(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 30 октября 1994 г.

дата: 30 октября 1994 г.


Наша группа в Екатеринбурге работает слаженно не один год.

Это так прекрасно! Очень важно — по созвучию, потому что сказано, что нуклеус из двух, трёх друзей-сотрудников, скреплённых огненным уважением к Иерархии и друг к другу, может явить самую мощную опору великим делам. Когда есть такая группа, где все друг друга любят, все находятся в гармонии и думают об одном, — может быть большая помощь делам. Рекомендуется бросать в пространство мысли о будущем, представлять будущее Родины, будущее планеты, наших Обществ и нас самих и, главное, как продвигается Учение, — это очень важно представлять. И если во время занятий все вместе вы подумаете о будущем нашей страны, о том, как мы ждём Вождя, будете представлять, как он нам помогает и как всё у нас в стране упорядочилось и страна процветает, — это поможет более быстрому наступлению Новой Эпохи. Поэтому пользуйтесь вашей гармонией для того, чтобы вот так делать.

В Учении даётся очень много чисто практических советов: о том, что необходимо употреблять соду, отказаться от мяса и другое, но у нас это иногда доходит до абсурда.

Я говорила уже много раз и ещё раз хочу сказать, что Учение надо делить на две части. Часть дана таким, как Елена Ивановна и Николай Константинович, то есть Агни Йогам, находящимся на очень высокой ступени, у которых открываются и открылись центры. Это одна часть Учения. Им даются рекомендации, как в таких случаях быть, какие симптомы. Почему Елена Ивановна названа Матерью Агни Йоги? Она первая предоставила себя на испытание пространственному Огню. У неё были открыты все 49 центров. Когда открывался центр лёгких, она описывала, как это было больно, она две недели пошевелиться не могла, как будто под лопатки ей вонзили какие-то острия. И конечно, по восемь раз и соду надо было пить, и какие-то ещё меры принимать, и не нагибаться, и не стирать и т.д. Надо различать, что кому дано. И не надо думать, что, если мы начали читать книги Агни Йоги, значит, мы уже Агни Йоги, — ничего подобного. Мы только начинаем с этим знакомиться, и наш уровень развития мы должны определить объективно и с полной скромностью и не воображать, что если мы начали читать, то уже на одинаковом с ними уровне.

Что нужно нам на нашей ступени? Это совершенно ясно — этическая часть Учения, та часть, которая говорит о психической энергии (это всё относится к нам), о том, что поднимает наши жизненные силы и что их, наоборот, убивает, какие чувства, какие поступки, какие действия, — вот это всё наше. Также мысли: как они влияют на нас и как мы влияем своими мыслями на других. Это то, что нам на данной ступени доступно, и это мы должны пытаться по мере возможности выполнять. Святослав Николаевич говорил: «Каждый день становитесь немного добрее». Он не говорил — завтра сделайтесь ангелами, нет, всё идёт поэтапно; «немного лучше делайте вашу повседневную работу», то есть должно быть качество труда. Это то, что относится к нам.

И если мы очистим наше мышление и наши чувства станут более высокими, более чистыми, тогда у нас естественно начнут открываться и центры. Но это должно быть так же естественно, как бутон, который в хороших условиях постепенно открывается и даёт цветок. Но если мы возьмём бутон — я хочу, чтобы ты сейчас расцвёл, — и начнём отгибать ему лепестки, мы его погубим. То же самое и с центрами.

Поэтому надо понимать, кому что дано и кто что должен взять себе на данном этапе, который он должен объективно определить: кто я такой и на каком нахожусь уровне. Если есть более опытный друг, который тоже может помочь определиться, — может быть, с ним посоветоваться. Например, когда мы занимались с Борисом Николаевичем Абрамовым, нам в голову не приходило заниматься центрами, потому что было совершенно ясно, что мы только начинаем изучать Живую Этику. Главное внимание было обращено именно на этику, мы делали выборки о качествах полезных и неполезных, о психической энергии, об отношении друг к другу и т.д. Вот что нам было нужно. И мы совершенно не заносились. Если у нас ничего «не горело», мы соду вообще не пили, потому что это ещё не требовалось. А если у кого-то пониженная кислотность и он начнёт пить соду, что из этого получится? То есть это совсем не тот уровень.

Так же и всё остальное. Мы, конечно, с самого начала старались мяса избегать, потому что это на нашем уровне вполне доступно. Это продукт разложения, там много крови, которая влияет на тонкое тело, значит, лучше его не есть. Но если человек болен, ему иногда приходится есть курицу или рыбу, если он не может есть орехи, а может есть куриное мясо. Конечно, орехи заменяют мясо, в смысле белков они превосходят мясо во много раз, это всем известно, и кто может ими питаться, тем лучше.

То есть надо очень разумно и просто подходить, потому что Живая Этика — это именно этика всей жизни нашей, это живая этика, и никакой буквы, никакого фанатизма быть не может. И не приписывать себе того, чего ещё нет.

В Учении очень много говорится об огненном очищении и огненном крещении. А в Письмах Елены Ивановны и в «Гранях Агни Йоги» сказано, что это должно произойти очень быстро, может быть, к концу века.

Мы не можем знать, в какой срок это будет, хотя сказано, что сроки сейчас очень ускорены. Сказано, что Эпоха Майтрейи, в отличие от других эпох, наступит стремительно, как обвал. И всё-таки мы не можем сами предполагать.

Появилась секта, которая называет себя «белым братством». Как людям разобраться в этих многочисленных течениях?

Некоторые поверили этим «балахонам». У нас тут тоже был «богородичный центр». Нужно знать Учение и прикладывать его буквально ко всем, невзирая на авторитеты. И для этого надо читать и изучать, и тогда можно будет и не обмануться. Потому что сегодня авторитет, а завтра на чём-то неизжитом поскользнулся. А тёмные сейчас очень активизировались, только и смотрят, за что бы зацепиться, чтобы человека сбить с ног и растоптать его. У каждого есть какая-то слабинка, поэтому сейчас нужно спешно совершенствоваться. Потому что сейчас, перед концом, тёмные особенно стараются как можно больше отвратить людей от Света, цепляясь за какую-нибудь слабость, как в малейшую щель пытается проникнуть ядовитый газ. Поэтому надо за собой следить, особенно на плане мысли и каких-то импульсов. Вот одному была послана идея, что именно он догадался, как будет происходить огненное крещение. Ему же были импульсы какие-то посланы, явно. И как он это описывает: одни уцелеют, а другие тут же рядом будут гореть. Это такое впечатление производит! Говорит, что жалеть не надо тех, кто горит, якобы они заслужили. Почему-то животный мир должен будет сгореть. Почему, например, наши любимые собаки, друзья дома, тоже должны погореть? Они не виноваты, у них самосознания нет, карма у них совсем иная.

Только начать — и пойдут такие мысли! И человек их принимает за свои собственные. Вот что страшно. А рассудок работает, и тогда тёмные пользуются и насылают мысли.

В кинотеатре «Пионер» г. Барнаула мы проводили слайд-программы, работники и посетители стали покупать наши книги, читать, и теперь они хотят потребовать от директора кинотеатра, чтобы больше не было ни одного порнофильма, а кинотеатр сделать детским.

Они не знали, куда идти, у них не было длинной линии, а вы им дали эту длинную линию*. Поэтому мы и считаем, что надо действовать, надо нести Живую Этику, невзирая на все нападки. Они нападают, а мы — своё. Зато люди имеют возможность выбирать. С порнофильмами мы ничего сделать не можем, запретить не можем, но люди выберут. И потом в конце концов фильмы будут уничтожены.

В некоторых Обществах акцент делается не на Учении, а на чтении стихов, на музыке. В «Озарении» (3 – VI – 8) есть такая фраза: «Если в общине Моё не творится Учение, значит, явлен кто-то прикрывающийся». Может ли это быть критерием?

Это нужно совместить, нам нужны и музыка, и поэзия — но как сопутствующее, поддерживающее. Можно идти и через поэзию и музыку. Мы же даём музыку на наших программах, и на «круглых столах» всегда звучит музыка и в начале, и в конце. Но это как сопутствующее, то есть никогда нельзя терять из виду главную цель. Если цель всё время перед вами, то можно сопутствующее привлекать как помощников. Почему нет? «Через искусство имеете свет» (Зов, 1.01.1921 г.). Но нельзя на одном искусстве сосредоточиться и забыть Живую Этику. Учение — это первично. Люди приходят к нам для Живой Этики.

Ради того, чтобы привлечь побольше слушателей, некоторые лекторы преподносят сведения, которые только подогревают любопытство. Если у человека нет внутри никаких зацепок, то его никогда и ничто с пути не свернёт, но это может смутить новичков.

Уж если не свернуло новичка, значит, этот новичок с прошлыми накоплениями, которые дают ему возможность различать. Это и есть умение различать, что хорошо, а что плохо. Это чувствознание, которое накапливается опытом веков. Если оно накоплено, оно переносится и в следующую жизнь. Тогда человек чувствует, правильно это или нет, и не примет того, что неправильно. Так что это опять-таки вопрос прежних накоплений. Приходит иногда что-то новое, а кажется, что ты давно уже этим занимался, так ведь бывает. Или начинаешь говорить с кем-то впервые — а как будто продолжаешь говорить. У меня такие случаи уже были. Первый раз ко мне человек приходит, а я с ним как бы продолжаю разговор, который когда-то был начат, — естественно, просто и очень свободно. А бывает, что надо долго как-то притираться, находить слова, какие-то подступы.

Когда дело идёт туго и со всякими сомнениями — это значит, что человек первый раз подступает к этому. А другой только что-то где-то услышал — «О, это моё!» — и пошёл. Всё по-разному.

Наталия Дмитриевна, как построить общину?

Начать надо с подножия. Для этого сначала надо подготовить сотрудников. А следующая стадия — это общинники. Если мы не умеем сотрудничать, мы никогда общинниками не сможем быть. То есть всё начинается с взаимоотношений, как показано в книге Р.Я. Рудзитиса «Искусство творить взаимоотношения». Если мы сумели это сделать, значит, мы уже сотрудники. А сотрудники потом уже в общинников превращаются. Но первая стадия — это сотрудничество.

И сегодня у нас так всё гармонично прошло на «квадратном столе».



* Имеется в виду метод «проведения более длинной линии», описанный Н.К. Рерихом в статье «Действие».



Назад в раздел : 1994
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае