(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

Семинар СибРО в Академгородке 21 февраля 1995 г.

дата: 21 февраля 1995 г.


Нам ещё так много надо осваивать из того, что опубликовано, и так мало мы ещё поняли и осознали, освоили. Когда делаешь какое-то сообщение и берёшь все эти материалы, видишь, как их много и как мало они всем нам известны. Ведь сегодня была дана малая часть*, но это звучало как-то по-новому, к данному моменту. Мы всегда чувствуем, что хотя это писалось раньше, но как будто дано сейчас. И эта борьба с тёмными — разве сейчас не происходит такой битвы, мы сейчас в самом её разгаре находимся. Этот год будет очень трудный. Перед концом ярость тёмных особенно сильна, Елена Ивановна уже тогда об этом писала, предвидела и призывала к мужеству. Трижды повторяла слово «мужество».

Ваши доклады — как вехи.

Вы знаете, это приходит, возникает тема, как-то указывается. Нужна была «Свидетельница», до этого были «Письма Елены Рерих», «Основы буддизма». Я ведь очень много делала докладов, и как-то возникала тема, которая нужна в данный момент.

Тёмные действуют и на земном плане, и очень часто на тонком. И мы знаем, что на плане мыслей, на плане чувств — ведь это тонкий план — они очень работают, но и на земном времени тоже не теряют, тоже работают. Развязывают войны, преследования. Как бы трудно ни было, мы себе говорим: «Если не мы, то кто же?» Ведь надо нести Учение, которое Елена Ивановна дала, она передала нам эстафету. Мы понимаем, насколько мы по своему уровню эволюционно ниже, но кому-то ведь надо. И нам помогают. «Действуйте, а Мы вам поможем», — сказал Учитель. Значит, надо действовать. И Помощь приходит, и указывается, что говорить, что писать. Почему «Воительница», почему «Свидетельница»? Надо было, чтобы мы осознали Её. Чем больше мы осознаём Великого Духа, тем мы ближе, больше приближаемся к Нему. Если же мы Живую Этику не поймём, не осознаем, она останется для нас абстракцией. А когда мы осознаём, хоть частично, хоть в меру наших малых возможностей...

Мне многие говорили, что присутствие Елены Ивановны очень чувствовалось на этом вечере. И в Екатеринбурге то же самое. Мне позвонили — там тоже был вечер, посвящённый Елене Ивановне. Там сильное Общество, очень приверженное Учению, много делается докладов и выступлений. И там, на этом вечере, тоже её присутствие очень чувствовалось. Потому что где мысль, там и мы. Если наша мысль с Ней, то и Она с нами пребывает. Это же великое счастье! А как мы иначе будем двигаться, откуда мы получим помощь? Нам всё время и подсказки идут, и поддержка, и защита. Говорится, что тёмные могли бы растерзать мирных людей, но Великие Учителя не дают сделать этого.

И так как книги Учения — это беседы Учителя с Еленой Ивановной, с семьёй Рерихов, то был какой-то момент, какой-то день, в который её сердце опасно содрогнулось, потому что произошло землетрясение. Там дата не указывается, но год есть. И в процессе беседы, которую записывала Елена Ивановна, было сказано, что вчера было землетрясение и сердце её опасно содрогнулось. Она даже в недрах земли чувствовала землетрясение.

И сейчас люди тоже ощущают землетрясения.

Землетрясение в Японии было очень сильным, и, безусловно, кто-то ощущал его тоже. Но у неё сердце буквально содрогалось от этого, поскольку была связь с огнём. Землетрясение — это тоже действие огня. И её огонь отзвучал на эти происшествия.

Мне рассказывали сотрудники одного Общества, что, как только они готовят встречу, семинарское занятие или мероприятие, посвящённое какой-нибудь торжественной дате, так докладчик вдруг испытывает сильную слабость, ему хочется лечь, нет силы идти, но потом он перебарывает и идёт.

Это насланное, это проходит. Если это перебороть и призвать Учителя, то всё это можно стряхнуть, а если поддаться, сказать: я в таком состоянии, я лучше полежу или ещё что-нибудь, то, конечно, это их победа. Нужно преодолеть себя и всякие свои недомогания, и физические и психические. И просить: «Помоги». Как хорошо в Священном писании сказано: «Сила Божия в немощи совершается». Человек немощен, казалось бы, где ему подняться, идти работать, но Сила Божия, которую он призывает, в его немощах совершается и проявляется через немощного человека. Это я очень часто вспоминаю в связи со своей физической немощью. Сила Божия, сила духовная, она преодолевает и материальную, и физическую немощь. Кажется, что уже так трудно, так плохо, но вспоминаешь это изречение, что Сила Божия должна проявиться, раз это нужно, — идёшь и делаешь.

Если очень уповать на Божественные силы, если в это верить, тогда всё возможно. Мы знаем, как немощны были некоторые святые. Серафим Саровский — ему бандиты перебили позвоночник, он потом ходил согнутый, а должен был умереть, потому что он действительно был страшно искалечен. К нему Царица Небесная прикоснулась, и он остался жив. Согнутый, с палочкой, но всё равно он такие совершал чудеса и подвиги, что диву даёшься, когда читаешь его житие. Преодолел свою немощь.

Елена Ивановна — такой высокий дух, а сколько трудностей, чисто земных, ей приходилось преодолевать!

Конечно, и голодали, и холодали, и разбойники нападали, всё было. И всё это она преодолевала физически, так что ей жилось очень нелегко. Они прошли весь земной путь так же, как проходим мы, но дух всё побеждал, а ей, как женщине, было особенно трудно.

Вышла книга П.Ф. Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии». Там говорится, что нам сейчас легко рассуждать о том, чего они достигли, когда этот путь уже перед нами — в их трудах, в летописи их жизни.

«Четверо придут с Запада», — сказано было в Тибете, предсказание о них, об этой семье. Но в то время, в молодости, они даже могли сами этого и не знать.

Наталия Дмитриевна, если можно, расскажите немного о П.Ф. Беликове. В новой книге ничего о нём нет, даже предисловия.

Я лично хорошо его знала, мы были большими друзьями. Он сюда приезжал неоднократно. Это совершенно необыкновенный человек. Он с самой молодости переписывался с Рерихами и занимался материалами по Рериху в то время, когда это совсем тут не поощрялось. Он жил в Эстонии, и там, видимо, это было более возможно. Он накопил много материалов и написал прекрасную книгу «Рерих» в серии «Жизнь замечательных людей». Правда, эта книга была издана в застойные времена. Её резали просто по живому и до того обрезали, что он был в отчаянии, он мне говорил, что всё самое лучшее было вырезано. Слово «дух» там старались не допускать. И всё-таки эта книга была очень ценным пособием для всех, кто не знал Рериха. Там даны фактические сведения, даты его жизни и деятельности. Книга прекрасная.

И всю жизнь он посвятил изучению Рериха, это был самый крупный рериховед Советского Союза. Я никого больше не знаю, кто бы так знал Рериха. Я у него была в гостях в Эстонии, видела его архивы. Как человек он необычайно обаятельный, простой и суровый, и то же время очень приветливый. Он к нам приезжал, когда мы делали Рериховские чтения в 1970-х годах. Он всегда приезжал, консультировал, помогал и выступал сам с докладами. Бывал у меня, приезжал с женой.

К сожалению, он ушёл. Он родился в том же году, что и я, и его уже нет. Он только начал писать духовную биографию Н.К. Рериха, написал малую часть. После удара он сначала очень сильно заболел. Одной рукой печатал на машинке этот труд, чтобы хоть что-то успеть рассказать о том, что он знал о Рерихах, — именно то, чего мы не знали, потому что материалы у него были богатейшие. К сожалению, вышла только эта небольшая часть, но и то она даёт очень большое представление о молодых годах семьи Рерихов. Преданность его была необычайна. Он жил и горел этим и только этим занимался.

Он жил с семьёй в маленьком городке недалеко от Таллинна. Я к нему ездила, это приблизительно час-полтора езды на автобусе. И там у них была хорошая квартира и огромный архив. Осталась его жена, Галина Васильевна, и сын Кирилл, с которым я тоже была знакома. П.Ф. Беликов был доверенным лицом Святослава Николаевича: он всегда приезжал в Москву, когда приезжал тот, готовил встречи, мы через него записывались на встречу со Святославом Николаевичем, он был у него как секретарь. У меня есть снимок, где он и я в гостинице у Святослава Николаевича. Желающих встретиться со Святославом Николаевичем было очень много. Мы приезжали сибирской группой, в том числе Евгений Маточкин тоже ездил всегда и другие наши сибиряки. Мы записывались на определённые часы, Святослав Николаевич всегда охотно принимал сибиряков. Он говорил: «Сибиряки приехали, я обязательно с ними встречусь». И содействовал этому всегда Павел Фёдорович.

У меня целая большая коробка его писем. Мы с ним очень активно переписывались много лет по рериховским делам, особенно по Чтениям, которые мы организовывали с Евгением Палладиевичем Маточкиным. Он давал очень много всевозможных рекомендаций: кого приглашать, какие темы. Он нам очень помогал в этом.

24 марта — это Праздник Света, потому что были начаты Книги Учения, или есть другие причины?

Во-первых, начинается астрологический Новый год, третий градус Овна. В этот день была дана книга, и он считается эзотерически Днём Учителя, Днём Иерархии Света. Видимо, имеет значение, что это и Новый год по астрологии. Это очень сокровенный, очень торжественный день, необычный.



* Н.Д. Спирина в начале семинара прочитала свой доклад «Воительница». Впервые он прозвучал 12 февраля 1995 г. на торжественном собрании, посвящённом Дню рождения Е.И. Рерих.


Назад в раздел : 1995
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае