(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Круглый стол» СибРО 29 октября 1995 г.
Какое значение имеет развитие таких качеств, как терпение и терпимость? Прежде всего, подумаем от обратного: представим себе нетерпеливого человека. Может ли он, например, чего-то достичь, может ли удержать равновесие, спокойную обстановку в своей семье? Если он нетерпеливый, он торопится, он что-то не доделывает, ради скорости ставит под удар качество. Каждый труд, если это подлинный труд, требует огромного терпения. Ничто не даётся сразу, всё постепенно. Даже ребёнку выучиться грамоте — и то требуется большое терпение. И так во всём в жизни: если мы терпеливы, мы можем очень многого достичь, чего хотим; если нетерпеливы — будем всё время срываться. Терпимость — это совсем другое понятие, это не относится к терпению напрямик. Терпимым человек может быть по отношению к другим людям, к их недостаткам, понимать, что совершенные — это Ангелы, и они не в нашем обществе находятся, а живут на Небесах. У каждого есть недостатки, надо помогать бороться с ними, относиться к этому терпимо, без осуждения, без разрыва отношений с такими людьми, если, конечно, не перейдена страшная черта предательства, — там уже терпимости быть не может. А во всём остальном надо преувеличивать всё хорошее, что в человеке есть, то есть видеть в более усиленном свете, и уменьшать всё плохое, что в нём есть, — это тоже указание по отношению к терпимости. Очень много можно по этому поводу сказать. Надо ли женщине жить с мужем-пьяницей? Есть ли надежда исправить? Если хоть какая-то надежда есть, надо постараться помочь своему спутнику жизни. Но это может только каждый сам решить, переносимо это или нет, полезно это или нет. «Преодолевать себя приходится не только в себе, но и в других людях. (...) Но пока не преодолели себя в тех, с кем связаны кармой, она не отпустит и связи не разорвёт» (Грани Агни Йоги, VII, 441). Пожалуйста, разъясните: как преодолеть себя в других людях? Только что говорили о терпимости и терпении. Если человек вызывает в вас раздражение, вы применяете свою терпимость, своё терпение и как-то изживаете свои недостатки в других, то есть их недостатки заставляют вас укреплять ваши достоинства, ваши лучшие качества. Может быть, так можно понять, но надо прочесть весь параграф. Если кто-то продолжает раздражать, задевать, вызывать какие-то мысли по отношению к себе, а карму никак не разорвать, то надо к нему отнестись спокойно, может быть равнодушно, понимая, что и это пройдёт, тогда легче изжить свои кармические отношения. А если с ним продолжать ссориться, ругаться, цепляться к нему — конечно, карма будет продолжаться. В сборнике стихов Н.К. Рериха «Цветы Мории» есть стихотворение «Тогда», в нём такие слова: «Остаться свободным и сильным…» О какой свободе и силе идёт речь? В поэме о Франциске* говорилось, что он совершенно не зависел ни от каких внешних обстоятельств. Он сознательно выбрал бедность и прекрасно себя чувствовал и радовался. Он сидел в цепях в страшной тюрьме, в яме, и пел от радости, что душа его свободна. При таких совершенно экстремальных условиях, когда другие были бы подавлены, он чувствовал себя совершенно свободным. При этом возникает та духовная сила, которую ничто сломить не может. Мы знаем, что многих мучеников пытали страшными пытками, чтобы они отреклись от Христа, и ничто их не могло сломить. Такова была сила их духа, сила их веры и убеждения, что Христос и есть воплощённый Бог. Есть такой закон, что испытания даются каждому по силам, что крест, который каждый несёт, — по его силам: не слишком лёгкий, но и не слишком для него тяжёлый, то есть соответственный.
Многие подвижники сами избирали себе испытания: сами себя мучили или подвергали аскезе, голодали, холодали, всяческие очень тяжёлые испытания для своего тела устраивали. Если им не устраивали пыток и тюрьмы, то они сами это делали, чтобы испытать себя.
* Стихотворение Н.Д. Спириной «Святой Франциск». Назад в раздел : 1995 |
|||