(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

Встреча с сотрудниками Рериховского Общества «Корона Сердца» (г. Барнаул) 12 марта 1995 г.

дата: 12 марта 1995 г.


Известно, что Николай Константинович и Елена Ивановна Рерих очень бережно относились к изображениям Учителей и никогда их открыто не показывали. В Рижском обществе изображение Учителя выставлялось один раз в году. Сейчас в журналах и книгах они очень часто публикуются.

Хуже всего то, что часто публикуются очень искажённые облики, совершенно не с тем выражением Лика. Конечно, к этому надо относиться очень бережно. Каким образом получаются такие искажённые изображения, которые просто вызывают ощущение содрогания? Это, к сожалению, очень отрицательное явление. А некоторые даже выставляют их напоказ у себя в квартире. Они не думают, что, если придёт человек, который ничего не понимает, сделает какое-то замечание, может быть кощунственное или непочтительное, — обратный удар неизбежен. Не от Учителя, а от соприкасания с Высшими энергиями. Поэтому с изображениями, я считаю, надо быть очень бережными и никаким образом их публично не распространять. И к изображениям Учителя и Его ближайших сподвижников, Махатм, нужно относиться с большим почтением. Члены Белого Братства на много-много порядков выше нас. Это Высшие Существа, которые пришли и находятся здесь только ради нас, и нам надо относиться к Ним с бережностью и почитанием. Так что это очень прискорбно, что изображения так распространяются и в таком искажённом виде.

«Отдалённое сходство с прекрасной действительностью», — писала Елена Ивановна. Она-то видела. Но даже это отдалённое сходство на нас воздействует. А искажать — совсем недопустимо и, конечно, произносить Имена запросто. Мы можем произносить Имя, когда бывают нападения, сказано: «Не забывайте призывать Меня». Но в разговоре — только по первым буквам.

Что можно рекомендовать читать, когда человек заинтересовался Учением, но ему сложно сразу начинать с книг Учения?

Конечно, каждый подходит со своим духовным багажом. Если когда-то в прошлом человек занимался духовными вопросами, он Учение как-то воспринимает. Если же впервые — всё-таки нужна подготовка. Неплохо иногда предложить вначале почитать Клизовского, чтобы освоить понятия, термины. Часто спотыкаются на санскритских словах, на терминологии. И к этому надо подготовить. Такие понятия, как аура и тонкое тело, — нас этому в школе не учили, мы этого не проходили, значит, их нужно очень осторожно давать, каждому по сознанию. У нас и у вас проходят семинары. У нас есть и с начинающими, и с продолжающими, и мы соответственно беседуем. Очень помогают Письма Е.И. Рерих. Есть маленькая книжечка Е. Бумбиерс о карме. Такие хорошие издания тоже приближают к некоторым понятиям, делают их более близкими, тогда легче читать книги Учения. Но тут нужно подходить очень индивидуально и, конечно, бережно. «Открывший драгоценную формулу не может прокричать её в окно. Вред превысит пользу» (см.: Община, 48). А с другой стороны, сказано: «Положите книгу на перепутье». Книга лежит на перепутье, все её могут купить, но не все будут читать и заниматься. Мы должны, если к нам приходят с этими вопросами, быть очень бережными, пытаться нащупать сознание человека и идти «Господом твоим». Если бы у церковников был подлинный Господь, подлинный Христос, мы бы с ними договорились на Заповедях Христа. Но у них самое главное — это обряды и отпущение грехов. Об этом писала Елена Ивановна — об индульгенциях в Средние века, насколько отпущение грехов возмущало её. Как это кощунственно — за плату пытаться попасть в рай.

Сейчас издаются Записи Б.Н. Абрамова, расскажите о них.

Само название говорит за себя: «Грани» — чего? Грани Агни Йоги. Если Основы не читали, так и грани не поймём.

Там очень много говорится об ауре, о тонком теле и т.д., но если человек ничего об этом не знает и ещё не читал Учение, до него это не дойдёт. Например, так много говорится в «Гранях» о борьбе с астралом, но для этого надо знать, что такое астрал, а это раскрывается только
в книгах Учения. Навряд ли это дойдёт, если человек даже не знает терминологии; если только у кого-то действительно большая подготовка.

Как Вы видите реализацию Учения в жизни? Что должны делать Общества и каждый человек, который читает Учение?

Что мы делаем в нашем Обществе? Знакомим с Учением путём бесед, семинаров, радиопередач, слайд-программ, то есть несём это в массы, несём в жизнь. Тем, кто хочет ближе познакомиться, мы даём эту возможность. Я думаю, что вы, наверное, тоже проводите лекции, семинары, выпускаете издания. Мы издаём газету, считаем, что она тоже распространитель, потому что это единственная газета в России по Живой Этике в её чистом виде.

Работа над собой — это самое главное. Помимо того, что мы делаем, ещё идёт незаметная, но постоянная работа над собой. Потому что сказано, что не может человек подниматься или падать один, он обязательно кого-то за собой тянет. Поэтому, помимо всех наших внешних дел, которые очень нужны, надо, как говорил Святослав Николаевич: «Делайтесь каждый день немного добрее, делайте свою работу немного лучше, думайте, развивайте благое мышление, боритесь со своими недостатками». Улучшая себя, мы посредством наших излучений, нашей ауры влияем и на других людей — или в хорошую сторону, или в плохую. Вы знаете, как может кто-то, впавший в какой-то порок, потянуть за собой, и люди станут вместе с ним и пьянством заниматься, и развратом и т.д. И наоборот, улучшая себя, устремляясь к Высшему, можно помочь и нашим ближним. Мы не знаем меры распространения в пространстве наших излучений, наших мыслей, наших чувств и как они влияют на других людей, созвучных нам. Это ведь очень важно, чтобы люди были созвучны, они улавливают все наши состояния и, сопереживая им, или поднимаются, или опускаются. И ответственность при этом, конечно, очень велика.

Эта незримая ежедневная работа над собой, в конце концов, самое главное, что мы черпаем из книг Учения. А там ведь очень много говорится о том, какими надо быть и какими не надо быть, как аккумулировать свою психическую энергию и тем самым помогать другим и себе и что её растрачивает. Есть такой сборник — «Психическая энергия. Накопление и расточение», это практика для тех, кто принял Учение Живой Этики. И мы можем и себе, и другим помогать. То есть контроль за собой. И, как говорила Елена Ивановна, «нужно распинать себя, себя и только себя!» Мы же чаще распинаем других, осуждаем, видим их недостатки. Конечно, недостатки других виднее, чем свои. А Христос говорил: «Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, когда в твоём глазу бревно?» Вот это бревно и надо увидеть, и тогда можно помочь и сучок из глаза брата вынуть. Я считаю, что работа на внутреннем плане — это, конечно, самое главное.

Сейчас в школы пошли оккультисты и экстрасенсы, они ведут чудовищные эксперименты с сознанием детей. Может быть, есть смысл общего заявления по этому поводу? Как вы действуете в этой ситуации?

Мы несём Живую Этику всеми способами, какими можем. И люди тоже должны понять, что такое хорошо и что такое плохо. И мы говорим на наших «круглых столах» об этих явлениях — об экстрасенсорике, об оккультизме, о магии. Что ещё можно делать? Может быть, надо в газетах статьи печатать.

Наталия Дмитриевна, расскажите о встречах со Святославом Николаевичем Рерихом.

Личных встреч со Святославом Николаевичем у меня не было, мы встречались много раз, но в группе сибиряков. Каждый раз, когда он приезжал в Москву, это обычно было летом, у меня были каникулы, и я старалась поехать в Москву. Там по записи к нему допускались группами. Лично одна, с глазу на глаз, я с ним не беседовала. Но когда в 1970-х годах у нас проходили Рериховские чтения и я собралась делать доклад «Музыка в творчестве Святослава Рериха», ведь музыка и живопись очень близки друг к другу, и когда мы были в группе, я попросила его отдельно ответить мне на вопросы. Мы отсели в сторонку, я ему задала эти вопросы, он рассказал мне, и из этого потом был сделан доклад. А так — только в группе, причём когда он узнавал, что приехали сибиряки, он очень охотно нас всегда принимал: «Да, да, сибиряки, я обязательно встречусь». У него было такое расписание, что чуть ли не с восьми утра и до позднего вечера по часам были расписаны приёмы разных лиц и групп. Вот мы и попадали в такие группы. А на отдельные встречи я даже не рассчитывала. Личной переписки у меня с ним тоже не было.



Назад в раздел : 1995
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае