерь Мира надо рассматривать не в одном аспекте. Это Великая Индивидуальность для нашей планеты, и Она имеет земного заместителя. Конечно, очень близка к этому Елена Ивановна, которая находится под Её лучом. Как мог Миларепа быть сначала преступником, а потом стать святым? Что-то подобное было и со святой Ольгой. Что значит «святой»? В этих случаях — тот, кто повернулся от зла к добру, и мы только что об этом говорили. Один разбойник издевался над Христом на кресте, а второй говорил: «Господи, хочу быть с тобой в раю». Значит, как по-разному можно повернуть. Тут то же самое. Миларепа раскаялся, но с этого момента он ведь не стал святым? Во-первых, он раскаялся и, во-вторых, стал вести такой образ жизни, что всю свою огромную энергию, которую он сначала тратил на беззаконие, стал направлять на добрые дела и смог очень преуспеть. Благодаря потенциалу своей энергии, своей деятельности, он смог стать и святым, если настолько раскаялся. Ведь что такое раскаяние? Это поворот в совершенно другую сторону. А энергия та же. Но куда она направлена? Энергия может быть направлена на лампочку, а может на электрический стул. Это будет одна и та же энергия, вопрос в том, куда её направляют, это и является решающим. И каждый делает свой выбор. Как появились тёмные, которые привели человечество на разрушительный путь развития? Об этом очень хорошо в Письмах рассказывает Елена Ивановна — как возник Люцифер, один из семи Планетных Духов, ответственных за Землю, и как получилось, что он из Люцифера стал сатаной. Потому что захотел быть первым и единственным, возгордился. Гордость и самомнение его погубили. И конечно, он стал влиять на людей. С одной стороны, он вызвал наличие Белого Братства на Земле, которое спасает от его влияния тех, кто эту помощь может принять, а с другой — он ищет своих приспешников, хочет сохранить Землю для себя, чтобы там царствовали его законы. Отсюда и взялось исключительное положение нашей планеты, когда Планетный Дух, которому было поручено вести людей в эволюцию, законно продвигать их, вместо того вверг их в страшный эгоизм и этим очень затормозил эволюцию. Это грозит гибелью и самой планете, и людям. И только невероятно самоотверженная работа Белого Братства на протяжении сотен тысяч лет с тех пор, как это произошло, помогает всем нам, кто эту помощь принимает, как-то из этого выбраться, потому что влияние хозяина Земли, князя мира сего, очень сильно. Всё неизжитое и земное в нас является мишенью, для того чтобы это усиливать и нас губить, — каждое наше свойство, особенно гордость, самомнение, желание господствовать, богатство, власть и слава — то, чем сатана соблазнял Христа. Я прочитала в книге Р.Я. Рудзитиса «Братство Грааля», что Христос шёл в Шамбалу не один, а со своим Другом. Кто это был? Его сопровождал Друг, но дальше не пошёл, и ждал Его назад, и проводил снова. Об этом сказано в книге «Озарение», и есть легенда в «Криптограммах Востока». Там сказано, Кто это был. Мы расстаёмся на всё лето, чем Вы можете нас напутствовать?
Напутствие у меня одно ко всем — изучать и изучать Живую Этику. Только это и спасёт и нас, и других. Всё-таки нельзя нам всем похвастаться, что мы её очень хорошо знаем. Надо продолжать изучать и Живую Этику, и Письма Е.И. Рерих, и «Грани Агни Йоги». И это самое главное. Если у вас будет хоть немножко больше времени, уделите этому внимание. Это нужно и вам, и не только вам, потому что человек не может ни подниматься, ни падать один, он всегда за собой кого-то тянет из земного мира и, как мы уже сегодня говорили, из Тонкого. Поэтому очень многое будет зависеть от того, что ещё за это время, до осени, вы постигнете из Живой Этики. А постигать — как говорится, начать и кончить. Мы надеемся, что скоро должна выйти новая книга, четвёртая часть «Граней Агни Йоги». Это всё надо изучать. Это моё пожелание вам на лето.
Назад в раздел : 1994 |
|||