(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Квадратный стол» после торжественного собрания, посвящённого Дню Культуры, 9 октября 1994 г.
Надо ли знать глубоко другие религии, чтобы с ними объединяться? Мы изучаем только основы других религий, и на основах всех Учений мы и объединяемся. Мы не входим в подробности, в догматы.
Давайте послушаем, что хотят сказать наши приезжие, ведь у всех есть свои мысли, идеи, может быть по поводу сегодняшнего нашего мероприятия, или пожелания, или вопросы, — пожалуйста. Расскажите нам, почему вы приехали сегодня на наше мероприятие и что от него получили. Мы всегда получаем большой заряд на таких мероприятиях, ждём новых встреч в СибРО и уезжаем с желанием поскорее вернуться. Вы сказали нам очень важную вещь. Это хорошо, когда ждут новых встреч, значит, что-то получили. Мы тоже всегда ждём новых встреч, потому что всё это — взаимное обогащение. У каждого свой опыт, свои возможности, мы их сравниваем, анализируем — и хорошее, и плохое, из всего извлекаем уроки. «Самый мудрый тот, кто учится у всех». Если что-то отрицательное проявляется, мы говорим: «Мы постараемся так не делать», и наоборот. Мы давали слушать записи бесед о Тонком Мире нашей маме, ей уже более 80 лет. Эти беседы так её окрылили, столько сил ей дали, что она и смерти перестала бояться. Жалеет, что раньше этого не знала. Значит, всё это нужно, особенно пожилым. Не будем забывать, что никто из нас не знает ни дня, ни часа, когда он уйдёт. Конечно, после 80-ти можно уже рассчитывать на скорый уход. А вообще-то это может быть в любой момент. Посмотрите, что делается, например, на Южных Курилах*. Не дай Бог, чтобы у нас это было, во всяком случае, готовиться надо. Но то, что пожилые так окрыляются, меня очень радует, я думаю, что ваша мама не единственная. Это специальная подборка. Ведь сведения разбросаны по всему Учению, надо искать, а тут уже нацеливаешься на определённую тему — условия перехода в Тонкий Мир и жизнь там, как переезд в другую страну. Много разговоров идёт о «конце света», даются практические советы, как будет проходить огненное крещение. Что мы должны для этого делать — самосовершенствоваться? Да, чтобы соответствовать тем энергиям, которые сейчас идут из Космоса. Если мы хотя бы немного уменьшим у себя раздражение, меньше будет шансов, что мы «погорим», — вот что самое главное. Я получила большое письмо по поводу какой-то целительницы Марии, которая появилась в Новосибирске. Она исцеляет, совершенствует путём метода, который она называет «ребёфинг», это английское слово. Это значит — надо глубоко вздохнуть и сильно много раз выдыхать, и с этими сильными выдохами выдыхаются все наши несовершенства, все наши отрицательные свойства, и человеку после этого уже всё нипочём. Как это просто, легко и удобно, и зачем читать Живую Этику? Выдыхать, выдыхать и выдыхать; начинаются видения, явления, видят Тонкие Миры, прежние воплощения, общаются с планетами, и под конец — в психбольницу. И это кого-то увлекает. И в письме меня спрашивают: «Как это расценивать?» Эта корреспондентка всерьёз её всё-таки не приняла, потому что много читала Живую Этику. Всем надо говорить одно и то же: как можно больше знайте Живую Этику, Письма Елены Ивановны, «Грани Агни Йоги», тогда вы не заблудитесь и будете иметь критерии оценки того, с чем вы постоянно сталкиваетесь. Мы прочитали письмо об этой целительнице Марии и ахнули. Оказывается, как просто — не надо бороться с собой, не надо совершенствоваться, укорачивать себя, становиться понемногу добрее, как рекомендовал Святослав Николаевич: «Каждый день становитесь немного добрее...» Так нет — выдыхайте! И тогда все «достижения» сразу и приходят. Где, когда, какой Великий выбирал путь, чтобы было протоптаннее и легче? Зачем тогда все религии, Живая Этика? «Узки врата и тесен путь, ведущий во спасение, и не многие идут им», — сказал Христос. Значит, врата и путь очень тяжёлые и узкие и надо продираться сквозь самого себя. А тут — выдыхай и всё. Или ещё что-нибудь в этом роде рекомендуют делать. Видите, как всё просто и легко! Среди изучающих Живую Этику очень много людей, которые подозревают в себе какие-то особые явления, священные боли, центры и т.п. В большинстве случаев подобные явления — например, беспокоит солнечное сплетение или горло — означают, что человек или переел, или мало ли что у него происходит. Но, конечно, не отрицается и то, что у людей постепенно будут раскрываться центры. В связи с очень несовершенной окружающей атмосферой, особенно в городах, это может сопровождаться болями. И сама Елена Ивановна писала, что, когда у неё раскрывался центр лёгких, она две недели пошевелиться не могла, у неё было впечатление, что ей вонзили между лопатками два кинжала. Потому что жила она в несовершенной атмосфере Земли. Вообще говорится, что в идеале центры должны раскрываться безболезненно, точно так же, как ребёнок безболезненно растёт с каждым днём, и ничего с ним особенного от этого не происходит. Но ведь надо же разбираться, в каких случаях центры действительно могут начать раскрываться, а в каких случаях центрам приписываются симптомы каких-то болезней. Когда центры могут раскрываться нормально? — При нормальном самосовершенствовании, при нормальном духовном росте, по мере очищения себя от тех свойств, которые очень мешают высоким проявлениям, потому что открытие центров — это уже высокие проявления, и они бывают далеко не у каждого. Бывает и такое, что можно назвать самовнушением. Вот у человека что-то заболело, и он внушает себе: у меня раскрываются центры. Он начинает слушать, и ему действительно кажется, что вращается змий солнечного сплетения или вдруг кундалини поднимается по позвоночнику вверх. Это может быть от самовнушения, когда человеку этого очень хочется. Но в таких случаях люди начинают не с того конца. Не с центров надо начинать, центрами надо кончать. А начинать надо с самого простого — с очищения себя, самосовершенствования, и всё придёт. «Ищите Царства Божьего и правды Его, и всё остальное приложится вам», — сказано в Евангелии. Что такое «Царство Божие» и «правда Его»? Это Свет внутри самого человека. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Лучше, чем в Евангелии, не скажешь, почему я его и вспоминаю. Вы говорили, что Учение надо делить на две части. Да. Что для нас и что не для нас. Учение давалось ближайшим ученикам, в основном комментировался огненный опыт Елены Ивановны Рерих, почему она и названа Матерью Агни Йоги. Так это же какой высоты Дух! И то ей это комментировалось, объяснялось, эти боли священные. Но нельзя это относить к себе, иначе получится, что мы себя приравниваем к Елене Ивановне или к Николаю Константиновичу. Надо понимать, что эта часть не для нас. Её можно прочесть, принять к сведению на далёкое будущее и заняться тем, что нам ближе. «Каждое мгновение имеет свою необходимость», — говорил Будда. Какая необходимость данного мгновения? Стать немного лучше, усовершенствоваться, подготовиться к тому, о чём очень много сейчас говорят, — об огненном крещении, очищении. Мы знаем, что наступает Новая Эпоха, идут новые космические волны, лучи, которым надо соответствовать. А как соответствовать? В Учении всё это изложено очень подробно. И сегодня я говорила: «Культура есть почитание Света», — это тоже соответствие новым энергиям. Если мы стараемся стать культурными людьми, то есть надежда, что мы ассимилируемся с Новой Эпохой — Эпохой Добра, Света, Красоты и Правды. Но Учение, безусловно, надо делить на две части — что нам, а что пока не нам. Так же, как Христос ученикам открывал тайные знания, а народу говорил притчами. Но тогда, 2000 лет назад, и народ был ещё не столь разумен и интеллектуален, как теперь. Теперь через науку всё это идёт, наука уже дошла до фотографирования аур, до измерения лучей, энергий, она уже подходит и придёт к таким же выводам — о совершенствовании и о том, как адаптироваться к новым условиям. Пожалуйста, поясните, кто такие медиумы и медиаторы. Мы получаем сведения, что у очень многих людей начались всякие видения, явления, голоса: кто с Еленой Ивановной беседует, кто с Николаем Константиновичем, кто с Высшим Разумом или с Учителем Учителей и т.д. Но для этого надо иметь основание и определённый уровень. В Учении есть деление на медиумов и медиаторов. И то и другое в переводе значит «посредник». Но между кем и кем? Медиумы — посредники со сферами Тонкого Мира, более или менее высокими или низкими, это зависит от уровня медиума. Если он сам не очень высок, — каков он, таков и уровень, выше себя ведь не перепрыгнешь, — тогда он и контактирует с этими сферами. У него приоткрыты способности, как окна в Тонкий Мир, но в какой Тонкий Мир? Там же бесконечное количество градаций и слоёв, так же, как и в земной сфере. И они контактируют со слоями Тонкого Мира, но слоями невысокими — на них выходят персонификаторы, то есть духи, выдающие себя за Великих Учителей. Медиумы неразборчивы, духоразумения у них нет, чувствознание у них совершенно отсутствует, иначе они не были бы медиумами. И они всё это принимают всерьёз и передают полученные сообщения. Некоторые люди попадаются на это и верят им. Но надо смотреть: кто получает эти сообщения, что это за человек? Медиатор — это тоже посредник, но это посредник действительно с Иерархией Света, с Учителями; посредник, сознание которого направлено вверх, уже не имеет контакта со сферами низшими, астральными, а имеет контакт с Высокими Сферами Иерархии Света. Елена Ивановна писала, что насколько к медиумам надо относиться осторожно и разбираться, настолько медиаторов надо уважать и ценить (см.: письмо Е.И. Рерих от 28.04.1951 г.). Такой контакт происходит обязательно при открытых центрах? Нет, не обязательно при открытых центрах. Елена Ивановна пишет, что для медиатора нужно чувствознание, его устремлённость к Иерархии, это создаёт канал связи, для этого открытые центры не требуются, и что иногда такой медиатор, посредник, для работы с людьми, для работы в Обществах может быть даже нужнее, чем Йог, который уявлен в каких-то высоких сферах. Елена Ивановна считает, что медиаторы в этом отношении полезнее. Конечно, высочайший медиатор, который мне известен, — это Борис Николаевич Абрамов. У него действительно был прямой контакт с Владыкой, а потом, когда ушли Рерихи, — и с ними. И его Записи были трижды подтверждены Еленой Ивановной — что это действительно полный контакт. Если можно считать это медиаторством, то это самое высокое из того, что мне известно. Но Елена Ивановна, конечно, была выше этого, там было совсем другое, уже из того разряда, о котором нам трудно говорить, потому что это вне нашего опыта. Я действительно очень хорошо знала лично Бориса Николаевича, была его ученицей в течение многих лет, и я утверждаю, какой высоты он был как человек, — это очень важно. Я видела его в быту, постоянно бывала у них дома, помогала, жена у него была больна, то есть видела его в жизни каждого дня, поэтому и могла представить, что именно такой человек действительно был медиатором в самом высоком смысле этого слова — то есть посредником. И тем, что мы сейчас «Гранями Агни Йоги» зачитываемся, мы обязаны именно его высокому качеству приёмника, воспринимающего в самом чистом и неискажённом виде. А у медиума всё это искажается, или их сознательно вводят в заблуждение. На спиритических сеансах обязательно вызывают кого-нибудь очень важного, например Наполеона или ещё кого-то, и они являются. А кто это на самом деле? У медиатора же совершенно другой процесс. Астрал тут уже не фигурирует, а только сердце, «ничем, кроме любви, не покрытое», как сказано в Учении, — вот это и есть провод. А у медиумов о сердце как-то даже и не слышно. Там астрал в основном работает, и он очень сильно выражен. И в жизни эти медиумы далеко не самые лучшие люди, не самые совершенные. Как помочь спастись медиуму? Они не хотят спасаться, они очень довольны. Это мы говорим, из какого источника они получают, а они-то уверены совсем в другом. Попробуйте их разуверить. Скажут: «Это они из зависти». Мне приходилось иметь дело с такими. Вот приходят и рассказывают: «Вижу, слышу». Я пытаюсь говорить: «А вы уверены?» «Да вы что, конечно!», и на меня же и возмущаются: «Как это, она ещё сомневается?!» Медиумизм — это опасно. Если медиум выходит на низкий Тонкий план, то оттуда на него тоже выходят, это же получается взаимосвязь. Может быть, кого-то и можно спасти, если у него ещё не потерян здравый смысл и он не очень тщеславен. Ведь это всё ещё и подогревается. Сказано: «Если некто будет называть себя Йогом, не верьте ему. Истинный Йог никогда не будет величать себя Йогом и не будет обожать себя». А медиумы объявляют себя посредниками открыто, то есть они этим хвастаются. Йог или медиатор никогда не станет говорить, что он Йог или медиатор, он будет это скрывать, люди только догадываться могут. Никогда Борис Николаевич не говорил: «Я, я, я». Мы вообще от него слова «я» не слышали. Просто он делал своё дело и читал нам эти Записи на занятиях. Мы сами знали, и нам даже не требовалось подтверждения Елены Ивановны, хотя мы, конечно, с радостью воспринимали то, что она ему пишет, но мы и без этого знали. А тут ведь такое пишут, и приносят, и читают, что просто диву даёшься! Такая оккультная фантастика! Это всё оккультные фантасты. Но им не хочется с этим расставаться, они тешат неизжитое тщеславие. У нас никаких таких восприятий нет, и к нам относятся свысока, говорят: «У них ни одного центра не открыто». Действительно не открыто. И не надо сейчас. Сейчас у нас другие задачи. Как правильно произносится: «Ва'били сокола огненной вабой» или «ваби'ли сокола»? Я думаю, что «ва'били», от слова «ва'ба». Ваба — это клич, звук, призывающий сокола из поднебесья, когда он там птичку ловит. Вы знаете о соколиной охоте? Случайно или нет Записи Б.Н. Абрамова начали публиковать с тех, что были получены Борисом Николаевичем в 1960 году? На этот вопрос вам может ответить Борис Андреевич Данилов. Он, видимо, считал, что это ближе к нашей эпохе; я так думаю, но не берусь за него говорить. Борис Николаевич начал записывать с 1930-х годов. И когда мы занимались до 1960-х годов в Харбине, он нам уже такие Записи выдавал! У меня кое-что переписано, вначале мы ими питались. Я потихоньку на занятиях записывала или просила дать списать. Он не всегда давал, но иногда давал. И потом, когда я сюда приехала, мы их перепечатывали на машинке. А некоторые Записи я конспектировала. Это, конечно, были буквально откровения! Я помню, когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, наши вначале отступали под натиском до самой Москвы. И в это время Борис Николаевич получает сообщение: «Россия победит Германию». Никакого признака, что она её победит, в то время не было, в те роковые месяцы, вы же все историю знаете. А мы уже знали, что она её победит. И потом начался отход немцев, когда наши собрались с силами и стали наступать. Когда С.Н. Рериху задали вопрос про распад Советского Союза, он сказал: «Будет Союз или не будет — это не так важно. Самое важное — Россия». Россия — это самое важное, и она будет. Если человек ходит и вещает, как всё плохо вокруг, как быть? Сейчас, конечно, плохо, и мы это не можем не вещать, но это и так всем известно. Но мы от этого не омрачаемся, мы живём будущим, и Указано жить в будущем. А уныние — один из смертных грехов, потому что это недоверие, неверие в Высшие Силы. И оно только мешает. Очень интересная идея Учения, что своими недостатками мы унижаем сами себя, будь это раздражение, или злость, или гордыня, или зависть, или самовозношение. Среди некоторых рериховских групп наблюдаются тенденции, смысл которых такой: «Учитель, покажи мне чудо, и я уверую». Люди ищут всяких чудес, и, чтобы удержать этих подошедших, с ними идут на компромисс. Как Вы считаете — правильнее размежеваться и остаться в малочисленном, но твёрдом составе или же продолжать лавировать и сотрудничать? Помните, что об этом говорится в Учении: «К великому Познавшему пришёл ученик, желавший чудес. — "После чуда уверую". Учитель печально улыбнулся и показал ему великое чудо. Ученик воскликнул: "Теперь я согласен под Твоей рукой пройти ступени Учения". Но Учитель показал ему на дверь и сказал: "Теперь ты Мне больше не нужен"» (Агни Йога, 95). Почему Учитель показал чудо, ученик уверовал и после этого Учитель говорит: «Теперь ты Мне больше не нужен»? Это значит, что погоня за чудесами — это ещё не духовность. Самый главный критерий для приёма в ученики — это развитие духовности, чувствознания, духоразумения. А помните, сколько Христос показывал чудес? Он ли не показывал — мёртвых воскрешал! И после этого кричали — «распни Его!», те же самые кричали. Повлияло это на кого-нибудь? Нет, и даже наоборот. Об этом и в Учении говорится: «Никогда чудеса не убеждали» (Озарение, 2 – II – 6). Это мгновенный эффект. И такие ученики не нужны, потому что они подходят не для совершенствования, а для чудес. А где же твоё чувствознание, которое, как сказано, есть прямой путь в Шамбалу? Если ученик чувствует учителя, он никаких чудес от него не потребует. Помните, в книге «Община» (43) три Архата просили о чуде. Они наделали массу бед с этими стихиями. И им было сказано, что сова в дупле с гораздо большей пользой провела время, чем они, вызывая и наблюдая эти чудеса. Зачем же это надо? И разве чудо — это доказательство учителя? А теперь ответ на ваш вопрос: что в таких случаях делать? Прежде всего, надо рассказать им, как Учение смотрит на чудеса. Там о чудесах достаточно сказано — как относиться к этому, какой критерий для учеников: чего хочет ученик — чуда или знания? Ведь знание само по себе — это величайшее чудо. Я считаю, что все книги Учения — это чудо, появившееся для нашего спасения. Чудо, что мы читаем и Учение, и «Грани», и Письма. Может быть, некоторых можно переубедить, объяснить, что чудо — это не самое главное и что это нарушение законов природы, то есть надо объяснить, как относится Учение к чудесам, привести эти притчи и вспомнить Христа и что было в результате. Сейчас многие ищут чудес или чего-то необычного в разных книгах. Выходит такая книга, и на неё все набрасываются. Это оккультная экзотика. Но это несерьёзно. Это интересно, эффектно, возбуждает нервы, как интересный детектив или фантастика. И это лёгкий путь, который ни к чему хорошему не приведёт. Печально, что люди, которые искали чудес, занимались экстрасенсорикой, прикоснувшись к Живой Этике, так ничего и не поняли. В итоге они уходят в другие религии, оставляют Живую Этику. Значит, они ещё не готовы. Об этом очень чётко сказано: «...доброта и ум не приводят к Нам — явление духовности необходимо. Но это качество приходит в минуту готовности духа» (Зов, 17.07.1922 г.). Значит, дух этих людей, о которых вы говорите, не готов. А когда приходит духовность, никакие чудеса и никакие явления-видения не нужны. Нужно знание и приближение к Иерархии. Только это. Каждый из нас, когда первый раз открыл книгу Учения, сказал: «Это моя книга», не требуя ни чудес, ни доказательств. «Моя книга», потому что дух уже подсказывал, что это именно и есть то. Тогда никаких доказательств не нужно. Значит, готовность духа уже есть у таких людей, которые сразу признают: «Это действительно моё, и это мне надо». Бывает, что сначала человек с восторгом принимает Учение, а потом всё-таки уходит в христианство или ещё куда-то. Что это за явление? Видимо, сердце не готово принять. Он увлёкся внешним, новизной. Вначале все идут раздутыми факелами. Человек приобщается к Учению, его факел раздувается, идут энергии, он чувствует окрылённость. Через некоторое время начинаются испытания, тут-то и выявляется — готов ли человек? Если он духовен, тогда он выдержит испытания, а испытания очень суровые. Учение не для слабых сердец. А вначале он действительно увлёкся, ему интересно, захватывающе. Но это не значит, что он принял Учение. А потом — в церковь, потом — в какую-то секту, а потом ещё куда-то... Рассказывают о таких явлениях в некоторых сектах, что когда люди во время молитв входят в экстаз, то начинают говорить на незнакомом языке. Можно ли разобрать, действительно ли это язык или, может, просто лепет, как у детей? Может быть, они вводят себя в такое состояние, что вспоминают язык одного из своих прошлых воплощений? Но это ещё не достижение. Зачем нам это знать? Может быть, мы когда-то жили в Халдее, или в Египте, или ещё где-нибудь, но зачем нам этот язык сейчас? Поговорили во время экстаза, показали себя с лучшей стороны, и всё. Это всё относится к экстрасенсорике. Другие видят прошлые воплощения, причём неизвестно, на самом ли деле это их воплощения или это какие-то пространственные видения, — кто может это знать? Только Учитель знает наши прошлые воплощения, Елена Ивановна видела у некоторых, она знала точно, кто кем был. Так что это один из видов экстрасенсорики: они впадают в экстаз и что-то вспоминают из прошлого при этом. Но они же от этого лучше не станут. Какое это достижение? И пользы никакой от того, что он говорит на чужом языке. В одной книге Учения сказано, что старый мир будет заканчиваться именно битвой за истинное Учение. Так оно и есть. И борьба уже началась. Только что вам читали, какой поход против нас идёт**. И призывают правительство с нами бороться. Разве это не война? И это тоже знак Новой Эпохи. Сказано, что третьей мировой войны не будет, и Святослав Николаевич нам это говорил: «Третьей мировой войны не будет, а будут только столкновения», которые и идут. А последняя война будет за истинное Учение, и она идёт. Сейчас мы в эпицентре этой борьбы, и поэтому нам надо вооружаться знанием того, за что мы боремся, — знанием Живой Этики. Живая Этика — это не религия в обычном понимании, это не обряды, не догматы, не каноны, то есть церковного культа абсолютно никакого. И молитвы в Живой Этике не навязываются. Самая главная молитва: «Люблю Тебя, Господи! — вот и путь к Нам». Это естественное обращение к Высшему, и это надо подчёркивать. Нужно вооружаться знанием, и Письма Елены Ивановны надо тоже лучше знать. Елена Ивановна указывает, что не надо вступать в спор с приверженцами религий, надо просвещать народ. Что мы и стараемся делать — и радиопередачами, и встречами, кружками, идём в школы. Сами рериховцы могут оттолкнуть, об этом мы тоже должны помнить.
Конечно, об Учении будут судить по нам. Потому велика наша ответственность. Некоторые считают себя рериховцами, но на самом деле это совсем не так.
* 5 октября 1994 г. на Курильских островах произошло землетрясение, которое вызвало цунами и привело к большим разрушениям. ** Была прочитана публикация о том, что Русская православная церковь причислила Рериховские общества к сектам.
Назад в раздел : 1994 |
|||