(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Круглый стол» СибРО 25 декабря 1994 г.
«Итак, везде можно наблюдать три пути: путь лёгкий, путь трудный и путь ужасный. Первый слагается при познании всех удачных, полезных и добрых сочетаний. Второй — когда некоторые добрые сочетания покрыты самыми вредными и разрушительными построениями. Труден такой путь и подобен бегу с завязанными глазами. Третий путь, когда невежество вовлекает во тьму разложения, поистине ужасен. Между тем люди не имеют права винить других в таком ужасе, они сами закрыли глаза и уши. Они отказались от помощи и допустили хаос в мышление. Так пусть Строитель следует первым путём» (Мир Огненный, II, 299). Как удержаться на первом пути? Можно ждать лучших условий и не успеть главного. Я думаю, что тут говорится о тех, кто уже знал сочетание Светил, сочетание каких-то эволюционных космических условий. Мы ведь многого не знаем, мы только чувствуем, что сейчас благоприятно было бы начать что-то, и начинаем не откладывая. Или чувствуем, что что-то ещё не дозрело, не вызрело и не надо ещё этим заниматься. То есть мы ориентируемся в основном на наше чувствознание, потому что знать знаки Светил и сочетаний нам пока не дано. Мы следуем верному направлению тогда, когда при всяких действиях, проблемах или вопросах мы вспоминаем, что об этом говорится в Живой Этике, что говорит Елена Ивановна, что в «Гранях» об этом пишут. Это наш ориентир. Поэтому прежде всего надо как можно лучше и как можно больше изучать первоисточники, не отвлекаясь на какие-то побочные, даже сопутствующие книги. И только тогда, прикладывая этот критерий, критерий Учения, мы можем определить, что сейчас нам лучше и правильнее делать. Пока другого выбора, другой возможности знать знаки Светил у нас ещё нет. У Юрия Николаевича Рериха есть «Памятка другу и члену Общества». Одно из напутствий звучит так: «Каждый день для развития мышления надо брать какой-либо вопрос и рассматривать его со всех сторон и сопоставлять с другими вопросами. Советовать это и другим». Как это осуществлять практически? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом. Конечно, нужно и очень хорошо этой рекомендации следовать. Но, по-моему, вопросы нам сейчас ставит сама жизнь. Мы загружены проблемами текущего дня, и нам не приходится специально брать какой-то вопрос из Живой Этики и ставить его. Можно ли как-то помочь себе, чтобы прошла чёрная полоса, которая сильно затянулась? Смотря откуда эта чёрная полоса, ведь чёрные полосы могут быть от разных причин: и от врагов, или по карме, или человек сам сделал что-то не то и навлёк на себя какие-то большие неприятности. Но раз уж чёрная полоса настала, надо, прежде всего, представлять, что она пройдёт и заменится противоположной ей светлой полосой, то есть представлять себе противоположную ситуацию. Это тоже очень помогает и поднимает настроение. И всегда надо помнить лозунг оптимиста: «Бывает хуже». А лозунг пессимиста: «Хуже не бывает». Так вот, когда лозунг пессимиста — тогда это и есть чёрная полоса. А когда мы говорим: «Да, скверно, да, неприятно, но бывает хуже», — и уже нам становится легче, потому что действительно почти всегда бывает хуже. В «Гранях Агни Йоги» рекомендуется держать Учителя в «третьем глазу». Мне непонятно, как это делать. Мы уже много говорили о том, что это указание давалось Борису Николаевичу Абрамову, как очень продвинутому духовно человеку, который мог, глядя на изображение Учителя, ввести Его в «третий глаз». Там описывается, что при этом происходит, как это делается и для чего. Но нельзя считать, что нам это надо, когда мы, может быть, ещё и Учителя не выбрали, или у нас нет Изображения достойного для этого, или мы ещё не готовы ввести Его в «третий глаз», потому что для этого нужен определённый духовный уровень. Поэтому мы пока этим не пытаемся заниматься, потому что знаем, кому и что даётся. Ведь имейте в виду, что в «Гранях Агни Йоги» есть слова не только для нас, общие для всех, но и для Бориса Николаевича лично, и это надо различать. Точно так же как в Учении не всё даётся нам, что-то даётся семье Рерихов, я уже говорила об этом: о ритмах Махаван, Чотаван, о чакрах, о центрах, об огненных явлениях, то есть для их ступени. И надо понимать, что для нас, а что нам ещё не надо себе приписывать. Поясните слова: «Когда ученик готов, Учитель не замедлит» (из письма Е.И. Рерих от 29.08.1934 г.). Это общий закон. Если человек ни к какому ученичеству не готов, какой учитель к нему может прийти? Человек примагничивает к себе того или то, что ему нужно в данный момент, по созвучию. И при этом предупреждается: «Горе тому, кто кого-то признает ложно учителем своим», то есть выберет себе учителя ложно, ошибётся. Это большая беда, поэтому тут надо быть очень осторожным. Некоторым очень хочется выступать в роли учителей, и они вербуют себе учеников, навязываются на такую роль. Остерегайтесь таких. Подлинный сотрудник никогда не будет стремиться стать учителем, потому что это такая ответственность! Он это понимает и возьмётся только в случае крайней необходимости. А стремиться набрать учеников для своего престижа — это несерьёзно, и к таким нужно относиться очень осторожно. Они работают во имя своё, а подлинный учитель будет работать только во имя пользы ученика. Скажите, пожалуйста, что такое «серебряная нить»? Как можно её почувствовать и бывает ли она видима? «Когда чёрные окружат вас и замкнут круг свой, останется лишь путь кверху, к Владыке. Тогда почувствуете, что Владыка не где-то далеко, но нить серебряная над вами, только руку протянуть!» (Иерархия, 112) Серебряная нить — это нить нашей сердечной, духовной связи с Учителем. Я не знаю, кто её видел. Я лично не видела, но эта нить ощущается, и поэтому она и называется серебряной. Изучая Живую Этику, мы находим слова: «Сердце знает непреложно», «знание духа верно», «ощущение радости». Юрий Николаевич говорил, что, когда человек движется по правильному пути, у него возникает ощущение счастья. У меня появился вопрос: а вдруг эта радость не та, вдруг сердце ещё не пробудилось и я не могу правильно оценить, верно я делаю или нет? Есть ли определённый критерий в таких вопросах? Единственный критерий — это прислушиваться к своему сердцу. Всё-таки оно наше, и мы его чувствуем, и не может быть, чтобы мы уж так ошибались и сомневались. Если нам радостно, спокойно и хорошо на душе, то надо подумать, отчего это, и опять-таки сопоставлять с Учением, как там об этой ситуации может быть сказано. Надо развивать чувствознание, которое связано с сердцем и с духом. Можно ли изменить, улучшить карму другого человека?
Карма также и учитель. Человек и расплачивается, и учится, и сам свои долги должен платить. Почему кто-то другой? Это какое-то ложное облегчение пути, которого многие ищут. «Вот кто-то другой за меня освободит меня». Нет, не освободит, потому что в себе надо изжить то отрицательное, что мы наработали. А иначе мы всё равно к этому вернёмся. Это возложенчество на кого-то, на что-то. Отпущение грехов — тоже к этому же относится.
Назад в раздел : 1994 |
|||