(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Квадратный стол» СибРО 26 ноября 1995 г.
Я приехала из Сургута. У нас возникла такая проблема: мы объединили людей, которые только недавно подошли к Учению, в клуб при Обществе. Сейчас они с удовольствием приходят послушать, а выполнять конкретную работу не хотят. И насильно не заставишь, и хочется вовлечь в работу Общества. Как быть? Главное — начать с живого дела. Это магнит. И когда вы будете сами энергично над чем-то работать, вы сможете и других заинтересовать. Может быть, у вас есть такая работа, чтобы они видели всё это. Потому что люди притягиваются к такому движению. Знают ли они, как напряжённо вы работаете, что вы делаете? Может быть, им надо немного больше знать? Они просто могут не знать, куда им себя предложить, потому что вы проводите какую-то работу, а какую — они не знают. А что, если вы её будете делать более открыто и сообщать им результаты: вот мы то-то замыслили, мы уже что-то осуществляем, тут нам нужна помощь, — в общем, рассказывать. Я думаю, что кто-то увлечётся этим. А то они не знают, что, собственно, вам надо, что вам предлагать и что вы делаете. Я думаю, надо раскрыться, они не представляют, что вы напряжённо делаете, в чём вы нуждаетесь. Если они отзывчивы — они отзовутся, а если не отзывчивы, тогда уже ничего не поделаешь. Может быть, они неуверенно себя чувствуют? Нужно их поощрять: «Вы только начните. Хоть немного нам помогите». Начинаем с малого, начинаем с зерна. Они думают, что сразу нужно масштабно. Нет. Каждый может немного в чём-то помочь. Как у нас в Обществе: кто календарики режет, кто уборку делает, ещё что-то — как-то приобщаются. Всякая работа прекрасна и священна, что бы человек ни делал, главное — приобщиться. Он войдёт в ваше русло, и ваше течение понесёт его, подхватит. Попробуйте так. Мы иногда не поддерживаем, когда кто-то хочет хоть какую-нибудь работу сделать. А вы дайте, и он увлечётся. И поощряйте за эту работу. В Учении говорится: «Хвалите за всё, за самое малое дело хвалите», то есть поощряйте, воодушевляйте. Но, с другой стороны, здесь никакого насилия не должно быть. Нет, это исключено. Только своей работой и своим поведением, для подражания. Я не имела в виду, чтобы их агитационно увлекать, — но делать самим и не скрывать, что мы делаем. Они узнают, что мы делаем, и тоже захотят. Том Сойер красил забор, другие мальчишки увидели, что он красит, и тоже захотели. Мы никого не зазываем, просто люди присоединяются и с радостью помогают. Как работать над Учением в Обществе? Что главное? На что нужно обратить особое внимание? Вы не делаете выборки на темы из Учения? Это очень помогает. Тема общины, тема испытаний сейчас особенно звучит. Всегда чувствуешь ноту пространства на данный момент. Нужно ли совместно читать и обсуждать параграфы из Учения Живой Этики?
Почему нет? Мы так делаем, приносим параграфы. Кого-то какой-то параграф задел, он им горит, делится им, и мы обсуждаем. Или какая-то проблема, вопрос стоит в параграфе. Все начинают думать на одну тему, Если все заинтересованы Учением, значит, вы уже объединены. Общий интерес объединяет больше всего. Общий интерес и общий труд. Вы все можете быть совершенно разными людьми, так же как и мы все очень разные. Тем не менее мы объединены, потому что горим одной идеей, понимаем нашу задачу, которая у нас единая, за которую мы потом ответим, как её выполнили. Тут уже не нужно думать ни о каких личных симпатиях или антипатиях, этого быть не должно. Все идут по одному направлению, а личность в таких случаях остаётся за бортом ваших занятий. Если каждый будет свою личность вносить, то никогда согласия не добиться. Подозрительность мешает единению, а настороженность — это не подозрительность? Подозрительность — когда подозревают других в чём-то дурном. Настороженность — это не подозрительность, это осмотрительность. «Осмотри доспех брата» — это не подозрительность. Тут надо различать. Люди начинают сравнивать: кто выше, кто ниже, темнее или светлее. Это нужно предоставить Учителю — кто из нас выше, кто из нас ниже. Нам самим не видно. И этим вопросом вообще не надо заниматься. Там Знают. Что такое случайность в свете кармической закономерности? В Учении сказано, что «случайностей не бывает», но, с другой стороны, в «Письмах Махатм» говорится о случайно убитых. Как это понимать? Это значит, что кармически это не было предуказано, они не должны были погибнуть, но, может быть, из-за своей неосмотрительности они попали в какую-то аварию, хотя это не было предусмотрено судьбой. Потому что карма — это одно, а случайности бывают по недосмотру. Ведь мы часто бываем и легкомысленны, и чего-то недодумываем, недоделываем, не понимаем, вовлекаемся во что-то вовсе не кармическое, а допущенное. Что уготовано, то будет всё равно, но есть и очень хорошее изречение: «Бережёного Бог бережёт». Могут быть и допущенные болезни? Да, конечно. Может быть, эта болезнь не предуказана по гороскопу, а вы взяли и выбежали не одевшись на холод или напились холодной воды — словом, сделали какую-то глупость, себя не поберегли. Это будет случайная болезнь, а не по гороскопу и не кармическая, вы сами виноваты. Эти случайности — кажущиеся противоречия, а на самом деле противоречий нет, случайностей не бывает в смысле судьбы, кармы или гороскопа. И всё-таки сказано: «Энергия и воля — властители кармы» (Агни Йога, 127). Если даже по карме нам что-то и предстоит, то, когда мы вкладываем всю нашу энергию и волю, мы можем противостать карме. То есть можем обгонять карму? Или обгонять, или преодолевать её. Например, по карме нам суждён неудачный брак. Но если вы соберёте все свои силы и скажете: «Нет, я не пойду замуж или не женюсь, я вижу, что это не то», — вам будет трудно, вы будете рваться туда, но вы преодолеете — вот это и есть власть над кармой, и вы уже не пострадаете от несчастливой семейной жизни. Она не отодвинется, вы её просто преодолели, вы её уже в себе изжили. Так и с любыми другими увлечениями, их очень много в жизни. Летаргический сон — это болезнь кармическая, допущенная или это не болезнь? В Учении сказано, что это очень длительное выделение тонкого тела. Длительное выделение по каким-то причинам, нам неизвестным. В Учении болезни делятся на три категории: священные, кармические и допущенные. Священные боли — об этом нам ещё рано говорить. И очень бывает трудно определить, кармическая это болезнь или она, может быть, допущена нами самими, нашими слабостями, недостатками, попустительствами. Существует свободная воля. Волей можем преодолеть даже знаки стихий, знаки светил, но для этого она должна быть сильной и устремлённой и иметь связь с Учителем. Он поможет преодолеть. Если вернуться к летаргическому сну. Один человек после сильного психического и физического переутомления впал в такое состояние. Было написано, что Е.П. Блаватская тоже находилась в таком состоянии. Её погружали в сон, чтобы она отдохнула и пришла в себя. Значит ли это, что и всех остальных также погружают? Это очень редко бывает. Я лично ни одного такого случая среди моих знакомых не знаю. По-моему, это не очень актуальный вопрос. Можем ли мы проводить в школах беседы о Живой Этике с учениками и преподавателями, ведь в Учении указано, что нельзя воздействовать на неподготовленное сознание? И если можно, то в какой форме? В той, в какой они могут это воспринять, то есть по сознанию. Только так. Надо искать такие формы и наблюдать, как воспринимают. Конечно, нельзя сразу давать в чистом виде Живую Этику, а подойти через культуру, искусство, литературу, музыку, живопись. Показывать картины Рериха — это более понятно, а читать тексты Учения в чистом виде — это не все смогут понять. Можно ли детям в школе рассказывать о законах кармы, перевоплощения? Я думаю, что не только можно, даже должно. Главное, в каком виде, — скорей всего, в виде сказок, притч или рассказов в доступной форме. Лев Толстой перевёл сказку о карме, её можно читать детям. Им надо донести основные идеи — бессмертия и закона причинности, то есть кармы, тогда они уже не будут жить бессмысленно, они будут знать, что каждый их поступок — это причина, которая будет иметь последствия, что ничто с рук не сходит. Это они пронесут через всю жизнь. И о бессмертии сказать, что мы — не только тело, но живём в теле, мы — это дух, который когда-то из тела выйдет, и будет жить дальше, и снова воплотится в другого ребёнка. Но это нужно сделать увлекательно и очень просто. Сказано, что после семи лет многое уже упущено. Появляются лжеучителя, которые стараются всё испортить, но мы должны противопоставить более усиленную нашу работу. Изучать и изучать книги. Достаточно включить телевизор, и мы уже понимаем, что то, что было описано в 1935 году в книге «Мир Огненный», все преступления и извращения, чудовищный отход от Иерархии, — всё это происходит, и в такой мере, в какой ещё никогда не было. Это перед концом Кали Юги, тёмного века, и началом Новой Эпохи. Именно сейчас подводится итог. Время идёт такое, что люди начнут понимать: космические лучи работают. Хотелось бы услышать от Вас: какой вред наносит наркомания? Хотя бы тот, что человек живёт в совершенно нереальном мире. Всякий наркотик приводит его в какие-то искусственные сферы, этим пользуются тёмные. И если он живёт в нереальном мире, куда он пойдёт? Ведь в Тонком Мире у него уже такого средства не будет — накачивать себя наркотиками и видеть что-то иллюзорное, приятное, чего на самом деле нет. Это своего рода самоуслаждение противоестественным, искусственным путём. И что он будет там делать без наркотиков, куда он попадёт, в какие сферы? В лапы тёмных, потому что он, собственно говоря, беззащитен. Что ему наркотики насылают, то он там и видит. А сам он никуда не движется и никак не прогрессирует, а только лежит и наслаждается этими иллюзорными видениями. Это страшное дело. Он живёт в нереальном мире уже здесь. А куда он в Тонком Мире попадёт — даже представить невозможно. Это прямой путь к одержанию, потому что он — уже не он, он собой не владеет, ни в чём не разбирается. Ему главное — только получать удовольствие. И те, кто не могут избавиться от наркомании, для эволюции уже никак не пригодны. Что есть овладение огнями, о котором говорится в Учении? Овладение огнями — это значит самодисциплина. И тогда огни, которые в нас, а мы все энергетичны, пойдут нам на пользу. Куда эти огни приведут нас? Куда мы их направим, если мы сами собой не владеем, если мы эгоистичны и склонны к каким-то эксцессам, к самоублажениям? На свои удовольствия, на наркоманию? Раздражение — это тоже огонь, но это чёрный огонь, и, если мы не сдерживаемся, мы от раздражения сами пострадаем и других отравим империлом. Это и есть овладение огнями или, если сказать другими словами, самодисциплина. Как связаны самодисциплина и равновесие? Самодисциплина и есть равновесие. Невозможно представить себе равновесие без самодисциплины. Это одно и то же. Огни есть у всех, но куда они направлены? Если человек себя уравновешивает — значит, он дисциплинированный, огни его горят на пользу и ему, и другим. Это созидательные огни. Елена Ивановна писала, что летать во сне нужно очень осторожно. Елена Ивановна имела в виду выходы и полёты тонкого тела, когда плотное тело остаётся в постели, а тонкое выходит и летает. Это опасно, потому что кто-то может в это время завладеть плотным телом. И вообще это должно быть только непроизвольно. Произвольно вызывать в себе полёты не следует, но не потому, что они сами по себе плохи, а потому, что это искусственное и при этом оставляется физическое тело. А во сне — ничего не поделаешь. Во сне — это не выход тонкого тела, это не опасно. Во сне мы летаем. Я, например, иногда танцую во сне очень успешно. Мало ли что нам снится. Несознательно — это не страшно. Можно летать, танцевать. Но когда мы не во сне выделяемся — это уже совсем другое дело. Сейчас идёт разделение людей по полюсам. Например, в этой жизни человек стал алкоголиком, но возможно, что у него были предыдущие положительные накопления. Будет ли человек судим только по своему последнему воплощению? Если у него действительно были положительные накопления, я не думаю, что он впадёт в пьянство, или в разврат, или в бандитизм, — навряд ли. Это же следствия — мы проходим через тела, но проходим с нашими накоплениями, и, конечно, все мы связаны с предшествующими делами. Если дела были хороши и мы устремлялись к Учению Жизни (а мы, безусловно, устремляемся к нему не первую жизнь, иначе не могли бы понять Живую Этику), значит, были накопления, может быть, мы исповедовали религии, изу-чали философии. Но если человек несколько жизней пьянствовал, что будет в результате? Нельзя считать, что он был очень хорош, а потом всё перечёркивается. И конечно, последнее воплощение — решающее. Если он в этом воплощении пал, а прежние воплощения его «не вытащили», не предотвратили — значит, они были слабы. Я не думаю, что кто-то из присутствующих здесь очень тянется к пьянству или к какому-то страшному падению. Тогда не имеет смысла таких людей спасать? Нет, имеет смысл. Мы всё равно должны спасать. Потому что, если в этой жизни они вовремя опомнятся, они пойдут дальше. Я вам рассказывала про разбойника и щенка, которого он пожалел. И оказалось, что у него есть сердце. А был бандит и людей убивал. Так что если даже есть что-то одно, за что можно зацепиться, то его можно спасти. Надо бороться за людей. Это не значит, что их надо списывать. Люди сами себя списывают в переработку. А мы должны делать по возможности всё, чтобы им помочь.
Сейчас идёт конечный отбор, и все выявляются до предела. Назад в раздел : 1995 |
|||