(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 26 февраля 1995 г.

дата: 26 февраля 1995 г.


Как быть с членом Общества, если его поведение, мягко говоря, оставляет желать лучшего?

Вся беда в том, что по нам судят и о Живой Этике, и о нашем Обществе, это надо помнить. К сожалению, не все понимают, что Учение — это одно, а последователи могут быть совсем иные. И когда мы на людях как-то себя ведём, надо помнить, что за нами следит очень много глаз, с нас и требования огромные будут: «Раз такие последователи, значит, и Учение такое». То есть посторонние люди отождествляют одно с другим. Такие последователи дискредитируют Учение, и это очень плохо. Если он читает Живую Этику, а сам ведёт себя не так, так какой же это активный член. Читать — это не значит претворять в жизнь, а часто и наоборот. Значит, он вредит Обществу и подаёт дурной пример. И люди будут судить по нему о вас, если будут видеть, как он себя ведёт. Такие случаи у нас бывали, и это очень жаль. Надо всё время помнить, что за нами очень смотрят.

Полезность эволюции остаётся важной задачей или сейчас на первый план выходят личные качества?

В Учении говорится: «Община не может рассуждать — он наш или не наш. Община говорит — он ценен для эволюции или не ценен» (Община, 254). Например, учёные, которые ведут необыкновенно полезные изыскания, но с Живой Этикой не состыковались, — полезны для эволюции, их надо сохранять. Если же человек занимается Живой Этикой, а сам вносит смуту, разложение или дискредитирует, — полезен он для эволюции или не полезен? Надо подумать. А другие, ничего не зная о Живой Этике, бывают чрезвычайно полезны для эволюции. Это критерий, который нам предлагается. Можно сто раз говорить, что он свой, а он будет так себя вести, что пользы для эволюции не будет. Что такое эволюция? Это совершенствование. «Лишь для совершенствования духа мы здесь» (Сердце, 400). Сегодня всё это было изложено буквально по пунктам. Если этим пунктам человек не соответствует, значит, для эволюции не полезен, а только вносит что-то мнимое. Надо поставить вопрос: если ты наш, так и держись соответственно нормам поведения, а если ты иначе себя ведёшь, значит, ты не наш, хотя, может быть, и много сделал. Одна ложка дёгтя может целую бочку мёда погубить. Можно очень много хорошего сделать и на чём-то сорваться.

В нашем Обществе есть разные группы, какие-то наносят откровенный вред. Как к ним относиться?

Какая же это община, если кто-то из её членов наносит вред?! Это не община. Мы имеем в виду под словом «община» те Общества, которые идут в гармонии с Учением и никому не наносят вреда, а, наоборот, каждое в своей мере вносит какой-то вклад в общину. Каждое Общество, как часть этой единой семьи, вносит что-то своё, своеобразное, неповторимое. Но если вносить разложение, раздор или что-то ещё, то это не входит в понятие общины. Община — очень строгое понятие, очень серьёзное. И будущая община мира будет строиться на определённом отборе, в будущем она будет и научно отбираться, и путём съёмок аур, и аппараты будут, и многое другое. Но я думаю, что мы и просто по поведению смотрим и определяем, что человек вносит — добро или наоборот. Конечно, мы подразумеваем под общиной всех тех, кто к нам приезжает. Все они тянутся к Учению, к знанию, к Иерархии Света, мы все идём вместе, и это община. Всё, что касается кого-то из Обществ, — касается нас. Вот почему эти «квадратные столы» я лично очень ценю. У кого-то проблемы в Обществе — мы все переживаем, мы все думаем, это наше. Это и есть община, когда мы не равнодушны ни к какому вопросу со стороны братских Обществ.

Трансмутация — это понятие применимо только в смысле улучшения чего-либо или трансмутация бывает и в худшую сторону?

В худшую — это деградация, а в лучшую — трансмутация, то есть трансмутация наших низших чувств в более высокие. Возьмём чувство любви, ведь оно имеет очень много градаций. Низкое чувство, физиологическое или астральное, можно поднять, трансмутировать до высокого чувства любви ко всем. Это и есть трансмутация. Или, например, если мы агрессивны, то наши низшие огни можно трансмутировать в борьбу со злом. А вниз — это только разложение, деградация.

Энергии безличны, они пробуждают, возбуждают или разжигают в человеке всё, что в нём есть: и хорошее, и плохое. Это как ток, его можно куда угодно направить. Почему сейчас даются предостережения, чтобы совершенствоваться? Чтобы эти энергии не пошли нам же во вред и не разожгли в нас то, что в нас ещё не изжито. Для этого надо честно себе во всём признаться.

В «Гранях Агни Йоги» сказано, что князя тьмы больше нет. Как это можно прокомментировать?

Его нет на земном плане, он сейчас отправлен на Сатурн и, как сказано в «Апокалипсисе», закован на тысячу лет, то есть на какой-то очень большой период времени, но его приспешники остались и очень активны.

На его магнит притянутся все плохие?

Те, кто ему отзвучит, соответствует, они уйдут, потому что уже не смогут жить в новой, очищенной атмосфере; в этих энергиях, в этих лучах они уже не смогут существовать. Космические лучи, говорит Елена Ивановна, могут убрать весь сор с планеты, и уберут. А куда они отправятся? Вероятно, вслед за ним. Это нас не так интересует, главное — очистить планету и дать ход тем светлым и добрым силам, которым они сейчас не дают ходу. Они же всячески уничтожают людей, буквально физически. Значит, надо дать возможность положительным людям как-то проявляться. Все эти годы систематически уничтожалось всё лучшее, что только возможно.

В Учении говорится о космическом мусоре, о том, что люди, ведущие недостойную жизнь, будут убраны, но также говорится, что если в ком хоть с горчичное зерно есть что-то доброе, он будет сохранён. Как нам этот критерий применять?

Конечно, мы все несовершенны. И Учение даётся не для ангелов и не для архатов. Оно даётся именно для нас, для несовершенных людей. Я как-то вам рассказывала притчу о разбойнике, который пожалел щенка. И он был спасён, потому что у него всё-таки было сердце. Так что если хоть что-то есть — это уже не мусор космический. Космический мусор — когда все высшие принципы разложились полностью под влиянием деяний и многочисленных жизней человека, то есть нет ничего такого, за что можно было бы помочь ему. Помните притчу, как одна злая старуха попала в ад, никому ничего доброго не делала, её Ангел-хранитель очень плакал и вспомнил, что когда-то она швырнула нищенке брюкву или репу. Он нашёл эту репу, дал ей в руки и стал вытягивать её из адского пламени. Она схватилась за эту репку, а другие, которые горели в адском огне, схватились за её ноги и стали тоже вслед за ней подниматься. Она как увидела, что кто-то ещё поднимается, отшвырнула их, репка оборвалась от этого движения, и она опять туда уже окончательно упала. Так что даже одна репка, данная нищенке, — и уже не совсем потерянный человек.

Скажите, пожалуйста, актуально ли сейчас в Рериховских обществах заниматься астрологией и какая главная задача наших Обществ?

Я думаю, надо начать с главного. Главная задача наших Обществ — это распространение Учения Живой Этики, которое дано для нашей эпохи, для нашей ориентации, для нашего продвижения, для формирования мировоззрения, без которого сейчас немыслимо ни жить, ни выжить. Вот это главная задача, что мы и делаем. Насколько я поняла из выступлений, все лекции, все издания — всё направлено к одной цели — распространению Учения, которое обтечёт весь мир. Сказано: «Великое Знамя Мира покроет весь мир!» ( Иерархия, 375). И если не мы, то кто же будет давать людям то, что им сейчас так насущно необходимо? Если человек получает Учение, он получает буквально озарение, он начинает понимать, для чего он живёт, какова цель, какое у него будущее, что ему делать дальше. Ведь, например, церковь — она не даёт будущего совершенно: одна жизнь — и кончено, потом или в рай, или в ад. Это что — перспектива? А где же совершенствование, где же эволюция? Это никого не устраивает. Другие религии тоже не дают перспективы, то есть они все обращены лицом вспять. Как раньше мыслили, так они и мыслят. А ведь мысль и наука идут вперёд. Поэтому только Учение Живой Этики, данное ко времени, может открыть людям путь в будущее и сделать их людьми, способными к эволюции, к дальнейшему развитию, росту. Оно даёт представление о жизни бесконечной, вечной, непрерываемой, — дух неуничтожим, и это настолько важно! В любом состоянии мы действуем, думаем, живём. В Учении очень много говорится о Тонком Мире, в который мы все обязательно перейдём. Какое Учение, кроме этого, даёт какое-либо понятие о следующем нашем этапе существования — тонком этапе? Ведь все мы сейчас в плотном теле, но не сегодня-завтра будем там. И как там быть и что делать? Продолжать там нашу эволюцию, познавать, помогать другим и совершенствоваться. Только Учение это даёт. Так что это наше счастье, что мы сейчас воплотились, в такую эпоху, и можем нести то, что так нужно людям. Может быть, мы много воплощений уже искали это Учение, но его тогда ещё не было. А сейчас мы воплотились на наше счастье и имеем это в руках.

Теперь по поводу астрологии. Сейчас многие люди занимаются астрологией, но насколько они её знают? Это сложнейшая наука древности, астрологов были единицы, и они ценились больше, чем золото. Настоящая астрология включает в себя все точные науки: и астрономию, и физику, и химию, и знание влияния лучей, и математику, и высшую математику. А сейчас они немножко понахватались верхушек, в этом месяце такой-то знак, — и уже составляют гороскоп, причём очень неточный. Часто у них нет даже астрологических таблиц, они называются «эфемериды», где указано, с какого по какое число вступает в правление тот или иной знак Зодиака. Ведь это же дилетантство. Мы астрологию почти не знаем, и я думаю, что на всей планете существует, может быть, несколько настоящих астрологов, таких, как это было в древности, когда абсолютно точно можно было составить гороскоп. А у нас всё приблизительно, и это часто дезориентирует. Некоторые ударяются в астрологию, оставляют Живую Этику и занимаются этим, а результатов, по-моему, полезных нет.

Надо заниматься Живой Этикой. Что первично, что нам нужнее — Учение или астрология? Поможет ли нам астрология, даже если у нас хороший гороскоп? В Харбине у нас были занимающиеся астрологией, но они только приблизительно составляли. Большинство матерей не помнят время, когда у них ребёнок родился, а нужно знать даже до секунды, потому что есть планеты, которые быстро передвигаются, как Меркурий, например.

Чем больше читаешь Учение, тем больше понимаешь, как мало ещё знаешь. Сколько раз я уже читала одни и те же книги, и каждый раз по-новому, и конца этому нет, и всё время я что-то черпаю, чего раньше не замечала. И все вы так, конечно, я уверена. Так не лучше ли заняться тем, чем надо? Я не вижу, чтобы знание гороскопа могло помочь, потому что наши недостатки мы должны и так понимать, без всяких выкладок.

Наша воля и энергия может и светила преодолеть, если она направленна. Мы здесь именно для того, чтобы побеждать, ведь гороскоп — это следствие нашего прошлого; что мы нажили в прошлом, то мы теперь расхлёбываем, и это показывается в гороскопе: что нас ждёт, какие болезни, какие удары судьбы, счастливый брак или несчастный и т.д. Но ведь это всё мы когда-то нажили. Так надо думать о том, чтобы наш следующий гороскоп был более благоприятный. А для этого дана Живая Этика.

В Учении можно встретить параграфы об астрологии.

Всё, что в Учении упоминается, всё надо постигать, но не ставить её [астрологию] на первое место и не отвлекаться.

Сейчас выходят «Грани Агни Йоги», и некоторые стали меньше уделять внимания Живой Этике. Имеет ли значение, как читать Учение и «Грани» — ритмично или нет?

По-моему, в самом слове «грани» подразумевается, что, для того чтобы знать грани какого-то учения, надо знать учение. В первую очередь каждый день хоть немного, хоть по параграфу, но надо осваивать Учение. Письма Е.И. Рерих — это тоже комментарии к Учению. Основой является Учение, Елена Ивановна разъясняет многие вопросы в Учении, непонятные её корреспондентам, но опять-таки надо знать, о чём идёт речь. Поэтому самое главное — это Учение, а затем Письма и «Грани». Надо знать основу прежде всего и совместить по соизмеримости. «Грани» очень обогащают, но там затрагиваются вопросы, которые мы просто не поймём, если в Учении не читали, например, об астралe.

Сейчас многие стали говорить о «конце света», запугивать людей.

Ещё запугивают Страшным cудом. Помните, был такой случай, что человека запугали концом света, описывали, как все будут гореть, и он в психиатрическую больницу попал. Такие домыслы чрезвычайно вредны. Никто из нас сроков не знает, Елена Ивановна категорически пишет, что это нам знать не дано. Надо быть готовыми и продолжать делать своё дело, но не запугивать ни себя, ни других. Всё равно всё будет не так, как мы себе представляем, и Елена Ивановна тоже на это намекала. Но будет и конец, и начало. И, по-моему, эта эпоха уже наступает — конца и начала. Разве мы не чувствуем, что началось что-то новое, а что-то старое кончается и уходит безвозвратно. И рубежом этого является Учение Живой Этики. С тех пор как появилось Учение, началась Новая Эпоха и уходит старая. Начался раздел в сознании людей.

В одном городе собираются создавать Академию Живой Этики, изучать лучи, переполюсовку и т.д.

Вот до чего интеллект может довести. Сказано, что семена шестой расы будут охранены, будут выведены в безопасные места, всё это будет сделано ко времени, и нам нечего додумывать и устраивать академии. Всё равно мы никогда не будем знать, когда это произойдёт, и это может произойти так, что никакая академия не поможет. Всё будет дано в срок, всё, что нужно, будет охранено. Но никто не знает, когда это будет.

Не ковчег спасёт, а крылья духа.

Крылья духа и сердце. Ноев ковчег был в своё время, это было в древности, а теперь другой ковчег. Этот ковчег — Живая Этика.

Некоторые контактёры стали называть себя академиками, учреждают академии.

В Учении сказано: «Быть с Нами — значит знать Учение. Знать Учение — значит применять» (см.: Мир Огненный, I, 481). И никакая академия нам не поможет применять Учение. Академики будут своё одеяло на себя тянуть, всякие титулы и ордена себе учреждать. Разве в этом заключается применение? Где в Учении указано создавать учебные заведения по Живой Этике? «Знать — значит применять». Слово «академик» теперь очень импонирует, это популярно. Раньше были посвящённые, а теперь академики. Всё это на тщеславии строится. «Лёгкий путь, ведущий к погибели».

Сейчас очень много разных сект, лжеучителей, вырваться от них очень сложно.

В Учении предостерегается: «Горе тому, кто дерзнул ложно признать кого Учителем своим». Почему? Создаётся оккультная связь: ученик отдаёт своё сознание учителю, тот накладывает на него своё клише, ученик всё воспринимает только как учитель ему говорит, впитывает в себя, делает это своим мировоззрением. Учитель всё время на него воздействует через эту оккультную связь: руководит им, владеет на каком-то плане, и это очень серьёзно. Потом, когда ученик созревает и понимает, что он не туда попал и что надо от этого «учителя» бежать, он уходит, но ещё долгое время очень трудно изжить эту оккультную связь. Тот продолжает мстить, бить его, у нас такие примеры есть, я очень хорошо знаю, о ком говорю. И годами не могут никак вырваться. А тот время от времени опять внедряется в сознание ученика, мешает ему идти дальше; он побарывает это, идёт снова, но борьба эта не на жизнь, а на смерть, именно на духовном плане. Поэтому очень опасно кому-то отдавать своё сознание. Лучше уж если нет земного учителя. Надо сидеть и изучать, думать о Владыке, Он пошлёт нужные мысли, пошлёт людей, которые что-то подскажут, помогут изучать. А когда ученик будет готов, то придёт и учитель.

Быть учеником совсем не просто, это значит полностью отдать своё сознание кому-то. А кому? К этому мы не готовы, мы готовы к тому, чтобы воспринимать то, что нам дают. И всегда придёт и помощь, и подсказка. Если сказано, что даже волки могут принести, то тем более может кто-то из сотрудников, кто что-то понял и поделился. Мы все делимся друг с другом, у каждого из нас свой опыт, и все мы помогаем друг другу, кто чем может, тем и делится. «Чем богаты, тем и рады». Но иметь учителя только затем, чтобы его иметь, попасть в лапы такому лжеучителю, это не дай Бог. Потом он от вас не отстанет. Это очень тяжело, поэтому будьте осторожны. Вплоть до одержания. Говорится, что ученик не должен быть одержимым, а учитель — поработителем. Подлинный учитель будет развивать всё лучшее в ученике, давать ему возможность самому идти, думать и творить, но не одерживать его. А лжеучителя — они буквально одержатели. Они хватают сознание мёртвой хваткой, и человек оказывается порабощённым и уже не прогрессирует. Такие представители чёрного братства есть, у них много учеников. Они сами читают им выборки из Живой Этики, им самим не позволяется. Это рассказывал мне один из тех, кто ушёл от одного такого учителя с большим уроном. Не позволяют даже самим читать — «я сам буду читать, сам буду объяснять», то есть не дают никакой свободы мысли, в то время как Учение говорит: «Нам нужны не рабы, а сознательные сотрудники». Вот чего хочет от нас Учитель — быть сознательными сотрудниками. У Них есть силы нас поработить или дёргать за верёвочки, как марионеток, но Им это не нужно, Им нужны сознательные сотрудники. И Учение готовит нас к этому, и каждый из нас сам должен себя к этому готовить. Все эти академии Живой Этики, мне кажется, — это тоже покушение на сознательность, тоже какое-то доктринёрство, какие-то постановления, какие-то ограничения. Ведь сказано: «Не Вижу общих лекций, но нужны личные беседы» (Агни Йога, 199). У нас общие лекции проводятся, но на уровне бесед, мы никого не заставляем и ни от кого ничего не требуем. А самая главная беседа — «с глазу на глаз», вот это самое эффективное. 



Назад в раздел : 1995
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае