(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

Семинар СибРО в Академгородке 21 марта 1995 г.

дата: 21 марта 1995 г.


Сегодня мы продолжаем наши семинары по Живой Этике. Наталия Дмитриевна Спирина повторит своё Слово, уже звучавшее на «круглом столе», которое называется «Стебель травы» [1] , с целью обсуждения.

Дело в том, что этот материал — очень актуальный, именно жизненный, и поэтому хотелось бы, чтобы было общее обсуждение, потому что это касается абсолютно всех. Настало время, когда именно этим надо заняться, и сейчас вы поймёте почему. Я уверена, что у каждого есть свои соображения на этот счёт. Эти положения сейчас очень жизненны, очень нужны, и, я надеюсь, мы об этом поговорим.

В этом Слове я даю три причины самоусовершенствования, их может быть и больше, но эти, мне кажется, основные. Первое — для улучшения своей дальнейшей судьбы, о законе кармы. Мы знаем и понимаем, что все наши действия отражаются на нашем будущем — «что посеешь, то и пожнёшь». Это очень актуально и практично — отвести от себя бумеранг и заработать хорошее будущее, иначе нам придётся испытать то, что мы делаем другим.

Вторая причина — как благотворно действует на окружающее всё, что мы переживаем, делаем, говорим и думаем.

Третья причина — это закрытие доступа тёмным, если мы совершенствуемся и не развиваем наших недостатков, а развиваем, наоборот, наши лучшие качества.

Ваше Слово будет опубликовано в газете «Перед Восходом»?

Да, это будет опубликовано в третьем номере газеты.

Сейчас надо над этим задуматься, пока не поздно. Потому что идут действительно последние годы. И каждый день этого напряжённейшего года можно считать за год, если не больше, столько всевозможных событий, трудностей, сложностей происходит и у нас, и в мире.

Многих людей в Учении Живой Этики интересуют только оккультные законы, Тонкий Мир и т.д. И многие отходят от Учения, потому что оно предъявляет строгие правила, которые надо выполнять, и одно из них — необходимость самосовершенствования.

Как сказано, «лишь для совершенствования духа мы здесь». Это основной закон. Есть мозговое восприятие, в Учении ведь очень много даётся интереснейших сведений и по науке, и по медицине, и по Тонкому Миру, и по строению человека — всё это можно изучить, познать. Но судьбу человека это не решит, если мы в нашей обычной, повседневной жизни, в наших мыслях, чувствах и поступках не будем постепенно становиться лучше, как Святослав Николаевич говорил: «Становитесь каждый день немного добрее, немного лучше делайте вашу работу».

Для меня одна из важных причин самоусовершенствования выражена в письме Е.И. Рерих, где она пишет, что лучшие люди обязаны всячески облегчать Великим Учителям их непомерную ношу.

Это очень важная причина. Они несут всю тяготу наших несовершенств. Почему Они здесь? Потому что Они борются за Землю, за существование Земли и нас. Как тут говорилось, чем больше будет людей доброй воли, тем вернее будет конечная победа Света. Но всю тяготу Они несут на себе. И каждое наше побуждение стать немного лучше, хоть на какую-то йоту, Им облегчает ношу. И если мы Их любим, то во имя этого надо становиться добрее. Это очень важный аспект.

Может быть, кто-то добавит, какие ещё могут быть причины для самосовершенствования. Может быть, у вас есть личный опыт, как влияет ваше совершенствование на других, или примеры, как разрастается какое-то отрицательное свойство или какое-то хорошее качество возрастает. Потому что, я думаю, жизнь без конца даёт такие примеры в каждодневном быту.

Труд Учителей состоит ещё и в том, что они посылают Лучи на нас, а можем ли мы их воспринять? Путём собственного совершенствования мы сможем принять эти энергии, и для Них это самая лучшая помощь с нашей стороны.

Они хотят быть Помощниками и Сотрудниками. Они трудятся на наше усовершенствование, и мы стараемся — значит, мы со-трудники. Это великая честь и благо для нас.

Если опросить обычных людей о смысле жизни, то мы услышим типичные ответы: «жить, чтобы радоваться жизни, растить детей», то есть жить ради жизни. А ведь жизнь — это не самоцель, цель — это совершенствование, а жизнь — это средство.

Очень важно отметить, что обычные люди ответили бы: «жизнь у нас одна, и надо её прожить как можно лучше». А наша концепция — жизнь вечна и никогда не прекращается, а земная жизнь — это только этап. И когда мы так рассматриваем свою земную жизнь, мы уже не цепляемся за эти очень кратковременные и часто сомнительные земные блага, а делаем всё на далёкую перспективу. Мы знаем, что наша земная жизнь короче самой малой остановки поезда и что поезд идёт дальше, мы двигаемся в будущее, мы меняем земную жизнь на Тонкий Мир, потом снова воплощаемся, и так очень длительный период времени. И тогда, конечно, очень многое переосмысливается, а главное, для чего нам надо совершенствоваться, — для нашего же дальнего будущего, а не одной этой жизни, которую прожил — и конец, «нечего себя ограничивать в чём-то». Это то важное, что даёт Учение.

В общем-то все религии дают перспективу будущего существования, правда, мало приемлемую — одна жизнь, а потом или рай, или ад, или что-то мало понятное в загробном мире. У нас всё это очень чётко, всё разработано в деталях, и поэтому нам особенно легко вступить на путь самосовершенствования — хотя бы ради улучшения своей собственной судьбы, если не ради Иерархии или своих ближних, которые от этого или очень страдают, или, наоборот, приобретают.

Как сказал Вивекананда, человек приходит на землю, чтобы получить знания и потом бескорыстно трудиться на общее благо, и когда он выполняет своё назначение, в качестве награды он получает счастье и самоусовершенствование.

Труд по самоусовершенствованию — это труд на общее благо, потому что, как уже говорилось, мы не можем ни улучшаться, ни ухудшаться, не влияя при этом на других. Это тоже большой труд, и, конечно, это приведёт к каким-то и экономическим, и политическим последствиям. Мы все мечтаем об Общине Мира, но ведь она должна состоять из общинников, а общинники — это мы. Наше Учение и готовит общинников, для того чтобы эта Община состоялась. И мы не можем только эгоистически себя совершенствовать, мы очень влияем при этом и на других. И самосовершенствования нет там, где эгоизм. Улучшая себя, мы влияем этим на других и думаем при этом не только о себе. Благодаря этому и общее благо процветает, потому что мы частицы его, а не какие-то отдельные существа. Мы все вместе.

Что делать, чтобы помочь переустройству общества?

Что делать? Вот мы пошли выступать на радио, но, к сожалению, нам перестали давать эту возможность. Мы сделали 44 передачи по Живой Этике и по Светочам Мира, и администрация радио решила, что публике это уже надоело, неинтересно, и нам отказали по воскресеньям выступать с этими передачами. Теперь, если вы считаете, что это нужно продолжать, надо туда писать, на Дом радио, Вертковская, 10, и выражать пожелания, чтобы беседы о Живой Этике продолжались, что это интересно. И это тоже будет действие, будет помощь для распространения Учения в очень широких масштабах. Потому что это местное радио, его слушают и Новосибирск, и область, так что это идёт очень широко. Вот таким образом мы идём в массы.



[1] Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 99.





Назад в раздел : 1995
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае