(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 26 марта 1995 г.

дата: 26 марта 1995 г.


Все, наверное, уже видели: у нас в этом году вышло четыре номера журнала. С какими трудностями всё это происходит — это даже непредставимо, и в смысле финансовом очень трудно. И всё-таки удалось последние номера сделать на мелованной бумаге, с репродукциями, чтобы люди имели возможность их потом вырезать. И мы считаем, что наша газета — единственная пока во всей России газета по Живой Этике, которая в чистом виде даёт людям тексты, относящиеся к Учению. Для того чтобы газета существовала, необходимо поддержать подписку на неё, только тогда мы сможем и бумагу закупить, и продолжать работать, и типографию оплачивать. Мы выпускаем её с огромными усилиями и на пределе наших финансовых возможностей. Поэтому просим всех вас в это дело включиться и брать по своим Обществам, распространять и главное — делать подписку, тогда мы сможем выпускать её и дальше. Вышел 3-й номер, посвящённый Женскому дню и движению женщин. 4-й номер за апрель: 15 апреля исполняется 60 лет заключению Пакта Рериха и Знамени Мира, в этом номере отражён этот материал, это очень важное событие. 5-й номер хотим посвятить Дню Победы.

Столько писем приходит по поводу газеты: и благодарят, и просят, и хотят иметь. Так что отклики очень благоприятные. Но надо действовать, надо распространять, и люди будут этим очень довольны, особенно в отдалённых местах, где вообще мало что есть.

Всё, что мы делаем, — это наша посильная помощь, отзыв на то, что сказал Учитель: «Помогите строить Мою Страну» (Озарение, 2 – IX – 6). И все мы должны думать: как её строить? Строить её — и через себя, улучшая себя, и делясь с другими, потому что жажда знаний велика. Люди уже не хотят мириться с отсутствием мировоззрения, они больше так не могут жить, и в то же время люди отсортировываются, это вы сами видите. С одной стороны, преступления растут, потому что все должны выявить свой потенциал, а с другой стороны, идёт духовный подъём, поиски и стремление улучшить себя, поэтому сейчас идёт время отбора. И людям надо в этом помочь, чтобы они знали, куда обратиться, потому что очень много лжеучителей. Это очень важный вопрос. Они множатся и торопятся навредить как можно больше.

Расскажите о 24 Марта, почему именно этот день считается Днём Владыки?

Во-первых, потому что астрологически это начало нового цикла — третий градус Овна. Овен — это первый знак Зодиака. И это, собственно говоря, и есть настоящий Новый год. У всех есть книга «Зов», где сказано, что книга была начата 24 марта 1920 года — в этот знаменательный день. Это День Учителя, потому что сам Учитель пишет: «Пусть этот день будет Днём Моим; и объединитесь во имя Моё и проведёте его совместно с Иерархией Света». И в этот день, как день подлинного Нового года, астрологического и оккультного, закладываются зёрна будущих достижений и построений на текущий год. В этот день особенно плодотворно планировать: что мы хотим сделать в этом году, чего достичь. И тогда это имеет особую силу для успеха тех дел, которыми мы занимаемся. Это и объединение всех людей, принявших Учение, в этот день всегда чувствуются те, кто его вспоминает, как будто мы — все вместе. Потому этот день особый, но на широкую публику мы его не выносим, потому что тут нужен всё-таки определённый настрой, и только в своих гармонических группах можно собраться, и подумать об этом, и обратиться, и провести эти часы общения так, как до'лжно.

Объясните, пожалуйста, что такое трансмутация.

Трансмутация — это когда мы стараемся наши энергии привести в более высокое состояние, трансмутируем наши чувства. Вы знаете чувство любви, какое оно у нас вначале: к своим детям, к своим партнёрам, но потом это чувство мы трансмутируем в любовь к детям всего мира, ко всему человечеству и, наконец, к космосу. Это уже более высокая сублимация или трансмутация любви. Также и другие чувства могут быть трансмутированы на более высокий план. Ведь в нашем астрале очень много всевозможных чувств, и все они могут быть усовершенствованы. То есть это — усовершенствование наших чувств, очищение их от низменного и стремление поднять их на более высокую ступень. Любое чувство можно так трансмутировать, что из отрицательного оно может стать положительным. Высокая любовь к Высшему, уже не к земной девушке, а к Высшему Женскому Началу. Накопление богатств: на низком плане — земных богатств, вещей и денег, а на нашем плане — знаний.

Как найти отличие между истинным путём и лжепутём, по которому идут лжеучителя?

Прежде всего, надо знать Учение Живой Этики. Оно является мерилом, мерой всех вещей, и надо изучать его постоянно, там указано, какими мы должны быть. Лжеучителя работают во имя своё, во имя своего авторитета, прославления, престижа, они заботятся в основном об этом. И если они иногда говорят какие-то правильные слова из Живой Этики, то это только как прикрытие, как приманка. В Евангелии сказано: «По плодам их узнаете их» — это как раз говорится о лжеучителях. «Не собирают с репейника виноград и с терновника смокву», то есть по плодам узнаете, чего они хотят и чего добиваются. Они очень любят говорить о всяких манифестациях, оккультных проявлениях, чудесах и занимаются искусственным развитием центров, в то время как центры должны совершенно естественно открываться по мере нашего очищения, совершенствования. А лжеучителя употребляют искусственные приёмы, которые очень вредят. Человек неочищенный приоткрыл какой-то центр восприятия Тонкого Мира — и попал в низшие слои, то есть в соответствующие ему.

И ещё очень опасны лжеучителя из Тонкого Мира, которые называются персонификаторами. Они могут подделаться под любого Великого Учителя и что-то вещают приоткрывшим свои низшие чакры; и это тоже повсеместно. Елена Ивановна пишет: «Как велико легковерие людское, они готовы поверить каждому самозваному авторитету, не подкреплённому ни из каких Высших источников».

Обливание водой по системе Иванова иногда приводит к трагедиям.

По последователям нельзя судить об учителе. Мы знаем Христа. А что христиане делают на протяжении веков? Уничтожают друг друга. А Христос сказал: «Возлюби ближнего своего как самого себя».

Иванов сам неплохой человек, и его «Детка» очень даже высоконравственная. Но я не понимаю, почему, имея Учение, мы должны ещё какому-то методу следовать? Где в Учении сказано обливаться холодной водой? Нигде вы этого не найдёте. Наоборот. Так почему же всё-таки некоторые последователи Учения занимаются такими вещами? Надо уж чему-то одному следовать.

Нравственно совершенствоваться гораздо труднее, чем обливаться. Обливаться легче, чем бороться со своими недостатками и стать немножко добрее. А Святослав Николаевич призывал нас: «Будьте каждый день немного добрее», и никогда не упоминал ни о каких обливаниях, а мы с ним много раз встречались.

Можно ли Александра Невского причислить к Высоким воплощениям?

Он был прекрасный правитель и полководец, очень самоотверженный, пожертвовавший собой в борьбе с врагом, но у нас нет оснований считать его Светочем Мира, потому что на духовном плане он себя не выявлял, а выявлял очень успешно и благотворно для нашей Родины на земном плане. Все Светочи Мира так или иначе упоминались или в Письмах Е.И. Рерих, или в книгах Учения. Масштабы их деятельности были глобальны и на много веков вперёд. Ведь только сейчас наука начинает дорастать до Джордано Бруно, которого сожгли за утверждение того, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца и есть дальние миры. Сейчас ещё не все уверены, что есть жизнь на дальних мирах, а Джордано Бруно уже тогда об этом говорил, мы ещё только дорастаем до него, так же как и до нравственных Учений остальных Учителей. Это как раз в книгах о Светочах Мира можно увидеть, каковы были Учителя, и на их примере отличать подлинных от неподлинных. Это ведь тоже ориентир, критерий, который вы можете вполне использовать, потому что с лжеучителями мы часто встречаемся.

Рассказывают, что у раки Александра Невского происходили чудеса исцеления. Приводят притчу, что один монах молился перед Куликовской битвой и просил Александра Невского помочь Дмитрию Донскому, и ему было видение, что он поднялся из могилы в боевых доспехах и отправился по небу на Куликово поле.

Всё это, конечно, вполне возможно. Ведь и у нас, и на Западе много святых и подвижников, но не всех их можно назвать Светочами Мира. Это гораздо выше. Раз его мощи оказались нетленными, безусловно, что это был человек святой жизни, и, конечно, такие подвижники могут творить чудеса и около мест их погребений могут совершаться исцеления. Всё это совершенно правильно. Значит, он был именно из тех, которых мы называем святыми, угодниками Божьими, и таких у нас на Руси, к счастью, было всегда много. Но это всё-таки не тот масштаб. Это тоже высокая сфера, и на святых, конечно, держится мир. Как говорится в Писании, «дивен Бог во святых своих», то есть через святых мы познаём качество непознаваемого, качество Бога. А какие качества у святых? Безграничная любовь и сострадание ко всему человечеству, ко всем, кто к ним приходит. Безотказное сочувствие — это один из признаков божественного, любовь, сердце; конечно, все они были очень смиренны. Такие люди воплощаются уже с определённой миссией, которую они в течение жизни выполняют. То есть это не просто человек взял и воплотился, как обычные люди, тут определённая миссия, они её помнят и свято исполняют. Несмотря на всевозможные препятствия, беды, войны и всё, что он претерпел, ему очень нелегко жилось. Так что бывают разные ступени и размеры святости. А Светочи Мира — это на все народы, на всю землю, это уже глобально.

Можно ли отнести к лжеучителям Лазарева с его «Диагностикой кармы»?

Он по-своему трактует карму. Его «Диагностику кармы» я слушала по телевизору несколько раз. Я стараюсь это слушать и смотреть, потому что на лице человека много написано.

Он чего-то нахватался, что-то может и правильно говорить, но ведь надо различать, наряду с правильными словами. «Придут в храм с вашей молитвой, и горе нераспознавшим». Он говорил о карме такое, что было странно слушать: что дети в нескольких поколениях несут карму родителей, — это не соответствует тому, что сказано в Учении. А критерий у нас один: принимаем ли мы Учение полностью и прилагаем ли его ко всем явлениям и таким образом судим. Он человек очень самоуверенный и уверенный в своих теориях, и, к сожалению, многих путает.

Некоторые склонны отождествлять понятия «руководитель Общества» и «земной учитель», «звено Иерархии». Я не могу согласиться, что это может быть в одном лице. Как Вы считаете?

Тут совершенно разные функции, как мне кажется. Можно быть хорошим руководителем Общества, организатором, Общество будет преуспевать. Этот руководитель будет идти по Учению, но он отнюдь не является учителем в том высоком смысле, то есть он просто хороший опытный руководитель, у него есть способности к этому, хватает энергии, но принимать его как Иерарха... Это всё-таки разные вещи. Земной руководитель не всегда земной учитель, то есть не всегда духовный Учитель. Он может просто хорошо вести своё дело. Он может быть более опытным, может быть, больше читал Учение. Ведь все мы делимся друг с другом тем, что приобрели, мы никого не считаем ни выше, ни ниже, все мы — как одна община, и каждый должен поделиться тем, что у него есть. А если он это утверждает, то тут уже надо призадуматься, будьте осторожны.

Через кого-то приходят книги, но это совсем не значит, что он духовный учитель.

Ему поручено передать книги. Есть такое выражение в Учении — «и волки могут принести», и «муравей вестником будет». Когда настанет срок — даже муравей! Но надо всё-таки понимать, что нужно быть благодарным этому «муравью» или «волку», который принёс, но отнюдь не считать их духовными светочами. То есть каждый выполняет свою миссию. Часто люди получают первые книги из самых неожиданных источников: кто приобщается через книгу В. Сидорова «Семь дней в Гималаях», а после этого, узнав об Учителях, уже старается добыть книги Учения. Такое может быть, но это отнюдь не значит, что Сидоров — это светоч мира, он просто хорошо написал эту повесть. Это была его первая, самая удачная публикация. Надо различать и чётко представлять себе признаки. Я надеюсь, что наши книги «Светочи Мира» помогут понять и масштабы, и особенности, и деятельность Их, и как это различать.

У нас в городе один лектор хотел говорить про культуру смерти, но ему не дали, а когда его спросили, почему такое название, то получили в ответ очень много грубостей.

Что это за тема — «культура смерти»? Какое название страшное! Посмотрите, какая разница: «культура смерти», а у нас такие беседы называются «Жизнь без смерти», то есть её нет. И конечно, тон тоже показывает человека: как он с другими разговаривает. Елена Ивановна нам указывала, как надо с сотрудниками и со всеми говорить — тактично, мягко, вежливо, несмотря на то, нравится тебе кто-то или нет, это безразлично, мы должны являть пример такого поведения по отношению к другим.

В «Мире Огненном» (III, 277) есть такая фраза: «Не скрывать, но разоблачать есть самая первая обязанность служителей Света».

Мы так и делаем. Не скрываем, а разоблачаем, то есть говорим то, что есть. И хотя говорить об отрицательном неприятно, но что поделаешь. Я полагаю, вы тоже не молчите, тоже разоблачаете?

Христос осуждал фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — они первые пойдут на суд», очень даже разоблачал, и не для того, чтобы получить удовольствие или их посрамить, а чтобы люди знали, кто есть кто. Это как предупреждение всем.

Мы же не будем молчать, когда нашим близким угрожает опасность.

Потому что это отражается на дальнейшей судьбе тех людей, которые подпали под влияние лжеучителей. Они идут по ложному духовному пути, и это отражается на их карме, то есть на всех будущих жизнях, это гораздо хуже, чем убийство. И Христос говорил: «Не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить, а бойтесь тех, которые душу убивают». А они именно душу направляют не по тому пути, и в результате судьба этих людей бывает очень плачевна.

Меня интересует такой вопрос: вначале человек писал книги, которые раскрывали сущность Живой Этики, а потом он отступил от Учения. Как нам сейчас относиться к такой литературе?

То, что было написано тогда, когда человек шёл по пути Живой Этики, остаётся ценным, и мы должны использовать эти книги. А то, что написано после того, как он отступил от Живой Этики и встал на какой-то собственный, субъективный путь, — эти книги, конечно, вредны, и они не нужны, мы против них предупреждаем. Человек — это процесс, и мы не знаем, куда он повернёт. Вначале было очень хорошо — и надо ценить то, что он дал. А то, что потом было написано, когда он уже собственные теории начал развивать, противоположные Живой Этике, — это уже ненужное, и надо предупреждать, что эти книги вредные и написаны они уже не по Живой Этике, а по собственному, так сказать, разумению и измышлению, которые почему-то стали приходить в голову: или человек очень занёсся, или что-то ещё. Ведь достаточно одного какого-то недостатка или слабинки, чтобы «бес вошёл». Зазнайство, гордость, самомнение — и всё, берут мёртвой хваткой.

А если человек всё-таки понял свою ошибку и возвратился?

Это другое дело. Возвращается и исправляет. Христос приветствовал раскаявшихся грешников, Он говорил, что на небесах больше радуются не 99 праведникам, а одному раскаявшемуся грешнику. Вот такая радость. Конечно, надо приветствовать. Он тогда постарается загладить то, что он сделал, в зависимости от обстоятельств конечно.

Мы ездим по отдалённым посёлкам и проводим выставки, и интересно наблюдать, как простые люди принимают картины Н.К. Рериха, лекции Наталии Дмитриевны о Тонком Мире!

«Через красоту подойдёте», — сказано. Через красоту и Учение понимают. Только благодаря этой красоте: картинам, репродукциям. Никто вразумительно о загробном мире ничего не говорит: попадёте в рай, будете там. А что там будет? И что дальше? Какие перспективы? Ведь перспектив-то нет. И не обязательно в 78 лет начинать думать об этом, можно и пораньше, потому что это путешествие в неизведанное всё равно неизбежно, и лучше к нему подготовиться. Как мы благодарны Живой Этике, что, помимо всего прочего, она нам дала огромное количество сведений о нашей будущей жизни. Нигде такого нет! Но сейчас настала пора. В христианстве намёками только сказано. Видимо, тогда, 2000 лет назад, ещё рано было раскрывать тайны загробного мира. «Не умрём, но изменимся». А сейчас настало время. И благодаря Учению мы можем оттуда черпать информацию о нашем будущем.

Есть такая тенденция: пока Общество ещё не встало на ноги, только зарождается, всё идёт хорошо, а по прошествии какого-то времени начинаются попытки расколоть его изнутри.

Процесс один и тот же. Тёмные сразу внедряются, как только видят, что зажёгся свет в каком-то городе. Естественно, что при формировании Общества зажигается духовный свет, и тёмные сразу начинают искать слабые стороны: с какой бы стороны внедриться?

В Письмах Е.И. Рерих можно много почерпнуть советов по становлению Общества.

И по Обществам, и по формированию Обществ. Сколько было всяких коллизий, и Елена Ивановна в них разбиралась и давала советы, как укреплять. Некоторые Общества разваливались от разъединения. Она прямо со слезами просила: «Объединяйтесь! Не осуждайте друг друга, не кидайте камни в братские огороды, а, наоборот, — ради дела забудьте все недостатки своих сотрудников и только думайте об их положительных качествах и главное — о деле».

Как обстоит дело с архивом семьи Рерихов, выполнено ли завещание о захоронении Святослава Рериха на родной земле?

Архивы семьи Рерихов находятся в МЦР, как это и было завещано ещё при жизни Святославом Николаевичем. Л.В. Шапошникова лично их везла на специальном самолёте. А относительно захоронения — пока ещё нет; он похоронен в Бангалоре, потому что Девика Рани не позволила перевезти его в Петербург. 



Назад в раздел : 1995
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае